ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1086/2021 от 28.03.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

«28» марта 2022 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Назейкиной Н.А.,

судей Мирсаяпова А.И., Романова М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1086/2021 по иску прокурора г.Отрадного Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о возложении обязанности,

по кассационной жалобе ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Самарского районного суда г.Самары от 14 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Назейкиной Н.А., возражения на жалобу прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Устиновой Т.А. об оставлении судебных постановлений без изменения, представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» ФИО1, действующего на основании доверенности №66-юр от 02.11.2021 года и диплома о высшем образовании серии БВС 0348391 от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшего доводы кассационной жалобы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о возложении обязанности, указав в обоснование заявленных исковых требований, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории г.о.Отрадный Самарской области осуществляют деятельность два бюро медико-социальной экспертизы: БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля, которые расположены в помещений на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Осуществление деятельности в БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля при оказании услуги по медико-социальной экспертизе в имеющемся помещении не соответствует требованиям действующего законодательства, что нарушает права инвалидов, а также детей-инвалидов. 18.11.2020 года в адрес руководителя ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, которые не устранены ответчиком. Нарушения, выявленные при осуществлении деятельности БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля, ввиду конструктивных особенностей помещения, в котором они расположены, не могут быть устранены, так как учреждения необходимо разместить в ином помещении, которое будет соответствовать требованиям действующего законодательства.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации оборудовать БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля в ином помещении, расположенном на территории г.Отрадный Самарской области, которое соответствует требованиям, предъявляемым к зданиям и помещениям при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, в том числе ГОСТ Р 58444-2019. Национальный стандарт РФ. Медико-социальная экспертиза. Общие требования к помещениям федеральных учреждений медико-социальной экспертизы», «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечить финансирование ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в целях устранения выявленных нарушений в деятельности БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля.

Решением Самарского районного суда г.Самары от 14 июля 2021 года заявленные исковые требования удовлетворены, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации обязано оборудовать БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля в ином помещении, расположенном на территории г.Отрадный Самарской области, которое соответствует требованиям, предъявляемым к зданиям и помещениям при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, в том числе ГОСТ Р 58444-2019. Национальный стандарт РФ. Медико-социальная экспертиза. Общие требования к помещениям федеральных учреждений медико-социальной экспертизы», «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обязано обеспечить финансирование ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в целях устранения выявленных нарушений в деятельности БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 ноября 2021 года решение Самарского районного суда г.Самары от 14 июля 2021 года изменено, резолютивная часть решения суда первой инстанции изложена в следующей редакции: «Административное исковое заявление прокурора г.Отрадного Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о возложении обязанности удовлетворить частично. Обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации оборудовать БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля в помещении, которое соответствует требованиям, предъявляемым к зданиям и помещениям при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, в том числе ГОСТ Р 58444-2019. Национальный стандарт РФ. Медико-социальная экспертиза. Общие требования к помещениям федеральных учреждений медикосоциальной экспертизы», «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечить финансирование ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в целях устранения выявленных нарушений в деятельности БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля».

В кассационной жалобе ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, считая их незаконными.

Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на территории г.о.Отрадный Самарской области осуществляют деятельность два бюро медико-социальной экспертизы: БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля, которые расположены в помещении на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Согласно акту проверки прокуратуры г.Отрадного Самарской области от 18.11.2020 года помещение по адресу: <адрес>, занимаемое указанными учреждениями, не соответствует ГОСТ Р 58444-2019. «Национальный стандарт Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза. Общие требования к помещениям федеральных учреждений медико-социальной экспертизы». Установлено, что БМСЭ не обладает стоянкой для личного транспорта граждан, посещающих учреждения МСЭ, в том числе специального транспорта для инвалидов. При входе в БМСЭ имеется порог у двери, что затрудняет свободный доступ в здание инвалидов, помещение БМСЭ не оборудовано электронной системой управления очередью, световым информационным табло, в группе помещений общего пользования отсутствует гардероб для посетителей, регистратура и справочно-информационное помещение.

БМСЭ педиатрического профиля расположено в одном помещении с БМСЭ смешанного типа, потоки освидетельствуемых взрослых и детей не разделены, размещение учреждений МСЭ педиатрического профиля в жилых зданиях не допускается. Однако, БМСЭ №40 педиатрического профиля расположено на первом этаже многоквартирного дома. Кроме того, помещения педиатрического бюро не оборудованы приспособлениями, облегчающими пользование ими детьми-инвалидами: пандусы с разновысокими перилами с возможностью как ходьбы по ним, так и езды на колясках (детских и приспособленных для детей-инвалидов), двусторонние разновысокие перила в коридорах и холлах, доступные для передвижения детей - инвалидов разного возраста и роста, отсутствие порогов у дверей, нескользящие покрытия при входе в учреждение МСЭ и во всех помещениях, специальная мебель для детей, игровая комната с набором различных игрушек, комната отдыха и кормления детей и др. В БМСЭ педиатрического профиля отсутствует санитарный комплекс для детей, оборудованный соответствующими детскому возрасту умывальниками, унитазами и иными приспособлениями. Помещение БМСЭ не отвечает требованиям «СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». Ширина путей движения в помещении не соответствует нормативам для движения кресла-коляски как в одном направлении - 1,5 м, так и при встречном движении - 1,8 м. В санитарном узле для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, не установлены стационарные и откидные опорные поручни. Размеры универсальной кабины по плану помещения, не соответствуют нормативам. Кроме того, в нарушение требований «ГОСТ Р 58445-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза. Специальное техническое оснащение учреждений медико-социальной экспертизы» БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля не оснащены специальным техническим оборудованием, в том числе лестницей с платформой и наклонной плоскостью для оценки функции передвижения, комнатой детской (для педиатрического бюро), комплектом детской мебели для игр и рисования, мольбертом (для педиатрического бюро), макетом санитарно-гигиенического блока жилого помещения, макетом кухонно-бытового блока жилого помещения, макетом столовой жилого помещения, макетом спально-бытового блока жилого помещения, макетом средовых навыков, в том числе с оборудованием для пользования транспортом. В ходе проверки установлено, что осуществление деятельности в БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля при оказании услуги по медико-социальной экспертизе в имеющемся помещении не соответствует требованиям действующего законодательства, что нарушает права инвалидов.

Из информации, направленной 21.12.2017 года руководителем ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в адрес директора Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, следует, что на основании распоряжения главы г.о.Отрадный №383-р от 13.12.2017 года заявителю предоставлено в безвозмездное пользование на срок 49 лет здание площадью 672,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> «а», в котором требуется капитальный ремонт в соответствие с условиями проведения медико-социальной экспертизы. В соответствии с дефектной ведомостью и сметным расчетом затрат на ремонт просили включить в план финансирования работ по капитальному ремонту здания, выделить 16 002 500 рублей. Однако 02.07.2019 года в связи с нецелесообразностью проведения капитального ремонта ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации просило отозвать денежные средства по КВР 243 в сумме 16002 500 рублей.

Согласно выписки из ЕГРН от 10.06.2021 года с 20.05.2021 года правообладателем указанного здания является Российская Федерация, а с 10.06.2021 года здание находится в оперативном управлении ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Прокуратурой г.Отрадного Самарской области 18.11.2020 года в адрес руководителя Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

23.11.2020 года ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации представление рассмотрено, однако нарушения не устранены.

Из ответа ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на указанное представление следует, что БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля в имеющемся здании не могут быть в полном объеме приведены в соответствие с требованиями, предъявляемым к зданиям и помещениям при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

Разрешая возникший спор, руководствуясь положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, Конвенции о правах инвалидов, исходя из того, что предоставленное экспертным учреждениям здание не отвечает требованиям закона, а также не соответствуют требованиям «ГОСТ Р 58445-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза. Специальное техническое оснащение учреждений медико-социальной экспертизы», суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных исковых требований и необходимости их удовлетворения, в том числе возложении на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, являющегося распорядителем денежных средств в данной отрасли, в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 года №610, обязанности по обеспечению финансирования устранения выявленных нарушений.

Суд апелляционной инстанции с выводами уда первой инстанции согласился и, учитывая, что из информации Комитета по управлению имуществом г.о.Отрадный Самарской области от 12.11.2020 года и Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 17.11.2020 года следует, что помещения, подходящие для предоставления в безвозмездное пользование ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» и являющиеся муниципальной собственностью на территории муниципальных районов отсутствуют, пришел к выводу о необходимости исключения из резолютивной части решения суда указания на возложение обязанности на ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации оборудовать БМСЭ №14 смешанного профиля и БМСЭ №40 педиатрического профиля в ином помещении, расположенном на территории г.Отрадный Самарской области.

Суд кассационной инстанции соглашается с изложенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков соответствующих обязанностей по устранению названных нарушений в указанных помещениях.

Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения суда, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем, кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судом апелляционной инстанции.

Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Определение21.04.2022