ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-2490/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 17 февраля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Белинской С.В.,
судей Медведкиной В.А., Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1172/2019 по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области, действующего в защиту неопределённого круга лиц (далее – прокурор), к Федеральному казенному учреждению лечебное исправительное учреждение № 3 УФСИН России по Новгородской области (далее – ЛИУ № 3), Федеральной службе исполнения наказания (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Новгородской области (далее – Управление) о возложении обязанности по совершению действий по обеспечению соблюдения пожарной безопасности в исправительном учреждении по кассационной жалобе Управления на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 13 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 13 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., выслушав объяснения представителя ФСИН России и Управления ФИО1, действующего на основании доверенностей от 7 февраля 2020 г. № 54/ТО/17-1267 и от 9 января 2020 г. № 54/ТО/17-4, старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор обратился в суд с иском к ЛИУ № 3, ФСИН России, Управлению, просил возложить на ЛИУ № 3 обязанность в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителей и главных специалистов организаций или лиц, исполняющих их обязанности; работников, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа; руководителей первичных организаций добровольной пожарной охраны; работников, выполняющих газосварочные и другие огневые работы; обеспечить на объектах «здание стационара», «здание общежития 5-6 отряд» планами эвакуации людей при пожаре; обеспечить на объектах «здание стационара», «газовая котельная», «здание общежития 5-6 отряд»; «здание общежития отряда № 1» предел огнестойкости несущих конструкций лестничных маршей и площадок; обеспечить на объекте «здание общежития отряда № 1» отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа коридора и выход непосредственно наружу или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями; обеспечить на объектах «газовая котельная», «здание общежития 5-6 отряд»; «здание общежития отряда № 2» эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; обеспечить на объектах: «здание общежития отряда № 2», «Столовая», «здание стационара» (1 и 3 этажи стационара) исправность системы пожарной автоматики и оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить на объекте «здание стационара», «газовая котельная», «здание общежития отряда № 1» двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах; обеспечить на объекте «здание стационара», «здание общежития отряда № 1» открывание дверей эвакуационных выходов из лестничных клеток по направлению выхода из здания. При недостаточности у ЛИУ № 3 денежных средств на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на Управление и ФСИН России.
В обоснование исковых требований указывал, что 11 декабря 2018 г. прокурором проведена проверка ЛИУ № 3, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, по факту которых прокуратурой области начальнику лечебного исправительного заведения 30 января 2019 г. внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно информации ЛИУ № 3 о результатах рассмотрения представления 22 марта 2019 г. учреждением направлена заявка на выделение лимитов бюджетных обязательств для производства технических работ, нарушения закона фактически не устранены.
В настоящее время нарушения прав осужденных, содержащихся в ЛИУ № 3, на личную безопасность не устранены.
Считает, что исходя из действующего в пенитенциарной системе нормативно-правового регулирования обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства лежит на ЛИУ № 3, субсидиарная ответственность по обязательствам учреждения возлагается на ФСИН России и Управление.
Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 13 августа 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 13 ноября 2019 г., исковые требования прокурора удовлетворены частично. На ЛИУ № 3 возложена обязанность в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу: провести обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителей и главных специалистов организаций или лиц, исполняющих их обязанности; работников, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа; руководителей первичных организаций добровольной пожарной охраны; работников, выполняющих газосварочные и другие огневые работы; обеспечить на объектах «здание стационара», «здание общежития 5-6 отряд» наличие планов эвакуации людей при пожаре; обеспечить на объектах «здание стационара», «газовая котельная»; «здание общежития 5-6 отряд»; «здание общежития отряда № 1» требуемый предел огнестойкости несущих конструкций лестничных маршей и площадок; обеспечить на объектах «газовая котельная», «здание общежития 5-6 отряд»; «здание общежития отряда № 2» эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; обеспечить на объектах: «здание общежития отряда № 2»; «Столовая»; «здание стационара» (1 и 3 этажи стационара) исправность системы пожарной автоматики и оповещения людей в случае возникновения пожара; обеспечить на объекте «здание стационара», «газовая котельная», «здание общежития отряда № 1» двери лестничных клеток приспособлениями для само-закрывания и уплотнения в притворах; обеспечить на объекте «здание стационара», «здание общежития отряда № 1» открывание дверей эвакуационных выходов из лестничных клеток по на-правлению выхода из здания. При недостаточности у ЛИУ № 3 денежных средств на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на ФСИН России и Управление.
В кассационной жалобе Управлением ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
По настоящему делу таких нарушений с учётом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судом при рассмотрении дела установлено, что прокурором 11 декабря 2018 г. проведена проверка ЛИУ № 3, в ходе которой установлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в сообщении начальника отдела НД и ПР по Боровичскому и Любытинскому районам ФИО2 на имя прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области от 13 декабря 2018 г. № 875, в том числе, указанным в исковом заявлении прокурора.
По факту выявленных нарушений требований законодательства прокурором 30 января 2019 г. начальнику ЛИУ № 3 внесено представление об устранении нарушений закона, с требованием безотлагательного его рассмотрения и принятии конкретных мер по устранению причин допущенных нарушений и условий, им сопутствующих.
Согласно информации начальника ЛИУ № 3 о принятых мерах по результатам рассмотрения представления от 28 марта 2019 г. учреждением разработан и утверждён план мероприятий по устранению нарушений, планируется направление заявок на выделение денежных средств для производства технических работ, нарушения закона фактически не устранены.
Согласно отчёту о проделанной работе по выявленным недостаткам по соблюдению правил пожарной безопасности от 30 мая 2019 г., направленному начальником ЛИУ № 3, ряд выявленных нарушений устранён, вместе с тем изложенные в исковом заявлении нарушения не устранены.
На объекте «здание общежития отряда № 1» осуществлено отделение левой лестничной клетки на уровне 1 этажа от коридора тамбуром с дверями, в подтверждение чего представлены акт осмотра объекта недвижимости от 9 августа 2019 г. и фототаблицы. Остальные выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, что не оспорено представителями ответчиков в судебном заседании.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2014 г. «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – Положение о Федеральной службе исполнения наказаний), Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области, утверждённым приказом ФСИН России от 11 июня 2015 г. № 518 (далее – Положение об Управлении ФСИН России по Новгородской области), статьёй 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1), статьями 16, 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Устава ЛИУ № 3, утверждённого приказом ФСИН России от 30 декабря 2010 г. № 560, требованиями Федерального закона от 22 июля 2002 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», исходил из того, что ЛИУ № 3 несоблюдением требований пожарной безопасности нарушает права осужденных, содержащихся в учреждении, на личную безопасность. Выявленные нарушения устранены не полностью и, как следствие, подлежат устранению не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Возлагая субсидиарную ответственность на Управление и ФСИН России по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений при недостаточности средств учреждения, суд первой инстанции исходил из положений статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и учредительных документов ответчиков, признавая их лицами, ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности в подведомственных учреждениях.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Ставя вопрос об отмене судебных постановлений, Управление в кассационной жалобе указывает на отсутствие оснований для возложения на него обязанности по обеспечению финансирования для устранения нарушений в ЛИУ № 3, поскольку в силу пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания Управление не является собственником имущества учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета.
С указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим кодексом.
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, её территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете. При этом согласно пункту 5 данного Указа ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы
Согласно пункту 1 Положения об Управлении ФСИН России по Новгородской области Управление является территориальным органом ФСИН, согласно пункту 4 – юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Пунктом 5.13 Устава ЛИУ № 3 предусмотрено, что при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и Управление в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Данный пункт учредительного документа согласуется со статьёй 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1, согласно которому при недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные органы, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
При таких обстоятельствах и ФСИН России, и Управление являются главными распорядителями средств федерального бюджета, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального казенного учреждения при их недостаточности (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11).
Довод кассационной жалобы о том, что субсидиарная ответственность, предусмотренная частью 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса, наступает только при недостаточности денежных средств у учреждения и может быть установлена лишь на стадии исполнения судебного акта, является несостоятельным, поскольку в резолютивной части четко определён порядок привлечения ФСИН России и Управления к субсидиарной ответственности – при недостаточности у ЛИУ № 3 денежных средств на выполнение работ по обеспечению пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Боровичского районного суда Новгородской области от 13 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 13 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказания по Новгородской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи