№ 88-1837/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 27 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1260/2019 по иску Богдановой Ольги Викторовны к Управлению культуры и молодежной политики администрации муниципального образования г. Салехарда о признании приказов незаконными, перерасчете надбавки, взыскании компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Богдановой Ольги Викторовны на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июля 2019 года и апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Богданову О.В., ее представителя Медведева М.В., поддержавших кассационную жалобу, представителя ответчика Соколова М.С., возражавшего против удовлетворения жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Богданова О.В. обратилась в суд с иском к Управлению культуры и молодежной политики администрации муниципального образования г. Салехарда о признании незаконным приказа № 16-ок от 15 апреля 2019 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, о признании незаконными приказов от 15 июня 2018 года, от 14 декабря 2018 года, от 15 марта 2019 года об установлении ей ежемесячной надбавки к окладу за особые условия муниципальной службы, перерасчете надбавки и ее выплате, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Богданова О.В. сослалась на то, что приказом от 15 апреля 2019 года она была привлечена к дисциплинарной ответственности за неполное представление сведений о доходах за 2017 год, полагает приказ незаконным, так как ответчик нарушил процедуру привлечения ее к дисциплинарной ответственности: не отобрал у нее объяснения и нарушил срок привлечения к ответственности. Приказами работодателя № 06-лс от 16 марта 2018 года ей была установлена надбавка к должностному окладу в размере 95%, впоследствии приказами № 11-лс от 15 июня 2018 года, № 28-лс от 14 декабря 2018 года, № 05-лс от 15 марта 2019 года размер надбавки ей снижался соответственно до 90%, 80%, 60%. Считает, что данные приказы являются незаконными, поскольку ненадлежащее исполнение ей должностных обязанностей не может являться основанием для снижения данной надбавки.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 октября 2019 года, Богдановой О.В. отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Богданова О.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Богданова О.В. занимает должность муниципальной службы главного специалиста сектора летнего отдыха и туризма Управления культуры и молодежной политики администрации г. Салехарда.
На основании приказа начальника Управления культуры и молодежной политики администрации г. Салехарда от 04 октября 2018 года была проведена проверка в отношении Богдановой О.В. по вопросу предоставления последней неполных сведений о доходах за 2017 год. С учетом продления срока указанной проверки приказом от 03 декабря 2018 года № 26-лс, она была окончена 03 января 2019 года.
14 марта 2019 года ответчику поступил доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений, представленных муниципальным служащим, из которого следовало, что Богданова О.В. не указала полученный доход в 2017 года в размере 200 000 руб. от продажи автомобиля.
Комиссия администрации г. Салехарда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования г. Салехард и урегулированию конфликта интересов 22 марта 2019 года рекомендовала руководителю Управления культуры и молодёжной политики применить к Богдановой О.В. меру дисциплинарной ответственности в виде замечания.
10 и 12 апреля 2019 года Богданова О.В. представила письменные объяснения по указанному факту, в которых указала на отсутствие умысла в сокрытии дохода, невнимательное прочтение методических рекомендаций по заполнению справок о доходах и расходах.
Приказом от 15 апреля 2019 года № 16-ок на Богданову О.В. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Разрешая вопрос о законности приказа от 15 апреля 2019 года № 16-ок, суд первой инстанции исходил из того, что факт представления Богдановой О.В., являющейся муниципальной служащей, обязанной представлять достоверные сведения работодателю о своем имуществе, полученных доходах и произведенных расходах, такую обязанность при представлении соответствующих сведений за 2017 год не выполнила; ответчиком порядок привлечения к дисциплинарной ответственности истца не нарушен, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Богдановой О.В. в данной части.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу положений статьи 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 15 приведенного указанного Федерального закона непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В соответствии с частью 6 статьи 15 указанного Федерального закона проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 18 мая 2009 года N 559, государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В случае, если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом "а.1" пункта 3 настоящего Положения. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения (пункт 8 Положения).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
В соответствии со статьей 27.1 указанного Федерального закона за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); объяснений муниципального служащего; иных материалов.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями статьи 11.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе» взыскания за коррупционные правонарушения, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с указанным Федеральным законом, настоящим Законом и муниципальным нормативным правовым актом.
Взыскания, предусмотренные в части 1 статьи 11.1, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
В соответствии с Порядком применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции к муниципальным служащим администрации муниципального образования г. Салехард, утвержденного постановлением администрации г. Салехарда от 06 сентября 2012 года № 437, взыскания за коррупционные правонарушения налагаются представителем нанимателя (работодателем).
Взыскания за коррупционные правонарушения применяются в порядке, установленном Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО "О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе", настоящим Порядком на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы администрации г. Салехарда структурного подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (соответствующим должностным лицом); рекомендации комиссии по соблюдению требований к Служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования г. Салехард и урегулированию конфликта интересов (комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих соответствующего структурного подразделения администрации г. Салехарда и урегулированию конфликта интересов) в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; доклада кадровой службы о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); объяснений муниципального служащего; иных материалов (пункт 5 Порядка).
Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки, представленного кадровой службой, и иных сведений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, принимает одно из следующих решений: в случае, если установлено соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции - о неприменении к нему взыскания, предусмотренного статьями 14.1, 15 или 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; в случае, если установлено несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции - о применении к нему взыскания, предусмотренного статьями 14.1, 15 или 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", с указанием конкретного вида взыскания.
В соответствии с пунктом 15 Порядка (в редакции до 05 декабря 2018 года), взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются не позднее 1 месяца со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов о наличии у Управления культуры и молодежной политики администрации г. Салехарда оснований для привлечения Богдановой О.В. к дисциплинарной ответственности за представление неполных сведений о доходах за 2017 год; при соблюдении ответчиком порядка привлечения ее к дисциплинарной ответственности об отсутствии оснований для признания незаконным приказа от 15 апреля 2019 года, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы истца о нарушении ответчиком сроков привлечения ее к дисциплинарной ответственности, необходимости применения к спорным правоотношениям при исчислении сроков наложения дисциплинарного взыскания положений статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 304-ФЗ, в соответствии с которой дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Разрешая вопрос о соблюдении ответчиком сроков применения к Богдановой О.В. дисциплинарного взыскания, суды правильно руководствовались нормами положений статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 3, 27.1 (в редакции до внесения изменений в нее Федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 432-ФЗ) Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 11.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе» и Порядка применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции к муниципальным служащим администрации муниципального образования г. Салехард, утвержденного постановлением администрации г. Салехарда от 06 сентября 2012 года № 437, и пришел к выводу, что взыскание наложено в течение месяца со дня, когда ответчик узнал о допущенном истцом нарушении – 14 марта 2019 года, за исключением отпуска истца с 25 по 29 марта 2019 года, и не позднее шести месяцев со дня поступления ответчику информации о нарушении – 03 октября 2018 года, за исключением периодов отпусков муниципального служащего, времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что приказом № 06-лс от 16 марта 2018 года Богдановой О.В. на 2 квартал 2018 года была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 95%.
Впоследствии приказами от 15 июня 2018 года № 11-лс, от 14 декабря 2018 года № 28-лс, от 15 марта 2019 года № 05-лс Богдановой О.В. устанавливалась указанная надбавка соответственно на 3 квартал 2018 года – 90%, на 1 квартал 2019 года – 80%, на 2 квартал 2019 года – 60%.
Разрешая требования Богдановой О.В. о признании указанных приказов, повлекших снижение размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы от первоначально установленной в 95%, незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что по требованиям о признании незаконными приказов от 15 июня 2018 года и от 14 декабря 2018 года истцом пропущен срок обращения в суд, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении последствий пропуска которого заявил ответчик; установление истцу надбавки на 2 квартал 2019 года в размере 60% от должностного оклада произведено в соответствии с действующими у ответчика нормативными актами, истцом подписано соответствующее дополнительное соглашение к трудовому договору, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Богдановой О.В. в данной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Судами установлено, что об издании приказов от 15 июня 2018 года № 11-лс и от 14 декабря 2018 года № 28- лс Богдановой О.В. было известно соответственно 15 июня 2018 года и 17 декабря 2018 года в момент подписания дополнительных соглашений к трудовому договору об установлении спорной надбавки соответственно с 01 июля 2018 года 90% и с 01 января 2019 года – 80%, имеющих указание в обоснование размера надбавки на оспариваемые приказы. С иском об оспаривании данных приказов истец обратилась 14 июня 2019 года, то есть с пропуском установленного 3-х месячного срока.
Судебная коллегия полагает выводы суда соответствующими установленным обстоятельствам дела и нормам статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы истца о неправильном применении судами данной нормы права, поскольку к данным отношениям, носящим денежный характер, нужно применять годичный срок обращения в суд, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судами установлено, что основанием для издания приказа № 05 лс от 15 марта 2019 года явилась служебная записка непосредственного руководителя истца, в качестве обоснования установления размера надбавки 60% указано на неисполнение истцом отдельных поручений руководителя, ненадлежащее качество исполнения должностных обязанностей, отсутствие отчета за 1 квартал. Из пояснений представителя ответчика установлено, что объем выполняемой работы истцом снизился, что и явилось снижением размера надбавки.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 15 марта 2019 года с 1 апреля 2019 года истцу установлена ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы в размере 60% должностного оклада. Данное соглашение истцом подписано без замечаний.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу, что работодателем установлен истцу размер надбавки к должностному окладу с учетом условий прохождения муниципальной службы, исходя из конкретных обстоятельств, применительно к положениям пункта 5 Положения о денежном содержании, материальном стимулировании и формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования г. Салехард, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 18 сентября 2017 года №66; истцом дополнительное соглашение к трудовому договору, которым установлен размер надбавки в указанном размере, подписано без возражений.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о денежном содержании, материальном стимулировании и формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования г. Салехард, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 18 сентября 2017 года №66, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается при назначении, перемещении муниципальных служащих и в других случаях с учетом профессиональной служебной деятельности, опыта работы по специальности, специального режима работы, выполнения работ высокой напряженности, дополнительной нагрузки в работе и в целях повышения заинтересованности муниципальных служащих в результате своей деятельности и качестве выполнения должностных обязанностей.
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальному служащему устанавливается представителем нанимателя (работодателем) на определенный период времени (квартал) на основании предложений, поступивших от непосредственного руководителя муниципального служащего, в пределах средств фонда оплаты труда.
Предложения о размере ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим оформляются в форме служебной записки согласно приложению № 1 настоящему Порядку, подготовленной на основании отчета муниципального служащего о проделанной работе.
Служебная записка непосредственным руководителем муниципального служащего направляется для согласования представителю нанимателя (работодателю) не позднее 15 (пятнадцати) дней до наступления периода времени, на который устанавливается указанная надбавка.
По решению представителя нанимателя (работодателя) муниципальному служащему может быть изменен ранее установленный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
Основанием для изменения (уменьшения, увеличения) размера муниципальному служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы являются изменения условий прохождения муниципальной службы, определяемых с учетом конкретных обстоятельств, установленных пунктом 5 настоящего Порядка.
В случае отсутствия оснований для изменения муниципальному служащему размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы действие ранее установленного размера надбавки считается пролонгированным на такой же срок.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в целях установления муниципальным служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы используются следующие критерии оценки условий осуществления профессиональной служебной деятельности с учетом конкретных обстоятельств: специальный режим работы по занимаемой должности или особый характер работы (в том числе командировки, выполнение служебных обязанностей вне рабочего места или в условиях, отличающихся от нормальных, неустроенность быта в районе выполнения работ) - до 80% должностного оклада; выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (в том числе большой объем работ, систематическое выполнение сложных, срочных и неотложных работ, работ, требующих повышенного внимания) - до 80% должностного оклада; дополнительная нагрузка в работе (выполнение с надлежащим качеством дополнительных обязанностей, помимо указанных в должностной инструкции и в рамках функций органа местного самоуправления (структурного подразделения органа местного самоуправления), участие в работе постоянных комиссий) - до 60% должностного оклада; допуск к конфиденциальной информации на постоянной основе - до 20% должностного оклада; выполнение работ, связанных с риском для жизни и здоровья муниципальных служащих, - до 30% должностного оклада; применение в работе современных методов и технологий при выполнении заданий - до 20% должностного оклада.
Муниципальным служащим, непосредственным руководителем которых является представитель нанимателя (работодателя), размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается в соответствии со служебной запиской, подготовленной кадровой службой структурного подразделения органа местного самоуправления по форме и в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Порядка.
Представитель нанимателя (работодатель) самостоятельно устанавливает процентное соотношение надбавок в соответствии с критериями оценки осуществления профессиональной служебной деятельности с учетом конкретных обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка.
Выводы судов об отсутствии оснований для признания незаконным приказа от 15 марта 2019 года № 05лс соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и приведенным положениям нормативных актов, регулирующих порядок установления спорной надбавки.
Довод кассационной жалобы истца о том, что Положение не предусматривает возможность уменьшения ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы в связи с ненадлежащим исполнением муниципальным служащим должностных обязанностей, являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции, как правильно указал суд размер надбавки зависит от результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего, являющейся не только средством материального обеспечения служащего, но и средством стимулирования его профессиональной служебной деятельности, может быть изменен (увеличен или уменьшен) в целях материального стимулирования квалифицированной, компетентной, ответственной и инициативной работы. Такое изменение размера ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 июля 2019 года и апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Богдановой Ольги Викторовны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи