ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-133/2022 от 13.09.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД № 59RS0017-01-2021-001615-39

Дело № 88-13413/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 13 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-133/2022 по иску ФИО1 к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения,

по кассационной жалобе Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Пермскому краю на решение Губахинского городского суда Пермского края от 05 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого края от 30 мая 2022 года,

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации (далее по тексту – ФССП России), Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту – УФССП России по пермскому краю) о признании незаконным решения УФССП России по Пермскому краю от 19 октября 2021 года № 59909/21/83488-СН в части не включения в выслугу лет на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации для целей определения права на пенсию за выслугу лет периодов службы периода службы с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года в органах прокуратуры Пермского края (Пермской области) в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела, признании незаконным решения ФССП России от 23 ноября 2021 года № 00092/21/1955236 в части не включения в выслугу лет на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации для целей определения права на пенсию за выслугу лет периодов службы: с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года в органах прокуратуры Пермского края (Пермской области) в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела, с 07 сентября 2007 года по 15 января 2011 года службы в органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в должности заместителя руководителя, старшего следователя, следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, следственного отдела по г. Чайковский, Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, возложении обязанности на ФССП России, УФССП России по Пермскому краю зачесть в выслугу лет на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации для целей определения права на пенсию за выслугу лет на основании пункта «а» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 периоды: с 01 сентября 1992 года по 14 апреля 1995 года – учёба в среднем профессионально-техническом училище № 29 г. Кизела Пермской области (очная форма обучения) из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы, с 14 июня 1995 года по 30 мая 1997 года – служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, с 19 ноября 1997 года по 27 января 2000 года – служба в ОВД г. Кизела Пермской области в должности милиционера-водителя, с 01 февраля 2000 года по 03 июня 2002 года – служба в подразделении службы судебных приставов г. Кизела Пермской области в должности судебного пристава-исполнителя, с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года – служба в прокуратуре Пермского края (Пермской области) с должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела, с 07 сентября 2007 года по 14 января 2011 года – служба в органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в должности заместителя руководителя, старшего следователя, следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, следственного отдела по г. Чайковский Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, с 15 января 2011 года по 14 января 2014 года - служба в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации, с 24 ноября 2014 года по 23 ноября 2015 года – служба следователем следственной службы Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Пермскому краю, с 12 ноября 2018 года по 31 мая 2020 года – служба в УФССП России по Пермскому краю в должности заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску, с 01 июня 2020 года по настоящее время - служба в должности ведущего дознавателя УФССП России по Пермскому краю.

В обоснование требований указал, что в настоящее время служит в органах принудительного исполнения ФССП России в должности ведущего дознавателя отдела судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю. Считает, что имеет право уволиться со службы в органах принудительного исполнения по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. 14 сентября 2021 года в отдел государственной службы и кадров УФССП России по Пермскому краю им был подан рапорт о расторжении контракта и увольнении со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01 октября 2019 года №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При подготовке документов в ФССП России, со слов сотрудников отдела государственной службы и кадров, ему стало известно, что стаж службы с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года в прокуратуре Пермского края в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела, ему зачтен в выслугу лет для назначения пенсии не будет поскольку пункт 7 части 2 статьи 36 Федерального закона от 01 октября 2019 года №328-ФЗ не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсии стажа в должности следователя, старшего следователя прокуратуры, а лишь предусматривает включение в такую выслугу периода замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. 28 сентября 2021 года рапорт об увольнении он отозвал. 06 октября 2021 года в УФССП России по Пермскому краю подал обращение о расчете выслуги лет. Решением УФССП России по Пермскому краю от 19 октября 2021 года №59909/21/83488-СН на 14 сентября 2021 года стаж его работы для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении составил 16 лет 07 месяцев 25 дней, в льготном исчислении 17 лет 11 месяцев 15 дней. В стаж не был включен период службы в органах прокуратуры с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года – служба в органах Прокуратуры Пермского края в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела по которым предусмотрено присвоение специальных званий – 05 лет 03 месяца 03 дня. Решением ФССП России от 23 ноября 2021 года №00092/21/1955236 его стаж на 22 ноября 2021 года составил 13 лет 06 месяцев 05 дней. В стаж службы не были включены периоды: с 01 сентября 1992 года по 14 апреля 1995 года – учеба в среднем профессионально-техническом училище №29 г. Кизела Пермской области – 02 года 07 месяцев 14 дней (01 год 03 месяца 22 дня); с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года – служба в органах прокуратуры Пермского края в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела по которым предусмотрено присвоение специальных званий – 05 лет 03 месяца 03 дня; с 07 сентября 2007 года по 15 января 2011 года – служба в органах Следственного комитета при Прокуратуре России в должности заместителя руководителя, старшего следователя, следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, следственного отдела по г. Чайковский, Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре России, по которым предусмотрено присвоение специальных званий – 03 года 04 месяца 09 дней. При пересчете периодов включенных в стаж службы для назначения пенсии ФССП России и УФССП России по Пермскому краю в каждом периоде не была учтена конечная дата службы, учебы. Полагает, что по состоянию на 01 декабря 2021 года он имеет выслугу лет, дающую право на получение пенсии, в размере 23 лет 05 месяцев 19 дней в календарном исчислении.

Решением Губахинского городского суда Пермского края от 05 марта 2022 года иск ФИО1 удовлетворен частично. Признано незаконным решение УФССП России по Пермскому краю от 19 октября 2021 года №59909/21/83488-СН в части включения периода учебы в среднем профессионально-техническом училище № 29 г. Кизел Пермской области с 10 сентября 1992 года по 14 апреля 1995 года, не включения периода службы с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года в органах прокуратуры Пермского края (Пермской области) в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела. Признано незаконным решение ФССП России от 23 ноября 2021 года №00092/21/1955236 в части не включения периодов службы с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года в органах прокуратуры Пермского края (Пермской области) в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела, с 07 сентября 2007 года по 15 января 2011 года службы в органах Следственного комитета при прокуратуре России в должности заместителя руководителя, старшего следователя, следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, следственного отдела по г. Чайковский, Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России. Возложена обязанность на ФССП России, УФССП России по Пермскому краю зачесть ФИО1 в выслугу лет, дающей право на получение пенсии, периоды: с 14 июня 1995 года по 30 мая 1997 года включительно – служба в вооруженных силах Российской армии; с 19 ноября 1997 года по 27 января 2000 года включительно – служба в ОВД г. Кизела Пермской области в должности милиционера-водителя; с 01 февраля 2000 года по 03 июня 2002 года включительно – служба в подразделении службы судебных приставов г. Кизела Пермской области в должности судебного пристава-исполнителя; с 05 июня 2002 года до 07 сентября 2007 года – служба в прокуратуре Пермского края (Пермской области) в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела; с 07 сентября 2007 года по 14 января 2014 года включительно – служба в органах следственного комитета при прокуратуре России в должности заместителя руководителя, старшего следователя, следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, следственного отдела по г. Чайковский, Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре России, служба в следственном управлении Следственного комитета России (период с 15 января 2011 года по 14 января 2014 года); с 24 ноября 2014 года по 23 ноября 2015 года включительно – служба следователем следственной службы Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Пермскому краю; с 12 ноября 2018 года по 31 мая 2020 года включительно – служба в УФССП России по Пермскому краю в должности заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску; с 01 июня 2020 года по настоящее время - служба в УФССП России по Пермскому краю.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого края от 30 мая 2022 года решение Губахинского городского суда Пермского края от 05 марта 2022 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ФССП России, УФССП России по Пермскому краю просит отменить судебные акты, полагая их незаконными.

От ФИО1 поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Лица, привлеченные к участию по делу, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании 06 сентября 2022 года представитель ФССП России, УФССП России по Пермскому краю – ФИО2 кассационную жалобу и доводы, изложенные в ней поддержал. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Судами установлено и из материалов дела следует, что приказом УФССП России по Пермскому краю от 12 ноября 2018 года № 2138-к ФИО1 принят на федеральную государственную гражданскую службу на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску УФССП России по Пермскому краю. Служебный контракт заключен на неопределенный срок.

Согласно выписке из приказа ФССП России от 20 мая 2020 года № 427-лс ФИО1 назначен 01 июня 2020 года в отдел судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску на должность ведущего дознавателя с присвоением специального звания – майор внутренней службы.

06 октября 2021 года ФИО1 обратился в УФССП России по Пермскому краю о расчете выслуги лет, дающей право на получение пенсии с указанием соответствующего периода, включаемого в выслугу и его продолжительности.

19 октября 2021 года УФССП России по Пермскому краю ФИО1 дан ответ № 59909/21/83488-СН на обращение, согласно которому его стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении составляет 16 лет 07 месяцев 25 дней, в льготном исчислении – 17 лет 11 месяцев 15 дней. Период службы с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года в прокуратуре Пермского края (Пермской области) в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела не включен в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

10 ноября 2021 года ФИО1 обратился в ФССП России о расчете выслуги лет, дающей право на получение пенсии с указанием соответствующего периода, включаемого в выслугу лет.

23 ноября 2021 года ФССП России ФИО1 дан ответ № 00092/21/195236 на обращение, согласно которому его стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении составляет 13 лет 06 месяцев 05 дней. Период службы с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года в органах прокуратуры Пермского края в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела (05 лет 03 месяца 03 дня), период службы с 07 сентября 2007 года по 15 января 2011 года в органах Следственного комитета при прокуратуре России в должности заместителя руководителя, старшего следователя, следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, следственного отдела по г. Чайковский, Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре России (03 года 04 месяца 09 дней) не включены в стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет в органах принудительного исполнения. Кроме того, период обучения ФИО1 в среднем профессионально-техническом училище № 29 г. Кизела Пермской области с 10 сентября 1992 года по 14 апреля 1995 года по профессии «Электрогазосварщик» 4 разряда – 02 года 07 месяцев 14 дней (01 год 03 месяца 22 дня), также не включен в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что с 01 сентября 1992 года по 25 апреля 1995 года учился в среднем профессионально-техническом училище №29 г. Кизела Пермской области; с 14 июня 1995 года по 30 мая 1995 года проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации; с 19 ноября 1997 года по 27 января 2000 года проходил службу в ОВД г. Кизела Пермской области в должности милиционера-водителя; с 01 февраля 2000 года принят в подразделение службы судебных приставов г. Кизела Пермской области в должности судебного пристава-исполнителя, 01 октября 2000 года присвоен классный чин юрист 3 класса, с 03 июня 2002 года уволен по собственному желанию; с 05 июня 2002 года принят на службу в органы прокуратуры Пермской области и назначен следователем прокуратуры г. Кизела, 20 января 2003 года присвоен классный чин младший юрист, 10 августа 2004 года присвоен классный чин юрист 3 класса, 01 декабря 2005 года прокуратура Пермской области реорганизована в прокуратуру Пермского края, 02 мая 2006 года назначен старшим следователем прокуратуру г. Кизела, 11 августа 2006 года присвоен классный чин юрист 2 класса, с 07 сентября 2007 года уволен в порядке перевода на службу в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 07 сентября 2007 года принят на службу в порядке перевода из прокуратуры Пермского края в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и назначен заместителем руководителя Губахинского межрайонного следственного отдела, 12 августа 2008 года присвоен классный чин юрист 1 класса, 02 августа 2010 года назначен на должность старшего следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, 11 октября 2010 года назначен на должность следователя следственного отдела по г. Чайковский, 15 января 2011 года создано Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, которое является правопреемником Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, 15 января 2011 года назначен на должность следователя следственного отдела по г. Чайковский, классный чин прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации юрист 1 класса приведен в соответствие со специальным званием сотрудников Следственного комитета Российской Федерации капитана юстиции, 12 августа 2011 года присвоено специальное звание – майор юстиции, 27 декабря 2012 года назначен на должность следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, 29 декабря 2012 года назначен на должность старшего следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, 14 января 2014 года освобожден от замещаемой должности и уволен по собственной инициативе; с 24 ноября 2014 года по 23 ноября 2015 года проходил службу в Управлении Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Пермскому краю; 24 ноября 2015 года принят в Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Краевая туберкулезная больница №7 Объединения исправленных учреждений №1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в отдел коммунально-бытового интендантского и хозяйственного обеспечения на должность начальника котельной, 22 декабря 2016 года Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Краевая туберкулезная больница №7 Объединения исправленных учреждений №1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» переименовано в Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Краевая туберкулезная больница №7 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», 16 июня 2017 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника; 19 июня 2017 года принят в муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат благоустройства» на должность заместителя директора, 14 июня 2018 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника; 12 ноября 2018 года принят на государственную гражданскую службу в УФССП России по Пермскому краю в должности заместителя начальника отдела и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителем начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску, 16 октября 2019 года присвоен классный чин юстиции – советник юстиции 3 класса, 31 мая 2020 года освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида; 01 июня 2020 года принят на службу в органы принудительного исполнения в УФССП России по Пермскому краю. Работает по настоящее время.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации», оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что в спорные периоды: с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года службы в органах прокуратуры Пермского края (Пермской области) в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела и с 07 сентября 2007 года по 15 января 2011 года службы в органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в должности заместителя руководителя, старшего следователя, следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, следственного отдела по г. Чайковский, Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации истец работал в органах прокуратуры в должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, в связи с чем, имеет право на включение данных периодов в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии.

Определив вышеуказанные спорные периоды, подлежащими включению в стаж службы ФИО1 для назначения пенсии по выслуге лет, суд первой инстанции, пришел к выводу о признании в указанной части незаконными решений УФССП России по Пермскому краю от 19 октября 2021 года № 59909/21/83488-СН и ФССП России от 23 ноября 2021 года № 00092/21/1955236 и возложении на них обязанности по включению указанных периодов в выслугу лет истца для назначения пенсии.

Поскольку стороной ответчиков не оспаривалось включение ФИО1 в выслугу лет, дающую право на получение пенсии, периодов: с 14 июня 1995 года по 30 мая 1997 года включительно – служба в вооруженных силах Российской армии; с 19 ноября 1997 года по 27 января 2000 года включительно – служба в ОВД г. Кизела Пермской области в должности милиционера-водителя; с 01 февраля 2000 года по 03 июня 2002 года включительно – служба в подразделении службы судебных приставов г. Кизела Пермской области в должности судебного пристава-исполнителя; служба в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации (период с 15 января 2011 года по 14 января 2014 года); с 24 ноября 2014 года по 23 ноября 2015 года включительно – служба следователем следственной службы Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Пермскому краю; с 12 ноября 2018 года по 31 мая 2020 года включительно – служба в УФССП России по Пермскому краю в должности заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску; с 01 июня 2020 года по настоящее время - служба в должности ведущего дознавателя УФССП России по Пермскому краю., то суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на УФССП России по Пермскому краю и ФССП России обязанности по включению указанных периодов в выслугу лет истца для назначения пенсии.

Отказывая ФИО1 во включении периода учебы с 10 сентября 1992 года по 14 апреля 1995 года в среднем профессионально-техническом училище №29 г. Кизел Пермской области в выслугу лет для назначения пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих); профессиональное училище относится к учреждениям начального профессионального образования; пунктом 2 части 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); из архивной справки государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кизеловский политехнический техникум» от 22 февраля 2022 года № 07-07-52 следует, что ФИО1 обучался в среднем профессионально-техническом училище № 29 г. Кизел Пермской области (с 25 декабря 2013 года – государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кизеловский политехнический техникум») с 10 сентября 1992 года по 14 апреля 1995 года по профессии – электрогазосварщик с получением среднего (полного) общего образования с присвоением квалификации – электрогазосварщик 4 разряда, получение начального профессионального образования на базе основного общего образования осуществлялось с одновременным получением обучающимся среднего (полного) общего образования в течении всего периода обучения, в связи с чем пришел к выводу о том, что ФИО1 получено именно среднее (полное) общее образование и начальное профессиональное образование, которое приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), поэтому данный период правомерно не включен в стаж службы истца в органах принудительного исполнения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 указанной статьи).

В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении).

Согласно пункту «а» части 1 статьи 13 Закона № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона (также проходившие службу в органах принудительного исполнения), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

В силу части 3 статьи 18 Закона № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

В целях установления порядка исчисления выслуги лет Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».

Абзацем 3 пункта 1(5) постановления № 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 01 января 2020 года, помимо периодов, указанных в пункте 1 данного постановления, засчитываются в календарном исчислении периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

Таким образом, периоды работы в должностях в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 01 июня 2020 года занимает должность ведущего дознавателя и ему присвоено специальное звание – майор внутренней службы, что относится к должности начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с Перечнем типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 01 января 2020 года № 1 «О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов».

Из положений Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в редакции его до 07 сентября 2007 года должности следователей и старших следователей входили в перечень работников органов прокуратуры Российской Федерации, в том числе районных и городских, которые обеспечивали расследование преступлений и исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве.

Федеральным законом от 05 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» с 07 сентября 2007 года при прокуратуре Российской Федерации создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, куда вошли вышеуказанные должности следователей, а также старших следователей прокуратуры и на данный орган также возложено расследование преступлений и исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, то есть фактически полномочия самой прокуратуры выделены в отдельный орган с сохранением всех положений и условий службы должностных лиц.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», вступившим в законную силу с 15 января 2011 года, создан Следственный комитет Российской Федерации и соответственно упразднен Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. При этом Следственный комитет Российской Федерации стал отдельным федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (статья 1).

Статей 45 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» установлено, что за сотрудниками Следственного комитета до установления им надбавок и выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняются по их желанию ранее установленные доплаты, надбавки, другие выплаты, иные социальные гарантии, а также меры социальной и правовой защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации.

Выслуга лет сотрудников Следственного комитета, исчисленная в органах прокуратуры Российской Федерации, засчитывается в выслугу лет в Следственном комитете Российской Федерации.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сотрудники Следственного комитета считаются состоящими в специальных званиях, соответствующих ранее присвоенным классным чинам прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, согласно перечню соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям без издания дополнительных актов о присвоении специальных званий.

Сроки пребывания в классных чинах прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации засчитываются при присвоении сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации очередных специальных званий.

Таким образом, Следственный комитет Российской Федерации является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, что нашло свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 года №1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», а также в том, что все положения и условия прохождения службы ФИО1 в качестве следователя, старшего следователя прокуратуры и в качестве следователя, старшего следователя и заместителя руководителя в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации были безусловно учтены при прохождении службы в Следственном комитете Российской Федерации.

Более того, имеющийся у ФИО1 классный чин работника прокуратуры в соответствии с вышеуказанными положениями закона и Перечнем соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года №38 стал соответствовать специальному званию капитана юстиции.

Таким образом, поскольку пунктом 5 части 2 статьи 36 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено включение в стаж службы в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, а ФИО1 осуществлял фактически деятельность в следственных органах в период с 05 июня 2002 года по 07 сентября 2007 года службы в органах прокуратуры Пермского края (Пермской области) в должности следователя, старшего следователя прокуратуры г. Кизела и с 07 сентября 2007 года по 15 января 2011 года службы в органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в должности заместителя руководителя, старшего следователя, следователя Губахинского межрайонного следственного отдела, следственного отдела по г. Чайковский, Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, и имел специальное звание, в связи с чем указанные периоды службы верно включены судами обеих инстанций в выслугу лет, дающую право на назначение пенсии.

Доводы кассационной жалобы о том, что данная выслуга подлежит включению лишь Следственным комитетом Российской Федерации, а не органами принудительного исполнения основаны на неверном толковании вышеуказанных норм материального права, поскольку стаж уже включенный в соответствии с положениями закона уполномоченным органом в выслугу лет в следственных органах не подлежит исключению в последующем.

Вновь приводя данные доводы, заявитель фактически выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела и исследованных доказательств, тогда как кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.

Действующим гражданским процессуальным законодательством суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.

При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Губахинского городского суда Пермского края от 05 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого края от 30 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Пермскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи