ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18984/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 25 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Латушкиной С.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1086/2021 (УИД 70RS0001-01-2020-007287-70) по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании незаконным решения в части исключения периодов из стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, включении периодов работы в стаж, перерасчете пенсии,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Томска от 24 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2021 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Чаинского районного суда Томской области
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) обратилась в Советский районный суд г. Томска с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании незаконным решения от 28 октября 2020 г. № 59-04-4413 в части исключения из стажа, дающего право для назначения государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» иных периодов работы: с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г. в должности инженера строителя производственной группы при архитектуре в Чаинском райисполкоме Томской области, с 5 января 1990 г. по 7 июня 1994 г. в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе, с 26 сентября 1994 г. по 1 июня 1997 г. в должности специалиста 1 категории проектной группы при районном архитекторе в Администрации Чаинского района Томской области, об обязании включить в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет иных периодов работы: с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г. в должности инженера строителя производственной группы при архитектуре в Чаинском райисполкоме Томской области, с 5 января 1990 г. по 7 июня 1994 г. в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе, с 26 сентября 1994 г. по 1 июня 1997 г. в должности специалиста 1 категории проектной группы при районном архитекторе в Администрации Чаинского района Томской области, произвести перерасчет государственной пенсии за выслугу лет с даты обращения за пенсией, то есть с 1 октября 2020 г.
Решением Советского районного суда г. Томска от 24 марта 2021 г. (с учетом определения Советского районного суда г. Томска от 19 мая 2021 г. об исправлении описки), исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. На Департамент социальной защиты населения Томской области возложена обязанность включить ФИО1 в стаж, дающий право для назначения государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» период работы с 26 сентября 1994 г. по 1 июня 1997 г. в должности специалиста проектной группы при районном архитекторе Администрации Чаинского района Томской области, произвести перерасчет пенсии с 1 октября 2020 г. В удовлетворении требований к Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании незаконным решения в части исключения из стажа, дающего право на назначение государственной пенсии за выслугу лет, включению в стаж периодов работы с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г., с 5 января 1990 г. по 7 июня 1994 г. отказано. С Департамента социальной защиты населения Томской области в пользу ФИО1 взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2021 г., решение Советского районного суда г. Томска от 24 марта 2021 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязанности включить в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет периода работы с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г. в должности инженера строителя производственной группы при архитектуре в Чаинском райисполкоме Томской области отменено, в указанной части принято новое решение. На Департамент социальной защиты населения Томской области возложена обязанность включить ФИО1 в стаж, дающего право для назначения государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» период работы с 29 июля 1988 по 5 января 1990 г. в должности инженера строителя производственной группы при архитектуре в Чаинском райисполкоме Томской области. В остальной части решение оставлено без изменения.
ФИО1 обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение Советского районного суда г. Томска от 24 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2021 г., в части отказа включить в стаж, дающий право на назначение государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» периода работы с 5 января 1990 г. по 7 июня 1994 г. в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что при принятии судебных актов первой и апелляционной инстанции допущено неверное толкование норм законодательства. Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро создано путем преобразования в рамках государственной реформы и существовало при районном архитекторе, который входил в структуру Чаинского райисполкома. Следовательно, работа истца в указанном бюро в период с 5 января 1990 г. по 7 июня 1994 г. должна быть включена в стаж, дающий право для назначения государственной пенсии за выслугу лет на основании подпункта 8 пункта 1 приложения № 1 к Закону Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет», как периоды работы в местных органах власти и управления в Томской области, органах местного самоуправления в Томской области должностей руководителей и специалистов, не связанных с их техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из трудовой книжки ФИО1 в период с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г. она работала в Чаинском райисполкоме Томской области в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе, 5 января 1990 г. производственная группа при районном архитекторе преобразована в хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе Чаинского райисполкома, 5 января 1990 г. уволена по пункту 5 статьи 29 КЗоТ РСФСР переводом в Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе Чаинского райисполкома, 5 января 1990 г. принята переводом в Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе на должность инженера-проектировщика II категории, 7 июня 1994 г. уволена по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР в связи с ликвидацией предприятия, 26 сентября 1994 г. принята в Администрацию Чаинского района Томской области в проектную группу при районном архитекторе специалистом I категории, 2 июня 1997 г. проектная группа при районном архитекторе реорганизована в производственную группу при архитекторе администрации района, 21 января 2000 г. производственная группа при архитекторе администрации района переименована в производственную группу при комитете по ЖКХ, архитектуре и строительству, 1 ноября 2001 г. переведена на муниципальную должность ведущего специалиста комитета по ЖКХ, архитектуре и строительству.
1 октября 2020 г. ФИО1 назначена государственная пенсия за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» с учетом стажа 23 года 3 месяца 29 дней.
В письме от 28 октября 2020 г. № 59-04-4413 Департамент социальной защиты населения Томской области сообщил, что период работы истца в проектной группе при районном архитекторе с 26 сентября 1994 г. по 1 июня 1997 г. не может быть включен в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку указанная организация не относится к органам государственной власти Томской области, федеральным органам государственной власти, органам местного самоуправления Томской области.
В письме от 28 декабря 2020 г. № Б-3023 Департамент социальной защиты населения Томской области в ответ на обращение ФИО1 также указал, что в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет не включены следующие периоды работы истца: с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г. (1 год 5 месяцев. 6 дней) - в должности инженера строителя производственной группы при районном архитекторе в Чаинском райисполкоме Томской области, с 5 января 1990 г. по 7 июня 1994 г. (4 года 4 месяца 22 дня) - в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе, с 26 сентября 1994 г. по 1 июня 1997 г. (2 года 8 месяцев 5 дней) - в должности специалиста 1 категории проектной группы при районном архитекторе в Администрации Чаинского района Томской области, поскольку указанные должности не предусмотрены приложением 1 «Реестр муниципальных должностей и месячные оклады муниципальных служащих органов представительной и исполнительной власти муниципальных образований Томской области» к Закону Томской области «О муниципальной службе в Томской области», принятому решением Государственной Думы Томской области от 8 декабря 1995 г. № 227 (в период действия указанного приложения), указанные организации не относятся к органам государственной власти Томской области, федеральным органам государственной власти, органам местного самоуправления Томской области.
ФИО1, не согласившись с решением Департамента социальной защиты населения Томской области, изложенного в письме от 28 октября 2020 г. № 59-04-4413, в части исключения из стажа для назначения государственной пенсии за выслугу лет периодов работы с 29 июля 1988 г. по 1 июня 1997 г., обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части обязания ответчика включить в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет период работы с 26 сентября 1994 г. по 1 июня 1997 г. в должности специалиста 1 категории проектной группы при районном архитекторе в Администрации Чаинского района Томской области и произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 3, пунктом 12 части 1 статьи 11, статьями 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет», оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что указанная должность включена в перечень должностей муниципальной службы Администрации Чаинского района в соответствии с Законом РСФСР от 6 июля 1991 г. №1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» и Законом Томской области «О муниципальной службе в Томской области» от 7 декабря 1995 г. № 227, выплата денежного содержания истцу производилась в соответствии со штатным расписанием, разработанным Администрацией Чаинского района согласно статье 18 Закона Томской области от 7 декабря 1995 г. № 227 «О муниципальной службе в Томской области», в связи с чем спорный период работы в должности муниципального служащего в соответствии с Реестром муниципальных должностей необоснованно исключен из стажа для назначения государственной пенсии за выслугу лет при назначении истцу государственной пенсии с 1 октября 2020 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж истца для назначения государственной пенсии за выслугу лет периода работы с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г. в должности инженера строителя производственной группы при архитектуре в Чаинском райисполкоме Томской области, суд исходил из того, что в соответствии со статьей 2 Закона Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» одним из условий, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, является наличие стажа не менее 17 лет у женщин состоящего из периодов, указанных в приложении 1 к Закону Томской области от 10 октября 2011 г. № 240- ОЗ. Право на назначение пенсии за выслугу лет имеет получатель пенсии, замещавший в течение не менее 3-х лет должности муниципальной службы в Томской области после вступления в силу Закона Томской области «О муниципальной службе в Томской области», принятого решением государственным думы Томской области от 7 декабря 1995 г. № 227. После 1 января 1996 г. Законом Томской области «О муниципальной службе в Томской области» утвержден Реестр должностей муниципальной службы, которым должности «инженер-строитель», «инженер-проектировщик» не предусмотрены, указанным реестром предусмотрена должность «специалист 1 категории», Чаинский райисполком Томской области не относится к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти Томской области, органам местного самоуправления Томской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж истца для назначения государственной пенсии за выслугу лет периода работы с 5 января 1990 г. по 7 июня 1994 г. в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро, суд первой инстанции сославшись на Положение о хозрасчетных проектно-производственных архитектурно-планировочных бюро при районном архитекторе, утвержденным решением Чаинского райисполкома от 28 декабря 1989 г. № 258, согласно которому бюро создается в системе самостоятельного хозрасчтеного бюро при районном архитекторе (пункт 1.1), бюро является юридическим лицом, пользуется правами государственного предприятия и проектно-изыскательной (научной) организации, имеет расчетный счет, печать со своим наименованием и самостоятельный баланс (пункт 1.3), инженерно-технические работники принимаются приказами начальника бюро (пункт 1.5), оплата труда осуществляется за счет заработанных трудовых коллективом средств (пункт 3.1), пункт 7 постановления главы Администрации Чаинского района от 5 октября 1994 г. № 309 «О создании проектной группы при архитекторе» в котором указано, что финансирование и содержание проектной группы при архитекторе осуществляется через спецсчет бухгалтерии администрации района, который формируется за счет средств, поступающих за работы и услуги, оказанные проектной группой юридическим и физическим лицам, исходил из того, что Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро не относятся к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти Томской области, органам местного самоуправления Томской области.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска ФИО1 в части требования о включении в специальный стаж периода работы с 5 января 1990 г. по 7 июня 1994 г. в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро при районном архитекторе, признав их основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими обстоятельствам дела и совокупности исследованных доказательств, указав, что хозрасчетные проектно-производственные архитектурно-планировочные бюро при районном архитекторе не относились к органам государственной власти и управления Томской области, местным органам власти и управления в Томской области, органам местного самоуправления в Томской области.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет периода работы с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г. в должности инженера строителя производственной группы при архитектуре в Чаинском райисполкоме Томской области.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и включая ФИО1 в стаж, дающий право для назначения государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» период работы с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г. в должности инженера строителя производственной группы при архитектуре в Чаинском райисполкоме Томской области, суд апелляционной инстанции указал, что в период с 29 июля 1988 г. по 5 января 1990 г. Чаинский райисполком Томской области (исполнительный комитет Чаинского районного Совета народных депутатов Томской области) являлся местным органом государственной власти Томской области, в связи с чем указанный период замещения истцом должности специалиста - инженера строителя производственной группы при районном архитекторе (согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 г. № 102/6-142, квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, не связанной с техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов) подлежит включению в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 Приложения к Закону Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ.
Судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения требований, ФИО1 не обжалуются.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о наличии оснований для включения в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет периода работы с 5 января 1990 г. по 7 июня 1994 г. в должности инженера-проектировщика 2 категории в Хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части не являются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному Федеральному закону (пункт 4).
На основании статьи 13 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области» пенсионное обеспечение лиц, проходивших муниципальную службу в Томской области, осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет».
В статье 2 Закона Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» определены условия назначения пенсии за выслугу лет, одним из которых является наличие стажа, минимальная продолжительность которого указана в приложении к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», состоящего из периодов, указанных в приложении 1 к настоящему Закону (пункт 3 статьи 2).
Согласно подпункту 8 пункта 1 Приложения 1 к Закону Томской области от 10 октября 2011 г. № 240-ОЗ «Периоды замещения должностей, включаемые в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет» в такой стаж включаются периоды замещения в органах государственной власти и управления Томской области, местных органах власти и управления в Томской области, органах местного самоуправления в Томской области должностей руководителей и специалистов, не связанных с их техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов, до 1 января 1996 г.
Как следует из трудовой книжки ФИО1 5 января 1990 г. она была принята переводом в Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе на должность инженера-проектировщика II категории, 7 июня 1994 г. уволена по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР в связи с ликвидацией предприятия.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 513 «О дальнейшем развитии архитектуры и градостроительства в РСФСР» в целях совершенствования организационной структуры местных архитектурно-градостроительных органов рекомендовано преобразовать в 1988 г. производственные группы при госстроях автономных республик и при архитектурно-градостроительных органах исполкомов местных Советов народных депутатов в хозрасчетные проектно-производственные архитектурно-планировочные бюро, установив им по согласованию с Госстроем РСФСР стабильные экономические нормативы.
Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 513 «О дальнейшем развитии архитектуры и градостроительства в РСФСР» в части преобразования производственных групп при госстроях автономных республик и при архитектурно-градостроительных органах исполкомов местных Советов народных депутатов в хозрасчетные проектно-производственные архитектурно-планировочные бюро, Государственным комитетом РСФСР по делам строительства разработано Положение о хозрасчетных проектно-производственных архитектурно-планировочных бюро при госстроях автономных республик, архитектурно-градостроительных органах исполкомов местных Советов народных депутатов в РСФСР.
В пункте 1.2 Положения предусмотрено, что в своей деятельности бюро руководствуется Законом СССР «О государственной предприятии (объединении)», Положением о проектно-изыскательской организации, действующим законодательством СССР и РСФСР, постановлениями, приказами и инструкциями Госстроя СССР, Госкомархитектуры и Госстроя РСФСР, госстроев автономных республик, главных управлений архитектуры и градостроительства краев и областей и другими нормативными документами.
Пунктом 1.3 Положения установлено, что бюро являются юридическим лицом, пользуется правами государственного предприятия и проектно-изыскательской (научной) организации; имеет расчетный счет в отделении банка, гербовую печать со своим наименованием и самостоятельный баланс.
Бюро находится в подчинении госстроя автономных республик, главного управления (управления, отдела) архитектуры и градостроительства исполкома местного Совета народных депутатов и осуществляет свои функции в пределах территории соответствующей АССР, края, области, округа, города или района (пункт 1.4 Положения).
Аналогичные положения указаны в Положении о хозрасчетных проектно-производственных архитектурно-планировочных бюро при районном архитекторе, утвержденным решением Чаинского райисполкома от 28 декабря 1989 г. № 258.
В соответствии со статьей 23 ГК РФСФСР юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде или в третейском суде.
В статье 24 ГК РФСФСР одним из видов юридических лиц являются государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс.
Таким образом, Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе обладало признаками юридического лица, как того требовала статья 23 ГК РФСФСР, к
органам государственной власти и управления Томской области, местным органам власти и управления в Томской области, органам местного самоуправления в Томской области не относилось.
То обстоятельство, что Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро при районном архитекторе, в котором истец осуществляла трудовую деятельность, находилось в подчинении главного управления (управления, отдела) архитектуры и градостроительства исполкома местного Совета народных депутатов, не свидетельствует о возможности зачета указанного периода в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет, поскольку работа в бюро не относится к периодам трудовой деятельности, приравненной к периодам замещения в органах государственной власти и управления Томской области, местных органах власти и управления в Томской области, органах местного самоуправления в Томской области должностей руководителей и специалистов, не связанных с их техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора в указанной части суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 в указанной части направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 24 марта 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
С.Б. Латушкина