ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1282/19 от 28.01.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-1407/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 28 января 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Латушкиной С.Б. и Кожевниковой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1282/2019; УИД 42RS0011-01-2019-001821-35 по иску Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий,

по кассационной жалобе ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 8 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 октября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., представителя Федерального казённого учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области, Федеральной службы исполнения наказаний России ФИО1, выступающую на основании доверенностей, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя истца Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области – Кузбассу ФИО2, поддержавшую доводы письменных возражений, полагавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» (далее - ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области (далее - ГУФСИН России по Кемеровской области), Федеральной службе исполнения наказания России (далее - ФСИН России) о понуждении к совершению действий.

Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, просил суд:

обязать ФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования;

обязать ГУФСИН России обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ- 42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования;

- обязать ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области устранить нарушения трудового законодательства, провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.

В обоснование исковых требований Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, указал, что Кузбасской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кемеровской области проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области в части вопросов привлечения осуждённых к труду, в ходе которой выявлены нарушения закона.

ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области - действующее юридическое лицо. Согласно его уставу оно является лечебноисправительным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несёт связанные с этой деятельностью обязанности; учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осуждённых к труду.

В апреле 2019 г. прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что работодателем ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области не обеспечены безопасные условия и охрана труда, не проведена специальная оценка условий труда следующих рабочих мест, на которых трудоустроены осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно штатному расписанию, утверждённому приказом начальника ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области от 18.01.2019 -ос: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.

Неисполнение требований федерального законодательства о труде недопустимо и влечёт нарушение гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Указывает, что в данном случае, главным распорядителем средств федерального бюджета является ФСИН России, на которое возложена обязанность по содержанию уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций. В соответствии с уставом ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Принимая во внимание изложенное, полагал, что ответчиков (ФКУ ЛИУ- 42, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России) следует обязать устранить нарушения трудового законодательства, провести специальную оценку условий труда.

Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 8 июля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 октября 2019 г., исковые требования Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ФКУ ЛИУ- 42, ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий удовлетворены в полном объёме.

ФСИН России обязано обеспечить потребности в бюджетном финансировании ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования;

ГУФСИН России обязано обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ- 42 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно для выполнения мероприятий по проведению специальной оценки условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования;

ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области обязано устранить нарушения трудового законодательства, провести специальную оценку условий труда следующих рабочих мест: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.

Установлен срок для выполнения указанных обязанностей, равный одному месяцу со дня вступления решения суда в законную силу.

В поданной ответчиками ФСИН России, ФКУ ЛИУ-42 России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области- Кузбассу кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 8 июля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 октября 2019 г., как незаконных.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Кемеровской области ФИО3, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как следует из обжалуемых судебных постановлений, таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, является лечебно-исправительным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несёт связанные с этой деятельностью обязанности; учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осуждённых к труду.

В ходе проведённой в апреле 2019 прокуратурой проверки установлено, что работодателем ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области не обеспечены безопасные условия и охрана труда, не проведена специальная оценка условий труда следующих рабочих мест, на которых трудоустроены осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно штатному расписанию, утверждённому приказом начальника ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области от 18.01.2019 -ос: парикмахер, гладильщик, повар, кухонный рабочий, санитар, дневальный, уборщик служебных помещений, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик помещений, подсобный рабочий, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.

В связи с выявленными нарушениями было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства от 30 апреля 2019 г.

Согласно ответу ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области на представление, была проведена служебная проверка, приняты меры по устранению недостатков допущенных нарушений закона, для проведения специальной оценки условий труда направлены заявки на выделение денежных средств в ГУФСИН России по Кемеровской области, срок исполнения 31 октября 2019 г.

Таким образом, судом первой инстанции было установлено, что на момент рассмотрения дела представление об устранении нарушений действующего законодательства от 30 апреля 2019 г. не выполнено, специальная оценка условий труда на вышеуказанных рабочих местах не осуществлена.

Поскольку неисполнение требований федерального законодательства о труде недопустимо и влечёт нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ- 42 ГУФСИН России по Кемеровской области, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении требований истца в полном объёме.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Продолжительность рабочего времени осуждённых к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из абзаца второго статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из названного кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Частью 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осуждённых.

В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда возложена на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Установив, что ФКУ «ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области» является лечебно-исправительным учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осуждённых к труду, при этом безопасные условия и охрану труда не обеспечивает, не провёл специальную оценку условий труда ряда рабочих мест, на которые трудоустроены осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы, исходя из того, что отсутствие специальной оценки условий труда влечёт нарушение гарантированных прав и законных интересов осуждённых на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, пришёл к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.

Возлагая на ФСИН России обязанность обеспечить потребность в бюджетном финансировании ГУФСИН России по Кемеровской области, а на ФСИН России по Кемеровской области обязанность обеспечить потребность в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств наличия у ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области достаточных средств на выполнение запланированных мероприятий по устранению нарушений трудового законодательства не представлено, ФСИН Росси является главным распорядителем средств федерального бюджета, а финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказания является задачей ГУФСИН России по Кемеровской области.

Выводы судебных инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учётом доводов и возражений, приводимых сторонами.

Доводы кассационной жалобы о том, что ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу являются ненадлежащими ответчиками, так как свои обязательства по обеспечению потребности в бюджетном финансировании ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, выполнили в полном объёме до предъявления требований истцом, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, являлись предметом изучения судов, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные ввиду непредставления надлежащих и достоверных доказательств, свидетельствующих о достаточном финансировании запланированных ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области мероприятий по устранению нарушений трудового законодательства. Указанные в жалобе доводы фактически направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Оснований для переоценки представленных сторонами доказательств у кассационного суда общей юрисдикции не имеется.

В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции, проверяя законность принятых судебных постановлений, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Установление вновь обстоятельств дела, а также переоценка доказательств не входят в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.

Указание в кассационной жалобе на то, что установленный судом срок недостаточен для выполнения возложенной обязанности не может служить основанием для отмены правильного решения суда, поскольку при определении указанного срока суд первой инстанции учёл все заслуживающие внимания обстоятельства, а также позицию ответчика ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России, который, как следует из протокола судебного заседания от 8 июля 2019 г. просил установить срок для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест до 31 августа 2019 г.

При этом следует отметить, что в случае невозможности исполнения решения суда в установленный срок по уважительным причинам у ответчиков имеется возможность обратиться в суд с заявлением для отсрочки его исполнения.

Доводы жалобы от том, что суд первой инстанции допустил существенное нарушение норм процессуального права, поскольку принял признание ответчиком ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России иска, не разъяснив последствия такого признания, являются несостоятельными, поскольку удовлетворение иска основано не на признании иска указанным ответчиком, спор разрешён по существу с исследованием фактических обстоятельств по делу, оценкой представленных доказательств, с учётом пояснений сторон.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 8 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 42 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи