ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14210/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-123/2022 (УИД 88RS0002-01-2022-000211-69) по иску ФИО1 к Байкитскому сельскому Совету депутатов о признании незаконным бездействия, взыскании суммы недоначисленной и невыплаченной премии, недоначисленной оплаты отпуска, компенсации за неиспользованный оплачиваемый отпуск, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Байкитского районного суда Красноярского края от 8 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., пояснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратился в суд с иском к Байкитскому сельскому Совету депутатов о признании незаконным бездействия, взыскании суммы недоначисленной и невыплаченной премии, недоначисленной оплаты отпуска, компенсации за неиспользованный оплачиваемый отпуск, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что ФИО1 с 6 мая 2019 г. по 31 августа 2022 г. проходил муниципальную службу в Байкитском сельском Совете депутатов в должности консультанта-юриста.
В соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством оплата труда муниципальных служащих регламентируется нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования, а в с. Байкит - Положением об особенностях регулирования муниципальной службы в сельском поселении с. Байкит, утвержденным решением собрания представителей местного самоуправления с. Байкит от 26 декабря 2008 г. № 310.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29 сентября 2021 г. №668-п внесены изменения в Постановление Совета администрации Красноярского края от 29 декабря 2007 г. № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих».
Согласно указанным изменениям, общее количество должностных окладов, учитываемое при расчете предельного размера фонда оплаты труда, установленное пунктом 3 этого приложения, увеличивается на 10 % для выплаты премий.
Так как в таблице, отраженной в пункте 3, указаны составляющие годового фонда оплаты труда муниципального служащего, премия в размере 10 %, введенная с 1 января 2022 г., по мнению истца, исчисляется со всех приведенных в таблице составляющих фонда оплаты труда.
В с. Байкит данный вид премирования с 1 января 2022 г. не был введен, так как в муниципальном образовании отсутствовал легитимный представительный орган.
Вновь избранный председатель Байкитского сельского Совета депутатов ФИО2 отказался вносить соответствующие изменения относительно заработной платы муниципальных служащих Байкитского сельского Совета депутатов.
В то же время 6 июля 2022 г. Байкитским сельским Советом депутатов приняты решения, которыми в действующую систему оплаты труда других муниципальных служащих с. Байкит и работников муниципальных учреждений добавлены премии в размере 10 %.
ФИО1 полагает, что он, будучи муниципальным служащим Байкитского сельского Совета депутатов, подвергся дискриминации.
ФИО1 просил суд признать незаконным бездействие ответчика Байкитского сельского Совета депутатов по факту неначисления и невыплаты 10 % премии за период с 1 января 2022 г. по 31 августа 2022 г. консультанту-юристу Байкитского сельского Совета депутатов ФИО1; взыскать с ответчика 43949,54 руб., в том числе: недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2022 г. по 31 августа 2022 г. в виде премии в размере 38426,20 руб.; недоначисленную оплату отпуска и компенсацию неиспользованного оплачиваемого отпуска при увольнении в размере 5523,34 руб.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Определением судьи Байкитского районного суда Красноярского края от 18 октября 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Красноярского края, администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края.
Решением Байкитского районного суда Красноярского края от 8 декабря 2022 г. исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 февраля 2023 г. решение Байкитского районного суда Красноярского края от 8 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проведенное с использованием системы видеоконференц-связи, представитель ответчика Байкитского сельского Совета депутатов, представители третьих лиц Министерства финансов Красноярского края, администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений следует, что оплата труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 7 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008 г. № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания. В состав денежного содержания включаются, в том числе: премии.
Пунктом 6.2. Положения регулирования муниципальной службы в сельском поселении с. Байкит, утвержденного решением Собрания представителей с. Байкит от 26 декабря 2008 г. № 310 предусмотрены аналогичные составляющие денежного содержания муниципального служащего.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29 сентября 2021 г. № 668-п внесены изменения в Постановление Совета администрации Красноярского края от 29 декабря 2007 г. № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих». Согласно указанным изменениям «общее количество должностных окладов, учитываемое при расчете предельного размера фонда оплаты труда, установленное пунктом 3 этого приложения, увеличивается на 10 % для выплаты премий».
Как следует из материалов дела, решением Байкитского сельского Совета депутатов от 6 июля 2022 г. № 6-29 внесены изменения в Положение об особенностях регулирования муниципальной службы в сельском поселении с. Байкит, утвержденное решением собрания представителей местного самоуправления с. Байкит от 26 декабря 2008 г. № 310, в связи с чем, названным Положением в редакции от 6 июля 2022 г. предусмотрено, что общее количество должностных окладов, учитываемое при расчете предельного размера фонда оплаты труда увеличивается на 10 % для выплаты премий.
Согласно Положению о системе премирования муниципальных служащих с. Байкит и об оказании им материальной помощи, утвержденного решением Байкитского сельского Совета депутатов от 30 июня 2010 г. № 3-55 (в редакции решений от 11 октября 2010 г. № 3-63 и от 7 октября 2015 г. № 4-70), действующему в спорный период, премирование муниципальных служащих по итогам работы производится с учетом фактически отработанного муниципальным служащим в расчетном периоде времени и его личного вклада в результаты деятельности органа, либо его структурного подразделения.
Муниципальным служащим, проработавшим неполный расчетный период при поступлении на муниципальную службу, а также в связи с увольнением начисление премии производится пропорционально отработанному времени. Премии могут выплачиваться одновременно всем служащим, либо служащим конкретных структурных подразделений.
Премия устанавливается распоряжением представителя работодателя и максимальными размерами не ограничивается.
Премирование муниципальных служащих производится: за успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей; за продолжительную и безупречную работу; за выполнение заданий особой важности и сложности (пункты 1.3, 1.5, 1.8, 1.11, 2.2. Положения о системе премирования муниципальных служащих с. Байкит и об оказании им материальной помощи, утвержденного решением Байкитского сельского Совета депутатов от 30 июня 2010 г. № 3-55 (в редакции решений от 11 октября 2010 г. № 3-63 и от 7 октября 2015 г. № 4-70).
В силу пунктов 1.6 и 1.10 Положения о системе премирования муниципальных служащих с. Байкит и об оказании им материальной помощи, утвержденного решением Байкитского сельского Совета депутатов от 30 июня 2010 г. № 3-55 (в редакции решений от 11 октября 2010 г. № 3-63 и от 7 октября 2015 г. № 4-70), не представляются к премированию муниципальные служащие, отстраненные в соответствии с законодательством Российской Федерации от замещаемой должности муниципальной службы. Не подлежат премированию по итогам года служащие, если в году, по итогам которого выплачивается премия: на них наложено дисциплинарное взыскание (замечание, выговор) за нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей в случае, если взыскание было снято; не прошедшие испытательный срок; отработавшие меньше месяца
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 6 мая 2019 г. по 31 августа 2022 г. проходил муниципальную службу в Байкитском сельском Совете депутатов в должности консультанта-юриста.
По условиям трудового договора от 6 мая 2019 г. N 24 и содержанию распоряжения о приеме работника на муниципальную службу от 6 мая 2019 г. № 24-лс ФИО1 назначен на муниципальную должность муниципальной службы в аппарат сельского Совета депутатов - консультантом-юристом. Ему установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада, ежемесячных надбавок за особые условия муниципальной службы, за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, а также премий, выплачиваемых по распоряжению Байкитского сельского Совета депутатов в соответствии с Положением о системе премирования муниципальных служащих с. Байкит и об оказании им материальной помощи.
Приказом председателя Байкитского сельского Совета депутатов от 26 августа 2022 г. трудовой договор с ФИО1 расторгнут по инициативе работника в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации с 31 августа 2022 г.
Решением комиссии Байкитского сельского Совета депутатов по премированию муниципальных служащих и назначению стимулирующих выплат работникам по должностям, не отнесенным к должностям муниципальной службы по итогам работы за первый квартал 2022 г. № 1-2022 от 14 марта 2022 г., установлены размеры премии по итогам работы за первый квартал 2022 года из средств фонда оплаты труда муниципальных служащих: ФИО1, консультанту-юристу - 15000 руб.; С., специалисту 1 категории - 45000 руб.
Распоряжением № 03-ЛС от 14 марта 2022 г. «О поощрении работника» ФИО1 консультант-юрист за личный вклад в показатели деятельности аппарата Байкитского сельского Совета депутатов, с учетом средств экономии фонда оплаты труда за 1 квартал 2022 г., поощрен за данный период работы денежной премией в сумме 15000 руб.
Согласно материалам дела, в спорный период истцу была выплачена премия за квартал в размере 15000 руб., что отражено в расчетном листке за март 2022 г.
Материалами дела подтверждено, что за спорный период ответчиком не производилось ежемесячное премирование иных муниципальных служащих, а также не выплачивались премии за другие периоды 2022 года до дня увольнения истца.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку в силу пункта 3.1. Положения о системе премирования муниципальных служащих с. Байкит и об оказании им материальной помощи, утвержденного решением Байкитского сельского Совета депутатов от 30 июня 2010 г. № 3-55 (в редакции решений от 11 октября 2010 г. № 3-63 и от 7 октября 2015 г. № 4-70), премирование муниципальных служащих осуществляется только по решению представителя работодателя по результатам работы, как правило, за определенный период времени (месяц, год), такие решения работодателем ежемесячно не принимались, кроме выплаченной премии по распоряжению от 14 марта 2022 г., в связи с чем, пришел к выводу о том, что принятие решения об увеличении общего количества должностных окладов, учитываемых при расчете предельного размера фонда оплаты труда, не влечет безусловной обязанности органа местного самоуправления - работодателя выплачивать повышенную на 10 % премию каждому работнику, и в том числе истцу ФИО1
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что Положением о системе премирования муниципальных служащих с. Байкит и об оказании им материальной помощи, утвержденного решением Байкитского сельского Совета депутатов от 30 июня 2010 г. № 3-55 (в редакции решений от 11 октября 2010 г. № 3-63 и от 7 октября 2015 г. № 4-70), такой вид премий как ежемесячное премирование в отношении данной категории служащих не установлено. Названным Положением предусмотрена лишь возможность выплаты муниципальным служащим премии за выполнение особо важных и сложных заданий, условия премирования, а также основания депремирования по итогам года. Условиями трудового договора сторон истцу также не установлено обязательное ежемесячное премирование в размере 10% от начисленной суммы заработной платы.
В связи с чем, принятие Правительством Красноярского края решения об увеличении в 2022 голу общего количества должностных окладов, учитываемых при расчете предельного размера фонда оплаты труда, не свидетельствует об обязанности ответчика осуществлять ежемесячное премирование муниципальных служащих, в том числе истца в вышеуказанном размере.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Из анализа приведенных норм следует, что выплата премии и определение ее размера относится к компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей за период работы, премия выплачивается по решению представителя работодателя. Нормы действующего трудового законодательства и приведенные выше акты не предусматривают обязанность работодателя премировать всех работников денежными суммами.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций учли, что в соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судов о том, что изменение нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих в сторону увеличения на 10% само по себе не свидетельствует об обязанности ответчика выплачивать истцу в определенные периоды (ежемесячно, ежеквартально) премию в данном размере, являются законными и обоснованными, поскольку локальным актом нанимателя предусмотрены порядок и условия для выплаты таких премий, ответчиком нарушений в части соблюдения условий и порядка назначения и выплаты премий не допущено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права. Результаты оценки доказательства и мотивы, по которым суды пришли к такому выводу, подробно изложены в судебных постановлениях, оснований не согласиться с которым у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Байкитского районного суда Красноярского края от 8 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева