ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1387/19 от 17.09.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-21991/2020

№ дела суда 1-й инстанции 2-1387/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 17 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Руденко Ф.Г.,

судей Мартыновой Н.Н., Мамия М.Р.,

с участием прокурора Фроловой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи в защиту социально незащищенной категории граждан ФИО1 к администрации г. Керчи Республики Крым о признании незаконным отказа в выплате единовременного денежного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, об обязании совершить определенные действия по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.02.2020.

Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав прокурора Фролову Е.В., полагающую оспариваемый судебный акт суда апелляционной инстанции принят на всесторонне исследованных материалах дела с соблюдением норм материального и процессуального права и не подлежит отмене, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора г. Керчи в защиту социально незащищенной категории граждан ФИО1, обратился в суд с иском к администрации г. Керчи Республики Крым о признании незаконным отказа в выплате единовременного денежного поощрения, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, об обязании совершить определенные действия.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 12.11.2019 исковые требования заместителя прокурора г. Керчи удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.02.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований заместителю прокурора г. Керчи.

В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене апелляционного определения и оставлении без изменения решения суда первой инстанции.

В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.

По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции вынесено незаконное и необоснованное решение, что нарушает требования норм процессуального законодательства.

В судебное заседание не явился ФИО1

В судебное заседание не явился представитель администрации г. Керчи Республики Крым.

В судебное заседание явился прокурор Фролова Е.В., полагающая, что оспариваемое апелляционное определение вынесено на всесторонне исследованных материалах дела с соблюдением норм материального и процессуального права.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что согласно трудовой книжке ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ он принят в финансовое управление Керченского городского совета на должность экономиста 1 категории бюджетного отдела. Распоряжением Керченского городского головы от ДД.ММ.ГГГГФИО1, занимающий должность заместителя начальника бюджетного отдела финансового управления Керченского городского совета, уволен с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым – по ст. 38 КЗоТ Украины, с выплатой ему денежной помощи в размере 10 месячных должностных окладов, после предоставления им справки о назначении пенсии как государственному служащему, ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления». При этом, как следует из записей в трудовой книжке ФИО1, в период службы ему присваивались ранги должностного лица местного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь принят на должность заместителя начальника бюджетного отдела финансового управления Керченского городского совета; уволен ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен на должность главного специалиста финансового управления администрации г. Керчи; уволен ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации г. Керчи -р, в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Решениями Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Администрации города Керчи Республики Крым, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (повторное) отказано ФИО1 в выплате единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, по основаниям п. 2.5 части II Положения о порядке выплаты муниципальному служащему и лицу, замещающему муниципальную должность в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь РК, единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, утвержденного Решением 84 сессии 1 созыва Керченского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, так как единовременное поощрение не выплачивается муниципальному служащему и лицу, замещающему муниципальную должность, которое воспользовалось правом на аналогичное денежное поощрение при увольнении с других видов государственной или муниципальной службы.

Обосновывая заявленные исковые требования заместитель прокурора г. Керчи, исходил из того, что получение ФИО1 денежного поощрения при увольнении с должности, приравненной (относящейся) к государственной службе Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О службе в органах местного самоуправления», «О Государственной службе», не подпадает под случаи, указанные в п. 2.5 Положения, поскольку ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ № «О системе государственной службы Российской Федерации» дано иное определение понятия государственной службы и ее системе, нежели это было предусмотрено законодательством Украины на момент увольнения истца со службы ДД.ММ.ГГГГ и получения им денежного поощрения.

Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что в период общего стажа муниципальной службы, с которым в соответствии п. 3.1. Положения связано определение размера единовременного денежного поощрения, и который применительно к истцу состоит из муниципальной службы (Российская Федерация) и службы в органах местного самоуправления (Украина), истец реализовал свое право на получение аналогичного единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

В соответствии с Положением, утвержденным решением Керченского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № 1285-1/17, право на получение единовременного поощрения имеют лица, замещавшие на момент увольнения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет муниципальные должности и должности муниципальной службы в соответствии с реестром муниципальных должностей и реестром должностей муниципальной службы в Республике Крым. Единовременное поощрение выплачивается муниципальному служащему и лицу, замещающему муниципальную должность, один раз за всё время прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, о чем делается отметка в трудовой книжке. При поступлении гражданина на муниципальную службу после выхода на пенсию за выслугу лет и последующем прекращении муниципальной службы единовременное поощрение повторно не выплачивается. Единовременное поощрение не выплачивается муниципальному служащему и лицу, замещающему муниципальную должность, которое воспользовалось правом на аналогичное денежное поощрение при увольнении с других видов государственной или муниципальной службы.

В разделе II Положения предусмотрен порядок определения размера единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; размер поощрения зависит от стажа службы на день увольнения, но не может превышать десяти размеров должностного оклада месячного денежного содержания муниципального служащего.

По смыслу п. 1.1, 3.2, 4.4. Положения в стаж муниципальной службы для определения размера единовременного денежного поощрения также включаются периоды работы на должностях, предусмотренных Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым», законом РК от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2016 «Об исчислении стажа муниципальной службы в Республике Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, и внесении изменений в Закон Республики Крым «О муниципальной службе в Республики Крым».

В соответствии с п. 4.4, 5.1 Положения решение о выплате единовременного поощрения принимается руководителем органа местного самоуправления на основании решения комиссии; единовременное денежное поощрение в связи с выходом на пенсию выплачивается органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета муниципального образования Республики Крым, в котором лицо замещало должность муниципальной службы перед увольнением.

В соответствии со ст. 19 ФКЗ от 21.03.2014 №6-ФКЗ местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Согласно пункта 2 Заключительных и переходных положений Закона, действие Закона Украины «О государственной службе» распространяется на органы и должностных лиц местного самоуправления в части, не противоречащей Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине», Закону Украины» О службе в органах местного самоуправления» и другим законам Украины, которые регулируют деятельность местного самоуправления.

В соответствии со ст. 21 Закона Украины от 07.06.2001 года «О службе в органах местного самоуправления», в случае увольнения с работы в органах местного самоуправления в связи с выходом на пенсию должностным лицам местного самоуправления выплачивается единовременное денежная помощь в размере 10 месячных окладов при наличии не менее 10 лет стажа на должностях в органах местного самоуправления или на должностях, отнесенных к соответствующей категории должностей государственных служащих.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от 23.11.2016 N 314-ЗРК/2016 "Об исчислении стажа муниципальной службы в Республике Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, и внесении изменений в Закон Республики Крым "О муниципальной службе в Республике Крым", гражданам Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", помимо периодов замещения должностей (периодов службы, работы), предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, в стаж муниципальной службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, включаются (засчитываются) следующие периоды:

1) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, а также выборных должностей, замещавшихся на постоянной основе, в государственных органах и органах местного самоуправления, образованных в соответствии с Конституцией Украинской ССР и Конституцией Республики Крым, с 1 января 1992 года по 31 декабря 1993 года;

2) периоды замещения на постоянной (штатной) основе с 1 января 1994 года по 17 марта 2014 года следующих должностей:

а) должностей, определявшихся законодательством о государственной службе, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, по которым предусматривалось присвоение рангов государственных служащих;

б) должностей в органах местного самоуправления, определявшихся законодательством о местном самоуправлении и о службе в органах местного самоуправления, действовавшим до 21 февраля 2014 года, по которым предусматривалось присвоение соответствующих рангов;

в) должностей, определявшихся законодательством о статусе народного депутата, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года;

г) должностей судей, определявшихся в соответствии с законодательством о судоустройстве и статусе судей, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года;

д) должностей, определявшихся законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, по которым в соответствии с этим законодательством присваивались соответствующие дипломатические ранги, классные чины прокуратуры, воинские, персональные и специальные звания;

3) периоды замещения должностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления, соответствующих войсках и иных воинских формированиях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, с 18 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года;

4) периоды замещения должностей в органах исполнительной власти Республики Крым, образованных после 18 марта 2014 года и ликвидированных в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым согласно Указу Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года № 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым".

В соответствии со ст. 39-1 Закона Республики Крым от 16.09.2014 № 76-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Крым" гражданам Российской Федерации, занимающим (занимавшим) должности государственных служащих в государственных органах, должности в органах местного самоуправления, расположенных на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при поступлении на муниципальную службу в стаж муниципальной службы засчитывается стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исчисленный на день поступления на муниципальную должность в Республике Крым, муниципальную службу в Республике Крым в порядке, действовавшем на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года.

Стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исчисленный на день поступления на муниципальную службу в Республике Крым в порядке, действовавшем на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года, учитывается: при определении соответствия гражданина Российской Федерации, претендующего на замещение должности муниципальной службы в Республике Крым, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационным требованиям к стажу муниципальной службы.

При толковании закона необходимо учитывать, что толкуемая норма входит в целостную и обладающую внутренней согласованностью систему права. Совокупность нормативных положений Законов РК от 23.11.2016 года № 314-ЗРК/2016, 16.09.2014 года № 76-ЗРК, Положения о порядке выплаты муниципальному служащему и лицу, замещающему муниципальную должность в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь РК, единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, утвержденного решением 84 сессии 1 созыва Керченского городского совета от 26.12.2017 года №, образуют определенную целостную модель, предусматривающую тождественность службы в органах местного самоуправления Украины и муниципальной службы в целях определения стажа служащего, иных показателей трудовой деятельности, оснований и объема предоставляемых мер финансовой поддержки и социальных гарантий названным служащим, зависящих от продолжительности их стажа. Поэтому, толкование пункта 2.5 Положения не может производится без учета иных его разделов, определяющих понятие стаж муниципальной службы, в том числе – и как стаж службы в органах местного самоуправления.

При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.

Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.

Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения апелляционного определения в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 13.02.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Г. Руденко

Судьи Н.Н. Мартынова

М.Р. Мамий