ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-106/20 от 25.03.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

I инстанция - Кененов А.А.

II инстанция - Куприенко С.Г., Чубарова Н.В. (докладчик), Мищенко О.А.

дело № 88-6755/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2021 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Карцевской О.А.,

судей: Кислиденко Е.А., Харитонова А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-106/2020 по иску Люблинского межрайонного прокурора г. Москвы к ГБУ города Москвы «Жилищник района Марьино» о выплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест для молодежи

по кассационной жалобе ГБУ «Жилищник района Марьино» на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2020 года

заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения представителя ГБУ «Жилищник района Марьино» - ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ГКУ ЦЗН г. Москвы - ФИО2, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, с учетом поданных письменных объяснений, прокурора отдела управления главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Хатовой В.Э., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Люблинский межрайонный прокурор г. Москвы, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению города Москвы Жилищник района Марьино об обязании уплатить в бюджет города Москвы задолженность по выплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест для молодежи в сумме 18 985 323 руб., указывая на то, что ответчиком допущено несоблюдение требований законодательства при квотировании рабочих мест для молодежи.

Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2020 года, иск Люблинского межрайонного прокурора города Москвы удовлетворен. На Государственное бюджетное учреждение города Москвы Жилищник района Марьино возложена обязанность уплатить в бюджет города Москвы задолженность по выплате компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест для молодежи в сумме 18 985 323 руб. С Государственного бюджетного учреждения города Москвы Жилищник района Марьино в бюджет города Москвы взыскана государственная пошлина в сумме 60 000 руб.

В кассационной жалобе Государственное бюджетное учреждение города Москвы Жилищник района Марьино просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобы, представление без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Судами установлено, что размер невыполненной квоты ГБУ «Жилищник района Марьино» по данным отчета по форме №1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств» составляет 959 квот, сумма задолженности исходя из действующей величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в городе Москве, составляет 18 985 323 руб.

Начиная с 2 квартала 2015 года по 3 квартал 2019 года ГБУ «Жилищник района Марьино» направлялись в Центр занятости населения города Москвы сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств.

В представленных отчетах указаны данные о размере начисленной компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест.

Однако, рассчитываемая ГБУ «Жилищник района Марьино» компенсация, не была перечислена в бюджет города Москвы в полном объеме. Задолженность составляет 18 985 323 рубля.

С учетом того, что исковое заявление подано 26 декабря 2018 года, требование о взыскании компенсационной выплаты за с 4 квартала 2015 года, предъявлено в пределах срока исковой давности.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения», Закона города Москвы от 22.12.2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест», Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 г. N 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве», приложением 2 к Приказу ДТСЗН г. Москвы от 14.12.2017 № 1532 «Об утверждении формы региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи», суд первой инстанции исходил, из того, что размер невыполненной квоты ГБУ «Жилищник района Марьино» по данным отчета по форме №1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств» составляет 959 квот, сумма задолженности исходя из действующей величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в городе Москве, составляет 18 985 323 руб. пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Люблинского межрайонного прокурора, заявленных к ГБУ «Жилищник района Марьино».

Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами согласилась, оставив без изменения.

Судами установлено, что в рамках предоставленных полномочий Законом города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» были установлены квоты для трудоустройства молодежи, а также порядок уплаты компенсационных выплат в случае невыполнения квоты.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Удовлетворяя исковые требования, суды правильно сослались на то, что исполнение действующего Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 «О квотировании рабочих мест» касательно уплаты соответствующих платежей обеспечено мерами государственного принуждения и возможностью привлечения к ответственности за его неисполнение согласно статьи 5 закона. Таким образом, уплата компенсационных платежей в бюджет города Москвы в связи с неисполнением квоты для трудоустройства является обязанностью работодателя.

В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для трудоустройства, определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7.1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Механизм квотирования рабочих мест в городе Москве установлены в том числе Законом города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», Положением о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП (Положение о квотирование рабочих мест), которыми установлены правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, а также создания рабочих мест для инвалидов и молодежи.

В силу части 1 статьи 2 Закона квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

Согласно части 1 статьи 3 Закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства вышеуказанных категорий молодежи.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 4 Закона работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства вышеуказанных категорий граждан в соответствии с установленной квотой, а также ежеквартально представлять информацию о ее выполнении в порядке, установленном Правительством Москвы.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2 Закона о квотировании, выполнением квоты для приема на работу считается в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона о квотировании, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило менее 15 дней, либо уплата ежемесячного в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленному нормативными правовыми актами города Москвы.

Указанное свидетельствует о том, что законом предусмотрены два вида исполнения требований о квотировании рабочих мест в отношении категории впервые трудоустроенной молодежи: либо фактическое предоставление рабочих мест, либо внесение в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Выбор способа квотирования, остается за работодателем.

Соответственно, работодатель, исполняя предусмотренную законом обязанность по квотированию рабочих мест, обязан либо фактически представить данные рабочие места, либо может внести в бюджет соответствующие платежи, уплата компенсационных платежей в бюджет города Москвы в связи с неисполнением квоты для трудоустройства является обязанностью работодателя.

Если организация не может выполнить условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в бюджет в силу требований закона о квотировании, то есть расходы по таким выплатам не могут рассматриваться как произвольными, а являются установленными законодательством.

Согласно п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» работодатели в срок не позднее 30 календарных дней со дня их государственной регистрации встают на учет в Государственное казенное учреждение города Москвы Центр занятости населения города Москвы.

Согласно пункту 2.8 Постановления № 742-ПП в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно в период с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере величины прожиточного минимума в городе Москве для трудоспособного населения, установленной в городе Москве на день уплаты указанной компенсационной стоимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

В соответствии с п. 2.9 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» работодатели представляют в Центр занятости ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.

Согласно п. 2.12 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742- ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» Центр занятости осуществляет контроль за своевременным и полным перечислением в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места работодателями, не выполняющими условия квотирования рабочих мест для молодежи, ведет учет поступлений денежных средств в разрезе плательщиков.

В соответствии с приложением 2 к Приказу ДТСЗН г. Москвы от 14.12.2017 № 1532 «Об утверждении формы региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи» работодатели представляют Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств, в соответствии с Законом города Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест» и Положением о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве», ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в отдел квотирования рабочих мест по месту государственной регистрации в налоговом органе в 2 экземплярах (один экземпляр с отметкой о дате его получения возвращается работодателю) либо посредством интерактивного портала Центра занятости.

Судом установлено и заявителем не оспаривается, что ГБУ г. Москвы Жилищник района Марьино ежемесячно направляло в адрес ГКУ города Москвы Центр занятости населения города Москвы Сведения о выполнении установленной квоты и движения денежных средств по форме 1 - квотирование, в связи, с чем у него имеется обязанность по оплате компенсационных платежей. Доказательств того, что заявитель выполнил условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, заявителем не представлено.

С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ГБУ г. Москвы Жилищник района Марьино от уплаты компенсационных платежей.

Суд первой и апелляционной инстанций правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

Применительно к положениям ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда по оценке доказательств, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку в силу Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Доводы жалобы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, фактических обстоятельств и не влекут возникновение оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве. Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на иной оценке доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении норм материального или процессуального права и не служит основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, что влечет отказ в удовлетворении кассационной жалобы.

Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Каких-либо доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, настоящая кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Люблинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУ «Жилищник района Марьино» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи