1 инстанция Морозова Н.В.
П инстанция Климова С.В. (докладчик), Дегтерева О.В., Лобова Л.В.
Дело № 88-18293/2021
№ 2-1365/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 августа 2021 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Кисловой Е.А., Шамрай М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 апреля 2021 года,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс», в котором просил о взыскании недополученной заработной платы за период с декабря 2018 года по октябрь 2019 года (за исключением мая и августа 2019 года), денежных компенсаций за задержку выплаты по ст. 236 Трудового кодекса РФ, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Указал в обоснование иска, что с 07.11.2008 работает водителем автомобиля, полагает, что за обозначенный им период работодатель производил исчисление заработной платы за нахождение в резерве при пересменке, перегон на ремонт (резерв), за работу с вредными условиями труда, в выходные и праздничные дни, в ночное время и за сверхурочную работу с несоблюдением требований Трудового кодекса РФ и положений локальных нормативных актов ответчика.
Просил взыскать заработную плату за декабрь 2018 года в сумме 12 749,22 руб., за январь 2019 года – 17706,31 руб., за февраль 2019 года – 7130,82 руб., за март 2019 года – 1875,47 руб., за апрель 2019 года – 4 764,17 руб., за июнь 2019 года – 9 903,68 руб., за июль 2019 года – 8 389,71 руб., за сентябрь и октябрь 2019 года с уплатой процентов за задержку выплаты и компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, указывая на неверное исчисление доплаты за работу в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы, за работу в ночное время, за работу с вредными и (или опасными) условиями труда, а также неоплату 6 минут предрейсового медицинского осмотра и нахождение в резерве при пересменке, перегон на ремонт (резерв).
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2020 года иск удовлетворен в части, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по заработной плате за январь 2019 года в размере 1 947,77 руб., неустойка в размере 332,71 руб., за февраль 2019 года в размере 338,40 руб., неустойка в размере 52,92 руб., компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 апреля 2021 года решение суда отменено в части отказа во взыскании задолженности по зарплате, неустойки, госпошлины, в этой части принято новое решение, которым с ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» в пользу ФИО1 взыскана задолженность по заработной плате в размере 9 146, 94 руб., денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 1 683 руб., госпошлина в бюджет г. Москвы в размере 840,06 руб.
В кассационной жалобе ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» просит об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылается на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции о том, что оплата труда истца за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за спорный период не произведена истцу в двойном размере. Методика, которую суд применил при расчете, не предусмотрена локальными нормативными актами работодателя.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ суд кассационной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения представителя ответчика ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» ФИО2, действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, поскольку нарушений или неправильного применения норм материального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного постановления и служить в силу части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в кассационном порядке судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 05.09.2008 года выполняет трудовые обязанности водителя автомобиля типа «Скорая медпомощь» 2 класса по письменному трудовому договору.
По условиям трудового договора и дополнительных соглашений к нему истцу установлена тарифная ставка с 01.02.2018г. в размере 112,80 руб. за один час работы, включает в себя повышение часовой тарифной ставки на 7,7% на основании приказа от 31.03.2015 № 294, надбавка за классность 10%, доплаты за работу по переносу больных на носилках - 25% часовой тарифной ставки и премия за выполнение месячной нормы рабочего времени согласно производственному календарю от 30% до 60% от тарифной ставки ежемесячно, премия по итогам работы за год согласно коллективному договору, остальные условия оплаты труда регулируются Положением об оплате труда водителей автотранспорта (приложение № 1 к Коллективному договору) (п. 5 трудового договора); работнику установлен суммированный учет рабочего времени в месяц и режим работы в соответствии с графиками сменности (п. 4.1, 4.2 трудового договора; условия труда на рабочем месте «водитель автомобиля» определены как вредные 1 степени 3 класса (3.1).
По условиям Коллективного договора ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» на 2018-2021 годы работникам установлена нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю; в структурных подразделениях при выполнении отдельных видов работ, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников нормальная продолжительность рабочего времени, устанавливается режим рабочего времени, который предусматривает рабочую неделю с предоставлением выходных дней по скользящему графику; для данных категорий работников (кроме водителей) устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом квартал, для водителей – месяц (п. 3.1). Конкретная продолжительность ежедневной работы (смены) и трудовой распорядок в Автокомбинате определяются правилами внутреннего трудового распорядка, разработанными с учетом мнения профкома, которыми также устанавливается порядок применения суммированного учета рабочего времени и сверхурочной работы, которой является переработка сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (п. 3.3.); работники могут привлекаться к сверхурочным работам, которая оплачивается в размере двойной дневной или часовой тарифной ставки (п. 3.9.), работники могут привлекаться к работке в выходные и нерабочие праздничные дни, работа в которые оплачивается в размере двойной дневной или часовой тарифной ставки или компенсируется днем отдыха и тогда оплата работы в выходной или праздничный производится в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (п. 3.10.).
В разделе 5 «Оплата труда» Коллективного договора ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» предусмотрено, что работодатель обязуется: - работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда и соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда могут быть установлены повышенные тарифные ставки от 7% до 17%; - за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00) всем работникам производится доплата в размере 40% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время, а водительскому составу, работающему с выездной бригадой, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, - в размере 50% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время (п. 5.12); оплачивать работу в нерабочий праздничный день и в выходной день по графику сменности работника по двойной тарифной ставке, а также предоставлять другой день отдыха по желанию работника за работу в выходной день (по графику работника) и нерабочий праздничный день (п. 5.14); сверхурочную работу оплачивать в двойном размере, а по желанию работника компенсировать сверхурочную работу предоставлением дополнительного времени отдыха (не менее времени отработанного сверхурочно) (п. 5.15).
В соответствии с Положением об оплате труда водителей автотранспорта, являющегося приложением № 1 к Коллективному договору, водителям автомобилей установлена повременно-премиальная система оплаты труда, учет рабочего времени – суммированный с учетным периодом месяц, а начисление заработной платы в соответствии с часовыми тарифными ставками, утверждаемыми приказом генерального директора (п.п. 1-4).
Приказом от 12.01.2017 № 11 и приложением к нему установлены часовые тарифные ставки водителей в зависимости от типов и марки автомобилей, согласно которым водителям «скорой медицинской помощи» установлена часовая тарифная ставки 104,18 руб. (за работу с нормальными условиями труда) и 112,20 руб. (за работу с вредными условиями труда), а приказом от 10.01.2018 № 8 – 104,70 руб. (за работу с нормальными условиями труда) и 112,80 руб. (за работу с вредными условиями труда).
В соответствии с разделом III «Условия оплаты труда водителей» Положения об оплате труда водителей автотранспорта им устанавливается в смену оплачиваемое подготовительно-заключительное время продолжительностью 18 мин. Для выполнения необходимых работ перед выездом на линию и по возвращении, а также время на проведение предрейсового медицинского осмотра – 6 мин; оплата времени за медосмотр производится из расчета установленной водителю часовой тарифной ставки, при наличии отметки в путевом листе о прохождении медосмотра (п. 1); нахождение водителя в резерве оплачивается в размере 100% часовой тарифной ставки водителя за все часы резерва с сохранением всех доплат и надбавок, кроме доплаты за работу по переносу больных на носилках (п. 2).
Согласно разделу IV «Надбавки и доплаты к заработной плате» Положения об оплате труда водителей автотранспорта за выполнение дополнительных трудовых функций, квалификацию и длительное выполнение трудовых обязанностей устанавливаются доплаты и надбавки к тарифной ставке: - надбавка за классность, которая начисляется на все фактически отработанное на линии время в качестве водителя (для водителей 2-го класса - 10% тарифной ставки, для водителей 1-го класса - 25% тарифной ставки) (п. 1); надбавка водителям за выслугу лет начисляется на тариф в пределах месячной нормы рабочего времени в следующих размерах: после 2-х лет работы - 10% часовой тарифной ставки после 4-х лет работы - 20% часовой тарифной ставки после 6-ти лет работы - 30% часовой тарифной ставки, а в случае если водитель в течение месяца работал на автомобилях разного назначения (выполнял работу, оплачиваемую по разным часовым тарифным ставкам), то надбавка за выслугу лет начисляется по средней часовой тарифной ставке расчетного месяца (п. 2); доплата за руководство бригадой начисляется: водителям автомобилей «санитарный», «хозяйственный» при численности бригады не менее 5 человек начисляется доплата за руководство бригадой в размере 10% часовой тарифной ставки за отработанное время на линии, водителям автомобилей «скорая медицинская помощь» на подстанциях Скорой помощи с количеством автомобилей до 12 включительно) начисляется доплата за руководство бригадой в размере 30% часовой тарифной ставки за отработанное время на линии, а водителям автомобилей «скорая медицинская помощь» на подстанциях Скорой помощи с количеством автомобилей от 13 и более начисляется доплата за руководство бригадой в размере 40% за отработанное время на линии (п. 3); доплата за работу в ночное время (с 22.00 до 6.00) начисляется водителям автомобилей «Скорая медицинская помощь» и микроавтобусов для перевозки больных на гемодиализ в размере 50% часовой тарифной ставки, водителям автомобилей остальных назначений доплата начисляется размере 40% часовой тарифной ставки (п. 4); доплата за работу по переносу больных на носилках начисляется: водителям автомобилей «Скорой медицинской помощи» и микроавтобусов для перевозки больных на гемодиализ за выполнение работы по переносу больных на носилках за все часы, отработанные на линии, в размере 25% часовой тарифной ставки, водителям автомобиля 477313 (Валдай) за все часы работы на линии в размере 50% часовой тарифной ставки водителя за выполнение работы по переносу носилок, остальным водителям автомобилей, работающим на перевозке тел умерших - 25% часовой тарифной ставки (п. 5); доплата за совмещение профессии устанавливается на основании личного заявления водителям хозяйственных автомобилей за выполнение обязанностей грузчика, экспедитора при высвобождении численности рабочих и сэкономленного при этом фонда оплаты труда в размере до 50% тарифной ставки за все часы работы на линии в качестве водителя (п. 6); доплата за работу наставником устанавливается в размере 20% тарифной ставки за часы, отработанные на линии со стажером (п. 7); доплата за работу по уборке салона автомобиля устанавливается водителям автомобиля «наркологический» (передвижной пункт медицинского освидетельствования) в размере 15% часовой тарифной ставки водителя и начисляется ежемесячно за все фактически отработанные часы на линии. Доплата устанавливается на основании личного заявления водителя (п. 8); доплата за особый характер работы начисляется водителям служебных автомобилей в размере 25% часовой тарифной ставки за все часы работы на линии (п. 9).
Отказывая в удовлетворении части требований ФИО1 о взыскании недоначисленной в результате неправильного исчисления заработной платы за нахождение в резерве при пересменке, перегон на ремонт (резерв), за работу с вредными условиями труда и в ночное время, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в этой части оплата труда производится в соответствии с условиями трудового договора и локальных нормативных актов работодателя, которые предусматривают оплату трудов работника с учетом установленных трудовым законодательством гарантий и компенсаций.
Частично удовлетворяя требования истца о взыскании заработной платы за работу в выходные и праздничные дни, а также за сверхурочную работу за январь 2019 года и февраль 2019 года, суд учел ошибку в начислении, признанную ответчиком, поскольку оплата сверхурочной работы произведена не из средней тарифной ставки, неверно учтены часы сверхурочной работы.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в данной части, указав на немотивированность и отсутствие соответствующих расчетов, из которых суд исходил, соглашаясь с правильностью расчета, представленного ответчиком.
Суд апелляционной инстанции привел в судебном постановлении положения статей 91, 97, 100, 103, 135, 149, 152-154, 329 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, в совокупности устанавливающие минимальные требования к оплате работы, выполняемой в условиях, отклоняющихся от нормальных: при выполнении работы в выходной или нерабочий праздничный день, - исходя из тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), а также всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных установленной для работника и данного работодателя системой оплаты труда, при выполнении сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени с подсчетом часов переработки по окончании учетного периода, первые два часа работы сверх нормального числа рабочих часов за учетный период - менее чем в полуторном размере, за остальные часы - не менее чем в двойном размере.
Указал, что с учетом локальных нормативных актов о выплатах, входящих в систему оплаты труда в ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс», а именно тарифной ставки – 112,80 руб. за один час работы, определенной в соответствии с приказом от 10.01.2018 № 8, доплаты за работу по переносу больных на носилках - 25%, надбавки за выслугу лет (непрерывный стаж работы) – 30%, надбавки за классность – 25% и ежемесячной премии за выполнение месячной нормы рабочего времени согласно производственному календарю 60% (ее максимальное значение) от установленной тарифной ставки, оплата одного часа работы истца в пределах установленной нормальной продолжительности рабочего времени составит 270,72 руб. (112,80 руб. + 140%).
Поскольку за период с декабря 2018 года по апрель 2019 года, июнь, июль, сентябрь и октябрь 2019 года; ежемесячная оплата труда истца в указанные месяцы состояла из часовой тарифной ставки – 112,80 руб., доплаты за носилки – 25%, за выслугу лет – 30%, за классность – 25% и премии – 60%, при этом согласно расчетным листками оплата труда производилась исходя из часовой тарифной ставки за фактически отработанное время, на сумму которых производилось исчисление указанных надбавок и премии, кроме надбавки за выслугу лет (для истца – 30%), ее исчисление производилось на тариф в пределах нормы рабочего времени (п. 2 раздела «Надбавки и доплаты к заработной плате» Положения об оплате труда), а не на фактически отработанное время, в связи с чем указанная надбавка не включалась в исчисление оплаты труда за работу в выходные и праздничные дни (сверх нормы), а также за сверхурочную работу, что не соответствовало п. 5.15 Коллективного договора, которым предусмотрена оплата сверхурочной работы в двойном размере с первого часа работы, а не с третьего часа, как это предусмотрено трудовым законодательством.
При установленных обстоятельствах минимально повышенный размер оплаты работы, выполняемой истцом в условиях, отклоняющихся от нормальных, по Трудовому кодексу РФ составит:
- при выполнении работы в выходной или нерабочий праздничный день, - исходя из тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной часовой ставки, а также всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных установленной для работника и данного работодателя системой оплаты труда – 383,52 руб в час (112,80 руб. в час. + 140%) + 112,80 руб.); так, вышеуказанные нормативные и правоприменительные акты предусматривают такую оплату исходя из двойного исчисления именно дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), а также включение для оплаты труда всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных установленной для работника у данного работодателя системой оплаты труда без указания на их исчисление в двойном размере;
- оплата сверхурочной работы истца с ее исчислением исходя из положений ст. 152 Трудового кодекса РФ с применением положений ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса РФ и Постановления Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 26-П, за первые два часа в учетном периоде составит 327,12 руб. в час (112,80 руб. х 1,5 + 140% к 112,80 руб.); за все остальные часы – 383,52 руб. в час (112,80 руб. в час. + 140%) + 112,80 руб.);
- минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время – 22,56 руб. за каждый час работы (112,80 руб. х 20%).
Произведя такой расчет, принимая в отмененной части решения суда первой инстанции новое решение о взыскании недоплаченной заработной платы и компенсации за задержку выплаты в соответствии со ст. 236 ТК РФ, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что ответчиком не представлены сведения о размере оплаты труда истца при нормальной продолжительности рабочего времени и об оплате работы, выполняемой в условиях, отклоняющихся от нормальных, для проверки на соответствие действующему законодательству, а из расчетных листков такая информация не следует.
Суд кассационной инстанции не видит оснований для несогласия с выводами суда апелляционной инстанции, подробно мотивированными и убедительно изложенными в судебном акте со ссылкой на подлежащие применению нормы трудового законодательства и условия локальных актов работодателя, регулирующие оплату труда водителей автомобиля на предприятии ответчика.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, однако правильность выводов не опровергают и не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениям материального или процессуального права, поэтому поводом к отмене вступившего в законную силу судебного постановления суда апелляционной инстанции не являются.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: