ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1303/20 от 12.01.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88 – 385/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 12 января 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Грудновой А.В., Карповой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1303/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее по тексту - УПФ в г. Нефтеюганске) о включении в педагогический стаж периодов работы в должности старшей пионервожатой Муниципального общеобразовательного учреждения «Маньковская средняя школа» Чертковского района Ростовской области с 22 октября 1992 год по 19 июля 1993 года и с 13 января 1994 года по 14 августа 1995 года, в должности учителя начальных классов этой же школы с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2002 года, признании права на досрочное назначение пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 30 декабря 2019 года, назначении пенсии по старости с 30 декабря 2019 года.

В обоснование заявленных требований ФИО1 сослалась на то, что 30 декабря 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФ в г. Нефтеюганске от 28 января 2020 года № 6067774/19 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа 25 лет. Считает отказ в назначении досрочной пенсии незаконным, поскольку с учетом спорных периодов ее педагогический стаж на дату обращения за назначением досрочной пенсии составлял 25 лет 26 дней, при этом, спорные периоды не включены в педагогический стаж без указания причин основанных на нормативно-правовых актах и без учета судебной практики по данным вопросам.

Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июня 2020 года ФИО1 отказано в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 сентября 2020 года решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июня 2020 года отменено в части отказа во включении ФИО1 в стаж педагогической деятельности периода работы с 15 сентября 1994 года по 31 мая 1995 года в качестве учителя физической культуры, в отмененной части принято новое решение, которым на УПФ в г. Нефтеюганске возложена обязанность включить ФИО1 в стаж педагогической деятельности указанный период работы, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов в части отказанных исковых требований, как незаконных, принятых с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации.

Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 30 декабря 2019 года ФИО1 обратилась в УПФ в г. Нефтеюганске с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФ в г. Нефтеюганске от 28 января 2020 года № 606774/19 в удовлетворении заявления ФИО1 отказано в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа 25 лет.

В специальный стаж не были зачтены следующие периоды работы: с 22 октября 1992 год по 19 июля 1993 года, с 13 января 1994 года по 14 августа 1995 года в должности старшей пионервожатой в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Маньковская средняя школа» Чертковского района Ростовской области; с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2002 года в должности учителя начальных классов в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Маньковская средняя общеобразовательная школа» Чертковского района Ростовской области. По расчетам ответчика специальный стаж истца составил 21 год 08 месяцев 26 дней.

УПФ в г. Нефтеюганске пересмотрело заявление ФИО1 о назначении пенсии от 30 декабря 2019 года, решением от 15 мая 2020 года отказало ФИО1 в назначении пенсии в связи с отсутствием 25 лет педагогического стажа, включив в при этом в специальный стаж истца период работы учителем начальных классов в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Маньковская средняя общеобразовательная школа Чертковского района Ростовской области» с 01 сентября 2001 года по 31 августа 2002 года, в связи с чем педагогический стаж ФИО1 на дату обращения за назначением пенсии составил 22 года 08 месяцев 26 дней.

ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 06 сентября 1998 года.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что в период действия положения о порядке исчисления стажа, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившего силу с 01 октября 1993 года, стаж педагогической деятельности истца в учреждениях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет отсутствовал, поэтому нормы данного Положения о зачете в специальный стаж работы в качестве старшей пионервожатой не могут быть применены; из выкопировки книги приказов Маньковской средней школы и справки администрации Муниципального образования «Маньковское сельское поселение» Чертовского района Ростовской области от 12 ноября 2019 года невозможно определить период осуществления истцом педагогической деятельности, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Апелляционная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием, однако признала отказ в зачете периода работы истца с 15 сентября 1994 года по 31 мая 1995 года незаконным. Отменяя решение и принимая по делу новое решение в части включения в специальный стаж истца указанного периода работы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ФИО1 22 октября 1992 года принята старшей пионервожатой в Маньковскую среднюю школу Чертковского отдела образования, 15 августа 1995 года переведена учителем начальных классов; приказом по Маньковской средней школе от 19 сентября 1994 года № 76 старшей пионервожатой ФИО1 установлена учебная нагрузка по физкультуре в 4 «а», «б», «в» классах – 6 часов; приказом по Маньковской средней школе от 20 сентября 1994 года № 86 предписано ФИО1, имеющую среднее специальное образование, протарифицировать учителем физкультуры в 4 «а», «б», «в» классах – 6 часов, оставив её старшей пионервожатой с 15 сентября 1994 года; в связи с производственной необходимостью с ФИО2 с 14 ноября 1994 года сняты уроки физкультуры в 3 «б» классе (2 часа) и протарифицированы ФИО1; ФИО1, работавшая в школе старшей пионервожатой, в 1994 – 1995 учебном году с 15 сентября 1994 года помимо основной работы работала в школе учителем физкультуры в 4 «а», «б», «в» классах 6 часов в неделю, с 14 ноября 1994 года дополнительно учителем физкультуры в 3 «б» классе 2 часа в неделю; в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о включении в специальный стаж истца периода работы с 15 сентября 1994 года по 31 мая 1995 года в качестве учителя физической культуры.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частями 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно подпункту «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 – для учета деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 – для учета деятельности, имевшей место за период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 – за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года, либо за весь период трудовой деятельности.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Согласно пункту 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, выполнявшиеся после 01 сентября 2000 года, засчитываются в стаж педагогической деятельности при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, применявшимся для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, в разделе «Наименование учреждений» указаны школы и школы – интернаты всех типов и наименований, в разделе «Наименование должностей» указан учитель.

В соответствии с пунктом 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015, учебный год в образовательных организациях начинается 01 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.

В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.

Продолжительность учебного года по программам общего образования при получении начального образования составляет 34 недели во 2 - 4-х классах (разд. I Приложения к приказу Минобразования России от 09 марта 2004 года 1312; раздел 3.1 Примерной программы начального общего образования; раздел 3.1 Примерной программы основного общего образования, Протокол от 08 апреля 2015 года № 1/15; Примерная программа среднего общего образования, Протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з).

В течение учебного года продолжительность каникул должна составлять не менее 30 календарных дней (раздел 3.1 Примерной программы начального общего образования и раздел 3.1 Примерной программы основного общего образования, Протокол от 08 апреля 2015 года № 1/15).

На основании пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что периоды работы с 22 октября 1992 года по 19 июля 1993 года, с 13 января 1994 года по 14 сентября 1994 года, с 01 июня 1995 года по 14 августа 1995 года в должности старшей пионервожатой проходили до 01 октября 1993 года, в связи с чем подлежит включению в специальный стаж; ею выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»; помимо работы по основной должности выполняла работы по совместительству в качестве учителя физической культуры с 13 января 1994 года по 14 сентября 1994 года, которые подлежат включению на основании постановления Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года (в Списке указана должность учителя), пунктов 4, 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года согласно которого периоды работы, исполнявшиеся до 01 сентября 2000 года и работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных учреждений всех наименований включается в педагогический стаж для назначения пенсии независимо от объема выполняемой учебной нагрузки; период работы с 01 июня 1995 года по 14 августа 1995 года подлежит включению, так как согласно инструктивного письма Госкомитета по народному образованию от 11 сентября 1991 года № 30, рекомендациям о порядке исчисления заработной платы работников учебно-воспитательных учреждений за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул, она была протарифицирована учителем физкультуры с 15 сентября 1994 года и выполняла данную нагрузку по 14 августа 1995 года, не могут быть приняты во внимание.

Данные доводы тождественны доводам апелляционной жалобы истца, им была дана надлежащая правовая оценка, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в апелляционном определении, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Ссылки истца в кассационной жалобе на обязательное применение положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», инструктивного письма Госкомитета по народному образованию от 11 сентября 1991 года № 30, рекомендациям о порядке исчисления заработной платы работников учебно-воспитательных учреждений, постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года и иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают.

Как указал суд апелляционной инстанции перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), предусматривающий учет в стаж работы учителей и других работников просвещения, работу в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, тогда как истец была принята на работу старшей пионервожатой 22 октября 1992 года в период действия Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, который не предусматривает включение периодов работы пионервожатой в педагогический стаж.

Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.

Вынесенные судами судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Все изложенные в кассационной жалобе доводы уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том, что оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 июня 2020 года в неотменной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи