ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1063/20 от 03.02.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-1565/2021 (88-30405/2020)

№ 2-1063/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов 3 февраля 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Черновой Н.В.,

судей Потеминой Е.В., Ситникова В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании недействительным и незаконным постановления, возложении обязанности восстановить в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат,

по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2

на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 4 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 30 марта 2020 г.

Заслушав доклад председательствующего Черновой Н.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, обратились в суд с иском к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании недействительным и незаконным постановления, возложении обязанности восстановить в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат.

В обоснование требований указали, что их семья постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № 3257 от 8 сентября 2015 г. признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в программе «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 13 октября 2017 г. семья Л-вых составом 3 человека включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». 5 декабря 2017 г. ФИО1 и ФИО2 на основании договоров продажи с использованием кредитных средств приобретена в совместную собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Старооскольского городского округа от 26 сентября 2018 г. состав семьи Л-вых изменен на состав семьи из 4 человек: ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3

13 февраля 2019 г. ФИО1 обратился в администрацию Старооскольского городского округа с заявлением о включении в список молодых семей участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфорта жильем и коммунальными услугами граждан РФ», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, на основании которого ceмья Л-вых составом 4 человека включена в соответствующий список.

Постановлением администрации Старооскольского городского округа от 6 ноября 2019 г. состав семьи Л-вых изменен на состав семьи из 5 человек: ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5

28 февраля 2020 г. ФИО1 выдано уведомление о необходимости предоставления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

3 марта 2020 г. ФИО1 обратился в администрацию Старооскольского городского округа с заявлением о выдаче свидетельства праве на получение социальной выплаты.

Постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 марта 2020 семья Л-вых составом 5 человек исключена из состава участников мероприятия по обеспечению жилья молодых семей ведомственной указанной целевой программы.

Истцы ссылались на то, что меры поддержки по программе «Погашение ипотеки» не препятствуют получению мер государственной поддержки по программе «Молодая семья», поскольку не направлены на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Данные меры государственной поддержки, по мнению истцов, не наделяют участников программы правом использовать их напрямую на приобретение или строительство жилья, поскольку программа «Погашение ипотеки» направлена на создание условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, в то время как социальная выплата по государственной программе «Молодая семья» может быть направлена непосредственно на приобретение недвижимости.

Истцы просили признать недействительным и незаконным постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 марта 2020 № 818 об исключении семьи из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и возложении обязанности восстановить семью в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат.

Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 4 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 27 октября 2020 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

ФИО1, ФИО2 подали кассационную жалобу, в которой просят отменить названные выше судебные постановления как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

В письменных возражениях администрация Старооскольского городского округа Белгородской области просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.

Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № 3257 от 8 сентября 2015 г. семья Л-вых составом 3 человека: ФИО1, ФИО2, ФИО4 признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в программе «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г. и включена в состав участников продпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

5 декабря 2017 г. между ФИО1, ФИО2 и ПАО Сбербанк заключен кредитный договор №360047 по кредитному продукту «Приобретение готово жилья», на сумму 2 560 000 руб.

5 декабря 2017 г. ФИО1 и ФИО2 на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств приобретена в общую совместную собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>

Постановлением администрации Старооскольского городского окру №2096 от 26 сентября 2018 г. состав семьи Л-вых изменен на состав семьи из 4 человек, в связи с рождением второго ребенка - ФИО3

13 февраля 2019 г. ФИО1 обратился в администрацию Старооскольского городского округа с заявлением о включении в список молодых семей - участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортны жильем и коммунальными услугами граждан РФ»,на основании которого семья Л-вых с составом семьи 4 человека включена в соответствующий список.

Постановлением администрации Старооскольского городского округа №3228 от 06 ноября 2019 состав семьи Л-вых изменен на состав из 5 человек, в связи с рождением третьего ребенка - ФИО5

24 декабря 2019 г. семье Л-вых оказана поддержка в погашена обязательств по ипотечному жилищному кредиту в размере 450 000 руб. в рамках реализации Федерального закона от 3 июля 2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)».

28 февраля 2020 г. ФИО1 выдано уведомление о необходимости предоставления документов для получения свидетельства о праве на получена социальной выплаты.

3 марта 2020 г. ФИО1 обратился в администрации Старооскольского городского округа с заявлением о выдаче свидетельства праве на получение социальной выплаты.

Постановлением администрации Старооскольского городского Белгородской области от 30 марта 2020 №818 семья Л-вых составом 5 человек исключена из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на основании абзаца 5 пункта 41 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 10 ноября 2014 г. № 410-пп.

Копия данного постановления направлена ФИО6 31 марта 2020 г.

Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2019 № 157-ФЗ «О мера государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесена изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат и приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 10 ноября 2014 № 410-пп Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050, в редакции от 18 января 2020, действовавшей на дату вынесения оспариваемого постановления администрации Старооскольского городского округа (30.03.2020), пришел к выводу о том, что на момент исключения семьи Л-вых из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей истцами было реализовано право на улучшение жилищных условий использованием мер государственной поддержки семей, имеющих детей части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, что являлось основанием для отказа в признании молодой семьи участница мероприятий ведомственной целевой программы по обеспечению жильем молодых семей, в связи с чем, постановление администрации Старооскольского городского округа от 30 марта 2020 № 818 об исключении семьи Л-вых из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей принято органом местного самоуправления с соблюдением норм действующего законодательства.

С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда.

Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что на момент вынесения администрацией Старооскольского городского округа постановления от 30 марта 2020 г. действовала редакция постановления Правительства Российской Федерации № 1050 от 18 января 2020, в соответствии с которой, основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являлось ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Аналогичные положения содержались и в абз. 5 п. 41 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 10 ноября 2014 №410-пп.

С учетом положений приведенных норм права, в связи с получением семьей Л-вых 24 декабря 2019 выплаты в размере 450 000 руб. в рамках реализации ФЗ от 3 июля 2019 № 157-ФЗ « О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)», т.е. реализации ими права на улучшение жилищных условий с использованием формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, семья Л-вых утратила право на получение соответствующей социальной выплаты, ввиду чего постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 марта 2020 № 818 принято решение об исключении семьи Л-вых из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Данное постановление было принято органом местного самоуправления с соблюдением норм действовавшего на тот момент законодательства.

На момент исключения семьи Л-вых из состава участников данной программы (30 марта 2020) меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья и иные меры государственной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий являлись взаимоисключающими в силу норм действовавшего на указанный момент законодательства, а именно подп. «г» п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № К редакции от 18.01.2020.

По аналогичным основаниям судом апелляционной инстанции признана несостоятельна и ссылка в жалобе на отсутствие в Федеральном законе от 3 июля 2019 № 157-ФЗ прямого запрета на невозможность использования иных мер государственной поддержки в случае получения семьями, имеющими детей, поддержки в погашении ипотечного кредита, а также письмо Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2020 г., в котором указано на отсутствие такого запрета в постановлении Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019 № 1170, которым утверждены Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашении обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), поскольку вышеприведенным подп. «г» п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российское Федерации № 1050, в редакции от 18.01.2020 был предусмотрен запрет семьям участницам программы по обеспечению жильем молодых семей на получение меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в случае ранее оказанной им иной формы государственной поддержки на улучшение жилищных условий за счет средства федерального бюджета.

То обстоятельство, что с 1 августа 2020 действует редакция от 15 июля 2020 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 позволяющая семьям-участницам целевой программы получить социальную выплату на приобретение (строительства) жилья в случае оказания им мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашена обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в ст. 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния», законности обжалуемого судебного постановления не опровергает, поскольку на момент исключения семьи истцов из состава участников мероприятий ведомственной целевой программы по обеспечению жильем молодых семей - 30.03.2020 действовала редакция от 18 января 2020 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050, согласно которой ранее реализованное прав на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала являлось основанием для отказа в признании молодой семы участницей мероприятий ведомственной целевой программы.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в судебных актах.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 ( в редакции действовавшей в период спорных отношений), а в настоящее время Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом "г" пункта 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала( в редакции действовавшей в период спорных отношений).

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03 июля 2019 года № 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает основания для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ реализация мер государственной поддержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющимся в соответствии с настоящим Федеральным законом агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).

Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2019 года N 1170 Утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)" (далее - Положение).

Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то, что семья Л-вых использовала меру государственной поддержки в виде выплаты в размере 450 000 руб. в соответствии с вышеназванным Законом, суды обоснованно пришли к выводу об отказе в иске.

Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.

Оценивая доводы кассационной жалобы, судебная коллегия также считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель кассационной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы судов первой и апелляционной инстанции.

Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.

Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 4 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 30 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: