50RS0041-01-2020-002270-18
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-7099/2022, 2-138/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 24 марта 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В.,
судей Петровой Н.А. и Черновой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, ФИО7, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации Рузского городского округа Московской области о признании постановления незаконным, восстановлении в очереди и включении в список выплат на 2021 г., как нуждающихся в жилом помещении для участия в программе по обеспечению жильем молодых семей,
по кассационной жалобе ФИО7 на решение Рузского районного суда Московской области от 18 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А., судебная коллегия
установила:
ФИО6, ФИО7, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, обратились в суд с иском к администрации Рузского городского округа Московской области о признании незаконным и отмене постановления администрации Рузского городского округа Московской области от 2 сентября 2020 г. № 2635 о снятии молодой семьи с учета нуждающихся в жилом помещении и исключении из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, возложении на администрацию Рузского городского округа Московской области обязанности по восстановлению семьи З-вых, состоящей из шести человек (ФИО6, ФИО7, их несовершеннолетние дети ФИО3, ФИО4, ФИО5 и член семьи ФИО1 Ю.Н.) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 г. г., подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Рузского городского округа «Жилище», включении в список выплат на 2021 г.
Решением Рузского районного суда Московской области от 18 февраля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО7 считает судебные постановления незаконными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО6 и ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке, в котором у супругов родилось трое детей: ФИО3ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ рождения.
3 августа 2017 г. между ФИО9 и ФИО7 заключен договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств, расположенной по адресу: <адрес>.
В указанном жилом помещении зарегистрированы ФИО6, ФИО7, несовершеннолетние ФИО3, ФИО4, ФИО5, а также ФИО1 Ю.Н. - дедушка ФИО2
6 мая 2020 г. ФИО7 обратилась в администрацию Рузского городского округа с заявлениями о признании ее семьи, состоящей из неё, её супруга и детей, нуждающейся в жилом помещении для участия, включения в состав и список молодых семей – участниц мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы (адрес) «Жилище» на 2017 - 2027 годы, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением администрации Рузского городского округа Московской области от 14 мая 2020 г. № 1374 «О признании молодой семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы (адрес) «Жилище» на 2017 - 2027 г. г. и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Рузского городского округа «Жилище» молодая семья истцов в составе 5 человек (супруг – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, супруга – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения) признана нуждающейся в жилом помещении для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы (адрес) «Жилище» на 2017 - 2027 г. г. и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Рузского городского округа «Жилище».
Постановлением администрации Рузского городского округа Московской области от 14 мая 2020 г. № 1375 молодая семья истцов в составе 5 человек (супруг – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жена – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения) включена в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы (адрес) «Жилище» на 2017 - 2027 г. г. и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Рузского городского округа «Жилище».
По результатам проведенной 20 августа 2020 г. правовым управлением администрации Рузского городского округа экспертизы комплекта документов молодой семьи З-вых (состав семьи 5 человек) выявлен факт намеренного ухудшения жилищных условий указанной семьи, поскольку установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО14, зарегистрированы 4 члена семьи и ФИО1 Ю.Н., не являющийся членом семьи, с ДД.ММ.ГГГГ – 5 членов семьи и ФИО1 Ю.Н., не являющийся членом семьи.
Общественной комиссией по жилищным вопросам граждан администрации Рузского городского округа в связи с выявленными неправомерными действиями должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о признании молодой семьи З-вых нуждающейся в жилом помещении, 26 августа 2020 г. принято решение (протокол № 08/2020) об исключении семьи З-вых (состав семьи 5 человек) из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы (адрес) «Жилище» на 2017 - 2027 г.г. и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Рузского городского округа «Жилище».
Постановлением администрации городского округа Московской области от 2 сентября 2020 г. № 2635 «О снятии молодой семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключении из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы (адрес) «Жилище» на 2017 - 2027 г. г. и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Рузского городского округа «Жилище» молодая семья в составе пяти человек: супруг – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жена – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключена из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы (адрес) «Жилище» на 2017 - 2027 г. г. и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Рузского городского округа «Жилище», в связи с выявлением в представленных документах в орган осуществляющий принятие на учет, сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о включении молодых семей в число участниц Подпрограмм.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО7 обратилась с соответствующим заявлением в суд.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 30, 31, 51, 53 ЖК РФ, ст. 1.1. Закона Московской области № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», п. п. 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 г. г., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. № 655/34, решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 26 июля 2017 г. № 82/7 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в Рузском городском округе Московской области», пришел к выводу о том, что ФИО7 на дату принятия решения о признании ее семьи в составе пяти человек (она, супруг и трое детей) в качестве нуждающейся в жилых помещениях, до истечения пятилетнего срока произвела действия по регистрации на принадлежащую ей на праве собственности жилую площадь своего дедушки ФИО11, что спустя полгода привело к созданию нуждаемости в жилье и к ухудшению семьи истцов жилищных условий, что исключало возможность признания семьи нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий и реализации ими права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2021 году.
Кроме того, судом принято во внимание, что квартира приобретена истцами в период брака у ФИО9, являющейся матерью ФИО6, а в соответствии с п. 2 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 г. г., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, а также п. 2.1 подраздела 12.8 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы», утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 25 октября 2016 г. № 790/39 социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга), дедушки (бабушки), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемых судебных актах.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с подразделом 4.2. Постановления Правительства Московской области от 25 октября 2016 г. № 790/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы» подпрограмма 2 «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - Подпрограмма 2), мероприятия Подпрограммы 2 направлены на оказание государственной поддержки молодым семьям в виде социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Министерство жилищной политики Московской области является уполномоченным органом на осуществление взаимодействия с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по вопросам реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие ведомственной целевой программы), на представление заявки на участие в мероприятии ведомственной целевой программы.
Мероприятия Подпрограммы 2 предусматривают оказание государственной поддержки молодым семьям - участницам Подпрограммы 2 в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата).
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и их использования устанавливается Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - Правила), приведенными в приложении 1 к Государственной программе.
В соответствии с порядком признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях раздела 2 Общих положений для мероприятия ведомственной целевой программы и Подпрограммы 2 под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления муниципального образования Московской области нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 14 Порядка признания молодых семей нуждающимися в жилых помещениях - молодые семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие молодые семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К указанным действиям относятся: вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения, либо членом жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма в принадлежащее ему (занимаемое им) жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением вселения в жилое помещение несовершеннолетних детей (подп. 4).
Постановлением администрации Рузского городского округа Московской области от 31 октября 2019 г. № 5176 утверждена муниципальная программа Рузского городского округа «Жилище».
В соответствии с п. 2.1 постановления главы Рузского городского округа Московской области от 24 сентября 2018 г. № 3511 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» на 2017-2027 годы и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» муниципальной программы Рузского городского округа «Жилище» на 2018-2022 годы» лицами, имеющими право на получение Муниципальной услуги, могут выступать граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Рузского городского округа Московской области, являющиеся членами молодой семьи, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет, в том числе семьи, имеющие одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации.
Судом установлено, что действия ФИО7 по регистрации в принадлежащей ей на праве собственности квартире своего дедушки ФИО11 привели к созданию нуждаемости в жилье и к ухудшению своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Анализ приведенных выше положений материального закона, регулирующих спорные правоотношения сторон, фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств позволил суду сделать правильный и обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку регистрация ФИО11 по месту жительства истцов привела к созданию нуждаемости в жилье и к ухудшению жилищных условий молодой семьи, что исключало в силу вышеприведенных норм возможность ее признания нуждающейся в жилом помещении и реализации истцами права на получение социальной выплаты.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Обжалуя судебные постановления, ФИО7 указывает, что ФИО1 Ю.Н. проживает с ней постоянно, является членом семьи, выводы суда о намеренном ухудшении жилищных условий являются необоснованными.
Судебная коллегия отклоняет данные доводы, поскольку они являлись предметом подробного исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены, не опровергают приведенные выводы судов, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по делу.
Оспариваемые судебные акты содержат все необходимые суждения по соответствующим вопросам, тогда как по правилам ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рузского районного суда Московской области от 18 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 6 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи