ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-6859/2022
(в суде первой инстанции № 2-1324/2021)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
5 апреля 2022 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Якубовской Е.В., Авериной Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия,
по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее- ГУ ОПФ РФ по Республике Крым) о признании решения незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 в ГУ ОПФ РФ по Республике Крым в порядке подчиненности была подана жалоба на решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения данной жалобы, ответчиком дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, в частности, в качестве причины отказа в удовлетворении жалобы указано на непредоставление действительного вида на жительство, подтверждающего право на пребывание (проживание) иностранного гражданина в Российской Федерации. Данный ответ истец полагает незаконным, нарушающим как нормы материального права, так права и интересы истца.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным письменный ответ ГУ ОПФ РФ по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ за подписью заместителя управляющего ФИО5 в части требований о предоставлении ФИО1 действительного вида на жительство, подтверждающего право пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации; обязать ГУ ОПФ РФ по Республике Крым осуществить действия, направленные на рассмотрение Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Феодосии Республики Крым (межрайонное) заявления ФИО1 о корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет на основании представленного документа - паспорта гражданина Украины №, выданного Феодосийским ГОГУ МВД Украины в АРК ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 октября 2021 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит апелляционное определение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель ГУ ОПФ РФ по Республике Крым не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является гражданином Украины, документирован паспортом гражданина Украины серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Феодосийским ГО ГУ МВД Украины в Крыму, в котором имеется отметка о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.5).
ФИО1, являясь лицом, постоянно проживающим на территории Республики Крым, в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», заявил о своем желании сохранить гражданство Украины, в результате чего за ним закреплен статус лица, постоянно проживающего на территории Республики Крым, имеющего гражданство Украины (л.д.70-71).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Крым было направлено служебное письмо № № «О выдаче видов на жительство», адресованное подразделениям на местах, в котором разъяснен порядок выдачи вида на жительство гражданам Украины или лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым и г. Севастополя на 18 марта 2014 года (л.д.29-30).
ДД.ММ.ГГГГ Феодосийским отделением УФМС по Республике Крым ФИО1 выдан вид на жительство серии №, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31).
Согласно письму Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, адресованному ФИО1, ему разъяснены положения действующего законодательства в части порядка выдачи вида на жительство, указано, что в связи с истечением срока вида на жительство в Российской Федерации ФИО8 заменить его на бессрочный вид на жительство не представляется возможным (л.д.33-34).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о переносе сведений из трудовой книжки, военного билета в индивидуальный лицевой счет (л.д.14).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) ФИО6ФИО1 сообщено, что в связи с непредоставлением документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд России, гражданство Российской Федерации с регистрацией на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют основания для корректировки сведений индивидуального персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (л.д.10-13).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с жалобой на решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в которой просил указанное решение отменить, сведения из трудовой книжки и военного билета перенести в индивидуальный лицевой счет (л.д.9).
Письмом ГУ ОПФ РФ по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено о рассмотрении поданного им обращения, а также приведены нормы действующего законодательства, регулирующие порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, указано, что поскольку при обращении с заявлением о переносе сведений в индивидуальный лицевой счет не был предоставлен паспорт гражданина Российской Федерации либо действительный вид на жительство, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, было отказано в корректировке сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете (л.д.6-8).
Пунктом 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
К застрахованным лицам закон относит лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2002 года № 167-ФЗ).
Страховщик - Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (статьи 5 и 14 Федерального закона от 15 декабря 2002 года № 167-ФЗ).
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно статье 5 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице; индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», страхователи (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обязаны не позднее 31 декабря 2021 года представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в отношении всех работающих у них граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, до регистрации указанных граждан в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении себя сведения о включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности в срок, указанный в части 1 настоящей статьи (часть 2).
В случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, застрахованное лицо вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд (статья 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года № 519п утвержден Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
В соответствии с пунктом 4 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет зарегистрированное лицо (представитель зарегистрированного лица) представляет заявление, а также документы: документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя (в случае подачи заявления представителем зарегистрированного лица); документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (за исключением документов, находящихся в распоряжении территориальных органов ПФР или иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях).
В пункте 18 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.02.2020 N 117п (действовавшим в период рассмотрения заявлений истца), предусмотрено, что для предоставления государственной услуги по приему от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет гражданином представляются следующие документы: заявление по форме, установленной в Приложении № 1; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие основания для корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.
Основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина (представителя) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги (пункт 49 Административного регламента).
Судом установлено, что истец с заявлением установленного образца к ответчику не обращался, поэтому его обращение рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», требования которого при рассмотрении обращения истца соблюдены.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Срок действия выданного истцу вида на жительство истек 22 декабря 2019 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», пришел к выводу, что нарушений прав истца при подготовке ответов на его обращения пенсионным органом допущено не было. Суд указал, что истцу правомерно было указано на необходимость наличия действующего вида на жительство, обращения с заявлением по установленной форме с предоставлением необходимых документов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Судами правильно установлены фактические обстоятельства дела на основании оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с требованиями процессуального закона, при правильном применении норм материального права.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Фактически доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных нижестоящими судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи