ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1003/2023 от 14.11.2023 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-22321/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 14 ноября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Андугановой О.С., Латушкиной С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1003/2023 (УИД: 24RS0035-01-2023-000216-18) по иску Мелеховой Нины Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о перерасчете пенсии,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 июля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Мелехова Нина Михайловна (далее по тексту – Мелехова Н.М., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту – ОПФР по Красноярскому краю, ответчик) о перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований Мелехова Н.М. указала, что с 2015 г. является пенсионером, получает трудовую пенсию по старости. Так как является работающим пенсионером, то индексация пенсии не производилась с 7 апреля 2017 г., с момента последнего трудоустройства.

30 июля 2022 г. Мелехова Н.М. уволилась. Спустя 90 дней происходит индексация пенсии при увольнении пенсионера, и он получает увеличенную выплату, а также доплату за 3 месяца. Информация об увольнении гражданина с работы передается в Пенсионный фонд работодателем при заполнении отчета СЗВ-ТД не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа об увольнении. Индексация пенсии и перерасчет пособия проводится автоматически. Однако спустя 3 месяца с момента увольнения, Мелехова Н.М. не получила ни увеличенную выплату, ни доплату за 3 месяца.

При устном обращении в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Минусинске Красноярского края ей дано разъяснение о том, что работодатель МАОУ «Гимназия » действительно предоставило сведения об увольнении своевременно, но другой работодатель – Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования» (далее – КГКСУ «ЦОКО») подал сведения о том, что истец работала в августе 2022 г. Но Мелехова Н.М. не работала в августе 2022 г., а участвовала в проведении государственного экзамена в мае-июне 2022 г.

Истец обратилась в КГКСУ «ЦОКО» с заявлением о выдаче справки для пенсионного фонда. Мелеховой Н.М. КГКСУ «ЦОКО» выдана справка, в которой указано, что ей на основании личного письменного заявления и представленных документов в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. №452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, приказом КГКСУ «ЦОКО» от 2 августа 2022 г. назначена выплата компенсации за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации, в которой истец участвовала с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г.

Также КГКСУ «ЦОКО» разъяснило в этой справке и то, что Мелехова Н.М. не являлась работником данной организации в мае – июне, августе 2022 года, а привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации без заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера. Согласно решению об отказе в перерасчете пенсии от 26 декабря 2022 г. ОПФР по Красноярскому краю отказал в перерасчете Мелеховой Н.М. размера пенсии с 1 августа 2022 г., ссылаясь на то, что за Мелехову Н.М. отчитался работодатель КГКСУ «ЦОКО» в августе 2022 г.

Мелехова Н.М. считает отказ ответчика в перерасчете размера пенсии необоснованным, в связи с чем, обратилась в суд с исковым заявлением.

Мелехова Н.М. просила суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с 1 августа 2022 г., взыскать с ответчика в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины.

Определением Минусинского городского суда Красноярского края от 6 апреля 2023 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю на надлежащего Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены КГКСУ «ЦОКО», Управление образования администрации г. Минусинска, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия » (далее МАОУ «Гимназия »).

Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 18 мая 2023 г. исковые требования удовлетворены. На Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Мелеховой Нине Михайловне по правилам части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 августа 2022 г., с Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пользу Мелеховой Нины Михайловны взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 июля 2023 г. решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 мая 2023 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю просит отменить решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 июля 2023 г.

Заявитель указывает, что КГКСУ «ЦОКО» в отношении истицы является страхователем в силу положений статьи 8, части 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Полагает, что между Мелеховой Н.М. и КГКСУ «ЦОКО» сложились гражданско – правовые отношения по оказанию Мелеховой Н.М. услуг по организации и проведению Государственной итоговой аттестации в качестве члена государственной экзаменационной комиссии в пункте проведения экзамена с 23 мая 2022 года по 22 июня 2022 г., факт получения Мелеховой Н.М. в августе 2022 года компенсации за участие в работе итоговой аттестационной комиссии является подтверждением наличия договорных отношений с КГКСУ «ЦОКО». Следовательно, страхователь КГКСУ «ЦОКО» обоснованно сдал сведения по форме СЗВ-М за август 2022 г. по факту выплаченной компенсации, с которой одновременно произвел уплату обязательных платежей. Полагает, что поскольку Мелеховой Н.М. выполнялась деятельность в рамках договора гражданско – правового характера, у Мелеховой Н.М. отсутствует право на проведение индексации пенсии с 1 августа 2022 года в порядке части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Мелехова Н.М., представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, КГКСУ «ЦОКО», Управление образования администрации г. Минусинска, МАОУ «Гимназия », сведений о причине неявки не представили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимания доводы заявителя кассационной жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения допущены.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Мелехова Н.М. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 9 октября 2015 г.

В период с 7 апреля 2017 г. по 30 июля 2022 г. Мелехова Н.М. состояла в трудовых отношениях с МАОУ «Гимназия », работала в должности педагога-библиотекаря, приказом от 12 июля 2022 г. уволена по собственному желанию 30 июля 2022 г. Однако в связи с прекращением трудовой деятельности, начиная с 1 августа 2022 г., пенсионным органом пересчет пенсии не произведен.

Также судом установлено, что на основании приказа от 30 августа 2022 г. Мелехова Н.М. принята на работу в МАОУ «Гимназия » на должность педагога-библиотекаря с 1 сентября 2022 г.

Кроме того, Мелехова Н.М. принимала участие в проведении государственной итоговой аттестации в качестве организатора пункта проведения экзаменов (ППЭ), в процедурах ОГЭ 3001, ОГЭ 3002, ОГЭ 3003, ОГЭ 3004, на основании приказа Министерства образования Красноярского края от 5 мая 2022 г. . При этом истец принимала участие в организации и проведении Обязательного государственного экзамена без заключения трудового или гражданско-правового договоров с КГКСУ «ЦОКО».

Из материалов дела усматривается, что на основании заявления Мелеховой Н.М., КГКСУ «ЦОКО» 2 августа 2022 г. издан приказ -гиа, согласно которому постановлено выплатить компенсацию работникам, привлеченным к проведению ОГЭ, в том числе Мелеховой Н.М. в размере 6 876 руб. Указанная выплата за вычетом НДФЛ произведена истцу в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. № 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, в августе 2022 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что истец фактически прекратила трудовую деятельность, в период которой подлежала обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ, в августе 2022 года, деятельность, предусмотренную частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не осуществляла, пришел к выводу о наличии у истца права на перерасчет страховой пенсии с 1 августа 2022 г., в связи с чем, возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обязанность произвести перерасчет размера пенсии Мелеховой Н.М. с учетом индексации в соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 августа 2022 г.

При этом суд указал, что получение Мелеховой Н.М. в августе 2022 года компенсации за участие в организации и проведении Государственной итоговой аттестации в форме Обязательного государственного экзамена в качестве организатора в пункте проведения экзамена в период с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г. не свидетельствует об осуществлении истцом трудовой деятельности в августе 2022 года, поскольку КГКСУ «ЦОКО» не является работодателем истца.

Указанные выводы поддержал суд апелляционной инстанции, оставив без изменения решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 мая 2023 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необоснованными и незаконными выводы судов первой и апелляционной инстанций в части признания за Мелеховой Н.М., права на индексацию пенсии с 1 августа 2022 года, производимую согласно положениям части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по следующим основаниям.

Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ) ( в редакции действовавшей по состоянию на 1 июля 2022 г.).

Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Из положений части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу частей 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 2.2, 2.4-2.6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ), в редакции, действовавшей в спорный период, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя, отчество;

3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются: с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя (подпункт 1 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ)

В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. №211н, индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. №1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер наделен правом представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Такое правовое регулирование в рамках правового механизма исчисления размера страховой пенсии направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.

В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. №545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Как разъяснило Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 10 октября 2019 г. №03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.

Даже если письменный договор не заключен, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА по решению уполномоченных органов исполнительной власти соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным соответственно статьями 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые могут быть заключены в том числе и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, выплаты компенсации педагогам облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.

Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ). При этом уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1,2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1-3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59- 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций положениям приведенных норм процессуального закона не соответствуют.

Удовлетворяя требование Мелеховой Нины Михайловны о признании за ней права на перерасчет страховой пенсии в связи с прекращением осуществления ею трудовой деятельности с 1 августа 2022 г. суды исходили из того, что истец не осуществляла трудовую деятельность в августе 2022 г., КГКСУ «Центр оценки качества образования» работодателем истца не являлся.

Однако, судами первой и апелляционной инстанций не было учтено, что в силу вышеприведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, осуществление пенсионером указанной выше иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, является препятствием для перерасчета размера пенсии с учетом индексации (увеличения).

Как следует из материалов дела, Мелехова Н.М. привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в пункте проведения экзамена (ППЭ) с 23 мая2022 г. по 22 июня 2022 г. в соответствии с ведомостью учета использования рабочего времени работников ППЭ.

Мелеховой Н.М. на основании личного заявления и представленных документов в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 года №452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, приказом КГКСУ «ЦОКО» -гиа от 2 августа 2022 года назначена выплата компенсации за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 23 мая 2022 года по 22 июня 2022 г. в размере 6 876 руб. Указанная выплата компенсации за вычетом НДФЛ проведена КГКСУ «ЦОКО» в установленные постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 года №452-п сроки, что свидетельствует об осуществлении истцом в 2022 г. деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ, связанной с участием в подготовке и проведении Государственной итоговой аттестации.

Таким образом, фактически правоотношения между истцом и КГКСУ «Центр оценки качества образования» в связи с участием в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации имели место в период с мая 2022 г. по август 2022 г., указанная деятельность подлежит обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, выводы судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца в связи с тем, что КГКСУ «Центр оценки качества образования» не являлся работодателем Мелеховой Н.М. в период с мая 2022 г. по июнь 2022 г., август 2022 г. и что Мелехова Н.М. прекратила трудовую деятельность с 1 августа 2022 г. нельзя признать соответствующими вышеприведенным нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Кроме того, суды не дали оценку действиям пенсионного органа с учетом вышеприведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. №211н, согласно которым решение о перерасчете пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировке принимается на основании сведений об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности, которые пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей.

При этом КГКСУ «Центр оценки качества образования» представило в пенсионный орган в отношении истца отчетность по форме СЗВ-М за август 2022 г., в которой отразило произведенную в пользу истца выплату в размере 6 876 руб. как подлежащую налогообложению.

При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что юридически значимые обстоятельства не получили правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащими отмене решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 июля 2023 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Минусинского городского суда Красноярского края от 18 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 31 июля 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Минусинский городской суд Красноярского края.

Председательствующий:

Судьи: