Судья Р.Ж. Фатхутдинова | УИД 16RS0048-01-2020-006204-44 Дело № 2-115/2021 № 33-19836/2023 Учет 150г |
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Казань |
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего Л.Ф. Митрофановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Гилемзяновой,
рассмотрел единолично в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф. Митрофановой гражданское дело по частной жалобе исполняющего обязанности руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» - Е.В. Серова на определение судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 июля 2023 года, которым отказано в удовлетворении заявления федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» об отсрочке исполнения решения суда по гражданскому делу №2-115/2021.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы об отмене решения суда, суд апелляционной инстанции
у с т а н о в и л:
ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Московского районного суда г. Казани от 12 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-115/2021, сроком на один год, то есть с 23 июля 2023 года по 23 июля 2024 года.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Московского районного суда г. Казани от 12 марта 2021 года заявление Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации частично удовлетворено, на заявителя возложена обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по очистке Куйбышевского водохранилища путем организации подъема и удаления из акватории водного объекта 64 затонувших бесхозяйных судов.
Заявитель до 22 июля 2023 года не имел возможности в связи с отсутствием финансирования и разрешения учредителя Росморречфлота Минтранса России принять меры по очистке Куйбышевского и Нижнекамского водохранилища от затонувших бесхозяйных судов (их частей и механизмов) путем организации их подъема и удаления из акватории водных объектов.
В соответствии с протоколом совещания у заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта №34 от 07 июня 2022 года «Об определении порядка подъема, удаления и уничтожения на внутренних водных путях затонувшего судна или иного затонувшего имущества, предусмотренного федеральным проектом по оздоровлению р. Волги» ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» разрешено проводить конкурс (аукцион) для определения исполнителя на выполнение работ по подъему и утилизации затонувшего судна или иного затонувшего имущества на внутренних водных путях.
Однако, до настоящего времени федеральный орган власти, отвечающий за данное направление, не определен, что делает само решение о возложении на Администрацию обязанности осуществить подъем и утилизацию затонувших судов неправомерным и неисполнимым.
Также ни Минприроды России, ни Министерством транспорта Российской Федерации не разработаны нормативная документация (в том числе методика) по подъему остатков затонувших судов, механизмы реализации мероприятий по их подъему и утилизации.
В отсутствие методики невозможно разработать технические задания, определить объем финансирования на реализацию мероприятий по подъему затонувших судов. Средства на реализацию мероприятий не предусмотрены ни в одном из федеральных проектов.
Следовательно, Администрация не может приступить к формированию документации для проведения конкурсной процедуры в целях реализации данных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Нормативами финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических: сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2014 № -1295, не предусмотрено финансирование мероприятий по подъему и утилизации затонувших судов и объектов, в связи с чем в выдаваемом в 2023 году государственном задании на содержание внутренних водных путей бюджетные средства на осуществление указанных мероприятий не выделялись.
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 03.08.2022 № Пр-1376 и поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 09.08.2022 № АБ-П11- 13413 Минприроды России инициировало создание единого федерального проекта «Оздоровление водных объектов» со сроком реализации до 2030 года.
Формирование федерального проекта «Оздоровление водных объектов» осуществляется путем объединения федеральных проектов «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов» и интеграции в него мероприятий «дорожных кат» для рек Дон Амур, Урал, Иртыш, а также включает разработку мероприятий, направленных на оздоровление других водных объектов Российской Федерации.
Минприроды России разработан проект паспорта федерального проекта «Оздоровление водных объектов» со сроком реализации 2025-2030 годы. Одним из направлений федерального проекта является поднятие затонувших судов.
На основании изложенного, заявитель просит отсрочить исполнение решения Московского районного суда г. Казани от 12 марта 2021 года до 23 июля 2024 года.
В соответствии с частью 1 статьи 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос отсрочки исполнения решения суда рассматривается судом без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Суд постановил определение в вышеприведённой формулировке об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В частной жалобе исполняющий обязанности руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» - Е.В. Серов просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности. Заявитель ссылается на отсутствие финансирования и разрешения Росморречфлота Минтранса России на исполнение решения суда. Указывает на то, что суд не учел факт того, что в выдаваемом администрациям бассейнов внутренних водных путей в государственном задании на содержание внутренних путей не предусмотрены затраты на осуществление подъема, удивления, утилизации затонувшего судна или иного затонувшего имущества, находящихся на внутренних водных путях вне судового хода и не препятствующего осуществлению судоходства, таким образом отсутствует действенный механизм финансирования данных работ. Также Минприродой России и Министерством транспорта РФ не разработана нормативная документация. Средства на реализацию мероприятий не предусмотрены в федеральных проектах. Таким образом у заявителя отсутствует как объективная, так и субъективная возможность исполнить решение суда. Кроме того, заявитель поясняет, что они не отказываются исполнять решение суда.
По правилам статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба на указанное выше определение суда первой инстанции рассматривается судом апелляционной инстанции в составе председательствующего судьи единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
На основании пункта 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы частной жалобы, исходя из анализа доказательств, имеющихся в материалах дела и их оценки в совокупности, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Из материалов дела установлено, решением Московского районного суда г. Казани от 12 марта 2021 года частично удовлетворено заявление Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, на федеральное бюджетное учреждение «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по очистке Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших бесхозных судов (их частей и механизмов) путем организации их подъема и удаления из акватории водных объектов, а именно:
1) Объект №1: Остатки грузового теплохода Волго-ДОН-16, 1713,7 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°55.513?, в.д.: 052°56.127?; постоянно под водой, металл (возможно ГСМ) 2500-3000т, 132/17/14;
2) Объект № 2: Остатки баржи-бункера, 1708,1 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°56.477?, в.д.: 052°50.821?; постоянно под водой, металл, 1000т, 98/14/4,8;
3) Объект № 3: Остатки баржи, 1624,7 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°43.209?, в.д.: 051°58.879?; постоянно под водой, металл, 1000-1500т, 98/14/4,8;
4) Объект № 4: Остатки баржи, пр.567, 1618,3 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°40.842?, в.д.: 051°54.985?; постоянно под водой, металл, 1000-1500т, 98/14/4,8;
5) Объект № 5: Остатки баржи, пр.567, 1588,3 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°35.394?, в.д.: 051°33.723?; постоянно под водой, металл, 450т, 98/14/4,8;
6) Объект № 6: Остатки корпуса плавкрана, 1723,5 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°53.041?, в.д.: 053°04.184?; постоянно под водой, металл, 60-70т, 28/12/2,5;
7) Объект № 7: Остатки корпуса плавкрана, 1723,5 км (правый), р. Кама, с.ш.: 55°53.043?, в.д.: 053°04.186?; постоянно под водой, металл, 60-70т, 28/12/2,5;
8) Объект № 10: Остатки баржи-площадки, 1696 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°58.475?, в.д.: 052°39.301?р. Кама; постоянно под водой, металл, 20-30т, 74/16/1,5;
9) Объект № 11: Остатки корпуса плавкрана (понтон), 1694,9 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°58.109?, в.д.: 052°38.734?; постоянно под водой, металл, 60т, 28/11,5/2,5;
10) Объект № 12: ЖБ понтон, 1640,7 км (левый), р. Кама, с.ш.: 55°40.852?, в.д.: 052°11.155?; постоянно под водой, металл и бетон, 50т, 10/5/2;
11) Объект № 13: ЖБ понтон-дебаркадер, 6,1 км (Афанасовская воложка) р. Кама, 55°35.227?, в.д.: 051°41.403?; постоянно под водой, железобетон, 150-200т, 44/12/2.
Обязать федеральное бюджетное учреждение "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по очистке Куйбышевского водохранилища от затонувших бесхозных судов (их частей и механизмов) путем организации их подъема и удаления из акватории водных объектов, а именно:
1. Объект № 14: Остатки корпуса дебаркадера, 1533,5 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°29.402?, в.д.: 50°57.415?; частично под водой, железобетон, 100-150т, 35/10/2,8;
2. Объект № 15: Остатки корпуса дебаркадера, 1578 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°32.414?, в.д.: 051°30.911?; частично под водой, железобетон, 100-150т, 45,5/12,4/2,8;
3. Объект № 17: Остатки корпуса баржи, 1578,8 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°32.833?, в.д.: 051°30.95?; постоянно под водой, металл 20-30т, 45/8/0,5;
4. Объект № 18: Остатки корпуса дебаркадера, 1578,4 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°32.618?, в.д.: 051°30.957?; частично под водой, железобетон, 50-100т, 25/6/1,5;
5. Объект № 24: Остатки корпуса судна, 1579,5 км (правый) р. Кама с.ш.:55°32.942?, в.д.: 051°30.965?; постоянно под водой, металл, 10т, 12/5/0,2;
6. Объект № 28: Остатки корпуса судна, 1579,7 км (правый) р. Кама с.ш.: 55°33.092?, в.д.: 051°30.981?; постоянно под водой, металл, 30т, 10/8/0,2;
7. Объект № 29: Остатки корпуса судна, 1579,0 км (правый) р. Кама с.ш.: 55°33.142?, в.д.: 051°30.966?; постоянно под водой, металл, 10-16т, полностью замыто;
8. Объект № 32: Остатки корпуса судна, 1579,0 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°33.126?, в.д.: 051°30.983?; постоянно под водой, металл, 20-60т, 30/6/0,5;
9. Объект № 33: Остатки корпуса судна, 1579,5 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°33.077?, в.д.: 051°30.967?; постоянно под водой, металл, 10-16т, 8/7/0,1;
10. Объект № 36: Остатки корпуса судна (баржа), 1454,0 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°22.328?, в.д.: 49°57.807 ?; постоянно под водой, металл, 300-500т, 80/15/2;
11. Объект № 38: Секция т/х «Выска», 1466,8 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°26.694?, в.д.: 50°07.105?; постоянно под водой, металл, 300-500т, 80/13/3;
12. Объект № 39: Остатки корпуса судна, 1467,0 км (правый) р. Кама с.ш.: 55°27.297?, в.д.: 50°07.010; постоянно под водой, металл, 100-150т, 90/13/1,5;
13. Объект № 40: Корпус баржи, 1467,0 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°27.172?, в.д.: 50°08.628?; частично под водой, металл, 30-100т, 40/12/1;
14. Объект № 41: Остатки корпуса судна, 1469,0 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°27.114?, в.д.: 50°09.605?; постоянно под водой, металл, 250-300т, 80/13/2;
15. Объект № 42: Корпус дебаркадера, 1471,8 км (правый) р. Кама с.ш.:55°27.479?, в.д.: 50°11.480?; частично под водой, железобетон, 300-400т, 40/12/2;
16. Объект № 46: Остатки корпуса баржи, 1504,0 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°23.043?, в.д.: 50°33.760?; постоянно под водой, металл, 150-200т, 100/16/0,7;
17. Объект № 48: Остатки корпуса дебаркадера, 1508,0 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°22.473?, в.д.: 50°37.248?; частично под водой, железобетон, 250-300т, 45/16/3;
18. Объект № 49: Остатки деревянной баржи, 1508,0 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°22.625?, в.д.: 50°37.755?; постоянно под водой, дерево, 50-80т, 60/15/1,5;
19. Объект № 50: Остатки корпуса баржи, 1508,0 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°22.642?, в.д.: 50°37. 817?; постоянно под водой, металл, 100-150т, 70/15/0,4;
20. Объект № 51: Остатки корпуса судна, 1508,0 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°22.709?, в.д.: 50°38.486?; постоянно под водой, металл, 100-150т, 70/15/1,3;
21. Объект № 52: Остатки корпуса баржи, 1508,5 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°22.708?, в.д.: 50°38.322?; постоянно под водой, дерево, 20-50т, 60/15/1,5;
22. Объект № 53: Остатки корпуса дебаркадера, 1508.5 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°22.884?, в.д.: 50°37.950?; частично под водой, железобетон, 300-400т, 40/10/4;
23. Объект № 54: Остатки корпуса дебаркадера, 1509,0 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°23.236?, в.д.: 50°39.552?; частично под водой, железобетон, 250-350т, 40/10/4;
24. Объект № 55: Остатки корпуса дебаркадера, 1511,0 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°22.879?, в.д.: 50°38.528?; постоянно под водой, железобетон, 250-350т, 40/10/4;
25. Объект № 56: Остатки корпуса судна, 1511,0 км (левый) р. Кама, с.ш.: 55°22.740?, в.д.: 50°38.830?; частично под водой, железобетон, 50-100т, 20/7/1,5;
26. Объект № 59: Корпус сухогрузного судна, 1273,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°50.043?, в.д.: 48°31.497?; постоянно под водой, металл, 300-500т, 60/12/1,5;
27. Объект № 60: Остатки корпуса баржи, 1304,2 км (правый) р. Волга, с.ш.: 55°46.544?, в.д.: 048°59.353?; постоянно под водой, металл, 450-600т, 80/14/1,5;
28. Объект № 61: Остатки корпуса баржи, 1304,2 км, (правый) р. Волга, с.ш.: 55°46.426?, в.д.: 048°59.460?; постоянно под водой, металл, 300-500т, 80/12/1,0;
29. Объект № 62: Остатки корпуса дебаркадера, 1309,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°46.896?, в.д.: 49°05.362?; частично под водой, железобетон, 150-250т, 40/10/2,5;
30. Объект № 63: Остатки корпуса судна, 1309,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°46.946?, в.д.: 49°05.431?; постоянно под водой, металл, 100-150т, 50/10/1,0;
31. Объект № 65: Остатки корпуса дебаркадера, 1309,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°47.063?, в.д.: 49°05.821?; частично под водой, железобетон, 100-150т, 25/7/3;
32. Объект № 66: Остатки корпуса баржи, 1310,7 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.308?, в.д.: 49°04.887?; частично под водой, металл, 100-150т, 70/13/0,5;
33. Объект № 67: Остатки корпуса ж/б понтона, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.946?, в.д.: 49°05.287?; частично под водой, железобетон, 100-150т, 20/6/2,5;
34. Объект № 68: Остатки корпуса дебаркадера, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.896?, в.д.: 49°05.283?; частично под водой, железобетон, 250-300т, 35/10/3;
35. Объект № 69: Остатки корпуса плавмагазина, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.927?, в.д.: 49°05.295?; частично под водой, железобетон, 1000-1500т, 70/15/3;
36. Объект № 70: Остатки гидроклассификатора, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.911?, в.д.: 49°05.331?; частично под водой, металл, 20-50т, 15/5/4;
37. Объект № 71: Остатки корпуса дебаркадера, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.932?, в.д.: 49°05.274?; частично под водой, железобетон, 250-300т, 35/10/2;
38. Объект № 72: Остатки корпуса дебаркадера, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.114?, в.д.: 49°05.963?; частично под водой железобетон, 300-400т, 70/15/3;
39. Объект № 73: Остатки корпуса баржи, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°46.005?, в.д.: 49°05.435?; частично под водой, металл, 80-150т, 60/8/0,8;
40. Объект № 74: Остатки корпуса баржи, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.898?, в.д.: 49°05.271?; частично под водой, металл, 150-200т, 80/14/5;
41. Объект № 75: Остатки корпуса плавкрана, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.274?, в.д.: 49°6.002?; частично под водой, металл, 200-300т, 50/16/4;
42. Объект № 76: Остатки корпуса баржи-площадки, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.604?, в.д.: 49°05.968?; частично под водой, металл, 150-200т, 80/14/1,5;
43. Объект № 77: Остатки корпуса т/х, пр.305, 1311,3 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.482?, в.д.: 49°04.897?; полностью под водой, металл, 300-500т, 78/16/5;
44. Объект № 78: Остатки корпуса дебаркадера, 1315,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°42.996?, в.д.: 49°05.141?; частично под водой, железобетон, 200-250т, 30/8/3;
45. Объект № 82: Остатки корпуса баржи, 1325,7 км (правый) р. Волга, с.ш.: 55°38.327?, в.д.: 48°57.391?; частично под водой, металл, 250-300т, 90/14/2,5;
46. Объект № 85: Остатки корпуса баржи, 1340,0 км, (правый) р. Волга, с.ш.: 55°31.277?, в.д.: 49°01.526?; частично под водой, металл, 150-200т, 70/14/1,5;
47. Объект № 87: Остатки корпуса дебаркадера, 1341,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°31.222?, в.д.: 49°03.373?; частично под водой, железобетон, 150-200т, 36/10/3;
48. Объект № 88: Остатки корпуса дебаркадера, 1341,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°31.223?, в.д.: 49°03.383?; частично под водой, железобетон, 150-200т, 36/10/3;
49. Объект № 89: Остатки корпуса дебаркадера, 1341,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°30.776?, в.д.: 49°03.771?; частично под водой, железобетон, 150-200т, 36/10/3;
50. Объект № 91: Остатки корпуса дебаркадера, 1398,0 км (правый) р. Волга, с.ш.: 55°08.823?, в.д.: 49°10.041?; частично под водой, железобетон, 250-300т, 30/8/3;
51. Объект № 92: Остатки корпуса баржи, 1398,0 км (правый) р. Волга, с.ш.: 55°08.691?, в.д.: 49°10.095?; постоянно под водой, металл 10-15т, 15/5/0,7;
52. Объект № 94: Остатки корпуса баржи, 1398,0 км (правый) р. Волга, с.ш.: 55°08.671?, в.д.: 49°10.121?; частично под водой, металл, 15-25т, 25/5/1;
53. Объект № 95: Остатки корпуса баржи, 1398,0 км (правый) р. Волга, с.ш.: 55°08.675?, в.д.: 49°10.177?; частично под водой, металл, 15-20т, 15/5/1;
54. Объект № 96: Остатки корпуса баржи, 1398,0 км (правый) р. Волга, с.ш.: 55°08.692?, в.д.: 49°10.019?; полностью под водой, металл, 15-25т, 25/5/0,3;
55. Объект 97: Остатки корпуса баржи, 1415,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 54°59.585?, в.д.: 49°01.759?.; полностью под водой, металл, 70-100т, 35/7/1,0;
56. Объект № 99: Фрагмент корпуса теплохода типа «СТ», р. Волга, с.ш.: 55°50.319?, в.д.: 49°10.559?; полностью под водой, металл, 20-30т, 10/5/0,2;
57. Объект 1Д: Остатки корпуса плавкрана, 1304,2 км (правый) р. Волга, с.ш.: 55°46.537?, в.д.: 048°59.368?; полностью под водой, металл, 150-200т, 35/16/2;
58. Объект 2Д: Остатки дебаркадера, 1309,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°47?051, в.д.: 49°05.821?; частично под водой, железобетон, 100-150т, 25/7/3;
59. Объект № 3Д: Остатки дебаркадера, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.905?, в.д.: 49°05.281?; частично под водой, железобетон, 150-200т, 35/10/2;
60. Объект 4Д: Остатки дебаркадера, 1311,0 км, (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.921?, в.д.: 49°05.298?; частично под водой, железобетон, 150-200т, 35/10/2;
61. Объект 5Д: Остатки дебаркадера, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.935?, в.д.: 49°05.270?; частично под водой, железобетон, 100-150т; 30/4/2;
62. Объект 6Д: Остатки дебаркадера, 1311,0 км, (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.999?, в.д.: 49°05.424?; частично под водой, железобетон, 100-150т, 30/7/3;
63. Объект 7Д: Остатки баржи, 1467,0 км (правый) р. Кама, с.ш.: 55°27.243?, в.д.: 50°07.486?; постоянно под водой, металл, 100-150т, 70/10/4;
64. Объект 8Д: Остатки баржи, 1311,0 км (левый) р. Волга, с.ш.: 55°45.979?, в.д.: 49°05.454?; частично под водой, металл, 20-50т, 6/4/0,5.
в удовлетворении требований Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному водохозяйственному учреждению «Центррегионводхоз» отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 июля 2021 года решение Московского районного суда г. Казани от 12 марта 2021 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 года решение Московского районного суда г. Казани от 12 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 июля 2021 года оставлены без изменения.
Определением Московского районного суда г. Казани 21 октября 2022 года предоставлена ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» отсрочка исполнения решения Московского районного суда г. Казани от 12 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-115/2021 на срок до 22 июля 2023 года.
Из протокола совещания у заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта К.О. Анисимова от 07 июня 2022 года № 34 «Об определении порядка подъема, удаления и уничтожения на внутренних водных путях затонувшего судна или иного затонувшего имущества, предусмотренного федеральным проектом по оздоровлению р. Волги» следует, что принято решение о том, что Администрации бассейнов внутренних водных путей выполняют самостоятельно за счет средств федерального проекта по оздоровлению р. Волги обследование затонувших объектов с помощью многолучевого эхолота и при необходимости водолазный осмотр; определяют очередность подъема затонувших объектов, формируют Перечень указанных объектов, утверждают его и направляют в Росморречфлот для согласования; с учетом полученных данных обследования, а также материалов по обследованию 2016 года в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ определяют начальную (максимальную) цену контракта на подъем и утилизации затонувшего имущества (методом сопоставления рыночных цен; в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ проводят конкурс (аукцион) для определения исполнителя на выполнение работ по подъему и утилизации затонувшего судна или иного затонувшего имущества.
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 03.08.2022 № Пр-1376 и поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 09.08.2022 № АБ-П11- 13413 Минприроды России инициировало создание единого федерального проекта «Оздоровление водных объектов» со сроком реализации до 2030 года.
В обоснование заявленных требований о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по данному делу, заявитель указывает на отсутствие нормативной документации по подъему остатков затонувших судов, вследствие чего невозможно разработать технические задания, определить объем финансирования на реализацию мероприятий по подъему затонувших судов.
Средства на реализацию мероприятий не предусмотрены ни в одном из федеральных проектов, следовательно, Администрация не может приступить к формированию документации для проведения конкурсной процедуры в целях реализации данных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из материалов дела, до настоящего времени решение суда в полном объеме не исполнено.
Отказывая в предоставлении отсрочки, суд первой инстанции указывает на то, что указанные в заявлении доводы об отсутствии надлежащего финансирования, необходимого для исполнения решения суда, не могут являться основанием для предоставления отсрочки, у заявителя было достаточно времени для исполнения решения суда, а также ранее судом уже предоставлялась отсрочка исполнения решения суда на продолжительный период времени.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы частной жалобы исполняющего обязанности руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» - Е.В. Серова об отсрочке исполнения решения суда.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Из изложенного следует, что причины, которые суд может принять за основу при удовлетворении требований заявителя о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения принятого судебного акта, должны носить исключительный характер и свидетельствовать о серьезных препятствиях по исполнению судебного решения в связи с тем, что отсрочка исполнения судебного акта фактически отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. К числу указанных обстоятельств могут быть отнесены, в том числе тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств.
Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.
При этом на представителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается обязанность доказать обстоятельства, указанные заявителем в качестве основания для отсрочки исполнения решения суда.
Отсрочка исполнения решения суда влечет отдаление исполнения решения суда, а значит защита и восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц длительный период не производится, в судебном заседании исключительные обстоятельства для предоставления отсрочки не выявлены.
Отказывая в удовлетворении частной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что с момента вступления решения суда в законную силу до настоящего времени прошел значительный срок, более двух лет, у заявителя имелось достаточно времени для исполнения решения суда. К тому же, должнику по исполнительному производству ранее уже предоставлялась отсрочка исполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции при разрешении вопроса предоставления отсрочки исполнения решения суда учитывает наличие воли на исполнение решения суда, действия, предпринятые должником по исполнению решения суда, и иные обстоятельства, позволяющие охарактеризовать побудительные мотивы обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда или приостановлении исполнительного производства.
Между тем, заявителем надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, а также доказательств того, что предоставление отсрочки будет способствовать достижению исполнимости вступившего в силу судебного акта, в материалы дела не представлено. Аналогичные доводы заявителя уже ранее были предметом рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки исполнения данного решения. При этом отсрочка решения суда уже была предоставлена. Однако решение до сих пор не исполнено.
С учетом вышеизложенного, доводы частной жалобы исполняющего обязанности руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» - Е.В. Серова не содержат обстоятельств, указывающих на нарушение судом норм права при вынесении определения, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которая дана судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, судом первой инстанции не допущено. При таких данных, оспариваемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 199, 333, 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л а:
определение судьи Московского районного суда г. Казани от 28 июля 2023 года по данному делу оставить без изменения, частную жалобу исполняющего обязанности руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» - Е.В. Серова – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023 года.
Судья Верховного Суда
Республики Татарстан Л.Ф. Митрофанова