ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-110/2012 от 10.10.2012 Магаданского областного суда (Магаданская область)

                                                                                    Магаданский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Магаданский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Кузнецова Т.В. Дело № 2-110/2012   № 33-958/2012

10 октября 2012года

город Магадан   МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Мирошниковой С.В.,

судей Выглева А.В., Исаенко О.А.,

при секретаре Селиверстовой А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 октября 2012 года в городе Магадане, в помещении Магаданского областного суда, гражданское дело по иску прокурора Сусуманского района Магаданской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «поселок Холодный» об обязании создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «поселок Холодный» на решение Сусуманского районного суда Магаданской области от 12 июля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Исаенко О.А., объяснения старшего помощника прокурора Магаданской области Гучановой Т.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сусуманского района Магаданской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «поселок Холодный» об обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, установленным статьей 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В обоснование указал, что в ходе проведенной прокурором проверки выявлены нарушения муниципальным образованием требований части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», законодательства о противодействии коррупции, а именно, органом местного самоуправления муниципального образования «поселок Холодный» не создан официальный сайт в сети «Интернет», информация о его деятельности в установленном порядке не размещена.

В адрес главы муниципального образования вынесено представление, доводы которого отклонены по тому основанию, что функцию по размещению сведений о деятельности органов местного самоуправления на сайте администрации Магаданской области взяло на себя управление информационных ресурсов и программно-технического обеспечения администрации Магаданской области.

Данный довод главы муниципального образования, по мнению прокурора, необоснован, поскольку органы местного самоуправления могут размещать информацию о своей деятельности на сайте субъекта Российской Федерации только в случае отсутствия технической возможности по созданию своего официального сайта, в то время как такая возможность у ответчика имелась.

Кроме того, информация о деятельности муниципального образования «поселок Холодный», размещенная на портале администрации Магаданской области, по полноте содердания не соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Прокурор настаивал на заявленных требованиях, ссылаясь на то, что необеспечение ответчиком открытости и доступности информации о деятельности органа местного самоуправления нарушает гарантированное конституционное право граждан на доступ к информации.

Решением Сусуманского районного суда от 12 июля 2012 года требования прокурора Сусуманского района Магаданской области удовлетворены. На администрацию муниципального образования «поселок Холодный» возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить в сети «Интернет» на официальном сайте администрации муниципального образования «поселок Холодный» информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с перечнем, установленным статьей 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года.

Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования «поселок Холодный» в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить.

Полагает, что представленные суду истцом в подтверждение заявленных требований распечатки веб-страниц с сайтов из сети «Интернет», а также составленные участвующим в деле прокурором акты, положенные судом в основу выводов принятого решения, не отвечают правилам о допустимости доказательств.

Указывает, что суд, не применив положения части 3 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел гражданское дело в тот же день, когда прокурор уточнил заявленные требования, а фактически изменил предмет иска. Ответчик не имел возможности подготовить возражения по уточненным требованиям, решение постановлено в день изменения предмета иска, что является нарушением процессуальных норм.

Утверждает, что закон не предусматривает прямой обязанности муниципального образования создавать и иметь свой официальный сайт, поскольку статьей 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», предусмотрено право размещать указанную информацию на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Информация о деятельности администрации муниципального образования «поселок Холодный», предусмотренная статьей 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года, по согласованию с субъектом размещена на официальном сайте администрации Магаданской области. Несоответствие такой информации требованиям статьи 13 не влечет необходимость создавать собственный сайт.

Не согласен с выводами суда о том, что для размещения информации на сайте субъекта у муниципального образования должна отсутствовать только техническая возможность. Ссылаясь на высокодотационный бюджет и наличие дефицита бюджета муниципального образования «поселок Холодный», полагает, суд необоснованно не принял во внимание отсутствие финансовой возможности, поскольку создание сайта связано с денежными затратами.

Считает установленный судом срок 1 месяц для создания сайта недостаточным и неразумным.

При рассмотрении гражданского дела суд фактически возложил на ответчика обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые ссылался истец, чем нарушил принцип состязательности.

В решении содержатся противоречивые выводы, из которых невозможно установить, размещена ли информация о муниципальном образовании в сети «Интернет» на сайте администрации Магаданской области неполно, либо вообще не размещена.

Полагает вывод суда о том, что размещение информации о деятельности органов местного самоуправления на сайтах субъекта не освобождает администрацию муниципального образования «поселок Холодный» от обязанности по созданию собственного сайта, не основанным на законе.

Указывает, что информация о деятельности органа местного самоуправления является открытой, доводится до сведения заинтересованных лиц, а обязательное наличие сайта у поселенческого муниципального образования законодательством не установлено.

Ответчик, его представитель, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, причины неявки суду не сообщили. На основании части 4 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В представленной по запросу суда апелляционной инстанции информации ответчик поясняет, что каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности размещать информацию о своей деятельности на сайте в сети «Интернет» у администрации муниципального образования «поселок Холодный» не существует, а отсутствие финансовой возможности создания сайта, по мнению ответчика, было им доказано исчерпывающим образом при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Также указывает, что муниципальным образованием решение об избрании способа обеспечения доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «поселок Холодный» не принималось; соглашение о размещении на официальном сайте администрации Магаданской области информации, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года, не заключалось; ввиду малой численности работников администрации лицо, ответственное за размещение информации на сайте администрации Магаданской области, не назначалось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор с доводами апелляционной жалобы был не согласен, просил решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года) одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, который в зависимости от сферы их деятельности подлежит размещению в сети Интернет.

Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14 Закона).

Исходя из системного толкования приведенных положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что только в случае отсутствия технической возможности именно по созданию официального сайта органы местного самоуправления вправе размещать информацию о своей деятельности на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации, либо на официальном сайте муниципального района. Иные причины, в том числе высокодотационный бюджет, отсутствие финансовой или иной возможностей, не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по созданию официального сайта в сети «Интернет» и обеспечению доступа граждан к информации о деятельности муниципального образования.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что официальный сайт администрации муниципального образования «поселок Холодный» не создан. Данный факт ответчиком не оспаривался.

Статьей 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года предусмотрена обязанность органа местного самоуправления создать официальный сайт в сети «Интернет», а право органа местного самоуправления публиковать информацию о своей деятельности на сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, либо на официальном сайте муниципального района, законом обусловлено только отсутствием возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет».

Поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что техническая возможность создания официального сайта в сети «Интернет» у администрации муниципального образования «поселок Холодный» имеется, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Наличие возможности создания ответчиком официального сайта в сети «Интернет» и возможности размещения информации о своей деятельности в сети также подтверждено представленными прокурором по запросу суда апелляционной инстанции документами.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что основные сведения о деятельности администрации муниципального образования «поселок Холодный» размещены на сайте администрации Магаданской области, а также сведения о проводимых муниципальных закупках, конкурсах и аукционах, о приватизации муниципального и государственного имущества размещены на сайте www.torgigov.ru; тексты муниципальных нормативных актов размещены на сайте Минюста РФ - www.zakon.scli.ru, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку не свидетельствуют об исполнении ответчиком возложенной законом обязанности.

Пояснения ответчика о том, что муниципальным образованием решение об избрании способа обеспечения доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «поселок Холодный» не принималось, соглашение о размещении указанной информации на официальном сайте администрации Магаданской области не заключалось, а также в администрации муниципального образования «поселок Холодный» отсутствует лицо, ответственное за размещение информации на сайте администрации Магаданской области, подтверждают доводы прокурора о нарушении ответчиком гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на доступ к информации и необеспечение органом местного самоуправления реализации принципов публичности и открытости деятельности муниципального образования «поселок Холодный».

Создание сайта предусмотрено для целей размещения на нем информации, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года.

Поэтому заявление прокурора в судебном заседании, состоявшемся 12 июля 2012 года (л.д.161-162), содержащее исковое требование об обязании ответчика создать официальный сайт и разместить на нем информацию о деятельности муниципального образования в соответствии с перечнем статьи 13 указанного закона, не свидетельствует об изменении предмета иска. В этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований для применения положений части 3 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, ответчик имел возможность в судебном заседании представить свои возражения на заявление прокурора, заявить ходатайства, в том числе об отложении рассмотрения дела для подготовки возражений, однако таким правом не воспользовался, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Довод жалобы о недостаточности установленного судом срока для создания сайта не может повлечь отмену решения суда, поскольку ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Эти доводы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, не установлено, принцип состязательности судом не нарушен, все представленные сторонами доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости доказательств, и получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционнойжалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сусуманского районного суда Магаданской области от 12 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «поселок Холодный» - без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Мирошникова

Судьи А.В. Выглев

О.А. Исаенко