ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-112/2022 от 22.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15131/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 22 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего: Лавник М.В.,

судей: Андугановой О.С., Раужина Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-112/2022 (УИД38RS0032-01-2021-006216-31 ) по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить в общий страховой стаж и специальный страховой стаж периодов работы, обучения, не страховых периодов в полуторном размере, об обязании утвердить общий страховой стаж и специальный страховой стаж определенной продолжительностью, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости

по кассационной жалобе, дополнениям к кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 июня 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить в общий страховой стаж и специальный страховой стаж периоды работы, обучения, не страховые периоды в полуторном размере, об обязании утвердить общий страховой стаж и специальный страховой стаж определенной продолжительностью, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что в 2018 году истец обратилась в УПФР г. Братска Иркутской области по программе о заблаговременной работе по правовой оценке документов и определению права на страховую пенсию по старости граждан, выходящих на пенсию в ближайшие два года, она передала справки, выписки, подтверждающие трудовую деятельность согласно записям трудовых книжек в Управление ПФР г. Братска и Братском районе Иркутской области.

Исчисление ее трудового стажа началось с 1986 года. Общая продолжительность трудового стажа на сегодняшний момент согласно записям в трудовой книжке составляет более 30 лет. Согласно предоставленным данным ПФР РФ формы СЗИ- ИЛС на 1 января 2021 г. общий страховой стаж составляет 24 года 4 месяца 9 дней; страховой стаж до 2002 г. составляет 10 лет 6 месяцев 19 дней; страховой стаж до 2015 г. составляет 18 лет 8 месяцев 7 дней; основание для досрочного назначения по пункту 6 части 1 статьи 32 составляет 14 лет 10 месяцев 13 дней; ИПК составляет 32.454 без учета ИПК на детей ФИО2 с тем, по мнению истца, предоставленные расчеты ее трудового стажа ввиду не назначения страховой пенсии по старости произведены некорректно, с нарушением закона и ущемления прав и законных интересов, так как искажены либо не отражены данные о периодах трудовой деятельности.

ФИО1 просила признать незаконными решения УПФР об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 21 января 2021 г. , от 21 января 2021 г. , от 26 января 2021 г. , от 29 марта 2021 г. , от 7 июня 2021 г. ; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по включить в специальный стаж периоды работы и работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды: 1 день 31 января 1991 г. в период с 15 января 1990 г. по 6 февраля 1991 г. Центральный ОРС Братского ТПО ГПО БРАТСКГЭССТРОЙ; 1 день 31 января 1992 г. в период с 28 августа 1991 г. по 7 февраля 1992 г. Центральный ОРС Братского УРСА; 1 день 31 октября 1995 г. в период с 22 июня 1993 г. по 13 ноября 1995 г. ОАО «Мясокомбинат «Братский»; 0 лет 2 месяца 3 дня в период с 21 декабря 2006 г. по 27 июня 2009 г. ООО ИРКВЕСТ; 1 год 7 месяцев 8 дней в период с 22 ноября 2000 г. по 29 июня 2002 г. ООО ВОСХОД г. Братск; включить в общий трудовой стаж периоды: 3 месяца 6 дней в период с 4 августа 1999 г. по 10 ноября 1999 г. в ФК «Звезда» г. Иркутск; 1 месяц 28 дней период обучения с 5 октября 2009 г. по 2 декабря 2009 г. от ЦЗ г. Братска Иркутской области согласно предоставленной справке от 12 августа 2021 г.; обязать засчитать как не страховой период ухода в стаж, только за одного ребенка от ДД.ММ.ГГГГ года рождения и в полуторном размере по уходу за ребенком до трех лет; обязать утвердить на дату 23 июля 2019 г. с занесением в выплатное дело общий трудовой/страховой стаж - 30 лет 2 месяца 2 дня, общий трудовой/страховой стаж на 1 января 2002 г.. - 16 лет 7 месяцев 7 дней, общий трудовой/страховой стаж на 1 января 2015 г. - 26 лет 1 месяц 7 дней, основание для досрочного назначения по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - 22 лет 5 месяцев 6 дней; назначить досрочно страховую пенсию по старости в соответствии пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23 июля 2019 г.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 5 апреля 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 июня 2022 г., исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Признано незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе от 21 января 2021 г. № 6/11 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность включить в специальный страховой стаж ФИО1 период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 22 ноября 2000 г. по 29 июня 2002 г. в ООО «Восход» г. Братск.

На Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность включить в общий страховой стаж ФИО1 период работы в ФК «Звезда» с 4 августа 1999 г. по 10 ноября 1999 г.

На Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 5 января 2021 г.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в большем размере отказано.

ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 июня 2022 г. подана кассационная жалоба, дополнения к кассационной жалобе, в которых ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения с 23 июля 2019 г. и направить дело на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Иркутска.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. ФИО1 заявлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 16 июля 2002 г.

5 января 2021 г. истец обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 21 января 2021 г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При этом стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера составил 14 лет 8 месяцев 8 дней при требуемом 17 лет. Страховой стаж составил 24 года 5 месяцев, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 февраля 2004 г. № 2П - 30 лет 8 месяцев 2 дня, при требуемом 20 лет.

Согласно записям в трудовой книжке на имя истца, ФИО1 (Писенко) в период с 4 августа 1999 г. по 10 ноября 1999 г. работала в ФК «Звезда» г. Иркутск уборщицей технических помещений; с 22 ноября 2000 г. по 29 июня 2002 г. работала в ООО «Восход» г. Братск жиловщиком в цехе полуфабрикатов по 3 разряду.

В период работы ФИО1 в ООО «ИРКВЕСТ» с 21 декабря 2006 г. по 27 июня 2009 г., ей предоставлялись работодателем отпуска без сохранения заработной платы с 1 января 2007 г. по 15 февраля 2007 г. (продолжительностью 01 месяц и 15 дней) и с 1 января 2008 г. по 18 января 2008 г. (продолжительностью 18 дней), что подтверждается выпиской из ИЛС.

Как следует из справки ОГКУ ЦЗН города Братска от 12 августа 2021 г. ФИО1 проходила профессиональное обучение по направлению ОГКУ ЦЗН города Братска по профессии оператор электронно- вычислительных и вычислительных машин в ГБРОУ Иркутской области «Братский политехнический колледж» с 5 октября 2009 г. по 2 декабря 2009 г.

Согласно справке ОГКУ ЦЗН города Братска от 12 августа 2021 г. ФИО1 состояла на регистрационном учете в ОГКУ ЦЗН города Братска в качестве безработного с 24 сентября 2009 г. по 5 октября 2009 г. Не имела периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из материалов отказного (пенсионного) дела следует, что период ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения полутора лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. (01 год 06 месяцев 01 день) зачтен как период работы согласно статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», а именно в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию - в стаж работы в МКС, а также в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении в соответствии со статьей 94 Закона № 340-1 от 20 ноября 1990 г.

Судом установлено, что ФИО1 обращалась через электронный сервис Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости в установленном законом порядке: 5 января 2021 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», по результатам которого принято решение ГУ - УПФР в г. Братск и Братском районе Иркутской области от 21 января 2021 г. ; 14 января 2021 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», по результатам которого принято решение ГУ - УПФР в г. Братск и Братском районе Иркутской области от 25 января 2021 г. № 11/11; 21 января 2021 г. с заявлением о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», по результатам которого принято решение ГУ - УПФР в г. Братск и Братском районе Иркутской области от 26 января 2021 г. № ; 23 марта 2021 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», по результатам которого принято решение ГУ - УПФР в г. Братск и Братском районе Иркутской области от 29 марта 2021 г. ; 2 июня 2021 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», по результатам которого принято решение ГУ - УПФР в г. Братск и Братском районе Иркутской области от 7 июня 2021 г. ; 28 июля 2021 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», по результатам которого принято решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 28 июля 2021 г. .

Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. , удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 22 ноября 2000 г. по 29 июня 2002 г. в ООО «Восход» г. Братск, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период работы должен включаться в общий и специальный стаж на основании записи в трудовой книжке, являющейся основным документом о трудовой деятельности гражданина и его трудовом стаже, так как в спорный период работы ФИО1 еще не была зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Разрешая требование о включении в общий страховой стаж периода работы с 4 августа 1999 г. по 10 ноября 1999 г. в ФК «Звезда» г. Иркутск, суд первой инстанции, установив, что все вышеперечисленные записи о приеме на работу, увольнении со ссылкой на соответствующие приказы работодателя, послужившие основанием к их внесению, указаны последовательно с соблюдением нумерации и заверены подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров, недействительными в установленном законом порядке признаны не были, приняв трудовую книжку истца ФИО1 в качестве доказательства ее трудовой деятельности в спорный период, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований в этой части.

В указанной части судебные постановления не обжалуются и предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца об обязании Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области включить в специальный стаж периодов работы и работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 1 день 31 января 1991 г. в период с 15 января 1990 г. по 6 февраля 1991 г. в Центральный ОРС Братского ТПО ГПО БРАТСКГЭССТРОЙ; 1 день 31 января 1992 г. в период с 28 августа 1991 г. по 7 февраля 1992 г. в Центральный ОРС Братского УРСА; 1 день 31 октября 1995 г. в период с 22 июня 1993 г. по 13 ноября 1995 г. в ОАО «Мясокомбинат «Братский»; 0 лет 2 мес. 3 дня в период с 21 декабря 2006 г. по 27 июня 2009 г. ООО ИРКВЕСТ, не подлежат удовлетворению, поскольку подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня, специальный страховой стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 16 лет 7 месяцев 15 дней и требования истца о неверных расчетах стажа не нашли своего подтверждения материалами дела..

Установив, что согласно выписке из ИЛС в период работы ФИО1 в ООО «ИРКВЕСТ» с 21 декабря 2006 г. по 27 июня 2009 ей предоставлялись работодателем отпуска без сохранения заработной платы, суд отказал во включении этих периодов в специальный стаж истца.

Период обучения истца по направлению ОГКУ ЦЗН города Братска с 5 октября 2009 г. по 2 декабря 2009 г. также не включен судом первой инстанции в страховой стаж, поскольку отсутствуют доказательства получения истцом в этот период пособия по безработице.

Судом первой инстанции оставлены без удовлетворения требования истца о возложении обязанности на ответчика засчитать как не страховой период ухода в стаж, только за одного ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и в полуторном размере по уходу за ребенком до трех лет, поскольку варианты зачета в страховой стаж отпуска по уходу за ребенком будут рассматриваться пенсионным органом при оценке пенсионных прав при назначении страховой пенсии по старости и определении её размера в установленном законом порядке, при этом расчет пенсии производится по нескольким вариантам и выбирается наиболее выгодный для пенсионера вариант.

Установив, что ФИО1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 23 июля 2019 г., при достижении возраста 50 лет, в пенсионный орган в установленном порядке не обращалась, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования истца о возложении обязанности на ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости в соответствии пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с указанной выше даты.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Из смысла положений статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что реализация права на назначение пенсии носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением, оценка пенсионных прав производится пенсионным органом на дату подачи заявления о назначении пенсии. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Аналогичные положения содержатся и в пунктах 24, 25 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. №884н (действовавших до 1 января 2022 г.).

Факт и дата приема заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от заявителя подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения, выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю (пункт 30 Правил № 884н).

В соответствии с пунктом 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О).

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ).

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.

Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ФИО1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 23 июля 2019 г., по достижении возраста 50 лет, либо за месяц до указанной даты, в пенсионный орган в установленном порядке не обращалась, с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец обратилась 5 января 2021 г., судебные инстанции пришли к правомерному выводу о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 5 января 2021 г.

Доводы кассационной жалобы о том, что пенсионным органом не были своевременно исполнены обязанности по информированию истца о праве на досрочное назначение страховой пенсии, в том числе с момента возникновения у истца права, судебными инстанциями не учтено, что в период с 5 января 2021 г. по 28 июля 2021 г. истец неоднократно обращалась с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости по различным основаниям, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не опровергают выводов суда.

Вопреки доводам кассатора, неоднократные обращения истца в период с 5 января 2021 г. по 28 июля 2021 г. с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости по различным основаниям, ведение деятельности в рамках предварительной подготовки документов для обращения за назначением пенсии, само по себе не свидетельствует о недостаточной разъяснительной работе территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также то, что имеющиеся в материалах дела уведомления от 11 мая 2018 г., от 16 октября 2018 г., от 31 июля 2018 г. об обращениях ФИО1 в клиентскую службу Пенсионного фонда за устной консультацией по вопросу пенсионного обеспечения не свидетельствуют об обращении истца за назначением пенсии в порядке, установленном положениями статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктами 24, 25 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. №884н, доказательств обращения истца в установленном законом порядке с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно 23 июля 2019 г. или ранее в материалы дела не представлено, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению страховой пенсии по старости истцу досрочно с даты обращения с соответствующим заявлением – 5 января 2021 г.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах. Однако эти доводы сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения решения Кировского районного суда г. Иркутска от 5 апреля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 июня 2022 г.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 5 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу, дополнения к кассационной жалобе ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: