ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14496/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 21 мая 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Рыжова В.М. и Павловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1383/2019 по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО16ФИО17ФИО18, ФИО19ФИО20 к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии, выдаче свидетельства о праве на получение жилищной субсидии
по кассационным жалобам Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ФИО1 на решение Советского районного суда г. Орла от 22 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22 января 2020 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
решением Советского районного суда г. Орла от 22 октября 2019 г. исковые требования ФИО1, <данные изъяты>., к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии, выдаче свидетельства о праве на получение жилищной субсидии удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области во включении многодетной семьи ФИО1 в реестр многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы 3 «Обеспечение жильем многодетных семей Орловской области» государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области от 26 декабря 2014 года № 426 «Об утверждении государственной программы Орловской области – Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области».
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области обязан включить многодетную семью ФИО1 в составе: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ гола рождения, ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО24, 11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в реестр многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы 3 «Обеспечение жильем многодетных семей Орловской области» государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области от 26 декабря 2014 года № 426 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области» с 18 февраля 2019 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22 января 2020 г. решение Советского районного суда г. Орла от 22 октября 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений и просит их отменить, указывая на то, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, суды при вынесении оспариваемого решения вышли за пределы полномочий, подменив действия органов государственной власти, так как процедура и компетенция органов государственной власти по реализации данного мероприятия урегулирована законодательством Российской Федерации. На момент принятия решения Департаментом отсутствовали правовые основания для включения в соответствии с п. 10 Правил многодетной семьи А-вых в реестр многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии, постановление администрации Орловского района Орловской области от 30.09.2019 г. № 2861 о признании многодетной семьи малоимущей принято после подачи искового заявления в суд, в рамках судебного разбирательства, а соответственно после истечения срока. установленного пунктами 9,11 Правил для рассмотрения предоставленных документов и принятия решения о включении или об отказе во включении многодетной семьи в реестр многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии.
Департамент обращает внимание, что он как главный распорядитель бюджетных средств, реализовал в рамках своей компетенции возложенные на него бюджетные полномочия по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, по обеспечению соблюдения получателями в данном случае субсидий, определенных БК РФ.
Кроме того, Департамент, как ответственный исполнитель государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области», реализовал полномочия по проверке соответствия многодетной семьи требованиям, указанным в пункте 3 Правил, а также по проверке документов, необходимых для получения жилищной субсидии.
В кассационной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений в части отказа в возложении на ответчика обязанности оформить и предоставить свидетельство о праве на получение жилищной субсидии в размере, определяемом в соответствии с пунктами 16 и 17 Правил предоставления субсидии многодетным семьям на приобретение жилого помещения или объекта долевого строительства, на создание объекта индивидуального строительства, на оплату первоначального взноса или погашение долга по ипотечным кредитам, указывая на то, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, что пункт 14 Правил предоставления субсидии многодетным семьям на приобретение жилого помещения или объекта долевого строительства, на создание объекта индивидуального жилищного строительства, на оплату первоначального взноса или погашение долга по ипотечным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Орловской области от 12 апреля 2017 г. № 151, является ничтожным со дня его принятия и не требует признания его отдельно таковым, так как противоречит федеральному законодательству.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Из материалов дела следует, что семья истца в составе: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ гола рождения, ФИО4 ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является многодетной.
Судом установлено, что семья истца зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности.
Согласно акту обследования материально-бытового положения вышеуказанного жилого помещения от 18 июня 2015 г., подготовленного комиссией администрации Платоновского сельсовета, общая площадь 1\2 доли дома составляет 42,7 кв.м, жилая площадь - 30,1 кв.м, в помещении 3 жилые комнаты, часть дома, принадлежащая истцам, электрофицирована, газифицирована, имеется водопровод, выгребная яма.
Постановлением администрации от 18 июня 2015 г. № 482 семья истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет и включена в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с рождением ребенка в семье ФИО1 постановлением администрации Платоновского сельского поселения от 15 января 2016 г. № 6 в ранее вынесенное постановление от 18 июня 2015 г. № 482 внесены изменения, согласно которым семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет с 18 июня 2015 г. и включена в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно протоколу заседания комиссии по формированию реестра многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии, от 7 февраля 2019 г. № 11 ФИО1 с составом семьи № человек отказано во включении в реестр многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии на основании подпункта 1 пункта 10 Правил. Основанием к отказу в признании права на получение жилищной субсидии послужило отсутствие документов, подтверждающих признание малоимущей, нахождение на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также непредставление копий удостоверений многодетной семьи и их продление на текущий период действия.
Применительно к Правилам под гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, понимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Правильно определив характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению (ст.ст.1, 51 ЖК РФ, постановление Правительства Орловской области от 12 апреля 2017 г. №151 «Об утверждении Правил предоставления субсидии многодетным семьям на приобретение жилого помещения, или объекта долевого строительства, на оплату первоначального взноса или погашение долга по ипотечным кредитам»), исходя из того, что при обращении ФИО1 в бюджетное учреждение Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Орловской области» и представлением необходимых документов истцу выдана справка от 4 апреля 2019 г. № 252, согласно которой семья ФИО1 относится к категории «малоимущая семья», что при рассмотрении дела постановлением администрации Орловского района Орловской области от 30 сентября 2019 г. № 2861 семья истца в установленном порядке признана малоимущей, что при обращении к ответчику удостоверения многодетной семьи предоставлялись, что семья ФИО1 в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым при решении вопроса о включении в реестр многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы 3 «Обеспечение государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области», утвержденной Постановлением Правительства Орловской области от 26.12.2014 № 426 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области», суд пришел к выводу о том, что отказ ответчика во включении многодетной семьи ФИО1 в реестр многодетных семей, имеющих право на получение жилищной субсидии, является незаконным и семья истца подлежит включению в данный реестр, однако требование о выдаче свидетельства заявлено преждевременно и удовлетворению не подлежит.
Как следует из п. 14 Правил, формирование и утверждение списка многодетных семей - получателей жилищной субсидии (далее - список получателей) осуществляется Департаментом ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании реестра в хронологическом порядке в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию основного мероприятия в областном бюджете на текущий финансовый год, по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам. В случае отсутствия в областном бюджете на текущий финансовый год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию основного мероприятия в текущем году, список получателей не утверждается.
В соответствии с п. 18 Правил, право многодетной семьи на получение жилищной субсидии удостоверяется свидетельством о праве на получение жилищной субсидии (далее - свидетельство) по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам, которое не является ценной бумагой. Свидетельство оформляется на имя заявителя в течение 20 рабочих дней со дня утверждения списка получателей. Номер свидетельству присваивается в соответствии с номером заявителя в реестре и годом выдачи свидетельства. Срок реализации свидетельства составляет 3 месяца с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Согласно п. 13 Правил, ежегодно не позднее 1 марта текущего года Департамент осуществляет актуализацию реестра. Заявитель ежегодно до 1 февраля текущего года представляет в Департамент документы, указанные в пункте 5 настоящих Правил, за исключением документов, представляемых по собственной инициативе.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о выдаче свидетельства о праве на получение жилищной субсидии ввиду их преждевременности, суд обоснованно исходил из того, что формирование списка получателей жилищной субсидии и выдача соответствующих свидетельств осуществляется только при условии наличия бюджетных ассигнований, а их перераспределение к компетенции суда не относится.
Доводы кассационных жалоб не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм материального или процессуального права, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, которым судами первой и апелляционной инстанций была дана надлежащая оценка.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Орла от 22 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22 января 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи