Рузаевский районный суд Республики Мордовия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Рузаевский районный суд Республики Мордовия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-1147/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Рузаевка 20 октября 2011года
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.
при секретаре Коноваловой Е.И.
с участием прокурора Адмакиной Н.Ю., помощника Рузаевского межрайонного прокурора
представителя заинтересованного лица - администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по доверенности Лисенковой Е.Ю.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Рузаевского межрайонного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
установил:
Рузаевский межрайонный прокурор в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по тем основаниям, что проведенной Рузаевской межрайонной прокуратурой в июле 2011 года проверкой исполнения земельного законодательства и законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля установлено, что администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в нарушение статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 26 декабря 2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не организован муниципальный земельный контроль на соответствующей территории, не разработан и не принят в установленном порядке административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля, не разработаны и не утверждены бланки служебных удостоверений, должностные лица не обеспечены служебными удостоверениями, не разработан и не представлен в прокуратуру района ежегодный план проведения плановых проверок, что влечет невозможность проведения проверочных мероприятий в рамках муниципального земельного контроля и нарушает принцип публичности и открытости деятельности органа местного самоуправления. Просит признать незаконным бездействие администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неорганизации осуществления муниципального земельного контроля на соответствующей территории, неразработке административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля и невнесении его на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов Рузаевского муниципального района для утверждения, обязать администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия разработать административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля и внести его на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
В судебном заседании прокурор Адмакина Н.Ю. заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия по доверенности (л.д.33) Лисенкова Е.Ю. против удовлетворения заявленных требований возражала и объяснила, что администрации поселений, входящих в состав Рузаевского муниципального района, заключили соглашения с администрацией Рузаевского муниципального района о передаче полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений. Рузаевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, по результатам которой в адрес главы администрации Рузаевского муниципального района было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Представление рассмотрено, проект административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля разработан и согласно письму Рузаевского межрайонного прокурора представлен 5 сентября 2011 года в прокуратуру для изучения и подготовки заключения. Административный регламент на рассмотрение на сессию Совета депутатов Рузаевского муниципального района внесен не был, в связи с тем, что прокуратурой не дано заключение.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд прекращает производство по делу по следующим основаниям.
Судом установлено, что органы местного самоуправления поселений, входящих в состав Рузаевского муниципального района, заключили соглашения с органом местного самоуправления Рузаевского муниципального района о передаче ему полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселений (л.д.77-145).
Рузаевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия земельного законодательства и законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. По результатам проведенной проверки Рузаевским межрайонным прокурором в адрес главы администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия 1 августа 2011 года внесено представление об устранении нарушений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26 декабря 2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (л.д.3,34-35).
Орган местного самоуправления разработал проект административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Рузаевского муниципального района и с сообщением о результатах принятых мер представил его в Рузаевскую межрайонную прокуратуру 5 сентября 2011 года (л.д.38,39-71,72).
Вопрос о принятии административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Рузаевского муниципального района на обсуждение на сессию Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не вносился (л.д.76,147-153).
Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающий полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, в том числе полномочия по организации и осуществлению муниципального контроля на соответствующей территории, разработке и принятию административных регламентов осуществления муниципального контроля, регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении такого контроля.
Таким образом, субъектами правоотношений, регулируемых названным Федеральным законом, являются органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частями первой, третьей статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно части второй статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Пункт второй части первой статьи 29, части первой статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из приведенных положений закона следует, что суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в пункте 6 разъяснил, что согласно положениям части 2 статьи 27, пункта 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предъявив заявление в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, полагая, что бездействием администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившимся в неорганизации осуществления муниципального земельного контроля на соответствующей территории, неразработке административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля и невнесении его на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов Рузаевского муниципального района для утверждения, созданы препятствия к проведению проверочных мероприятий в рамках муниципального земельного контроля, прокурор фактически оспаривает бездействие органа местного самоуправления, затрагивающее права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в неорганизации осуществления муниципального земельного контроля на соответствующей территории, неразработке административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля и невнесении его на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов Рузаевского муниципального района для утверждения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, не подлежит рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции, поскольку оно подведомственно арбитражному суду.
В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Учитывая, что заявление Рузаевского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в неорганизации осуществления муниципального земельного контроля на соответствующей территории, неразработке административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля и невнесении его на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов Рузаевского муниципального района для утверждения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, поскольку подведомственно арбитражному суду, производство по гражданскому делу в соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению в связи с неподведомственностью суду общей юрисдикции.
Суд не входит в обсуждение доводов прокурора и представителя заинтересованного лица, поскольку эти доводы касаются существа заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
Производство по гражданскому делу по заявлению Рузаевского межрайонного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия прекратить.
Повторное обращение в суд тем же лицом, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение могут быть поданы частная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения определения через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий