ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-10/2022 от 13.10.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-18770/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 13 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Новожиловой И.А., Гусева Д.А.

при участии прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-10/2022 (УИД 04RS0016-01-2021-001214-51) по иску прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия в интересах Еремцова Юрия Ивановича к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Мухоршибирская центральная районная больница» об обеспечении медицинскими изделиями

по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 января 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О., полагавшего кассационную жалобу, не подлежащей удовлетворению,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Мухоршибирского района Республики Бурятия в интересах Еремцова Юрия Ивановича (далее по тексту – Еремцов Ю.И) обратился в Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия с иском к Министерству здравоохранения Республики Бурятия (далее по тексту - Минздрав Республики Бурятия), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Мухоршибирская центральная районная больница» (далее по тексту – ГБУЗ «Мухоршибирская ЦРБ») об обеспечении медицинскими изделиями: тест-полосками для глюкометра, иглами для шприц-ручек в соответствии с имеющейся потребностью, обязании производить своевременную выписку, рецептов на тест-полоски для глюкометра, на иглы для шприц-ручек в соответствии с имеющейся потребностью.

Решением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 января 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2022 г., исковые требования прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия удовлетворены. На Министерство здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность организовать бесплатное обеспечение Еремцова Ю.И. тест-полосками для глюкометра, иглами для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом. На ГБУЗ «Мухоршибирская ЦРБ» возложена обязанность производить своевременную выписку Еремцову Ю.И., рецепты на тест-полоски для глюкометра, иглы для шприца ручек в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.

Министерство здравоохранения Республики Бурятия обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 января 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2022 г. отменить.

В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций. Требование к Минздраву Республики Бурятия удовлетворено, при отсутствии к тому правовых оснований, за пределами полномочий, установленных действующим законодательством. Срок, указанный в резолютивной части решения «до отмены лечащим врачом», также не соответствует действующему законодательству, устанавливающему предоставление льгот (набора социальный услуг) на календарный год. Минздравом Республики Бурятия организовано льготное обеспечение населения Республики Бурятия, в том числе Еремцова Ю.И., поэтому непонятно из каких нормативных актов или фактических обстоятельств установлено и сделан вывод, что Минздраву Республики Бурятия необходимо организовать его обеспечение лекарствами и тест-полосками. Учитывая, что Еремцов Ю.И. в рамках организации Минздравом Республики Бурятия льготного обеспечения населения Республики Бурятия лекарствами и средствами самоконтроля обеспечен необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по назначению лечащего врача, в том числе в период вынесения решения суда, отсутствуют доказательства отказа в выписки рецептов, возможного ее необеспечения в будущем при обращении к лечащему врачу, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, так как отсутствует предмет спора. Согласно реестру рецептов, выписанных Еремцову Ю.И., ему отпускались лекарства и мед.изделия по рецептам в течение 2021 и 2022 гг. Доказательств того, что врач назначал лекарственные препараты и устанавливал количество тест-полосок в течение 2021 г. не в полном объеме по его состоянию здоровья, то есть с нарушением стандартов предоставления бесплатной медицинской помощи, равно как и доказательств того, что врач отказывал в выписке рецептов на нужное количество лекарств и тест-полосок, либо выписанные рецепты не реализованы в аптечной сети при обращении Еремцова Ю.И. не представлено. Судами не принято во внимание, что Еремцов Ю.И. регулярно обеспечивался по выписанным ему врачом рецептам в течение лечения и сам отказывался от лекарств по собственным соображениям. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Участвующий в деле прокурор Республики Бурятия в возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность решения Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 января 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2022 г., просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Еремцову Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена <данные изъяты> группа инвалидности, бессрочно. С 21 декабря 2017 г. он состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Мухоршибирская центральная районная больница» с диагнозом «<данные изъяты><данные изъяты>» <данные изъяты>.

Истцу необходима ежедневная инсулинотерапия и ежедневный самоконтроль уровня глюкозы в крови, для чего требуются иглы для шприц-ручки и тест-полоски для глюкометра.

Еремцов Ю.И. обеспечивался данными изделиями только при их наличии в аптеке. Так, по рецептам от 28 января 2021 г. выписаны тест-полоски для глюкометра; 18 февраля 2021 г. выписаны иглы для шприц-ручки, 17 ноября 2021 г. выписаны тест-полоски для глюкометра, иглы для шприц-ручки; 28 декабря 2021 г. выписаны тест-полоски; 30 декабря 2021 г. выписаны иглы для шприц-ручки.

При посещении врача 12 мая 2021 г., 30 июня 2021 г. рецепты на тест-полоски для глюкометра, иглы для шприц-ручки Еремцову Ю.И. не выписывались, 27 сентября 2021 г. лечащим врачом указано выписать рецепт на тест-полоски, однако имеется отметка, что их нет в наличии.

Таким образом, при среднемесячной потребности истца в тест-полосках - 2,5 упаковки, в иглах для инъекции 2 штуки на 1 день, этими изделиями Еремцов Ю.И. в полном объеме в течение 2021г. не обеспечивался.

Прокурор Мухоршибирского района Республики Бурятия, указав на нарушение прав Еремцова Ю.И., поскольку он состоит на диспансерном учете по заболеванию «<данные изъяты><данные изъяты>» <данные изъяты> с 21 декабря 2017 г., является инвалидом <данные изъяты> группы, наблюдается в лечебном учреждении, ГБУЗ «Мухоршибирская ЦРБ» ему в 2021 г. льготные рецепты на тест-полоски, иглы для шприц-ручки выписывались не в полном объеме в связи с отсутствием финансирования, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что Еремцов Ю.И. в течение 2021 г. медицинскими изделиями своевременно и в полном объеме не обеспечивался, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Проверяя законность решения суда первой инстанции в части требований к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав, что Минздравом республики принимались меры по обеспечению больных <данные изъяты><данные изъяты> необходимыми лекарственными препаратами и медицинским изделиями, но финансирование не было достаточным, поэтому не все нуждающиеся получили рекомендованные медицинские изделия. В частности, Еремцов Ю.И. не был обеспечен в полной мере тест-полосками и иглами для шприц-ручек. Свои полномочия в отношении Еремцова Ю.И. ответчик не реализовал.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу с части 1 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно данному перечню при заболевании «диабет» предусмотрено бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. № 319 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, которое для решения возложенных задач осуществляет следующие полномочия: организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством), в том числе: первичной медико-санитарной помощи (пункт 6.7); организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентов, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 6.7, 6.7.1 и 6.29 настоящего Положения (пункт 6.11); организует обеспечение населения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизне угрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый в соответствии с федеральным законодательством (пункт 6.14); осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 6.15); осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций (пункт 6.19.3); организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджетов (пункт 6.19.4); устанавливает меры социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации указанных лиц лекарственными препаратами (пункт 6.42).

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 июня 2008 г. № 307 «О порядке предоставления мер медико - социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом» утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом (далее по тексту - Порядок), который определяет правила предоставления на территории Республики Бурятия мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, за счет средств республиканского бюджета (пункт 1).

Меры медико-социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются в форме обеспечения лекарственными средствами и средствами самоконтроля фармацевтическими организациями на основании назначения лечащего врача медицинской организации по месту их жительства, выданному в день обращения (пункт 3 Порядка).

Назначение лекарственных средств и средств самоконтроля больным сахарным диабетом производится лечащим врачом в медицинских организациях исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартам, на основании рекомендаций врача-эндокринолога. Назначение также может осуществляться фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, уполномоченным на выписку указанных средств приказом руководителя районной медицинской организации (пункт 5 Порядка).

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, установив, что Еремцов Ю.И. имеет право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, нуждается в обеспечении иглами инсулиновыми и тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови в определенном количестве, ГБУЗ «Мухоршибирская ЦРБ» рецептами и указанными медицинскими изделиями в необходимом количестве его не обеспечивало, со стороны Министерства здравоохранения Республики Бурятия ненадлежащим образом было организовано обеспечение истца в рекомендованном врачом количестве медицинских изделий, суды обоснованно удовлетворили исковые требования.

При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы Министерства здравоохранения Республики Бурятия не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 18 января 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Лавник

Судьи И.А. Новожилова

Д.А. Гусев