Дело № 2-1340/18
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
20 июня 2018 г. г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Захаровой Е.П.
при секретаре: Бурлуке О.В.
с участием прокурора: Сацута А.А.
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании дело по иску военного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Военный прокурор – войсковая часть 32002 подполковник юстиции Пахно Д.Г. обратился в горсуд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-сайте с URL-адресом http://rf-docss.ru/index.php?threads/ запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Основанием к обращению прокурора с иском в суд послужил факт размещения на указанном сайте сведений о способах покупки военного билета; по мнению прокурора, указанная информация побуждает неопределенный круг лиц к действиям, за которые предусмотрена административная ответственность согласно ст. 19.23 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, и уголовная ответственность в соответствии со ст.ст. 324, 292, 327 УК РФ, которыми предусмотрена ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей; внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов.
В резолютивной части заявления военный прокурор просит суд признать информацию, размещенную на Интернет-сайте с URL-адресом http://rf-docss.ru/index.php?threads/ запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора – войсковая часть 32002 Черноморского флота подполковник юстиции Сацута А.А. на удовлетворении требований настаивал в полном объеме по доводам, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Заявлений, ходатайств не поступало.
Выслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводам о прекращении производства по делу, по следующим основаниям.
Мотивируя заявленные требования, прокурор ссылается на статью 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту « Закона №149»), закрепляющую свободное распространение информации при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, запрет на распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, на статью 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.
Обращаясь с заявлением о признании выявленной информации запрещенной, прокурор ссылается на статью 15.1 Федерального Закона № 149-ФЗ, предусматривающую создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Поскольку одним из оснований для включения в реестр вышеназванных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в России запрещено, прокурор простит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на конкретном сайте, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона №149 правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии со ст. 5 Закона № 149 информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Согласно ст. 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Постановлением Правительства Российской федерации от 26.10.2012 г. № 1101 утверждены «Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Федеральной службы Российской федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Роскомнадзора) или суда.
В силу пунктов 2, 3 Правил создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
На основании статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Исходя из характера общественных отношений, подлежащих защите, - основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 6 ст. 10 Федерального Закона № 149-ФЗ), такие иски должны рассматриваться в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
В Иерархическом справочнике категорий гражданских дел и административных дел, дела о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) отнесены к Главе 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно ответу административной коллегии Верховного суда РФ в качестве административного ответчика по таким искам привлекается Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
С учетом возникших правоотношений сторон и отсутствия материально-правового требования истца к ответчику и наличия публично-правовых отношений между сторонами судья приходит к выводу, что заявленные прокурором требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в и ином судебном порядке, а именно в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Согласно ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, в случае если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 152 ГПК РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.215, 216, 220, абзацами вторым-шестым ст.222 ГПК РФ, производство по делу в предварительном судебном заседании может быть приостановлено или прекращено, заявление оставлено без рассмотрения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции РФ, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральным законом (Определения от 25.12.2003г. № 458-О, от 25.03.2004г. № 156-О, от 19.06.2007г. № 389-О-О).
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 134, 220 ГПК РФ, ст. 224-225 ГПК РФ суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по гражданскому делу по иску военного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - прекратить.
Разъяснить военному прокурору, что в соответствии со ст.221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение пятнадцати дней с момента со дня его вынесения путем подачи представления, частной жалобы через Керченский городской суд Республики Крым.
Судья Захарова Е.П.