ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1359/2021 от 20.04.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88-6473/2022

59RS0008-01-2020-001643-28

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 20 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Родиной А.К.,

судей Ишимова И.А., Лезиной Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1359/2021 по исковому заявлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Пермского муниципального района, администрации Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края о возложении обязанности обеспечить рекультивацию земельного участка, к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ФИО1 о возложении обязанности по ликвидации части несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,

по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав возражения прокурора Тепловой М.Н. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор с учетом принятых судом уточнений обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, администрации Пермского муниципального района Пермского края, Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ФИО1 о:

- возложении обязанности на администрацию Пермского муниципального района провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:12660, занятого отходами (площадью 22081 кв.м) в границах соответствующих координат поворотных точек, установив срок исполнения данных требований до 31 декабря 2024 года;

- возложении на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанности по ликвидации части несанкционированной свалки отходов (площадью 7961 кв.м) на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничено, в границах соответствующих координат поворотных точек, установив срок исполнения данных требований до 01 ноября 2023 года;

- возложении обязанности на ФИО1 ликвидировать часть несанкционированной свалки отходов (площадью 575 кв.м), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3620001:20 в границах соответствующих координат поворотных точек, установив срок исполнения данных требований до 01 сентября 2022 года.

Решением Пермского районного суда Пермского края от 16 августа 2021 года исковое заявление прокурора удовлетворено частично: на администрацию Пермского муниципального района Пермского края возложена обязанность обеспечить до 31 декабря 2024 года рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:12660, государственная собственность на который не разграничена, занятого твердыми бытовыми отходами площадью 22 081 кв.м в границах указанных координат поворотных точек; на ФИО1 возложена обязанность по ликвидации в срок до 1 ноября 2022 года части несанкционированной свалки твердых бытовых отходов площадью 575 кв.м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3620001:20, в границах указанных координат поворотных точек. В остальной части заявленные прокурором исковые требования оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 декабря 2021 года решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований, заявленных прокурором к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, в отмененной части принято новое решение, которым на Министерство возложена обязанность по ликвидации в срок до 01 ноября 2023 года части несанкционированной свалки отходов (площадью 7961 кв.м) на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3611101:4 в границах указанных координат поворотных точек, установив срок исполнения данных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции. Обращает внимание, что Министерство в силу положений ст. 96 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) наделено в отношении лиц, использующих леса, контрольно-надзорными полномочиями, из которых не следует вывод, что в случае обнаружения свалки на землях лесного фонда и невозможности установить лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, обязанность по ликвидации такой свалки возлагается на контрольно-надзорный орган. Указывает на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих, что часть свалки, расположенной на землях лесного фонда, является объектом накопленного вреда, соответствующий вопрос не был предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций. Равно как и отсутствуют доказательства, явно или косвенно указывающие на причинно-следственную связь между действиями Министерства и возникновением свалки. Считает, что поскольку исходя из положений ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) органы исполнительной власти не могут быть причинителями вреда, они не могут нести обязанность по его возмещению. При этом отмечено, что истцом заявлено требование о возложении обязанности на Министерство ликвидировать свалку, а не требование о компенсации вреда окружающей среде. Кроме того, судом не дана оценка доводам Министерства о том, что любое полномочие предусматривает соответствующее финансирование согласно бюджетному законодательству, в то время как субвенции из федерального бюджета на осуществление полномочий по ликвидации свалок на землях лесного фонда не выделяются. Указывая на то, что ликвидация свалок отходов производства и потребления не входит в перечень мероприятий, реализация которых передана субъектам РФ в рамках ст. 83 ЛК РФ, полагает, что в силу положений п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) ликвидация спорной свалки входит в исключительную компетенцию органов государственной власти РФ – Минприроды России и подведомственного ему Рослесхоза. Утверждает, что удовлетворение требования прокурора приведет к нарушению принципа бюджетной системы РФ, поскольку расходное обязательство по ликвидации свалки является обязательством РФ и должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Кроме того, в связи с тем, что свалка расположена на землях лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности, ответственным лицом за ее ликвидацию на основании п. 18 Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, является Российская Федерация, от имени которой действует Росимущество.

Природоохранный прокурор в возражении на кассационную жалобу полагает апелляционное определение законным и обоснованным.

АО «Траснефть Прикамье» в письменных пояснениях просит вынести законное и обоснованное определение, ссылаясь на то, что обжалуемое судебное постановление не затрагивает права общества.

Представители ответчиков Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, администрации Пермского муниципального района, администрации Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, ответчик ФИО1, представители третьих лиц ТУ Росимущества в Пермском крае, ОАО «МРСК-Урала», АО «Траснефть Прикамье», ООО «Урал бумага», Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, МКУ Управление благоустройством Пермского муниципального района, третьи лица ФИО2, ФИО3 в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемого судебного постановления, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебного акта, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для его отмены.

Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Пермского района Пермской области от 09 февраля 1993 года № 99 у Комарихинского лесхоза Лядовского лесничества изъяты кв. 90 земель площадью 3,6 га, в том числе 1,6 га леса 1-й группы, 2 га нелесной (пашни), и предоставлены Сылвенскому поселковому Совету в постоянное пользование под свалку бытовых отходов.

Актом отвода земельного участка в натуре от 04 марта 1993 года на основании постановления администрации Пермского района от 09 февраля 1993 года № 99 участок на площади 3,6 га отведен в натуре Сылвенскому поселковому Совету под свалку бытовых отходов.

Постановлением администрации Пермского муниципального района от 26 февраля 2014 года № 629 постановлено прекратить у Сылвенского поселкового Совета право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 36000 кв.м, расположенным по адресу: Пермский край, Пермский район, Сылвенское с/п, п. Сылва, кадастровый номер 59:32:0000000:12660, разрешенное использование для свалки бытовых отходов.

Постановлением администрации Пермского муниципального района от 26 февраля 2014 года № 659 земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:12660 отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Сведения о собственниках земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:12660 отсутствуют, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Земельный участок с кадастровым номером 59:32:3611101:4 имеет площадь 1355030,47 кв.м, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о собственниках в ЕГРН отсутствуют. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:45 (относящегося к категории земель – земли лесного фонда, собственником земельного участка является Российская Федерации, земельный участок обременен арендой в пользу группы лиц).

Земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:63, площадью 2459782 +/- 618 кв.м, категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, принадлежит на праве собственности ФИО4, дата государственной регистрации права – 08 июля 2021 года; границы земельного участка установлены, в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:32:0000000:63 входит земельный участок с кадастровым номером 59:32:3620001:20.

Из ответа администрации Сылвенского сельского поселения следует, что свалка на земельном участке площадью 36626 кв.м с кадастровым номером 59:32:0000000:12660 образована ориентировочно в 1980-1990 годах, когда земельный участок использовался как полигон для размещения ТБО. Примерный объем размещенных отходов 48150 куб.м, отходы бытовые. На указанную свалку вывозились ТБО из п. Сылва и с. Троица. Ограждение у свалки отсутствует, подъезд перегорожен шлагбаумом, обвалка не произведена, противофильтрационный экран отсутствует. Зарегистрированные права на свалку отсутствуют. Свалка с 2000 года не эксплуатируется.

21 апреля 2020 года помощником Пермского межрайонного природоохранного прокурора произведен осмотр закрытой свалки ТБО у д. Заведение Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района.

В ходе осмотра установлено, что закрытая свалка ТБО расположена северо-восточнее примерно на 0,4 км от д. Заведение Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района, западнее примерно на 2 км от п. Сылва Пермского муниципального района, южнее примерно на 1,2 км от реки Кама. На свалку имеется заезд с автомобильной дороги «Новые Ляды – Троица» (участок Новые Ляды – Сылва). Заезд преграждает металлический шлагбаум, закрытый на замок. От заезда в северную сторону к свалке ведет грунтовая дорога протяженностью около 200 м. Свалка занимает площадь 37094,17 кв.м. К северу и востоку от свалки расположены сельскохозяйственные поля. По данным публичной кадастровой карты закрытая свалка расположена на территории земельного участка с кадастровым номером 59:32:3611101:4 и земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:12660.

28 мая 2021 года специалистами отдела государственного земельного надзора Управления проведено обследование земельного участка с кадастровыми номерами 59:32:0000000:12660. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок имеет площадь 36626 кв.м, погрешность при определении площади земельного участка составляет 67 кв.м., границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения об актуальных зарегистрированных правах, обременениях на земельный участок отсутствуют. В ходе обследования земельного участка установлено, что земельный участок ограждения не имеет, здания, строения, сооружения на земельном участке отсутствуют. На земельном участке складируются отходы. Земельный участок зарос кустарниковой, древесной и травянистой растительностью. Признаков сжигания сухой растительности и размещения нестационарных торговых объектов не выявлено. При обмере земельного участка, а также изучения информационных ресурсов Управления установлено, что общая площадь земельного участка, занятого мусором, составляет 30617 кв.м.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 59:32:361:1101:4, площадью 1355030,47 кв.м (декларированная площадь) входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:32:0000000:45. При этом в сведениях содержатся координаты поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 59:32:3611101:4.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Лядовское участковое лесничество (Лядовское)<...>, 26-35, 42-49, 56-60, 67-70, 76, 77, 81, 90, 97-100,107-128, Лядовское участковое лесничество (Троицкое), кварталы 152, 161; Пермский муниципальный район, Кунгурское лесничество, Пермско-Сергинское участковое лесничество (Пермско-Сергинское)<...>, 35-36, 38-43 поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 59:32:0000000:45, установлен вид разрешенного использования – использование лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, категория земель – земли лесного фонда, площадью 162349006.25 кв.м., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации с 10 августа 2004 года. Права на земельный участок обременены арендой в пользу иных физических и юридических лиц. Земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:45 состоит из 144 частей. Из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:45 образовано 15 земельных участков.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 59:32:3620001:20 площадью 1934447,54 кв.м (уточненная площадь) входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:32:0000000:63. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 59:32:0000000:63, установлен вид разрешенного использования – для садоводства, категория – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 2459782 кв.м, погрешность при определении площади земельного участка составляет 618 кв.м, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1 с 08 мая 2020 года.

Из ответа администрации Пермского муниципального района от 30 апреля 2020 года следует, что в 1993 году постановлением администрации Пермского муниципального района Сылвенскому сельскому поселению передан под свалку бытовых отходов земельный участок площадью 3,6 га. В дальнейшем 26 февраля 2014 года прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 59:32:0000000:12660 площадью 3,6 га. На данный момент земельный участок находится в нераспределенном земельном фонде. Использование земельного участка под свалку бытовых отходов осуществлялось с 1993 по 2001 годы. В 2012 году заключен муниципальный контракт с ООО «Камэкопроект» на разработку проекта рекультивации свалки бытовых отходов, размещенной на земельном участке с кадастровым номером 59:32:0000000:12660. Проект рекультивации земельного участка, выполненный ООО «Камэкопроект», утвержден распоряжением администрации Пермского муниципального района от 17 декабря 2012 года № 246-р «Об утверждении проекта». Срок завершения работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:12660 установить не представляется возможным. В 2014 и 2015 годах между МКУ «Управление благоустройством благоустройством Пермского муниципального района» и ООО «Буматика» были заключены два муниципальных контракта на выполнение работ по организации мероприятий по утилизации и переработке отходов производства и потребления на свалке, расположенной в районе деревни Заведение Сылвенского сельского поселения. В 2014 году на свалке было утилизировано 1400 куб.м отходов на сумму 799,9 тысяч рублей, в 2015 году утилизировано 1250 куб.м отходов на сумму 758000 рублей. Итого из бюджета Пермского муниципального района на утилизацию отходов на свалке у деревни Заведение направлено 1557,9 тысяч рублей. С 2016 года в бюджет Пермского муниципального района средства на выполнение работ по утилизации отходов на свалке, расположенной на земельном участке, не выделялись. На 2020 год и на плановые периоды 2021 и 2022 гг. в бюджете Пермского муниципального района средства на рекультивацию земельного участка не предусмотрены.

В представленной проектной документации «Разработка проекта рекультивации свалки в районе д. Заведение, Сылвенского сельского поселения» (пояснительная записка), разработанной в 2012 году ООО «Камэкопроект», содержатся следующие сведения. В административном отношении площадь, занятая свалкой ТБО, находится в 0,5 км к северо-востоку от границ д. Заведение Сылвенского сельского поселения, в 30 км от административного центра – г. Перми, в 200 м к северу от автотрассы (с. Троица – н. Новыя Ляды). По данным инженерным изысканий площадь, занимая несанкционированной свалкой ТБО (площадь покрытая отходами), составляет 4,275 га, а объем складируемых отходов 48150 куб.м. Твердые бытовые отходы на участке рекультивации несанкционированной свалки представлены следующим образом: полиэтилен, пластик, стеклобой, металлическая тара, проволока, вышедшая из строя бытовая техника, металлолом, доски, бревна, элементы деревянных конструкций, покрышки автомобильные, рубероид, шифер, предметы личной гигиены и др. Большую часть отходов составляют отходы из пластика (50 %).

Согласно заключению от 27 июля 2020 года №АА-07-8096, составленному начальником отдела государственного экологического надзора по Пермскому краю Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5, свалка твердых коммунальных отходов, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 59:32:0000000:12660 и 59:32:3611101:4, в 0,5 км к северо-востоку от границы д. Заведение Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района, оказывает негативное влияние на почву, что приводит к деградации (ухудшению) данного компонента окружающей среды. В соответствии с установленными требованиями размещение отходов на указанных участках запрещено. Учитывая значительную площадь (4,3 га) и объемы (45150 куб.м) размещенных отходов на земельных участках, продолжительность нахождения отходов на земле (более 30 лет), деградацию почв от отходов, требуется проведение рекультивации земель (основание проведение рекультивации).

В экспертном заключении от 26 сентября 2018 года, подготовленном по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отражено, что несанкционированное размещение отходов влечет за собой деградацию почв. При загрязнении почв экотоксикантами – высокими концентрациями токсичных органических веществ (диоксина, полихлорированных бифенилов и т.п.), минеральными формами азота (нитраты), фосфора, серы, мышьяка, а также тяжелыми металлами – цинком, медью, кадмием, свинцом и хромом, деградация почвы практически необратима.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, положениями Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 10.1, 13, 16, 42 ЗК РФ, ст.214 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», установив, что свалка ТБО оказывает негативное влияние на почву, что приводит к деградации (ухудшению) данного компонента окружающей среды, приняв во внимание значительную площадь (4,3 га) и объемы размещенных отходов на земельных участках, продолжительность нахождения отходов на земле (более 30 лет), деградацию почв от отходов, пришел к выводу о необходимости проведения рекультивации в отношении земельных участков, на которых расположена свалка ТБО.

Поскольку несанкционированное размещение отходов площадью 22081 кв.м находится на части земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:12660 из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена (в указанных судом координатах поворотных точек), полномочия по распоряжению которыми принадлежат органам местного самоуправления муниципального района, суд пришел выводу о возложении обязанности по рекультивации данной части земельного участка на администрацию Пермского муниципального района, к компетенции которой относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Также, установив, что часть несанкционированной свалки площадью 575 кв.м (координаты поворотных точек судом указаны) расположена в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 59:32:3620001:20, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:32:0000000:63, принадлежащего на праве собственности ФИО1, суд возложил на последнюю обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в указанной части.

В названной части решение суда сторонами не обжаловалось в апелляционном порядке, обжалуемым апелляционным определением оставлено без изменения.

Между тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований прокурора о рекультивации части земельного участка с кадастровым номером 59:32:3611101:4, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 59:32:0000000:45, посчитавшим, что иск к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края заявлен как к ненадлежащему ответчику, так как земельный участок относится к категории земель лесного фонда и в силу норм п. 1 ст. 8 ЛК РФ является собственностью Российской Федерации.

Приняв во внимание положения пп. 2, 3 ст. 78, пп. 2, 4 ст. 80.2 Закона об охране окружающей среды, п. 6 ч. 1, чч, 3 5 ст. 83 ЛК РФ, ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), а также п. 3.4.16 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03 сентября 2012 года № 756-п, судебная коллегия краевого суда, признав, что в компетенцию Министерства входит, в том числе охрана лесов, не усмотрела оснований для отказа в иске к Министерству, в связи с чем отменила решение суда в данной части и приняла в отмененной части новое решение об удовлетворении требования прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что суд апелляционной инстанции с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права правильно разрешил спор в обжалуемой Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края части.

В силу ч. 2 ст. 60.12 ЛК РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 3 ст. 60.12 ЛК РФ).

Пункт 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Пунктом 4 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления установлено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить принадлежность отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3611101:4.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 8 ст. 42абз. 8 ст. 42 ЗК РФ).

Таким образом, по общему правилу, если собственник объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, не установлены, обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Как установлено судами по настоящему делу, земельный участок с кадастровым номером 59:32:361:1101:4, на территории которого также размещена свалка твердых коммунальных отходов, входит в единое землепользование и образован из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:45, относящегося к категории земель – земли лесного фонда, с видом разрешенного использования – использование лесов в соответствии с ЛК РФ, собственником которого является Российская Федерации.

Согласно подп. «г» п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, в том числе осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества и контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (п. 1, подп.подп. 5.3 и 5.8 п. 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 432).

С учетом приведенных правовых норм Росимущество, как исполнительный федеральный орган власти правомочен осуществлять управление, полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Между тем положения п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ устанавливают, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Аналогичные полномочия по охране, защите лесов, лесоразведению отражены в п. 3.4.16 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03 сентября 2012 года № 756-п.

В силу ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В пункте 1.6.2 названного выше Положения также указано, что финансирование Министерства за счет субвенций из федерального бюджета осуществляется при выполнении Министерством полномочий, установленных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).

Таким образом, суд апелляционной пришел к правильному выводу о том, что поскольку несанкционированная свалка выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса органом государственной власти субъекта РФ, которым на территории Пермского края является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

В этой связи Министерство вопреки доводам кассационной жалобы является надлежащим ответчиком по делу, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 59:32:361:1101:4 на него возложена правомерно.

Довод заявителя о том, что ликвидация несанкционированной свалки ведет к нецелевому расходованию бюджетных средств не является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку в силу чч. 3, 5 ст. 83 ЛК РФ, п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 года № 837, и п. 3.13 Положения о министерстве данный орган является главным распорядителем бюджетных средств на содержание и реализацию возложенных на него функций.

В этой связи проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства, в связи с чем, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.

Возражения кассатора о том, что законом не предусмотрено выделение Министерству субвенции из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), несостоятельны, поскольку противоречат положениям п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 83 ЛК РФ.

Указание в кассационной жалобе на неприменение судом апелляционной инстанции утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказа № 529 от 06 августа 2019 года, выводов суда о наличии у ответчика полномочий в сфере лесных отношений, в частности по организации охраны и защиты земель лесного фонда и обязанности по проведению мероприятия по очистке спорного земельного участка не опровергают, о неправильном применении норм материального права не свидетельствуют, так как указанным приказом утвержден перечень мероприятий по осуществлению лишь отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ссылки в апелляционном определении на положения ст. 80.2 Закона об охране окружающей среды, регламентирующей организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, не привели к вынесению судом апелляционной инстанции неправильного судебного постановления.

Обстоятельства, касающиеся отсутствия в деле доказательств причинно-следственной связи между действиями Министерства и возникновением свалки, а также неуказание в ст. 77 Закона об охране окружающей среды органов исполнительной власти, как причинителя вреда, не имеют правового значения, поскольку в силу приведенного выше правового регулирования в случае неустановления лица, ответственного за причиненный вред окружающей среде размещением отходов на земельном участке, обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, в данном случае на Российскую Федерацию, которая в отношении лесных участков передала такую обязанность органу государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномочившего в свою очередь Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

В целом доводы кассационной жалобы о том, что Министерство не является уполномоченным органом по ликвидации несанкционированной свалки на лесном участке основаны на ошибочном толковании закона и неверной оценке установленных судом апелляционной инстанции по делу обстоятельств.

С учетом изложенного, оспариваемое заявителем судебное постановление отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи