ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1201/2016 от 27.12.2016 Марксовского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2 – 13/2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении заявления без рассмотрения

27 декабря 2016года г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Уварова А.С.,

при секретаре Рогожиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области к ФИО1, третье лицо – администрация Марксовского муниципального района Саратовской области, о сносе самовольной постройки,

установил:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обратилось в суд с иском к ФИО1 в котором, обосновывая заявленные требования выявленными нарушениями при строительстве нежилого здания (магазин), расположенного на земельном участке, находящемся примерно в 125 метрах по направлению на юго-запад от ориентира нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>А, в том числе связанными с отступлением от проектной документации, на оснвоании которой выдавалось разрешение на строительство, а также ссылаясь на полномочия Министерства при осуществлении государственного строительного надзора просило признать вышеуказанный объект с кадастровым номером 64:44:100102:1309 площадью 1657 кв.м. самовольной постройкой и возложить на ответчика обязанность осуществить снос данного объекта.

В судебном заседание представитель истца по доверенности ФИО2 будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела не явился, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с учетом представленных доказательств, ссылаясь при этом на свою занятость в ином судебном процессе в Арбитражном суде Саратовской области.

Ответчик ФИО1, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, возражений на иск не представил.

Третье лицо – администрация ММР Саратовской области, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечила, письменного отзыва относительно заявленных требования не представило.

В соответствии абз. 4 статьи 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

Как установлено судом, поводом для обращения в суд с данным иском послужили нарушения, выявленные истцом в ходе проведенной им проверки которая осуществлялась в рамках возложенных на Министерство полномочий по осуществлению государственного строительного надзора.

Согласно статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получении на это необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относиться выдача разрешения на строительство.

При этом градостроительный кодекс РФ определяет общие полномочия органов, осуществляющих строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций.

Согласно ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти области, осуществляющим в установленном порядке политику в сферах жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в том числе коммунальной энергетики, в области строительства, архитектуры, градостроительства, строительной индустрии, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, а также координацию деятельности в этих сферах иных органов исполнительной власти области в случаях, установленных законодательством, региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Исходя из указанного Положения к основным функциям Министерства в сфере регионального государственного строительного надзора относятся:

получение и регистрация копий разрешений на строительство объектов капитального строительства от органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, для дальнейшего осуществления регионального государственного надзора за соответствующими объектами;

получение и регистрация извещений от застройщика или заказчика о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства с приложением документов, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, для включения в дело, формируемое Министерством, и дальнейшего осуществления регионального государственного строительного надзора за соответствующими объектами;

проведение проверок соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного контроля и надзора за соответствием объекта капитального строительства в отношении его энергетической эффективности, а также за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в рамках регионального государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

составление актов по результатам проведенных проверок с выдачей предписаний с указанием вида нарушения, ссылкой на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требований, которые нарушены, а также установление срока устранения выявленных нарушений;

составление должностными лицами Министерства протоколов об административных правонарушениях в сфере регионального государственного строительного надзора;

рассмотрение протоколов об административных правонарушениях в сфере регионального государственного строительного надзора Министром, его заместителями, начальниками отделов и их заместителями и вынесение постановлений об административных правонарушениях в сфере регионального государственного строительного надзора в соответствии с законодательством;

составление протоколов об административных правонарушениях с направлением в судебные органы для принятия мер административного воздействия в соответствии с законодательством;

(абзац введен постановлением Правительства Саратовской области от 25.07.2013 N 358-П)

проведение проверки строительства, реконструкции объекта капитального строительства, принятие решения и выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также иным нормативным правовым актам, или об отказе в выдаче такого заключения;

определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, указание класса энергетической эффективности и заключение о соответствии построенного, реконструированного многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности;

организует и осуществляет на межмуниципальном и региональном уровне в пределах своей компетенции мероприятия по территориальной обороне.

К основным же задачам Министерства в сфере регионального государственного строительного надзора в соответствии с вышеприведенным положением относятся:

- осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме объектов капитального строительства, за которыми предусмотрено осуществление государственного строительного надзора федеральными органами исполнительной власти, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора;

- предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушения законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.

При этом для осуществления вышеуказанных функция и задач Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области наделено объемом прав полный перечень которых указан в IV разделе вышеуказанного Положения.

Между тем, анализируя указанный права, а также административный регламент исполнения Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области государственной функции «Осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконстркции объектов капитального строительства», утвержденный Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 14 ноября 2016 года № 394 суд считает, что в указанном случае Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не наделено правом обращаться с заявленными требованиями, а следовательно не является надлежащим истцом по делу, ввиду чего вышеуказанное исковое заявление следует оставить без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 222, 223, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Исковое заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области к ФИО1 - оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Марксовский городской суд Саратовской области в течение пятнадцати дней.

Судья: А.С. Уваров