ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1028/2021 от 28.04.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-8272/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 28 апреля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Гусева Д.А., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1028/2021 (УИД: 42RS0018-01-2021-001505-62) по заявлению акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» о признании незаконным и об отмене решения финансового уполномоченного,

по кассационным жалобам представителей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов ФИО1 – ФИО2 и ФИО3 на решение Орджоникидзевского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 7 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 декабря 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В., объяснения представителя уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов ФИО1 – ФИО4, действующего по доверенности, поддержавшего доводы кассационных жалоб, представителей акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» - ФИО5, действующей по доверенности, ФИО6, действующей по ордеру, возражавших относительно доводов кассационных жалоб,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» (далее – АО «НПФ «Благосостояние», Фонд, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконным и об отмене решения финансового уполномоченного.

В обоснование заявленных требований АО «НПФ «Благосостояние» указало, что ФИО7, являясь работником Вагонного депо Новокузнецк - пассажирский, 24 сентября 2003 г. присоединилась к договору о негосударственном пенсионном обеспечении от 20 сентября 2002 г. , заключенному между АО «НПФ «Благосостояние» и ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога», в качестве участника-вкладчика.

Между ОАО «РЖД» и АО «НПФ «Благосостояние» заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения от 14 июня 2004 г. , согласно которому все права и обязанности сторон по ранее заключенным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе и по договору негосударственного пенсионного обеспечения от 20 сентября 2002 г. , переданы сторонам по договору негосударственного пенсионного обеспечения РЖД, по которому ФИО7 продолжила уплачивать личные пенсионные взносы по апрель 2010 г.

После трудоустройства в Вагонный участок Новокузнецк ОАО «Федеральная пассажирская компания» (далее – ОАО «ФПК») ФИО7 4 августа 2010 г. присоединилась к договору негосударственного пенсионного обеспечения от 8 июля 2010 г. , заключенному между АО «НПФ «Благосостояние» и ОАО «ФПК» (с 2017 года АО «ФПК»), в качестве участника-вкладчика и уплачивает пенсионные взносы до настоящего времени.

Согласно п. 8.1. договора негосударственного пенсионного обеспечения ОАО «ФПК» участник-вкладчик приобретает право на негосударственную пенсию при наступлении у него пенсионных оснований, установленных законодательством Российской Федерации и Пенсионными правилами, соблюдении иных дополнительных условий (оснований), предусмотренных положением негосударственного пенсионного обеспечения.

Пунктом 15 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «ФПК» предусмотрено, что право на корпоративную пенсию по старости участник-вкладчик приобретает при увольнении из АО «ФПК» при соблюдении одновременно следующих условий: а) достижение пенсионного возраста, в том числе необходимого для досрочного значения страховой пенсии по старости; б) наличие страхового стажа не менее пяти лет (60 месяцев).

Страховой стаж ФИО7 составляет 181 месяц.

С 22 апреля 2020 г. ФИО7 установлена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В настоящее время ФИО7 продолжает работать в АО «ФПК», следовательно, у нее не соблюдено одно из обязательных условий назначения корпоративной пенсии - увольнение из АО «ФПК».

Поскольку ФИО7 продолжает работать, то у АО «НПФ «Благосостояние» отсутствуют правовые основания для назначения ФИО7 негосударственной пенсии.

После увольнения ФИО7 может обратиться с заявлением о назначении негосударственной пенсии и при поступлении в АО «НПФ «Благосостояние» необходимых документов, АО «НПФ «Благосостояние» исполнит свои обязательства по назначению ФИО7 негосударственной пенсии.

Однако, ФИО7 12 апреля 2021 г. обратилась в службу финансового уполномоченного с требованием о взыскании с АО «НПФ «Благосостояние» денежных средств, по ее мнению, удерживаемых АО «НПФ «Благосостояние» в связи с отказом в назначении ежемесячной негосударственной пенсии по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Решением уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов ФИО1 (далее - финансовый уполномоченный ФИО1) от 12 мая 2021 г. требование ФИО7 к АО «НПФ «Благосостояние» о взыскании денежных средств, удержанных АО «НПФ «Благосостояние» в связи с отказом в назначении ежемесячной негосударственной пенсии по договору негосударственного пенсионного обеспечения удовлетворено частично, с АО «НПФ «Благосостояние» в пользу ФИО7 взысканы денежные средства в размере 2 736,92 рублей по договору негосударственного пенсионного обеспечения от 14 июня 2004 г. , в размере 4 957,42 рублей по договору негосударственного пенсионного обеспечения от 8 июля 2010 г. ; последующая выплата негосударственной пенсии (с мая 2021 г.) подлежит осуществлению в порядке, установленном договором негосударственного пенсионного обеспечения от 14 июня 2004 г. и договором негосударственного пенсионного обеспечения от 8 июля 2010 г. .

Обращаясь с иском в суд, АО «НПФ «Благосостояние» ссылалось на то, что несогласно с решением финансового уполномоченного ФИО1, поскольку неправомерно указано на то, что основание назначения негосударственной пенсии в виде увольнения работника является ухудшающим условием и поэтому недопустимо; условия для получения права на корпоративную пенсию, в том числе необходимость уволиться из организации, должны быть прямо поименованы в качестве пенсионных оснований в Пенсионных правилах АО «НПФ «Благосостояние» и в договорах негосударственного пенсионного обеспечения от 14 июня 2004 г. и от 8 июля 2010 г. ; АО «НПФ «Благосостояние» не представлены документы, подтверждающие ознакомление ФИО7 с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении ОАО «РЖД» или АО «ФПК»; а также на то, что финансовый уполномоченный, возлагая обязанность осуществлять последующую выплату негосударственной пенсии вышел за пределы своих полномочий, поскольку обязан рассматривать имущественные споры между финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг, а не разрешать вопросы о признании права, либо обязании совершить определенные действия; финансовым уполномоченным в основу решения положен расчет, не соответствующий размерам пожизненной негосударственной пенсии, рассчитанным по формуле в Приложении № 2 к Пенсионным правилам АО «НПФ «Благосостояние» на предполагаемую дату начала выплат негосударственной пенсии - 1 марта 2021 г.

АО «НПФ «Благосостояние» просило суд признать незаконным и отменить решение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов ФИО1 от 12 мая 2021 г. .

Решением Орджоникидзевского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 7 сентября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 декабря 2021 г., решение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций ломбардов и негосударственных пенсионных фондов ФИО1 от 12 мая 2021 г. по обращению ФИО7 признано незаконным и отменено.

В кассационных жалобах представителями финансового уполномоченного ФИО1 - ФИО2 и ФИО3 ставится вопрос об отмене решения Орджоникидзевского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 7 сентября 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 декабря 2021 г., как незаконных.

На кассационную жалобу представителями АО «НПФ «Благосостояние» и АО «ФПК» принесены письменные возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ФИО7, представитель АО «ФПК», сведений о причине неявки не представили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 24 сентября 2003 г. Девяткина (ранее <данные изъяты>) Н.А., являясь работником Вагонного депо Новокузнецк-пассажирский, присоединилась к договору негосударственного пенсионного обеспечения от 20 сентября 2002 г. , заключенному между НО «НПФ «Благосостояние» и ФГУП «Западно-Сибирская железная дорога» в качестве участника-вкладчика, и уплачивала личные пенсионные взносы.

Между НО «НПФ «Благосостояние» и ОАО «РЖД» 14 июня 2004 г. заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения , согласно которому все права и обязанности сторон по ранее заключенным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе и по договору негосударственного пенсионного обеспечения от 20 сентября 2002 г. , были переданы сторонам по указанному договору.

Негосударственное пенсионное обеспечение работников АО «ФПК» осуществляется НО «НПФ «Благосостояние» по договору негосударственного пенсионного обеспечения от 8 июля 2010 г. .

После трудоустройства в Вагонный участок Новокузнецк ОАО «ФПК» ФИО7 4 августа 2010 г. присоединилась к договору негосударственного пенсионного обеспечения от 8 июля 2010 г. , заключенному между НО «НПФ «Благосостояние» и АО «ФПК» (ранее - ОАО «ФПК»), в качестве участника-вкладчика.

Негосударственное пенсионное обеспечение работников АО «ФПК» осуществляется на основании договора негосударственного пенсионного обеспечения от 4 августа 2010 г. , Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «ФПК» (с изменениями и дополнениями), утвержденного решением Совета директоров АО «ФПК», в соответствии с Пенсионными правилам АО «НПФ «Благосостояние».

Согласно п. 8.1. договора негосударственного пенсионного обеспечения от 8 июля 2010 г. участник-вкладчик приобретает право на государственную пенсию при наступлении у него пенсионного основания и соблюдении иных условий, предусмотренных положением о негосударственном пенсионном обеспечении.

Пунктом 15 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «ФПК» установлено, что право на корпоративную пенсию по старости участник-вкладчик приобретает при увольнении из АО «ФПК» и соблюдении одновременно следующих условий: а) достижение пенсионного возраста, необходимого для досрочного значения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 5 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 213 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; б) наличие страхового стажа не менее пяти лет (60 месяцев).

В силу п. 1.5 Пенсионных правил АО «НПФ «Благосостояние» отношения, возникающие между вкладчиком - юридическим лицом и участником негосударственному пенсионному обеспечению, регулируются законодательством Российской Федерации, локальными нормативными и иными актами вкладчика (коллективный договор, Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников вкладчика и т.п.) и (или) пенсионным договором.

Разделом X Пенсионных правил АО «НПФ «Благосостояние» предусмотрено, что пенсионным договором могут устанавливаться дополнительные основания и условия для приобретения участником на получение негосударственной пенсии, предусмотренные соглашением вкладчика с участниками (коллективный договор, Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников вкладчика и т.п.) и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Условия пенсионных программ (пенсионных договоров, положений о негосударственном пенсионном обеспечении работников) как ОАО «РЖД», так и ОАО «ФПК» в части дополнительных оснований и условий для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии – требования, в том числе по стажу работы на предприятии, в отрасли, увольнение участника, достигшего определенного возраста, из организации вкладчика, являются идентичными.

С 22 апреля 2020 г. ФИО7 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 213 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Страховой стаж ФИО7 составляет 181 месяц.

ФИО7 10 июля 2020 г. и 8 апреля 2021 г. обращалась в АО «НПФ «Благосостояние» с заявлением о назначении корпоративной пенсии. В назначении негосударственной пенсии ФИО7 было отказано с указанием на отсутствие правового основания - не увольнение с предприятия АО «ФПК».

Судом первой инстанции также установлено, что ФИО7 на момент обращения с заявление о назначении негосударственного пенсионного обеспечения работала и продолжает работать в АО «ФПК».

12 апреля 2021 г. ФИО7 обратилась в службу финансового уполномоченного с заявлением о взыскании с АО «НПФ «Благосостояние» денежных средств, удерживаемых АО «НПФ «Благосостояние» в связи с отказом в назначении ежемесячной негосударственной пенсии по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Решением финансового уполномоченного ФИО1 от 12 мая 2021 г. требование ФИО7 к АО «НПФ «Благосостояние» о взыскании денежных средств, удержанных АО «НПФ «Благосостояние» в связи с отказом в назначении ежемесячной негосударственной пенсии по договору негосударственного пенсионного обеспечения, удовлетворено частично, с АО «НПФ «Благосостояние» в пользу ФИО7 взысканы денежные средства в размере 2 736,92 рублей по договору негосударственного пенсионного обеспечения от 14 июня 2004 г. , в размере 4 957,42 рублей по договору негосударственного пенсионного обеспечения от 8 июля 2010 г. ; последующая выплата негосударственной пенсии (с мая 2021 г.) подлежит осуществлению в порядке, установленном договором негосударственного пенсионного обеспечения от 14 июня 2004 г. и договором негосударственного пенсионного обеспечения от 8 июля 2010 г. .

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что совокупность условий, необходимых для назначения ФИО7 негосударственной пенсии отсутствует, финансовым уполномоченным были удовлетворены требования ФИО7, не входящие в его компетенцию в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», пришел к выводу об отмене решения финансового уполномоченного ФИО1 от 12 мая 2021 г. .

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.

Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, регулируются Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия).

В ст. 3 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» приведены основные понятия, используемые в законе, в числе которых четко определены такие понятия как договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор), вкладчик, участник, пенсионные основания, правила фонда.

Договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор) - соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее - вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее - участник) негосударственную пенсию.

Вкладчик - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд.

Участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Пенсионные основания - основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии или основания приобретения застрахованным лицом права на получение накопительной пенсии;

Правила фонда - документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договорам об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда).

В статьях 9, 11 и 12 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» приведены требования к пенсионным правилам фонда, пенсионным схемам, применяемым фондом, пенсионным договорам.

Согласно положениям ст. 13 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами фонда, пенсионным договором и договором об обязательном пенсионном страховании.

Статьей 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в редакции Федерального закона от 18 марта 2020 г. № 61-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» (действующей в настоящее время), установлено, что пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, установленные указанными договорами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в редакции, действовавшей до Федерального закона от 18 марта 2020 г. № 61-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», было установлено, что пенсионными основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации. Пенсионными договорами могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии. Пенсионными основаниями в договорах об обязательном пенсионном страховании являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным видом пенсионного обеспечения и организуется работодателем на добровольной основе, в договорах могут быть установлены дополнительные основания для получения корпоративной пенсии, что не противоречит закону.

Проанализировав Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «ФПК», судебные инстанции пришли к выводам о том, что факт увольнения в связи с выходом на пенсию является обязательным условием для получения права на негосударственное пенсионное обеспечение.

Проанализировав договоры негосударственного пенсионного обеспечения, судебные инстанции пришли к выводам о том, что данные договоры, имея в общих и специальных положениях ссылки на соответствующие Положения о пенсионном обеспечении, утверждаемые работодателями, могут верно толковаться только с учетом указанных Положений о негосударственном пенсионном обеспечении.

При таких обстоятельствах, установив, что ФИО7 на момент обращения с заявлением о назначении негосударственного пенсионного обеспечения работала и продолжает работать в АО «ФПК», судебные инстанции пришли к правильным выводам о том, что право на назначение негосударственной пенсии у ФИО7 на момент обращения в АО «НПФ «Благосостояние» не возникло в связи с отсутствием условий и оснований для назначения негосударственной пенсии.

ФИО7 ознакомлена с Договорами негосударственного пенсионного обеспечения, Пенсионными правилами АО «НПФ «Благосостояние», в том числе с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников АО «ФПК» (т.1 л.д. 159, 160, т.2 л.д. 24).

Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции доводы о том, что суды не приводят конкретных мотивов относительно того, что финансовый уполномоченный не вправе рассматривать требования о назначении негосударственной пенсии, отклоняются ввиду их несостоятельности, поскольку финансовый уполномоченный, не имея на то компетенции, рассмотрел вопрос и высказал мнение о соответствии отдельных пунктов договоров негосударственного пенсионного обеспечения в части ссылки в них на Положение негосударственного пенсионного обеспечения, а также о соответствии данных Положений негосударственного пенсионного обеспечения требованиям действующего законодательства в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, что является исключительно компетенцией суда.

Пенсионный договор представляет систему гражданско-правового договора и трудовых отношений между АО «НПФ «Благосостояние», работодателем и работником по предоставлению дополнительных корпоративных гарантий при увольнении для получения дополнительного права на негосударственное пенсионное обеспечение. В результате возникновения данных гражданско-правовых отношений ФИО7 выступает в качестве участника-вкладчика пенсионного негосударственного обеспечения, а не как потребитель финансовой услуги.

Учитывая тот факт, что данный случай не является страховым, а предметом настоящего спора является начисление негосударственной пенсии работнику при наличии у него права на данное пенсионное обеспечение, соответственно, совокупность пенсионных оснований, предусмотренных договором негосударственного пенсионного обеспечения участников-вкладчиков, Пенсионными правилами и действующим Положением негосударственного пенсионного обеспечения АО «ФПК», является юридически значимым обстоятельством, требующим установления для разрешения данного дела, тогда как фактически решением от 12 мая 2021 г. было установлено право ФИО7 на получение негосударственной пенсии не только за период март-апрель 2021 г., но и на будущее время, начиная с мая 2021 г.

Толкование финансовым уполномоченным норм ст. 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» не соответствует положениям законодательства о негосударственных пенсионных фондах, противоречит концепции негосударственного пенсионного обеспечения, который представляет собой корпоративную социальную программу.

Кроме того, вышеназванные договоры негосударственного пенсионного обеспечения не противоречат положениям ст. 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», в редакции, действовавшей во время их заключения, поскольку в данной норме пенсионными основаниями указаны основания, предусмотренные пенсионным договором и установленные на момент его заключения действующим законодательством о пенсионном обеспечении в Российской Федерации, а Положения о негосударственном пенсионном обеспечении, утвержденные работодателем, по своей сути являются составными частями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, в которых имеются ссылки на данные Положения.

Вопреки доводам кассационных жалоб судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационных жалобах.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 7 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов ФИО1 – ФИО2 и ФИО3 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: