ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1190/20 от 03.12.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-18253/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 3 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Шефер И.А.,

судей Богдевич Н.В., Кожевниковой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1190/2020 по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах ФИО2 к Министерству социальной политики Красноярского края о признании приказа незаконным, обязании Министерства социальной политики Красноярского края предоставить единовременную денежную выплату,

по кассационной жалобе ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 июня 2020 года,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В., выслушав процессуального истца - прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО3, возражавшую против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд в интересах ФИО2 (далее-ФИО2, истец) к Министерству социальной политики Красноярского края и с учетом уточнения требований просил признать незаконным приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 14.06.2019 года об отказе в предоставлении ФИО2 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить ФИО2 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность.

Требования прокурора мотивированы тем, что ФИО2 является инвалидом группы с детства, инвалидность установлена с 21.05.1991г. бессрочно. 01.03.2002 ФИО2 обратилась в администрацию Железнодорожного района г. Красноярска с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что с 1994 года проживает с сыном в комнате общежития по адресу: <адрес>

Согласно выписке из домовой книги жилое помещение по <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м.

Распоряжением администрации Железнодорожного района г. Красноярска от 20.03.2002 года ФИО2 включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях в составе семьи 2 человека. В качестве члена семьи ФИО2 на учет принят ее сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии от 19.09.2016 года в учетное дело ФИО2 внесены изменения в части изменения фамилии заявителя (ФИО5) и места жительства (<адрес>). Указанное жилое помещение принадлежит ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство в размере <данные изъяты> доли пятикомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. ФИО4 имеет право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение, как приобретенное в порядке приватизации на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 20.06.2000 года. ФИО6 и ФИО2 зарегистрированы по данному адресу 05.10.2010 года и 22.10.2010 года соответственно.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии от 08.11.2018 года в учетное дело ФИО2 внесены изменения в части изменения фамилии заявителя (ФИО7) в связи с расторжением брака.

Поскольку ФИО2 является инвалидом с 1991 года, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, в настоящее время она сохраняет право состоять на данном учете, поскольку проживает с сыном в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м., где на каждого проживающего приходится общей площади менее <данные изъяты> кв.м. учетной нормы в г. Красноярске, и жилой менее 7 кв.м. учетной нормы жилой площади, согласно постановлению Крайсовпрофа от 01.03.1990 года № 63/3.

В связи со вступлением в силу Жилищного кодекса РФ право стоять на данном учете за ФИО2 сохранилось в силу ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», поэтому ФИО2 имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан.

ФИО2 23.05.2019 года обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, предоставив перечень необходимых документов. Решением Министерства в предоставлении единовременной денежной выплаты ФИО2, отказано в связи с отсутствием решения администрации Железнодорожного района в г. Красноярске о постановке ее на учет как инвалида, поскольку она была поставлена на учет на общих основаниях. По информации Министерства в Красноярском крае сформирован единый краевой список граждан, вставших на учет до 01.01.2005 года, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, на основании сведений, представленных в Министерство администрациями муниципальных районов и городских округов края, где ФИО2 отсутствует. В списке администрации Железнодорожного района в г. Красноярске ФИО2 по категории «инвалиды» не значится.

Прокурор полагает, что отказ ответчика в предоставлении ФИО2 указанной меры социальной поддержки как инвалиду является незаконным.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 17 марта 2020 года постановлено:

«Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным приказ Министерства социальной политики Красноярского края от 14.06.2019 года об отказе в предоставлении ФИО2 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить ФИО2 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность»

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 июня 2020 года постановлено:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 17 марта 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах ФИО2 о признании незаконным приказа Министерства социальной политики Красноярского края от 14.06.2019 года об отказе в предоставлении ФИО2 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность и обязании Министерства социальной политики Красноярского края предоставить ФИО2 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность отказать.

В кассационной жалобе истца, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции, как незаконного, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец, ответчик, третье лицо, о причинах неявки не сообщили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Ответчиком и процессуальным истцом в лице Прокуратуры Красноярского края принесены возражения на кассационную жалобу.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является инвалидом с детства, 2.01.1991г. ей назначена пенсия по инвалидности <данные изъяты> группы.

1.03.2002 года ФИО2 обратилась в администрацию Железнодорожного района в г. Красноярске с заявлением о принятии ее на учет для получения жилой площади, указав о проживании совместно с сыном, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в общежитии. К заявлению ФИО2 были приложены документы: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, копия пенсионного удостоверения об установлении ей пенсии по инвалидности от 06.12.2000г.

В выписке из домовой книги от 11.02.2002 года указано о проживании ФИО2 совместно с сыном ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в комнате <адрес><адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Распоряжением администрации Железнодорожного района в г. Красноярске -р от 20.03.2002 года ФИО2 включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях состав семьи 2 человека.

О постановке на учет на общих основаниях вышеуказанным распоряжением, и номере очереди на момент постановки- <данные изъяты>, ФИО2 была уведомлена.

Также на обращение ФИО2 администрацией Железнодорожного района в г. Красноярске 1.11.2018 года дан ответ о состоянии ее на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 20.03.2002 года, фактическое состояние очередности- <данные изъяты>. До настоящего времени учетная категория ФИО2 не изменена, в отдельный список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений, список по учетной категории «инвалиды» она не включена.

По заявлениям ФИО2 в связи с изменением ею фамилии на ФИО5, а затем вновь на ФИО7, а также с изменением места регистрации ее и сына, администрацией Железнодорожного района в г. Красноярске 19.09.2016г. (протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам) и 8.11.2018г. (протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам) в ее учетное дело были внесены соответствующие изменения в связи с изменением фамилии, а также указания о проживании истца с сыном по адресу: <адрес>, где оба зарегистрированы с 2010 года.

23.05.2019 года ФИО2 обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с Федеральным законом « О социальной защите инвалидов», указав в качестве совместно проживающих членов семьи сына ФИО4

Приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 14.06.2019 года ФИО2 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность по категории инвалид с детства 3 группы со ссылкой на нормативные акты, в том числе статьи 6 и 7 Закона Красноярского края 25 марта 2010 года № 10-4487 с учетом предложений комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем граждан, указанных в статье 1 данного Закона (протокол заседания комиссии от 11.06.2019 ).

Согласно протоколу от 11.06.2019 заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем граждан, указанных в статье 1 Закона Красноярского края 25 марта 2010 года № 10-4487, комиссия предложила отказать ФИО2 в предоставлении ЕДВ в связи с отсутствием права, согласно п.п. «а» п. 5 ст. 6 Закона Красноярского края 25 марта 2010 года № 10-4487. Как следует из содержания протокола, из представленных заявителем документов не усматривается постановка ее на учет как инвалида до 1.01.2005г.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах ФИО2 о признании незаконным приказа Министерства социальной политики Красноярского края от 14.06.2019 года об отказе в предоставлении ФИО2 единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность и возложении на ответчика обязанности предоставить истцу данную выплату, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не включение ФИО2 администрацией Железнодорожного района г. Красноярска при постановке ее на учет до 1.01.2005 года в список граждан на улучшение жилищных условий по категории «инвалиды» и не может являться основанием для отказа в предоставлении ей спорной выплаты, поскольку инвалидность ФИО2 установлена ранее 2005 года и бессрочно, о чем соответствующие документы своевременно были предоставлены в учетный орган.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился, полагая, что они основаны на неправильном применении норм материального права, постановлены судом без учета фактических обстоятельств дела, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, исходя из следующего.

Из имеющихся в материалах дела сведений следует, что 21.01.2009 года ФИО2 было зарегистрировано право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой- <данные изъяты> кв.м. на основании заочного решения Железнодорожного районного суда <адрес> (право установлено в порядке приватизации).

Надлежащими документами подтверждено изменение жилищных условий ФИО1, поскольку с момента государственной регистрации права на данное жилое помещение, которое в силу закона уже не имело статуса общежития, и где на каждого члена семьи истца обеспеченность составила более 7 кв.м. жилой площади, право истца состоять на учете по п.п. «д» п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес> не было сохранено.

Кроме того, у истца и ее сына к 21.01.2009г. уже имелось право собственности на 21/184 доли каждого в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью - <данные изъяты> кв.м., жилой - <данные изъяты> кв.м., составляющие в целом одну комнату, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадь. – <данные изъяты> кв.м.

В этой связи, в период с 21.01.2009г. по 27.10.2010г. (дата прекращения права собственности ФИО2 на жилое помещение по адресу: <адрес> связи с его продажей) на каждого члена семьи истца приходилось более учетной нормы, предусмотренной подпунктом «а» пункта 7 Правил № (7 кв.м. и менее жилой площади), а также нормы предоставления, предусмотренной пунктом 44 тех же Правил (9-12 кв.м. жилой площади) и учетной нормы, действующей в указанный период и установленной в соответствии с ЖК РФ постановлением администрации г. Красноярска от 14.04.2005г. № 192 (менее 12 кв.м. общей площади).

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для признания ФИО2 сохранившей право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета у суда первой инстанции не имелось, независимо от добросовестности истца при приобретении ею 27.12.2007 доли в праве собственности на жилое помещение в порядке наследования.

По мнению суда апелляционной инстанции, действия ФИО2 по реализации 27.10.2010г. второго жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, не являются законным основанием считать истца сохранившей приобретенное до 1.01.2005г. право в настоящее время, исходя из совершения указанных действий более 5 лет назад.

Учитывая, что ФИО2 в период после ее постановки на учет 20.03.2002г. в связи с приобретением жилых помещений в собственность в порядке наследования и в порядке приватизации (по решению суда) получила обеспечение жильем более нормы, что свидетельствует об утрате ею оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали истцу право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для признания незаконным принятого Министерством социальной политики Красноярского края решения об отказе истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность и возложении обязанности на ответчика предоставить ФИО2 спорную денежную выплату у суда первой инстанции не имелось.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит, что выводы суда апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17).

До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая).Законом Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4751 был установлен единый порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - жилые помещения) на территории края, положениями ч. 2 ст. 2 которого предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края 25 марта 2010 года № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» от (далее - Закон края № 10-4487) его действие распространяется на граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе инвалидов (I, II, III группы инвалидности).

В силу ч. 1 ст. 2 Закона края № 10-4487 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и сохраняющим право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона края № 10-4487 социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в пунктах 4, 5 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан.

Согласно ч. 1 ст.6 Закона края № 10-4487 для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданин (его законный представитель) представляет в Министерство социальной политики Красноярского края пакет документов, предусмотренных настоящей статьей.

Поступившие в министерство заявления со всеми необходимыми документами рассматриваются комиссией, созданной министерством (далее - комиссия), не позднее 30 дней со дня их поступления (часть 2 статьи 6 Закона края № 10-4487).

Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учетом даты постановки на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты (часть 3 статьи 6 Закона края № 10-4487).

Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения (часть 5 статьи 6 Закона края № 10-4487).

В соответствии с п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденных Постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 № 63/3, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв. м и менее; д) не имеющие жилой площади и проживающие в связи с этим в общежитиях и на условиях поднайма в домах государственного, кооперативного и общественного жилищного фонда, домах и квартирах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Приведенные заявителем в жалобе доводы, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Доводы кассационной жалобы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции. Кассационная жалоба не содержит фактов, опровергающих выводы апелляционной инстанции. Указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.

Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 июня 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи