ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-122/20 от 01.12.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-17303/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 1 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Латушкиной С.Б., Новожиловой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2020 (УИД: 22RS0068-01-2019-006748-96) по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о включении периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее – УПФР в г. Барнауле Алтайского края, пенсионный орган, ответчик) о включении периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что 18 января 2019 г. обратилась в УПФР в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г. Барнауле Алтайского края от 14 марта 2019 г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа и страхового стажа работы, величины индивидуального пенсионного коэффициента 16,2.

В страховой стаж не включены периоды работы ФИО1 с 26 июня 1985 г. по 8 февраля 1992 г. на Рубцовском машиностроительном заводе в связи с отсутствием приказов о приеме и об увольнении, расчетных листков, с 28 июля по 26 августа 1999 г. в ООО «Обшаровская птицефабрика» в связи с трудночтением наименования организации в оттиске печати, отсутствием дополнительных документов о стаже работы.

Периоды работы на территории Республики Казахстан в кооперативе «Эталон» с 17 февраля 1992 г. по 1 мая 1992 г., в МП «Агат» с 27 мая 1992 г. по 3 июля 1998 г., в Ф-65 ДТП «Екбек-Оскемен» с 18 августа 2000 г. по 11 января 2001 г., в учреждении ОВ156/6 УУИС УВД ВКО с 12 января 2001 г. по 3 ноября 2008 г. не включены в страховой стаж по причине отсутствия дополнительных документов, подтверждающих периоды работы.

Периоды работы в качестве техника информационно-вычислительной группы, инспектора специального учета в отделе специального учета, инженера-программиста организационно-аналитического отдела в ФБУ «Исправительная колония № 3» УФСИН по Алтайскому краю с 12 ноября 2008 г. по 25 ноября 2009 г., с 1 января 2010 г. по 30 ноября 2017 г., со 2 февраля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. не включены в специальный стаж в связи с отсутствием сведений о занятости в течение полного рабочего дня на работах с осужденными.

Период работы в ФБУ «Исправительная колония № 3» УФСИН по Алтайскому краю с 26 ноября по 31 декабря 2009 г. не включен в страховой и специальный стаж в связи с отсутствием сведений страхователя о стаже и уплате страховых взносах.

Не включены в специальный стаж периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 1 декабря 2017 г., с 9 по 10 апреля 2018 г. За период работы с 1 по 17 января 2019 г. страхователь ФБУ «Исправительная колония № 3» УФСИН по Алтайскому краю не предоставил в Пенсионный фонд России сведения о страховом и специальном стаже.

ФИО1, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать право на досрочное получение страховой пенсии по старости, возложить на УПФР в г. Барнауле Алтайского края обязанность включить в страховой стаж периоды работы на Рубцовском машиностроительном заводе с 26 июня 1985 г. по 5 августа 1986 г., в ООО «Обшаровская птицефабрика» с 28 июля 1999 г. по 26 августа 1999 г., в кооперативе «Эталон» с 17 февраля 1992 г. по 1 мая 1992 г., в МП «Агат» с 27 мая 1992 г. по 3 июля 1998 г., в Ф-65 ДГП «Екбек-Оскемен» с 18 августа 2000 г. по 11 января 2001 г., в Учреждении ОВ156/6 УУИС УВД ВКО с 12 января 2001 г. по 11 апреля 2001 г., с 13 апреля 2001 г. по 7 октября 2002 г., с 9 октября 2002 г. по 3 сентября 2003 г., с 5 сентября 2003 г. по 23 апреля 2007 г., с 26 мая 2007 г. по 3 ноября 2008 г., в ФБУ «Исправительная колония №3» УФСИН по Алтайскому краю с 26 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г. и с 1 января 2019 г. по 17 января 2019 г., в специальный стаж периоды работы в Учреждении ОВ156/6 УУИС УВД ВКО с 12 января 2001 г. по 11 апреля 2001 г., с 13 апреля 2001 г. по 7 октября 2002 г., с 9 октября 2002 г. по 3 сентября 2003 г., с 5 сентября 2003 г. по 23 апреля 2007 г., с 26 мая 2007 г. по 3 ноября 2008 г. в качестве инспектора специального отдела, инспектора отделения специального учета, в ФБУ «Исправительная колония №3» УФСИН по Алтайскому краю в качестве техника информационно-вычислительной группы, инспектора специального учета в отделе специального учета, инженера-программиста организационно-аналитического отдела с 12 ноября 2008 г. по 2 февраля 2009 г. и с 3 августа 2009 г. по 25 ноября 2009 г., с 26 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 января 2010 г. по 30 ноября 2017 г., со 2 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г., с 1 января 2018 г. по 8 апреля 2018 г., с 11 апреля 2018 г. по 31 декабря 2018 г., с 1 января 2019 г. по 17 января 2019 г., с 18 января 2019 г. по 13 апреля 2019 г., назначить страховую пенсию по старости с момента возникновения права на указанную пенсию, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Протокольным определением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 9 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю).

Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2020 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. На УПФР в г. Барнауле Алтайского края возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 26 июня 1985 г. по 5 августа 1986 г., с 28 июля 1999 г. по 26 августа 1999 г., с 17 февраля 1992 г. по 1 мая 1992 г., с 27 мая 1992 г. по 3 июля 1998 г., с 18 августа 2000 г. по 11 января 2001 г., с 12 января 2001 г. по 11 апреля 2001 г., с 13 апреля 2001 г. по 7 октября 2002 г., с 9 октября 2002 г. по 3 сентября 2003 г., с 5 сентября 2003 г. по 23 апреля 2007 г., с 26 мая 2007 г. по 3 ноября 2008 г., с 26 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 января 2019 г. по 17 января 2019 г. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано. С УПФР в г. Барнауле Алтайского края в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 июня 2020 г. решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2020 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 июня 2020 г., как незаконных, в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы в Учреждении ОВ156/6 УУИС УВД ВКО с 12 января 2001 г. по 11 апреля 2001 г., с 13 апреля 2001 г. по 7 октября 2002 г., с 9 октября 2002 г. по 3 сентября 2003 г., с 5 сентября 2003 г. по 23 апреля 2007 г., с 26 мая 2007 г. по 3 ноября 2008 г. в качестве инспектора специального отдела, инспектора отделения специального учета, в ФБУ «Исправительная колония №3» УФСИН по Алтайскому краю в качестве техника информационно-вычислительной группы, инспектора специального учета в отделе специального учета, инженера-программиста организационно-аналитического отдела с 12 ноября 2008 г. по 2 февраля 2009 г. и с 3 августа 2009 г. по 25 ноября 2009 г., с 26 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 января 2010 г. по 30 ноября 2017 г., со 2 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г., с 1 января 2018 г. по 8 апреля 2018 г., с 11 апреля 2018 г. по 31 декабря 2018 г., с 1 января 2019 г. по 17 января 2019 г., с 18 января 2019 г. по 13 апреля 2019 г., назначении страховой пенсии по старости с момента возникновения права на указанную пенсию.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец ФИО1 представитель ответчика УПФР в г. Барнауле Алтайского края, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, сведений о причине неявки не представили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 18 января 2019 г. ФИО1 обратилась в УПФР в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Решением УПФР в г. Барнауле Алтайского края от 14 марта 2019 г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального, страхового стажа работы, величины индивидуального пенсионного коэффициента 16,2.

Специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионным органом не установлен.

При этом пенсионным органом не включены в специальный стаж ФИО1 периоды работы:

- с 12 января 2001 г. по 3 ноября 2008 г. в качестве инспектора специального отдела, инспектора отделения специального учета в Учреждении ОВ 156/6 УУИС УВД ВКО (Республика Казахстан) по мотиву того, что справка Департамента Комитета труда социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан о праве на досрочное пенсионное обеспечение инспекторов специального отдела, инспекторов отделений специального учета, занятых в течение полного рабочего дня на работах с осужденными, по законодательству Республики Казахстан в адрес Управления не поступила, также отсутствует подтверждение факта работы в указанный период.

- с 12 ноября 2008 г. по 25 ноября 2009 г., с 1 января 2010 г. по 30 ноября 2017 г., со 2 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в качестве техника информационно-вычислительной группы, инспектора специального учета в отделе специального учета, инженера-программиста организационно-аналитического отдела в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, по мотиву того, что согласно акту документальной проверки первичными документами не подтверждается занятость ФИО1 в течение полного рабочего дня на работах с осужденными;

- с 26 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, поскольку страхователем не предоставлены в Пенсионный фонд сведения о стаже и об уплате страховых взносах;

- с 1 января 2019 г. по 17 января 2019 г. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, поскольку страхователем не предоставлены в Пенсионный фонд сведения о специальном стаже.

Из копии трудовой книжки следует, что ФИО1 12 января 2001 г. принята в Учреждение ОВ156/6УУИС УВД ВКО на должность инспектора специального отдела, 20 июля 2001 переведена на должность инспектора отделения специального учета, 3 ноября 2008 г. трудовой договор расторгнут на основании ст. 52 Трудового кодекса Республики Казахстан, 12 ноября 2008 г. принята в ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю на должность техника в информационно-вычислительную группу центра трудовой адаптации осужденных, 26 ноября 2009 г. назначена в отдел специального учета на должность инспектора специального учета, 15 апреля 2010 г. назначена в организационно-аналитический отдел на должность инженера программиста, 9 мая 2010 г. назначена в отдел специального учета на должность инспектора специального учета, работает по настоящее время.

Согласно справке, выданной 3 октября 2008 г. учреждением ОВ-156/6 Управления Комитета уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области Министерства юстиции Республики Казахстан ФИО1 работала в Учреждении ОВ-156/6 с 12 января 2001 г. по 3 ноября 2008 г. Общий стаж работы в учреждении составляет 7 лет 9 месяцев 21 день.

В соответствии со справкой уточняющей особый характер работы или условий труда, выданной 4 марта 2009 г. учреждением ОВ-156/6 Управления комитета уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области, ФИО1 работала в государственном учреждении ОВ-156/6 Управления Комитета уголовно-исполнительной системы по Восточно-Казахстанской области, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, и была постоянно и непосредственно, в течение полного рабочего дня занята на работах с осужденными. Периоды работы с 12 января 2001 г. по 19 июля 2001 г. в качестве инспектора спецотдела, с 20 июля 2001 г. по 3 ноября 2008 г. в качестве инспектора отдела специального учета. Находилась в отпуске без сохранения заработной платы 12 апреля 2001 г., 8 октября 2002 г., 4 сентября 2003 г., 24 мая 2007 г., 25 мая 2007 г.

Согласно архивной справке, выданной 22 октября 2019 г. Специальным государственным архивом Информационно-аналитического центра ГУ Департамент полиции Восточно-Казахстанской области» Министерства внутренних дел Республики Казахстан, в соответствии с записями в послужном списке личного дела имеются сведения о том, что ФИО1 работала с 18 августа 2000 г. по 31 декабря 2000 г. зав. столовой филиала 65 ДГП «Енбек Оскемен», с 10 ноября 2000 г. по 31 декабря 2001 г. контролером по работе с дебит. задолженностью филиала- 65, с 12 января 2001 г. по 19 июля 2001 г. инспектором спец. отдела УОВ-156/6, с 20 июля 2001 г. по 3 ноября 2008 г. инспектором отделения спец. учета УОВ-156/6. Трудовой договор расторгнут на основании ст. 52 ТК РК (по соглашению сторон) с 3 ноября 2008 г.

Согласно справке, выданной 31 декабря 2019 г. ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, ФИО1 работает в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю с 12 ноября 2008 г. по настоящее время. За период работы замещала должности: с 12 ноября 2008 г. по 26 ноября 2009 г. техник в информационно-вычислительной группе центра трудовой адаптации осужденных, с 26 ноября 2009 г. по 15 апреля 2010 г. инспектор специального учета отдела специального учета, с 15 апреля 2010 г. по 9 мая 2010 г. инженер-программист организационно-аналитического отдела, с 9 мая 2010 г. по 18 февраля 2011 г. инспектор специального учета отдела специального учета, с 18 февраля 2011 г. по настоящее время инспектор учета отдела специального учета. В отработанном периоде предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы: 30 ноября 2012 г., 1 декабря 2017 г., с 9 апреля 2018 г. по 10 апреля 2018 г., а также была установлена неполная рабочая неделя со 2 ноября 2009 г. по 2 августа 2009 г. в количестве 4 месяцев 22 дней. Рабочее место ФИО1 находилось в административном здании ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю. Карты специальной оценки условий труда на рабочие места техника информационно- вычислительной группы ЦТАО и инженера программиста организационно-аналитического отдела в отношении ФИО1 в учреждении отсутствуют. С 10 декабря 2014 г. имеется карта специальной оценки условий труда по должности инспектора специального учета отдела специального учета, по которой установлен класс условий труда 2, при этом оценивались только параметры световой среды. Учет сведений о занятости на работах с осужденными действующим законодательством не предусматривается, связи с чем, сведения о полной занятости в течение полного рабочего дня на работах с осужденными ФИО1 представить не представляется возможным. В УПФР подавались сведения в отношении ФИО1 на досрочное назначение пенсии в периоды: с 12 ноября 2008 г. по 31 декабря 2008 г., с 1 января 2009 г. по 1 февраля 2009 г., со 2 февраля 2009 г. по 2 августа 2009 г. (не полная рабочая неделя), с 3 августа 2009 г. по 27 ноября 2009 г., с 1 января 2009 г. по 1 сентября 2009 г., со 2 февраля 2009 г. по 2 августа 2009 г.

Из справки, выданной 25 ноября 2019 г. ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю следует, что в должностные обязанности ФИО1, замещающей должность техника информационно-вычислительной группы центра трудовой адаптации осужденных с 12 ноября 2008 г. по 26 ноября 2009 г. и инженера-программиста организационного отдела с 15 апреля 2010 г. по 9 мая 2010 г. входило: заносить в карточки данные по вновь поступившим исполнительным листам осужденных; вести делопроизводство по исполнительным листам, отвечать на жалобы, письма в установленный срок, вести переписку по исполнительному делопроизводству; разносить удержания из заработной платы, пенсии осужденных по исполнительным листам в карточки осужденных; вести оборотные ведомости по видам удержаний (алименты, государственные иски, прочие иски), выписывать бухгалтерские справки к журналам операций; участвовать в проведении внезапных инвентаризаций материально-ответственных лиц, в том числе осужденных; составлять квартальные и годовые отчеты по исполнительным листам в установленные сроки.

Из акта о результатах документальной проверки факта льготной работы ФИО1 с 12 ноября 2008 г. по 18 января 2019 г. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю от 22 февраля 2019 г. , проведенной УПФР в г. Барнауле Алтайского края, следует, что согласно должностным инструкциям в должностные обязанности инспектора специального учета отдела специального учета входит: ведение учетной картотеки на лиц, освобождающихся за 6 месяцев; подготовка списков осужденных, освобождающихся по отбытию срока наказания и условно-досрочно; подготовка справок об освобождении; направление сообщений в РОВД об осужденных, освобожденных условно-досрочно; направление извещений в суд и родственникам потерпевшего; оформление личных дел, учетных и контрольно-сроковых осужденных, поступивших в колонию. Согласно сводному отчету о проведении специальной оценки условий труда рабочему месту инспектора отдела специального учёта присвоен класс у труда 2.0 (допустимый). Результаты специальной оценки условий труда по ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю утверждены 10 декабря 2014 г. Согласно журналам учета входа и выхода сотрудников на режимную территорию исправительной колонии за период с января 2015 года по 2019 год ФИО1 на режимной территории была 15 раз (1 июля 2015 г., 3 июля 2015 г., 1 сентября 2015 г., 2 июня 2016 г., 3 июня 2016 г., 29 июня 2016 г., 14 июля 2016 г., 12 августа 2016 г., 16 августа 2016 г., 30 августа 2016 г., 1 сентября 2016 г., 5 сентября 2016 г., 8 сентября 2016 г., 9 сентября 2016 г., 14 июня 2017 г.), продолжительность пребывания составила от 50 минут до двух часов. По результатам документальной проверки не подтверждена постоянная занятость техника информационно-вычислительной группы центра трудовой адаптации осужденных в течение полного рабочего дня на работах с осуждёнными. Страхователем представлены корректирующий Перечень рабочих мест, наименований, профессий и должностей, в котором исключены должность «техник информационной вычислительной группы центра трудовой адаптации осужденных» и корректирующие формы индивидуальных сведений застрахованных лиц, в том числе ФИО1, в которых исключен код особых условий труда.

Разрешая требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов работы в Учреждении ОВ156/6 УУИС УВД ВКО с 12 января 2001 г. по 11 апреля 2001 г., с 13 апреля 2001 г. по 7 октября 2002 г., с 9 октября 2002 г. по 3 сентября 2003 г., с 5 сентября 2003 г. по 23 апреля 2007 г., с 26 мая 2007 г. по 3 ноября 2008 г. в качестве инспектора специального отдела, инспектора отделения специального учета, в ФБУ «Исправительная колония №3» УФСИН по Алтайскому краю в качестве техника информационно-вычислительной группы, инспектора специального учета в отделе специального учета, инженера-программиста организационно-аналитического отдела с 12 ноября 2008 г. по 2 февраля 2009 г. и с 3 августа 2009 г. по 25 ноября 2009 г., с 26 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 января 2010 г. по 30 ноября 2017 г., со 2 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г., с 1 января 2018 г. по 8 апреля 2018 г., с 11 апреля 2018 г. по 31 декабря 2018 г., с 1 января 2019 г. по 17 января 2019 г., с 18 января 2019 г. по 13 апреля 2019 г., назначении страховой пенсии по старости с момента возникновения права на указанную пенсию, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности, пришел к выводу о том, что указанные спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в указанной части.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Так, согласно п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается: женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Подпунктом «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Закона применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85.

В соответствии со Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85, правом на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии пользуются, в том числе лица, замещавшие должности инженера, инспектора и техника.

Из Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 8 «О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85» следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (п. 2).

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 декабря 2009 г. № 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого, в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными.

Согласно п. 10 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. №8 «О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85», в подтверждение специального трудового стажа для установления льготного пенсионного обеспечения работникам администрацией учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, выдается справка о периодах работы с осужденными в профессиях и должностях, предусмотренных Списком.

Согласно п. 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила от 17 ноября 2014 г. № 884н).

Согласно п. 22 Правил от 17 ноября 2014 г. № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. № ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

Установив, что доказательства того, что ФИО1 в спорные периоды работы была занята на работах с осужденными не менее 80 процентов рабочего времени материалы дела не содержат, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж ФИО1 периодов работы в Учреждении ОВ156/6 УУИС УВД ВКО с 12 января 2001 г. по 11 апреля 2001 г., с 13 апреля 2001 г. по 7 октября 2002 г., с 9 октября 2002 г. по 3 сентября 2003 г., с 5 сентября 2003 г. по 23 апреля 2007 г., с 26 мая 2007 г. по 3 ноября 2008 г. в качестве инспектора специального отдела, инспектора отделения специального учета, в ФБУ «Исправительная колония №3» УФСИН по Алтайскому краю в качестве техника информационно-вычислительной группы, инспектора специального учета в отделе специального учета, инженера-программиста организационно-аналитического отдела с 12 ноября 2008 г. по 2 февраля 2009 г. и с 3 августа 2009 г. по 25 ноября 2009 г., с 26 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 января 2010 г. по 30 ноября 2017 г., со 2 декабря 2017 г. по 31 декабря 2017 г., с 1 января 2018 г. по 8 апреля 2018 г., с 11 апреля 2018 г. по 31 декабря 2018 г., с 1 января 2019 г. по 17 января 2019 г., с 18 января 2019 г. по 13 апреля 2019 г.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы пенсионного законодательства, регулирующие спорные правоотношения, установленные судебными инстанциями обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными.

Выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, фактически направлены на переоценку и иное толкование доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.

Между тем, суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.

Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и им в апелляционном определении дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: