УИД: 45RS0007-01-2022-000152-86
Дело № 88-14033/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 22 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Руновой Т.Д., Хасановой В.С.,
с участием прокурора Ботева В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-100/2022 по иску ФИО1 к Катайской городской Думе, исполняющему обязанности Главы города Катайска ФИО2, администрации города Катайска Курганской области о признании незаконным пункта 2 решения Катайской городской Думы от 17 февраля 2022 года № 110, признании незаконными и подлежащими отмене постановления администрации города Катайска Курганской области от 18 февраля 2022 года № 31, распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора от 22 февраля 2022 года, восстановлении в прежней должности и оплате вынужденного прогула.
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Катайского районного суда Курганской области от 08 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 09 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Ботева В.Ю., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Катайской городской Думе, исполняющему обязанности Главы города Катайска ФИО2, в котором (с учетом уточнений) предъявила требования к Катайской городской Думе о признании незаконным и подлежащим отмене решения Катайской городской Думы от 17 февраля 2022 года № 110 в части возложения временного исполнения обязанностей на заместителя главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО2; к исполняющему обязанности Главы города Катайска ФИО2 предъявила требования о признании незаконными и подлежащими отмене, как изданные неполномочным должностным лицом постановления администрации города Катайска от 18 февраля 2022 года № 31 «О временном исполнении полномочий Главы города Катайска» и распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора от 22 февраля 2022 года; к администрации города Катайска предъявила требования о восстановлении её в прежней должности заместителя Главы города Катайска по экономике и финансам с 23 февраля 2022 года и оплате вынужденного прогула с 23 февраля 2022 года по день восстановления в должности.
В обоснование требований указала, что с 02 сентября 2019 года она занимала должность заместителя Главы города Катайска, 17 февраля 2022 года на внеочередном заседании Катайской городской Думы принято решение № 110, которым досрочно прекращены полномочия Главы города Катайска ФИО3, вторым пунктом которого исполнение обязанностей Главы города Катайска возложено на его заместителя ФИО2 Указывает, что должностные полномочия ФИО2 по должности заместителя соответствуют должностным полномочиям по должности первого заместителя. Однако его трудовой стаж не соответствует квалификационным требованиям не только к должности первого заместителя Главы города Катайска, но и к должности заместителя Главы города по жилищно-коммунальному хозяйству, что в свое время послужило основанием исключения из реестра муниципальных должностей должности первого заместителя Главы города Катайска. Полагает пункт 2 данного решения незаконным, поскольку Уставом города Катайска и Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», со ссылкой на которые принято оспариваемое решение, не предусмотрено право городской Думы назначать исполняющего обязанности Главы города. 18 февраля 2022 года ФИО2 вручил ей уведомление о расторжении срочного трудового договора, этим же числом издано постановление администрации города Катайска № 31 о временном исполнении ФИО2 полномочий Главы города Катайска. 21 февраля 2022 года она вручила ФИО2 заявление о незаконности возложения на него временного исполнения обязанностей главы города, которое было оставлено без ответа. 22 февраля 2022 года ответчик вручил ей распоряжение о прекращении (расторжении) трудового договора. Считает, что ФИО2 не является полномочным лицом, поскольку его назначение Катайской городской Думой противоречит Уставу города Катайска, которым Думе не предоставлены полномочия по возложению временного исполнения обязанностей Главы города на кого бы то ни было. Она, как и ФИО2, является заместителем Главы города Катайска, устав не дает кому-либо из них преимуществ по исполнению полномочий Главы. С увольнением по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации она не согласна, поскольку срочный трудовой договор заключен на период полномочий Главы города Катайска и действует до вступления в должность вновь избранного Главы города Катайска. В соответствии с частью 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращении полномочий главы муниципального образования или временного отстранения от должности, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования. Буквальное толкование данной нормы означает, что полномочия главы, досрочно прекратившего исполнение своих полномочий, продолжают исполняться полномочным лицом. Таким образом, срок ее трудового договора истечет в дату вступления в должность вновь избранного главы города Катайска.
Определением Катайского районного суда Курганской области от 25 февраля 2022 года исковое заявление ФИО1 принято к производству суда в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Катайского районного суда Курганской области от 08 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 09 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Катайской городской Думе, исполняющему обязанности Главы города Катайска ФИО2, администрации города Катайска о признании незаконным пункта 2 решения от 17 февраля 2022 года № 110, признании незаконными и подлежащими отмене постановления от 18 февраля 2022 года № 31, распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора от 22 февраля 2022 года, восстановлении в прежней должности и оплате вынужденного прогула отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 02 сентября 2019 года на основании трудового договора № 79 была принята на муниципальную службу на должность заместителя Главы города Катайска по экономике и финансам на срок полномочий Главы города Катайска. Она обязалась исполнять должностные обязанности по указанной должности, образованной в целях обеспечения полномочий Главы города Катайска ФИО3 в соответствии с должностной инструкцией и установленными в администрации города Катайска правилами внутреннего трудового распорядка.
11 февраля 2022 года Глава города Катайска ФИО3 обратился в Катайскую городскую Думу с заявлением о досрочном прекращении своих полномочий в связи с отставкой по собственному желанию.
17 февраля 2022 года состоялось внеочередное заседание Катайской городской Думы, на котором было принято решение № 110 о досрочном прекращении полномочий Главы города Катайска ФИО3 17 февраля 2022 года в связи с отставкой на основании заявления об увольнении по собственному желанию (пункт 1) и о возложении с 18 февраля 2022 года временное исполнение обязанностей Главы города Катайска на заместителя Главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству ФИО2 до момента вступления в должность вновь избранного Главы города Катайска, в соответствии с действующим законодательством (пункт 2). Указанное решение подписано Главой города Катайска ФИО3 и председателем Катайской городской Думы ФИО4
18 февраля 2022 года исполняющим обязанности Главы города Катайска ФИО2 подписано постановление администрации города Катайска № 31 от 18 февраля 2022 года «О временном исполнении полномочий Главы города Катайска», в котором указано, что ФИО2 с 18 февраля 2022 года приступает к временному исполнению полномочий Главы города Катайска на срок до избрания Главы города Катайска по итогам конкурса по отбору кандидатов на указанную должность.
В этот же день исполняющий обязанности Главы города Катайска ФИО2 вручил ФИО1 уведомление о расторжении с 22 февраля 2022 года срочного трудового договора в связи с прекращением полномочий Главы города Катайска ФИО3 Согласно акту от 18 февраля 2022 года ФИО1 отказалась расписаться в уведомлении в подтверждение его вручения.
22 февраля 2022 года распоряжением № 18-р/л «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», подписанным исполняющим обязанности Главы города Катайска ФИО2, истец была уволена по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с истечением срока трудового договора. С указанным распоряжением ФИО1 была ознакомлена в тот же день.
В силу со статьи 20 Устава города Катайска Катайского района Курганской области в редакции от 28 февраля 2019 года структуру органов местного самоуправления города Катайска образуют: 1) Катайская городская Дума, 2) Глава <...>) администрация <...>) контрольно-счетный орган.
В соответствии со статьями 21, 22 Устава Катайская городская Дума является представительно-распорядительным органом местного самоуправления города Катайска, подконтрольна и подотчетна населению города Катайска. В исключительной компетенции Катайской городской Думы находятся, в том числе, принятие Устава, внесение в него изменений и (или) дополнений; избирание Главы города Катайска из числа кандидатов, предоставленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; принятие решения об удалении Главы города Катайска в отставку. Иные полномочия Катайской городской Думы определяются федеральными законами, Уставом Курганской области, законами Курганской области и Уставом.
Согласно статье 28 Устава Глава города Катайска является высшим должностным лицом города Катайска и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается городской Думой и в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Катайской городской Думе.
В полномочия Главы города Катайска в соответствии со статьей 29 Устава входит подписание и обнародование в порядке, установленном Уставом, решений Катайской городской Думы; издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений; обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области; формирование администрации города Катайска и руководство ее деятельностью в соответствии с Уставом и Положением об администрации города Катайска; назначение и освобождение от должности заместителя Главы города Катайска.
Согласно статье 30 Устава полномочия Главы города Катайска прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. В случае досрочного прекращения полномочий Главы города Катайска его полномочия временно исполняет Первый заместитель Главы, а городская Дума в течение 30 дней со дня прекращения полномочий Главы принимает решение об объявлении конкурса по отбору кандидатов на должность Главы города.
В соответствии со статьей 34 Устава порядок прекращения полномочий Главы города Катайска определяется решением Катайской городской Думы.
Согласно положениям Регламента Катайской городской Думы, утвержденного решением Катайской городской Думы от 29 декабря 2016 года № 150, городская Дума является представительным органом города Катайска, в пределах своей компетенции Дума обладает правом представлять интересы населения города Катайска, принимать от его имени решения, действующие на территории города Катайска; Дума состоит из 15-ти депутатов, избираемых сроком на 5 лет на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; Дума может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 депутатов; депутат пользуется правом голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой, комиссией Думы, членом которой он является; председатель городской Думы в отношения с органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями действует без доверенности от имени Катайской городской Думы; председатель Думы избирается на заседании Думы из числа депутатов на срок полномочий Думы данного созыва; основной формой деятельности городской Думы являются заседания; заседание городской Думы правомочно, если в нём присутствует не менее 50 % депутатов от числа избранных; очередные заседания городской Думы созываются председателем Думы, в его отсутствие заместителем председателя Думы; документы и проекты решений к предстоящему заседанию представляются депутатами не позднее, чем за 3 дня до их рассмотрения на заседании городской Думы; внеочередное заседание городской Думы созывается по письменному обращению Главы города, группы в количестве не менее 7 депутатов, на внеочередное заседание городская Дума может быть созвана также по инициативе председателя Думы; внеочередное заседание городской Думы проводится исключительно по вопросам, явившимся основанием для созыва заседания городской Думы; принятые решения городской Думы в течение 10-ти дней со дня окончания заседания Думы направляются Главе города для подписания и опубликования (обнародования); решения городской Думы принимаются на заседания открытым или тайным голосованием.
Согласно штатному расписанию администрации города Катайска должность первого заместителя Главы города Катайска не предусмотрена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным пункта 2 решения Катайской городской Думы от 17 февраля 2022 года № 110, признании незаконным постановления администрации города Катайска Курганской области от 18 февраля 2022 года № 31, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 2, частью 2 статьи 3, часть 2 статьи 7, статьями 6, 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьей 2 Закона Курганской области от 30 мая 2007 года № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области», Уставом города Катайска Катайского района Курганской области, Регламентом Катайской городской Думы, утвержденным решением Катайской городской Думы от 29 декабря 2016 года № 150, исходил из того, что Катайская городская Дума, как представительный орган, имеющий право принимать Устав, вносить в него изменения и (или) дополнения, избирать Главу города Катайска, вправе была принять решение о назначении временно исполняющего обязанности Главы города Катайска. В связи с отсутствием в структуре управления должности первого заместителя Главы города Катайска, назначение исполняющим обязанности Главы города его заместителя соответствует закону.
Установив, что на заседание Катайской городской Думы 17 февраля 2022 года присутствовало 7 депутатов и председатель Катайской городской Думы, то есть более 50 % от числа избранных депутатов, в том числе заместитель Главы по экономике и финансам ФИО1, помощник прокурора Захаров Н.А., депутатам был зачитан проект решения, который заранее направлялся депутатам, и большинством голосов депутатов при открытом голосовании принято оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что заседание городской Думы, на котором принята отставка Главы города Катайска ФИО3 и назначен временно исполняющий обязанности Главы города Катайска заместитель Главы ФИО2, являлось правомочным.
Отклоняя доводы истца о несоответствии ФИО2 квалификационным требованиям, предъявляемым к должности заместителя Главы города или первого заместителя Главы города в части стажа муниципальной службы, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с должностной инструкцией заместителя Главы города Катайска по жилищно-коммунальному хозяйству к указанной должности предъявляются требования по стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки не менее 2 лет, доказательств отсутствия у ФИО2 2 лет стажа работы по специальности или стажа муниципальной службы суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора от 22 февраля 2022 года, суд первой инстанции, руководствуясь абзацем десятым части первой статьи 59, частью 1 статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что срок трудового договора истца ограничен сроком полномочий Главы города Катайска ФИО3, который был освобожден от занимаемой должности решением Катайской городской Думы № 110 от 17 февраля 2022 года по собственному желанию, в связи с чем трудовой договор, заключенный с истцом подлежит прекращению (расторжению) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в связи с истечением срока договора. Распоряжение о прекращении трудового договора с истцом вынесено правомочным лицом, нарушений порядка прекращения (расторжения) договора не допущено.
Отказав в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения о прекращении (расторжении) трудового договора от 22 февраля 2022 года, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о восстановлении на службе, взыскании заработка за период вынужденного прогула.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что поскольку нормативно-правовые акты муниципального образования не содержат запрета на утверждение городской Думой исполняющего обязанности Главы города Катайска, нарушений Катайской городской Думой при возложении полномочий по временному исполнению обязанностей Главы города Катайска на ФИО2 не допущено.
Отклоняя довод истца о незаконности расторжения трудового договора до избрания нового Главы города Катайска, суд апелляционной инстанции указал, что в трудовом договоре истца прямо отражено условие о том, что он заключен на срок действия полномочий Главы города ФИО3, поэтому истечение этого срока влечет увольнение истца по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу требований абзаца 10 части 1 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор заключается в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
В силу положений части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Специфика прохождения муниципальной службы на условиях срочного трудового договора закреплена в законодательстве о муниципальной службе, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предоставляет субъектам Российской Федерации право предусмотреть в реестре должностей муниципальной службы должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и замещаемые на условиях срочного трудового договора. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Согласно части 7 статьи 36 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов о законности назначения Катайской городской Думой исполняющим обязанности Главы города Катайска ФИО2 и о законности увольнения истца в связи с истечением срока действия трудового договора соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов, со ссылкой на то, что в Уставе города расписаны полномочия органов местного самоуправления, отсутствие прямого запрета в Уставе на совершение конкретных действий не может служить основанием к совершению действий, не регламентированных Уставом; у Думы имелась реальная возможность внести изменения либо в Устав либо в реестр муниципальных должностей; действующее законодательство не предусматривает полномочия Думы по назначению исполняющего обязанности Главы города; о незаконности решения Катайской городской Думы в части назначения исполняющего обязанности Главы города Катайска, постановления исполняющего обязанности Главы города ФИО2 о назначении последнего на указанную должность, направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения норм материального права.
При разрешении настоящего дела судами не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Переоценка исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании данной оценки в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что при досрочном прекращении полномочий Главы города, заместитель Главы города ФИО2 свой срочный договор не прекратил, не влечет отмену судебных постановлений, так как, разрешив вопрос об отставке по собственному желанию Главы города Катайска ФИО3 городской Думой решен вопрос о назначении исполняющего обязанности Главы города и временно исполняющим обязанности Главы города Катайска был назначен ФИО2
Довод кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции принципа равноправия и состязательности сторон, является несостоятельным. Нарушений норм процессуального закона при разрешении дела судом первой инстанции не допущено.
Довод кассационной жалобы о том, что представитель прокуратуры сослался на статью 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности сторон представить доказательства, игнорируя то обстоятельство, что по трудовым спорам бремя доказывания лежит на работодателе, не свидетельствует о незаконности судебных постановлений, поскольку суд правильно распределил между сторонами бремя доказывания.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Катайского районного суда Курганской области от 08 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 09 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи