Дело № 2-1132/2017 Председательствующий - судья Рубцова С.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-4518/2017
гор. Брянск 5 декабря 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, | |
судей | Шкобенёвой Г.В., ФИО2, | |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Володарского районного суда города Брянска от 30 августа 2017 года по исковому заявлению Брянской городской администрации к ФИО4 о возмещении ущерба от преступления.
Заслушав доклад судьи Шкобенёвой Г.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Брянская городская администрация обратилась в суд с настоящим иском к ФИО4, в обоснование которого указала, что вступившим 12 декабря 2014 года в законную силу приговором Советского районного суда г. Брянска от 30 сентября 2014 года ФИО4 был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 159, частью 1 статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении ряда земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в отношении земельного участка <адрес>, который выбыл из государственной собственности в результате совершения преступления. Совершением преступления ФИО4 причинил имущественный ущерб государству в размере 563 000 руб., которые истец просил взыскать с ответчика.
Решением Володарского районного суда г. Брянска от 30 августа 2017 года исковые требования Брянской городской администрации к ФИО4 о возмещении ущерба от преступления удовлетворены.
Суд взыскал с ФИО4 в пользу Брянской городской администрации ущерб, причиненный преступлением в размере 563 000 руб.
Взыскал с ФИО4 госпошлину в доход муниципального образования город Брянск в размере 8 830 руб.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение Володарского районного суда г. Брянска от 30 августа 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов указывает на то, что Администрацией выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку иск следовало подавать в пользу государства РФ, а не в пользу пополнения бюджета органа местного самоуправления не являющегося собственником предмета преступления. Полагает, что ущерб необходимо взыскивать с лица оформившего земельный участок в собственность, кроме того, собственник не является добросовестным приобретателем и имеются иски прокурора об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Настаивает на пропуске истцом срока исковой давности. Обращает внимание на ненадлежащее исполнение государственным регистратором должностных обязанностей в ходе правовой экспертизы представленных на регистрацию документов в отношении земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Брянской городской администрации, ФИО4, отбывающий наказание в местах лишения свободы, представитель ФИО4 – ФИО5, ФИО6 не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации к числу убытков относится утрата имущества (реальный ущерб).
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный имуществу юридического лица, в частности, такой вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что вступившим 12 декабря 2014 г. в законную силу приговором Советского районного суда г. Брянска от 30 сентября 2014 года ФИО4 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 159, частью 1 статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении ряда земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в отношении земельного участка № б в по <адрес>. Этим приговором установлен факт поддельности выписки из постановления администрации Володарского района г. Брянска о предоставлении земельного участка, факт того, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности в результате совершения преступления, то есть незаконным путем, а также установлен факт причинения государству имущественного ущерба на сумму 563000 руб. - рыночная стоимость указанного земельного участка. При этом потерпевшим по уголовному делу было признано Управление имущественных отношений Брянской области. С 1 марта 2015 г. в связи с введением статьи 3.3 в ФЗ № 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы Брянской городской администрации.
Вступившим в законную силу решением Володарского районного суда г. Брянска от 10 февраля 2016 г. Брянской городской администрации отказано в удовлетворении иска к собственнику земельного участка <адрес>ФИО11 об истребовании этого земельного участка из чужого незаконного владения, что свидетельствует об отсутствии у истца возможности возвратить указанный земельный участок в натуре.
В обоснование доводов о размере причиненного ответчиком ущерба истец представил суду экспертное заключение № от 25 июня 2012 г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка №№ в по <адрес> по состоянию на 11 мая 2007 г. составляет 563 000 руб. Ответчиком не представлю возражений относительно размера причиненного ущерба и доказательств иной стоимости земельного участка, выбывшего из государственной собственности в результате совершения преступления.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в результате виновных противоправных действий ФИО7, из государственной собственности выбыл спорный земельный участок, чем распорядителю прав на него, в настоящее время - муниципальному образованию город Брянск в лице Брянской городской администрации, причинен материальный ущерб в размере рыночной стоимости этого земельного участка. Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу приговором суда, который при разрешении дела в названной части в силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального закона, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод ответчика о ненадлежащем способе защиты прав публично-правового образования является несостоятельным. Истцом в настоящем споре выбран предусмотренный законом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) способ восстановления нарушенного права, путем возмещения ущерба в денежном выражении, соответствующем рыночной стоимости земельного участка.
Такая стоимость установлена судом по состоянию на день выбытия земельного участка из собственности, согласно экспертному заключению № по состоянию на 11 мая 2007 года составляла 563 000 руб. Именно эта стоимость земельного участка учтена судом в приговоре при определении квалификации действий ФИО4, как мошенничество в крупном размере.
Ответчиком не представлено возражений относительно размера причиненного ущерба и доказательств иной стоимости земельного участка.
Доводы стороны ответчика о том, что требования заявлены ненадлежащим лицом, правомерно признаны несостоятельными, поскольку как установлено судом, в соответствии с положениями земельного законодательства до 1 марта 2015 года на территории города Брянска правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладал субъект Российской Федерации (в данном случае - Управление имущественных отношений Брянской области, признанное потерпевшим по уголовному делу). При этом в силу положений бюджетного законодательства (статья 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации) денежные средства от распоряжения такими земельными участками поступают в бюджет муниципального образования, на территории которого находятся эти земельные участки, то есть в бюджет муниципального образования город Брянск.
Интересы муниципального образования в настоящем споре представляет Брянская городская администрация.
Как указано выше, в рамках уголовного дела потерпевшим признано государство в лице Управления имущественных отношений Брянской области, которое утратило право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Брянска с 1 марта 2015 года и с указанного времени названные полномочия в соответствии Положением об управлении и распоряжении земельными участками на территории города Брянска, утв. решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 апреля 2015 г. № 168, перешли к Брянской городской администрации.
Такая передача полномочий органа власти органу публично-правового образования, а также не признание в рамках уголовного дела потерпевшим конкретного органа местного самоуправления, не исключает возможность восстановления нарушенных имущественных прав муниципального образования.
Согласно части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Поскольку приговором суда установлен факт совершения именно ФИО4 действий, приведших к безвозмездному выбытию спорного земельного участка из собственности государства, с лишением права субъекта РФ по распоряжению таким земельным участком, а также права муниципального образования на получение соответствующего дохода от распоряжения этим участком, Брянская городская администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления и полномочный орган по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, вправе обращаться в суд с требованиями о возмещении ущерба, причиненного указанным преступлением.
Кроме того, права ответчика не могут быть нарушены взысканием ущерба, причиненного государственному имуществу, в пользу конкретного публично-правового образования, непосредственно понесшего материальные убытки от совершенного преступления. Иные полномочные органы не заявили и не возразили против восстановления имущественных прав муниципального образования город Брянск.
К полномочиям Брянской городской администрации, в силу пункта 1 части 2 статьи 45 Устава города Брянска, также относится организация исполнения бюджета города Брянска, в связи с чем, произведенное судом взыскание в интересах муниципального образования в пользу Брянской городской администрации требует уточнения путем дополнения резолютивной части решения суда.
Как следует из письменных пояснений представителя истца, представленных судебной коллегии, средства в виде возмещения материального ущерба от преступления должны быть перечислены на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года №65-н и решения Брянского городского Совета народных депутатов от 28 июня 2017 года №755 по коду 003 116 900 4004 0000 140. При этом 003 – код администратора дохода, присвоенный Брянской городской администрации, 116900 – код для зачисления сумм в возмещение ущерба. По данному коду бюджетной классификации 100 процентов отчислений поступают в городской бюджет. Данные денежные средства должны быть перечислены в бюджет города Брянска по следующим реквизитам: Брянская городская администрация, ИНН: <***>, КПП: 325701001, УФК по Брянской области (Брянская городская администрация), р/счет <***>, БИК: 041501001.
Судебная коллегия, не изменяя правильного по существу решения суда, считает необходимым дополнить его резолютивную часть указанием на вышеприведенные реквизиты поступления денежных средств в бюджет города Брянска.
Судом правомерно отклонено заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку такой срок следует исчислять с момента вступления приговора суда в законную силу - 12 декабря 2014 года, то есть с момента, когда публично-правовому образованию стало известно, кто является надлежащим ответчиком по иску о возмещении ущерба, причиненного преступлением, несмотря на то, что о причинении вреда ему было известно до вынесения приговора.
В основном доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела, повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, при этом не влияют на законность принятого решения в целом.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решение суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Володарского районного суда города Брянска от 30 августа 2017 года по исковому заявлению Брянской городской администрации к ФИО4 о возмещении ущерба от преступления оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием на перечисление денежных средств в пользу Брянской городской администрации по следующим реквизитам: ИНН: <***>, КПП: 325701001, УФК по Брянской области (Брянская городская администрация), р/счет <***>, БИК: 041501001, по коду 003 116 900 4004 0000 140.
Председательствующий | ФИО1 |
Судьи | Г.В. Шкобенёва |
ФИО2 |