ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18578/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 11 октября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
Судей: Леонтьевой Т.В., Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1147/2022 (УИД 42RS0009-01-2022-000104-05) по иску ФИО1 к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области- Кузбассу (далее - ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу) об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии.
Требования мотивированы тем. что решением ГУ - ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу от 8 ноября 2021 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа (в наличии 18 лет 11 дней, при требуемом- 25 лет).
Пенсионным фондом Российской Федерации не включены в специальный стаж в периоды работы истца с 6 июля 1995 г. по 22 ноября 1995 (4 месяца 18 дней); с 27 мая 1996 г. по 7 апреля 1998 г. (1 год 10 месяцев 12 дней); с 12 ноября 1998 г. по 30 сентября 2003 г. (4 года 10 месяцев 19 дней) в качестве помощника машиниста экскаватора, машиниста экскаватора в АО «Разрез «Красный Брод» АО «Кузбассразрезуголь», в ОАО «Разрез Красный Брод» ОАО «Кузбассразрезуголь», в Дочерней холдинговой копании «Кузбассразрезуголь» ОАО «Разрез Красный Брод», так как не подтверждена занятость на глубине более 150 метров и работодателем спорные периоды указаны по Списку № 2.
С принятым решением истец не согласен, считает его незаконным.
Из архивной справки, выданной ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» от 23 декабря 2021 г. № 1650 и письма ОАО «Кузбассгипрошахт» от 10 марта 2010 г. № 22-03/568 о достижении глубины, следует, что разрез достиг глубины 150 метров (Краснобродское ноле) в феврале 1978 г. (Новосергеевское поле) в сентябре 1992 г. на основании заключения Кузбасского головного института по проектированию угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий «Кузбассгипрошахт».
Таким образом, по мнению истца, архивные документы свидетельствуют о том. что в спорный период времени он выполнял свои трудовые функции в условиях добычи угля каменного в забоях предприятия, достигшего глубины более 150 метров, следовательно, эти периоды подлежат включению в льготный стаж в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В спорный период времени он был занят полный рабочий день, то есть работал в течение всей смены на предприятии с тяжелыми условиями труда на производстве работ, предусмотренных Списком № I производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Истец просит признать незаконным решение ГУ -ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 8 ноября 2021 г. № об отказе в установлении пенсии; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии предусмотренной пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 6 июля 1995 г. по 22 ноября 1995 г. (4 месяца 18 дней) в качестве помощника машиниста экскаватора в АО «Разрез «Красный Брод» АО «Кузбассразрезуголь»; с 27 мая 1996 г. по 7 апреля 1998 г. (1 год 10 месяцев 12 дней) в качестве помощника машиниста экскаватора на горном участке в ОАО «Разрез Красный Брод» ОАО «Кузбассразрезуголь»; с 12 ноября 1998 г. по 30 сентября 2003 г. (4 года 10 месяцев 19 дней) в качестве помощника машиниста экскаватора, машиниста экскаватора на горном участке № 2 в Дочерней холдинговой копании «Кузбассразрезуголь» ОАО «Разрез Красный Брод»; обязать ответчика произвести назначение пенсии с момента возникновения нрава – 12 октября 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 8 февраля 2022 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным решение государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области –Кузбассу от 8 ноября 2021 г. об отказе в установлении пенсии ФИО1 в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу возложена обязанность включить ФИО1,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 6 июля 1995 г. по 22 ноября 1995 г. - в должности помощника машиниста экскаватора в АО «Разрез «Красный Брод» «Кузбассразрезуголь»; с 27 мая 1996 г. по 7 апреля 1998 г. в должности помощника машиниста экскаватора на горном участке в ОАО «Разрез Красный Брод» ОАО «Кузбассразрезуголь»; с 12 ноября 1998 г. по 30 сентября 2003 г. в должности помощника машиниста экскаватора, машиниста экскаватора на горном участке № 2 дочерней холдинговой компании «Кузбассразрезуголь» ОАО «Разрез Красный Брод» и назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12 октября 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 мая 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 февраля 2022 г. оставлено без изменения.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 мая 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12 октября 2021 г. ФИО1 обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 8 ноября 2021 г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого специального стажа (в наличии 18 лет 11 дней, при требуемом- 25 лет).
Пенсионным органом не включены в специальный стаж в периоды работы: с 6 июля 1995 г. по 22 ноября 1995 г. (4 месяца 18 дней); с 27 мая 1996 г. по 7 апреля 1998 г. (1 год 10 месяцев 12 дней); с 12 ноября 1998 г. по 30 сентября 2003 г. (4 года 10 месяцев 19 дней) в качестве помощника машиниста экскаватора, машиниста экскаватора в АО «Разрез «Красный Брод» АО «Кузбассразрезуголь», в ОАО «Разрез Красный Брод» ОАО «Кузбассразрезуголь», в Дочерней холдинговой копании «Кузбассразрезуголь» ОАО «Разрез Красный Брод», так как не подтверждена занятость на глубине более 150 метров, работодателем эти спорные периоды указаны по Списку № 2.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионным органом засчитан период работы с 1 октября 2003 г. по 11 октября 2021 г. – машинистом экскаватора на горном участке №4 в Краснобродском угольном разрезе филиала ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», АО «Угольная компания «Кузбассазрезуголь».
Как следует из материалов дела, 2 марта 1995 г. ФИО1 принят в АО «Разрез Красный брод» АО «Кузбассразрезуголь» учеником слесаря ремонтника в мех.цех гор.цех №1; 6 июля 1995 г. переведен помощником машиниста экскаватора; 22 ноября 1995 г. уволен в связи с призывом на военную службу.
27 мая 1996 г. истец был принят в АО «Разрез Красный брод» АО «Кузбассразрезуголь» в горный цех № 1 помощником машиниста экскаватора ЭКГ-6,3, уволен 7 апреля 1998 г. по собственному желанию.
С 12 ноября 1998 г. ФИО1 принят в АО «Разрез Красный брод» АО «Кузбассразрезуголь» в горный цех № 2 помощником машиниста экскаватора 5 разряда; с 4 марта 1999 г. переведен машинистом экскаватора на горный участок № 2; уволен 30 сентября 2003 г..
Данные сведения также подтверждаются архивной справкой ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» от 23 декабря 2021 г. №, согласно которой работа производилась полный рабочий день в режиме полной рабочей недели.
Разрез достиг глубины 150 метров (Краснобродское поле) в феврале 1978 г. Справка выдана на основании карточки формы Г-2, приказов за 1995. 1996-2003 года, заключения Кузбасского головного института но проектированию угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий «Кузбассгипрошахт».
Согласно письму ОАО «Кузбассгипрошахт» от 10 марта 2010 г. № о достижении глубины, разрез достиг глубины 150 метров: Краснобродское поле - в феврале 1978 г.; поле Вахрушевское - март 1991 г.; Новосергеевское поле - сентябрь 1992 г.; ФИО2 угольный разрез - декабрь 1996 г..
Из личной карточки формы Т-2 следует, что ФИО1 работал на экскаваторах: ЭКГ -4У; ЭКГ-5 А; ЭКГ 8И; ЭКГ-10; ЭКГ -12.5; ЭШ-10/70; Э111 -6/45; Э111- 10/60; ЭШ 10/60А.
ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 12 января 2000 г.
Согласно ответа от 18 мая 2022 г. на запрос суда, «Краснобродский угольный разрез» филиала АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» не может представить Положение, паспорт участка горного цеха 2 приказ № от 17 июля 1995 г., трудовой договор, должностную инструкцию помощника машиниста экскаватора ФИО3 за периоды работы с 6 июля 1995 г. по 22 ноября 1995 г. в связи с их отсутствием в архиве. Также не представляется возможным дать пояснения, была ли работа в данный период связана с работой на поверхности (включая отвалы) либо осуществлялась на горном отводе разреза при ведении горных работ по добыче (вскрыше) угля и предоставить сведения, подтверждающие занятость ФИО1 полный рабочий день в разрезе, в том числе в пределах горного отвода разреза в период с 6 июля 1995 г. по 22 ноября 1995 г., так как в архиве отсутствуют подтверждающие документы за указанный период (путевые листы, книги выдачи нарядов, табели выходов).
Из копии приказа № от 22 ноября 1995 г. следует, что ФИО1, помощник машиниста экскаватора горного цеха – 2, с 22 ноября 1995 г. уволен по призыву, из лицевого счета за 1995 год следует, что ФИО1 переведен 6 июля 1995 г. на горный участок, что подтверждает факт выполнения истцом работ по профессии, предусмотренной Пунктом 3 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. №481, в период с 6 июля 1995 г. по 22 ноября 1995 г.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица периоды работы ФИО1 с 6 июля 1995 г. по 22 ноября 1995 г.; с 12 ноября 1998 г. по 31 декабря 2001 г. указаны кодом ЗП12Б. 2010100А-14388, то есть по Списку №2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, позиция 2010100А-14388 - машинисты экскаваторов.
Руководствуясь положениями статей 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, пункта 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. №190 и пунктом 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015, установив, что истец в спорные периоды работал в должности, предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. №481 в условиях достижения разрезом глубины 150 метров, факт выполнения истцом в течении полного рабочего дня в спорные периоды работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» подтверждается материалами дела, исходя из того, что спорные периоды работы истца с 6 июля 1995 г. по 22 ноября 1995 (4 месяца 18 дней) с 27 мая 1996 г. по 7 апреля 1998 г. (1 год 10 месяцев 12 дней) с 12 ноября 1998 г. по 30 сентября 2003 г. (4 года 10 месяцев 19 дней) в качестве помощника машиниста экскаватора, машиниста экскаватора в АО «Разрез «Красный Брод» АО «Кузбассразрезуголь», в ОАО «Разрез Красный Брод» ОАО «Кузбассразрезуголь», в Дочерней холдинговой компании «Кузбассразрезуголь» ОАО «Разрез Красный Брод» подлежащие включению в специальный стаж по Списку № 1, в совокупности со стажем на соответствующих видах работ, определенных пенсионным органом в бесспорном порядке составляют более 25 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации нрава граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях груда.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет. а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии. при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии но старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пепсин (часть 3 статьи 30).
Согласно части 4 статьи 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пепсин в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в подпункте «е» пункта 1 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. №481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет».
Пунктом 3 Списка от 13 сентября 1991 г. №481 предусмотрены открытые горные работы по добыче (вскрыше) угля, руды и других полезных ископаемых в разрезах и карьерах глубиной 150 м и более, кроме работ на поверхности (включая отвалы), должности – «машинисты экскаваторов и их помощники».
Пунктом 3 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. №481, определены профессии рабочих, занятых на открытых горных работах по добыче (вскрыше) угля, руды и других полезных ископаемых в разрезах и карьерах глубиной 150 м и более, кроме работ на поверхности (включая отвалы) - машинисты экскаваторов и их помощники.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право па досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации oт 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами,
Под полным рабочим днем, в соответствии с пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право па пенсию по старости в связи с особыми условиями груда и на пенсию за выслугу лет», понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80% рабочего времени.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, пункта 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015, пункта 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №258н, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015).
Согласно пункта 11 Правил от 2 октября 2014 г. №1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периода принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день установления соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справка, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 4 раздела II Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011г. №258н. в тех случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности). например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами груда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый – третий статьи 3 Федерального закона от I апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лип в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400- ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, и том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о занятости истца в спорные периоды в течении полного рабочего дня на горных работах в качестве помощника машиниста, машиниста на разрезе, ведущем открытую добычу угля на глубине 150 метров, что является основанием для включения указанных периодов работы истца в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и, как следствие, удовлетворении заявленных исковых требований
При этом суд апелляционной инстанции правомерно указал, что предоставление работодателем в пенсионный орган недостоверных сведений в отношении истца за спорные периоды работы не может являться основанием для ограничения пенсионных нрав ФИО1, при наличии в материалах дела документального подтверждения работы истца на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. №481.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истца, так как не подтверждена занятость истца на открытых горных работах в разрезе на глубине 150 метров и ниже в условиях полного рабочего дня, данные периоды были засчитаны в специальный стаж по Списку №2, повторяют позицию стороны ответчика, изложенную в ходе судебного разбирательства, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца по делу, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела. Таких обстоятельств, при проверке доводов кассационной жалобы, не установлено. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 8 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: