ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-139/2022 от 20.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-17644/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 20 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Андугановой О.С., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-139/2022 (УИД: 02RS0001-01-2021-011526-30) по иску Майдуровой Татьяны Владимировны к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Правительству Республики Алтай о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании единовременной материальной помощи,

по кассационной жалобе Министерства финансов Республики Алтай на решение Горно – Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 февраля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Майдурова Татьяна Владимировна (далее - Майдурова Т.В., истец) обратилась в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании единовременной материальной помощи, оказываемой гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с пожаром жилого помещения.

В обоснование заявленных требований Майдурова Т.В. указала, что являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

16 мая 2021 г. в жилом доме произошел пожар, в результате которого жилой дом полностью уничтожен, имущество утрачено в полном объеме. На момент пожара истец не зарегистрирована по ул. Луговая, д. 30, но фактически проживала в указанном доме с членами своей семьи. 6 августа 2021 г. истец обратилась с заявлением к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай по вопросу оказания единовременной (разовой) материальной помощи в связи с пожаром жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 24 августа 2021 г. в выплате ей отказано в связи с отсутствием у истца регистрации в данном жилом доме на момент пожара. Требование о регистрации граждан как обязательного условия оказания материальной помощи не соответствует федеральному законодательству, поскольку юридическое значение должен иметь факт проживания граждан на территории Республики Алтай. Истец постоянно проживала в данном доме, родилась в г. Горно-Алтайске, на момент пожара зарегистрирована на территории Республики Алтай, иного жилого помещения в собственности ни она, ни члены ее семьи не имеют. Сгоревший дом являлся единственным объектом недвижимости, принадлежащим истцу, в котором они проживали.

С учетом уточнений исковых требований Майдурова Т.В. просила суд признать право на оказание единовременной материальной помощи, оказываемой гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с пожаром жилого помещения, взыскать с ответчика в ее пользу материальную помощь в размере 50 000 рублей.

Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 января 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Алтай, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов по Республике Алтай.

Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 февраля 2022 г. исковое заявление удовлетворено частично.

За Майдуровой Т.В. признано право на получение единовременной материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

С Правительства Республики Алтай в пользу Майдуровой Т.В. взыскана единовременная материальная помощь в размере 50 000 рублей.

Исковое заявление Майдуровой Т.В. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о признании права на получение единовременной материальной помощи, взыскании единовременной материальной помощи оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г. решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 февраля 2022 г. отменено.

Принято по делу новое решение, которым исковое заявление Майдуровой Т.В. удовлетворено частично.

За Майдуровой Т.В. признано право на получение единовременной материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

С Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Майдуровой Т.В. взыскана единовременная материальная помощь в размере 50 000 рублей в связи с пожаром жилого помещения при поступлении денежных средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Алтай.

В удовлетворении исковых требований Майдуровой Т.В. к Правительству Республики Алтай о взыскании единовременной материальной помощи отказано.

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов Республики Алтай просит отменить решение Горно – Алтайского городского суда от 15 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г.

В обоснование доводов жалобы указывает, что наличие регистрации в жилом помещении, в котором произошел пожар, является обязательным условием для получения материальной помощи.

Согласно справке, выданной главным управлением МЧС России по Республике Алтай от 18 мая 2021 г. пожар по адресу: <адрес> произошел 16 мая 2021 г. Истец зарегистрирована по данному адресу 1 июня 2021 г., после произошедшего пожара.

Кроме того, истцом неверно выбран способ защиты права, что является основанием для прекращения производства по делу.

Отказ государственного органа может быть признан незаконным только в рамках административного судопроизводства при предъявлении административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению.

Заявитель полагает, что исполнение решения о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай единовременной материальной помощи в размере 50 000 рублей в связи с пожаром жилого помещения, ставится под условие поступления денежных средств из резервного фонда Правительства Республики Алтай.

При этом, судебный акт о признании права истца на получение материальной помощи и взыскании с исполнительного органа денежных средств не является основанием для выделения денежных средств из резервного фонда Правительства Республики Алтай. Судебные акты о взыскании с исполнительного органа государственной власти денежных средств исполняются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Майдурова Т.В., представители ответчиков Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Правительства Республики Алтай, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Алтай, сведений о причине неявки не представили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Учитывая, что решение Горно – Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 февраля 2022 г. отменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г., предметом рассмотрения судом кассационной инстанции является апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г., исходя из следующего.

Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Майдурова Т.В. являлась собственником жилого дома, площадью 43,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН от 6 декабря 2021 г. право собственности на указанный жилой дом Майдуровой Т.В. зарегистрировано 8 июля 2010 г.

Согласно справке уличного комитета от 9 июня 2021 г. в жилом доме по адресу: <адрес>, проживали Майдурова Т.В., супруг Майдуров С.А., дочь Майдурова А.С.

16 мая 2021 г. жилой дом, принадлежащий истцу, уничтожен в результате пожара.

По факту пожара Территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Горно-Алтайску Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Республике Алтай составлена справка, из которой следует, что в результате возгорания огнем уничтожены жилой дом и надворная постройка (баня) на площади 110 кв. м. по адресу: <адрес>. Со слов Майдуровой Т.В. в результате пожара уничтожены паспорта, СНИЛС, страховые полиса Майдуровой А.С., Майдурова С.А.

Согласно отказному материалу ГУ МЧС России по Республике Алтай постановлением дознавателя Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Горно-Алтайску от 19 мая 2021 г. в возбуждении уголовного дела отказано.

11 июня 2021 г. жилой дом по адресу: <адрес> снят с кадастрового учета.

6 августа 2021 г. Майдурова Т.В. обратилась к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай с заявлением об оказании единовременной (разовой) материальной помощи в связи с пожаром жилого дома.

24 августа 2021 г. Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в письме за исходящим номером № Р040002-07-М-431-91 сообщило Майдуровой Т.В. о том, что по имеющимся документам оказать материальную помощь из средств резервного фонда Правительства Республики Алтай не представляется возможным в связи с отсутствием регистрации по адресу: <адрес>, на момент пожара.

Согласно адресной справке Управления по вопросам миграции МВД по Республике Алтай от 9 декабря 2021 г. Майдурова Т.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 1 июня 2021г.,

Из адресной справки от 22 июня 2021 г. следует, что супруг истца Майдуров С.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с 3 сентября 2009 г.

Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Республике Алтай от 20 января 2022 г. какие-либо объекты недвижимости на имя Майдурова С.А., Майдуровой А.С. в ЕГРН не зарегистрированы.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Майдурова Т.В., ссылаясь на незаконность принятого Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай решения, указывала, что постоянно проживала в сгоревшем доме, на момент пожара зарегистрирована на территории Республики Алтай, иного имущества в собственности ни она, ни члены ее семьи не имеют.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу о наличии у Майдуровой Т.В., как гражданина, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, права на получение мер поддержки, установленной законодательством субъекта. При этом суд исходил из того, что Майдурова Т.В. и члены ее семьи постоянно проживали в доме по адресу: <адрес>. Указанный жилой являлся единственным жилым помещением, в котором проживала семья Майдуровых, иных объектов недвижимости в собственности истца и членов ее семьи не имеется. Отсутствие регистрации по месту жительства само по себе не может являться непреодолимым препятствием для получения материальной помощи, при этом доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях истца злоупотребления правом, отсутствуют.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 февраля 2022 г. отменил, указав, что судом первой инстанции неверно определен надлежащий ответчик по делу; принял новое решение, которым исковое заявление Майдуровой Т.В. удовлетворено частично.

За Майдуровой Т.В. признано право на получение единовременной материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

С Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Майдуровой Т.В. взыскана единовременная материальная помощь в размере 50 000 рублей в связи с пожаром жилого помещения при поступлении денежных средств, выделенных из резервного фонда Правительства Республики Алтай.

В удовлетворении исковых требований Майдуровой Т.В. к Правительству Республики Алтай о взыскании единовременной материальной помощи отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Согласно пункту 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения контроля за использованием средств республиканского бюджета Республики Алтай, выделенных в установленном порядке на финансирование непредвиденных расходов, постановлением Правительства Республики Алтай от 18 октября 2007 г. № 200 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай, а также признано утратившим силу постановление Правительства Республики Алтай от 26 мая 2005 г. № 81 «О порядке расходования средств резервного фонда Правительства Республики Алтай».

Подпунктом «л» пункта 3 раздела 2 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18 октября 2007 г. №200 предусмотрено, что бюджетные ассигнования резервного фонда используются в целях финансового обеспечения оказания единовременной (разовой) материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с пожаром жилого помещения, в размере 50 000 рублей.

Единовременная (разовая) материальная помощь в связи с пожаром жилого помещения предоставляется на одно жилое помещение, пострадавшее в результате пожара, гражданину, являющемуся собственником такого жилого помещения, зарегистрированному по месту жительства в этом жилом помещении.

Подтверждением объема запрашиваемых средств резервного фонда является представление получателем бюджетных ассигнований в Правительство Республики Алтай следующих документов:

заявления гражданина о предоставлении единовременной (разовой) материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения;

копии паспорта или документа, заменяющего паспорт этого гражданина;

документа, подтверждающего факт пожара жилого помещения, выданного в соответствии с федеральным законодательством;

документа, подтверждающего право собственности этого гражданина на жилое помещение, пострадавшее в результате пожара.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 01 октября 2020 г. № 321 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 18 октября 2007 г. № 200» пункт 3 раздела 2 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай дополнен абзацем следующего содержания: «Единовременная (разовая) материальная помощь, предусмотренная подпунктами «д», «л», «м», срочная социальная помощь, предусмотренная подпунктами «е», «ж», предоставляется гражданам, указанным соответственно в подпунктах «д» - «ж», «л», «м», зарегистрированным по месту жительства на территории Республики Алтай.

С учетом изложенного, доводы жалобы о том, что наличие регистрации в жилом помещении, в котором произошел пожар, является обязательным условием для получения материальной помощи, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается жилой дом, квартира, жилое помещение и др., в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета.

Установив, что Майдурова Т.В. постоянно проживала в сгоревшем доме, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для отнесения Майдуровой Т.В. к категории граждан, указанных в подпункте «л» пункта 3 раздела 2 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай и отсутствии правовых оснований для отказа ей в выплате единовременной материальной помощи.

Довод жалобы о том, что истцом выбран неверный способ защиты права и данный спор подлежит рассмотрению в рамках административного судопроизводства по оспариванию отказа в предоставлении единовременной материальной помощи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает несостоятельным.

Истцом не заявлялись требования об оспаривании действий или бездействия государственного органа; Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай фактически отказало Майдуровой Т.В. в оказании материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения из-за отсутствия регистрации по месту жительства в этом жилом помещении, в связи с чем, Майдурова Т.В. воспользовалась таким способом защиты своих гражданских прав, как признание права на получение единовременной материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения, что не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и является допустимым.

Согласно пункту 5 раздела 3 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18 октября 2007 г. №200, проект распоряжения Правительства Республики Алтай о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда в целях финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных, в том числе, подпунктом «л» пункта 3 настоящего Порядка, с указанием получателя бюджетных ассигнований, размера выделяемых бюджетных ассигнований резервного фонда и целей их использования в соответствии с настоящим Порядком на основании поручения Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай готовит главный распорядитель бюджетных средств республиканского бюджета Республики Алтай, направивший обращение к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и подтверждение объема запрашиваемых средств резервного фонда. Проект распоряжения подлежит согласованию с Министерством финансов Республики Алтай в соответствии с Регламентом Правительства Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 21 декабря 2006 года № 305.

Поручение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Алтай разрабатывается на основании обращений получателей бюджетных ассигнований к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Из ответа на запрос Министерства финансов Республики Алтай от 13 мая 2022 г. следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета, осуществляющим выплату единовременной (разовой) материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с пожаром жилого помещения, является Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2013 г. № 314 утверждено Положение о Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, пунктом 1 которого предусмотрено, что исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции в сфере регулирования социального развития и социальной защиты населения, является Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.

В соответствии с пунктом 7 указанного Положения одной из основных задач Министерства является организация предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения Республики Алтай, в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках федерального законодательства и законодательства Республики Алтай.

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Алтай, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

Согласно пункту 14 Положения Министерство в сфере социального развития и социальной защиты разрабатывает нормативные правовые акты, направленные на обеспечение социальной защищенности отдельных категорий граждан, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и реализации их во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, органами местного самоуправления в Республике Алтай, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Учитывая вышеприведенные положения нормативно-правовых актов, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность по выплате гражданам единовременной (разовой) материальной помощи в связи с пожаром жилого помещения должна быть возложена на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай как на главного распорядителя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Алтай, который направляет обращение к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда.

Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.

Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Алтай – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: