ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-10490/2022 от 27.07.2023 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 72RS0025-01-2022-000101-65

№ 88-11562/2023

Мотивированное определение

изготовлено 27 июля 2023 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 20 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Карповой О.Н., Зеленовой Е.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-10490/2022 по иску ФИО1 к Тюменской таможне, о признании незаконным отказа в приеме на должность ведущей группы, возложении обязанности устранить нарушения и принять на государственную гражданскую службу,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 20 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы и возражений Тюменской таможни, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО2, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Тюменской таможне о признании незаконным отказа в приеме на должность ведущей группы, возложении обязанности устранить нарушения закона в отношении него и принять на вакантную должность.

Требования мотивированы тем, что с 24 октября 2018 года он был зачислен в кадровый резерв Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы категории «специалисты». 24 октября 2021 года он направил в Тюменскую таможню заявление о приеме его на работу. 27 ноября 2021 года получил отказ в приеме его на государственную гражданскую службу и назначение на должность ведущей группы из кадрового резерва Тюменской таможни. Кроме того, приказом Тюменской таможни от 25 октября 2021 года № 408 «Об исключении из кадрового резерва на должности государственной гражданской службы Тюменской таможни» он 25 октября 2021 года исключен из кадрового резерва Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей, в связи с непрерывным пребыванием в кадровом резерве более трех лет. Полагает, что наличие кредитных обязательств, статус многодетного отца и единственного кормильца в семье, свидетельствует о его приоритетном приеме на работу перед другими лицами, претендующими на вакантные должности. Просил суд признать незаконным отказ Тюменской таможни в приеме на работу (должность ведущей группы); обязать Тюменскую таможню устранить нарушение закона, принять его на вакантную должность.

Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 октября 2022 года, решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 06 июня 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 15 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 20 марта 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.

Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30 июня 2023 года Тюменской таможне отказано в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством видео-конференцсвязи.

В возражениях на кассационную жалобу Тюменская таможня просит оставить ее без удовлетворения.

Истец ФИО1, представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения представителя ответчика на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа № 265-К от 28 сентября 2017 года ФИО1 назначен в порядке перевода из Челябинской таможни на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Курганского таможенного поста Тюменской таможни с 03 октября 2017 года.

Приказом № 97-К от 02 апреля 2018 ФИО1 назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Тюменской таможни, с местом исполнения должностных обязанностей в г. Кургане. С ним был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы с 03 апреля 2018 года на неопределенный срок.

В связи с проведением организационно-штатных мероприятий приказом от 17 июля 2018 года № 279, с учетом изменений, внесенных приказом от 13 августа 2018 № 328, с 25 октября 2018 года внесены изменения в штатное расписание Тюменской таможни, в соответствии с которыми отдел по контролю за ввозом и оборотом товаров объединен с отделом контроля после выпуска товаров в составе вновь созданной службы таможенного контроля после выпуска товаров Тюменской таможни.

28 июля 2018 года ФИО1 вручено предупреждение о возможном освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

В ходе беседы с начальником Тюменской таможни 02 августа 2018 года истец пояснил, что согласен на дальнейшее прохождение государственной гражданской службы по должности государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Тюменской таможни с местом нахождения в г. Кургане; просил рассмотреть возможность перевода в г. Тюмень.

Согласие истца на дальнейшее прохождение с 25 октября 2018 года государственной гражданской службы в указанной должности подтверждается также представленным им 23 августа 2018 года в Тюменскую таможню заявлением.

17 октября 2018 года ФИО1 подано письменное заявление об увольнении 24 октября 2018 года в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно приказу № 382-К от 19 октября 2018 года, служебный контракт прекращен, истец освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы 24 октября 2018 года с должности главного государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Тюменской таможни в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Зачислен в кадровый резерв Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы.

24 октября 2021 года ФИО1 направил в адрес начальника Тюменской таможни заявление с просьбой принять его на должность ведущей группы Тюменской таможни на основании Указа Президента от 01 марта 2017 года № 96, так как с 2018 года он находится в кадровом резерве Тюменской таможни и является единственным кормильцем многодетной семьи. Заявление получено ответчиком 27 октября 2021 года.

Также, 24 октября 2021 года истец направил ответчику заявление, в котором просил принять (назначить) его на работу (должность) в Тюменскую таможню на основании приказа о зачислении в кадровый резерв Тюменской таможни от 2018 года. Указанное заявление было получено ответчиком тоже 27 октября 2021 года.

Между тем, приказом Тюменской таможни от 25 октября 2021 года № 408 «Об исключении из кадрового резерва на должности государственной гражданской службы Тюменской таможни» ФИО1 исключен из кадрового резерва Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей на основании подпункта «ж» пункта 52 Положения о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 № 96 (непрерывное пребывание в кадровом резерве более трех лет), о чем он был проинформирован в письме от 26 октября 2021 года за № 20-41/12757.

По результатам рассмотрения обращений ФИО1 25 ноября 2021 года истцу направлен ответ, согласно которому заявителю сообщено об отсутствии правовых оснований для приема на государственную гражданскую службу и назначения на должность ведущей группы из кадрового резерва Тюменской таможни, в связи с отсутствием по состоянию на 24 октября 2021 года вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей, по которым не начаты либо не завершены соответствующие конкурсные процедуры, а также в связи с исключением его из кадрового резерва 25 октября 2021 года. Также разъяснено, что за период нахождения в кадровом резерве его кандидатура, наравне с иными лицами, состоявшими в кадровом резерве Тюменской таможни для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей, являлась предметом рассмотрения при формировании кадрового состава Тюменской таможни с учетом текущей потребности в замещении должностей федеральной гражданской службы.

В период с 22 по 25 октября 2021 года в Тюменской таможне имелись вакантные должности ведущей группы должностей главного государственного таможенного инспектора Югорского таможенного поста и главного государственного таможенного инспектора правового отдела.

На момент обращения истца с заявлением конкурс на вакантную должность главного государственного таможенного инспектора Югорского таможенного поста Тюменской таможни в соответствии с приказом Тюменской таможни от 8 сентября 2021 № 346 состоялся 24 сентября 2021 года. Приказом Тюменской таможни от 29 сентября 2021 № 364 «Об утверждении результатов проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы Тюменской таможни» объявлен победителем конкурса <данные изъяты> Приказом Тюменской таможни от 25 октября 2021 № 252-К <данные изъяты> принят на государственную гражданскую службу в Тюменскую таможню и назначен на должность главного государственного таможенного инспектора Югорского таможенного поста с 25 октября 2021 года.

На основании приказа от 08 октября 2021 № 383 12 октября 2021 был объявлен конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы «Главный государственный таможенный инспектор правового отдела Тюменской таможни. В указанном конкурсе участвовало 3 кандидата: <данные изъяты> - юрисконсульт правового отдела Тюменской таможни; <данные изъяты> - главный государственный таможенный инспектор правового отдела; <данные изъяты> – гражданин, не работающий у ответчика. По результатам конкурсных процедур на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Тюменской таможни «Главный государственный таможенный инспектор правового отдела Тюменской таможни» приказом от 07 декабря 2021 № 453 победителем объявлена <данные изъяты>

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался статьями 3, 22, 26, 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа», приказом Федеральной таможенной службы России от 12 января 2018 года № 15 «Об утверждении Положения о кадровом резерве таможенных органов Российской Федерации», Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июля 2016 года № 1416-О, статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учел пояснения представителя ответчика о том, что в кадровом резерве на должность ведущей группы кроме истца были кандидаты с наиболее высоким уровнем и деловыми, профессиональными качествами, и когда образовались две вакансии работодателем принято решение об объявлении конкурса, истец не был лишен возможности участвовать в конкурсе, однако документы на участие в конкурсе не подал.

Установив, что истец претендовал на должность в пределах ведущей группы должностей федеральной гражданской службы согласно кадровому резерву; в связи с наличием кандидатов на занятие обеих вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы в период с 22 по 25 октября 2021 года в Тюменской таможне работодателем принято решение об объявлении конкурса, информация о конкурсе была размещена на официальном сайте, в связи с чем суд посчитал, что истец не был лишен возможности участвовать в конкурсе. При этом, наличие на иждивении пятерых детей не дает истцу преимущественного права на прием на службу среди лиц, претендующих на одну должность.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ ответчика был обусловлен невозможностью приема истца на службу на должности, по которым был объявлен конкурс в связи с наличием нескольких кандидатов. Отказ не носит дискриминационный характер, поскольку вакантных должностей, которые могли быть предложены истцу ответчиком в юридически значимый период, у ответчика не было, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа в приеме на работу (должность ведущей группы), возложении на ответчика обязанности устранить нарушения и принять его на работу, не имелось.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что в соответствии с действующим законодательством назначение кандидата, включенного в кадровый резерв, на вакантную должность гражданской службы является правом представителя нанимателя, который самостоятельно принимает кадровые решения. При этом за период нахождения в кадровом резерве кандидатура ФИО1, наравне с иными лицами, состоявшими в кадровом резерве Тюменской таможни для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей, являлась предметом рассмотрения при формировании кадрового состава Тюменской таможни с учетом текущей потребности в замещении должностей федеральной гражданской службы. По состоянию на 24 октября 2021 года имелись 2 вакантные должности: главный государственный таможенный инспектор Югорского таможенного поста Тюменской таможни, по которой конкурс уже состоялся и был объявлен победитель; главный государственный таможенный инспектор правового отдела Тюменской таможни. Для замещения должности главного государственного таможенного инспектора правового отдела Тюменской таможни в кадровом резерве таможни помимо истца на момент открытия вакансии, а также по состоянию на 24 октября 2021 года, имелось 4 кандидата, соответствующие профессиональному уровню, квалификационным требованиям, направлению подготовки, знаниям и навыкам с учётом предыдущего опыта работы. Имея несколько кандидатов в кадровом резерве, могущих быть рассмотренными для замещения должности главного государственного таможенного инспектора, Тюменской таможней был объявлен и проведён конкурс, в котором изъявило желание участвовать 3 человека. Документов об участии в конкурсе от ФИО1 не поступало. По результатам конкурса для замещения должности главного государственного таможенного инспектора правового отдела был выбран кандидат <данные изъяты> обладающий наиболее высоким уровнем квалификации, подготовки и опытом. Действующим законодательством преимущественное право для истца для замещения данной должности из кадрового резерва не предусмотрено.

Изучение материалов дела показывает, что выводы судов основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов, со ссылкой на то, что отказ Тюменской таможни в трудоустройстве является незаконным, так как в период с 24 октября 2018 года по 27 ноября 2021 года назначения на должности в Тюменской таможне проводились и вакантные должности имелись, у него имеются все основания быть принятым на должность Тюменской таможней: многодетный отец, знания, умения и опыт ФИО1 соответствуют имеющимся вакансиям, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. Военная служба и государственная служба иных видов устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

В таможенных органах Российской Федерации в настоящее время учреждено два вида государственной службы: граждане Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации проходят федеральную государственную гражданскую службу на основании Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также службу в таможенных органах Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», относящуюся к иным видам государственной службы.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Исходя из положений Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2).

Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Согласно статье 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (часть 1).

Федеральный кадровый резерв формируется федеральным государственным органом по управлению государственной службой для замещения должностей федеральной гражданской службы высшей, главной и ведущей групп в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (часть 2).

Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя (часть 4).

Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены (часть 5).

Включение в кадровый резерв государственного органа производится: граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа; граждан - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан (пункт 1, 2 части 6).

Включение в кадровый резерв государственного органа производится гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона либо упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих (пункт 6 части 6).

Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя (часть 10).

Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Президента Российской Федерации (часть 11).

Порядок работы с кадровым резервом для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа», приказом Федеральной таможенной службы России от 12 января 2018 года № 15 «Об утверждении Положения о кадровом резерве таможенных органов Российской Федерации» (далее - Положение ФТС).

Согласно пункту 3 Положения ФТС кадровый резерв формируется в целях: обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации (далее - граждане) к федеральной государственной гражданской службе (далее - гражданская служба); своевременного замещения должностей гражданской службы; содействия формированию высокопрофессионального кадрового состава гражданской службы; содействия должностному росту федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие).

Согласно пункту 8 Положения ФТС в кадровый резерв включаются: граждане, претендующие на замещение вакантной должности гражданской службы: по результатам конкурса на включение в кадровый резерв; по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан (подпункт «а»); гражданские служащие, увольняемые с гражданской службы, по основанию, предусмотренному пунктами 8.2 или 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, - по решению начальника таможенного органа с согласия указанных гражданских служащих (подпункт «в»).

Гражданские служащие, указанные в подпункте «в» пункта 8 настоящего Положения, включаются в кадровый резерв для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась последняя замещаемая ими должность гражданской службы (пункт 12 Положения ФТС).

Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению начальника таможенного органа в пределах группы должностей гражданской службы, для замещения которых гражданский служащий (гражданин) включен в кадровый резерв (пункт 51 Положения ФТС).

В соответствии с пунктом 50 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 года № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа» назначение гражданина, состоящего в кадровом резерве на вакантную должность федеральной гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя в пределах группы должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых гражданин включен в кадровый резерв.

Часть 10 статьи 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляя правило о назначении государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя с согласия назначаемого на должность лица, порядок действий представителя нанимателя, предшествующих принятию решения о назначении на должность конкретного лица, не регулирует.

Из изложенных норм права следует, что назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению начальника таможенного органа в пределах группы должностей гражданской службы, для замещения которых гражданский служащий (гражданин) включен в кадровый резерв. В таком случае конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе. Однако это не означает безусловную обязанность работодателя принять на государственную гражданскую службу лицо, находящееся в кадровом резерве. Праву лица быть включённым и находиться в кадровом резерве корреспондирует обязанность работодателя рассматривать его кандидатуру на предмет возможности замещения должности. При этом назначение кандидата, включенного в кадровый резерв, на вакантную должность гражданской службы является правом работодателя, который самостоятельно принимает кадровые решения.

Суды при разрешении спора установив, что истец, обратившись к ответчику с заявлением о приёме на службу в октябре 2021 года, ссылался на нахождение его в кадровом резерве, т.е. претендовал на должность в пределах ведущей группы должностей федеральной гражданской службы, оценив доказательства в их совокупности, сделали обоснованный вывод, что сведений о наличии иных вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей в период с 22 по 25 октября 2021 года в Тюменской таможне не установлено. За период нахождения в кадровом резерве кандидатура ФИО1, наравне с иными лицами, состоявшими в кадровом резерве Тюменской таможни для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей, являлась предметом рассмотрения при формировании кадрового состава Тюменской таможни с учетом текущей потребности в замещении должностей федеральной гражданской службы.

По состоянию на 24 октября 2021 года имелись 2 вакантные должности: главный государственный таможенный инспектор Югорского таможенного поста Тюменской таможни, по которой конкурс уже состоялся и был объявлен победитель; главный государственный таможенный инспектор правового отдела Тюменской таможни. Для замещения указанной должности в кадровом резерве таможни помимо истца на момент открытия вакансии, а также по состоянию на 24 октября 2021 года, имелось 4 кандидата, соответствующие профессиональному уровню, квалификационным требованиям, направлению подготовки, знаниям и навыкам с учётом предыдущего опыта работы.

Имея несколько кандидатов в кадровом резерве, могущих быть рассмотренными для замещения должности главного государственного таможенного инспектора правового отдела, Тюменской таможней был объявлен и проведён конкурс, в котором участвовало 3 человека. Документов об участии в конкурсе от ФИО1 не поступало. По результатам конкурса для замещения должности главного государственного таможенного инспектора правового отдела был выбран кандидат (<данные изъяты> обладающий наиболее высоким уровнем квалификации, подготовки и опытом.

Таким образом, выводы судов о том, что отказ ответчика в приеме на государственную гражданскую службу истца по его заявлению был обусловлен отсутствием вакансий в Тюменской таможне, является правомерным и не носит дискриминационный характер, являются правильными.

Довод кассационной жалобы о том, что истец в течение трех лет просил принять его на работу, на любую должность, в конечном итоге его исключили из кадрового резерва, не влечет отмену судебных постановлений, поскольку назначение кандидата, включенного в кадровый резерв, на вакантную должность гражданской службы является правом работодателя, который самостоятельно принимает кадровые решения.

Довод кассационной жалобы истца о том, что его ходатайство о приобщении в качестве доказательств: распечатки внутренних телефонных переговоров ответчика (Тюменской таможни) при назначении кандидатов на вакантные должности в Тюменской таможне судом отклонено (отражено при аудиозаписи), однако в протоколе от 20 марта 2023 года судебного заседания отражено, что ходатайств от истца не поступало, является необоснованным.

Как следует из протокола судебного заседания от 20 марта 2023 года текст протокола полностью соответствует аудиозаписи. Ходатайства о приобщении документов истец не заявлял, им было заявлено ходатайство об истребовании распечатки телефонных разговоров, в его удовлетворении судом было отказано, о чем имеется отметка в письменном протоколе судебного заседания.

Довод кассационной жалобы о том, что суды не учли определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года № 5-КГ19-71 (отказ в приеме на работу инвалида, др. обстоятельства), основанием к отмене состоявшегося решения служить не может, поскольку спор разрешен судом с учетом обстоятельств, установленных по данному делу, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, которые не являются аналогичными при рассмотрении иного дела, проверка законности решений по которому производилась Верховным Судом Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы на причинение ему ущерба в результате незаконных действий ответчика - истцу до пенсии по выслуге лет оставалось 8 месяцев, он не дослужил до 20 лет в льготном исчислении, у истца были ипотечные обязательства, в связи с незаконным увольнением с работы истец не смог оплачивать в полном объеме ежемесячные платежи по ипотеке, было отказано в оказании государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта, отказано в получении пособий на детей и льгот многодетной семье, отклоняются, поскольку не относятся к предмету настоящего спора, в причинно-следственной связи с проведением Тюменской таможней процедуры замещения вакантных должностей не находятся, истец не обращался в суд об оспаривании приказа об увольнении со службы.

Довод кассационной жалобы о том, что за период нахождения истца в кадровом резерве, суд не установил обоснованность приема на службу в Тюменскую таможню более 200 государственных гражданских служащих, 205 сотрудников и 93 просто работников (для исключения дискриминации истца), отклоняется, поскольку истцом оспаривался отказ в приеме на службу в октябре 2021 года.

Вопреки доводу кассационной жалобы, ответчиком в материалы дела представлен перечень вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей в период нахождения ФИО1 в кадровом резерве в Тюменской таможне, данный перечень вакантных должностей был исследован и оценен судами, выводы судов о законности отказа основаны на полной, объективной и всесторонней оценке доказательств.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 20 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи