ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1424/2021 от 20.07.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 32RS0005-01-2021-000554-71

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-17551/2022

№ 2-1424/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов20 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Курдюковой Н.А.,

судей Вербышевой Ю.А. и Ефимовой Д.А.,

с участием прокурора Воеводина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области к ФИО1 об изъятии земельного участка и объекта недвижимости, назначении выкупной цены, по встречному иску ФИО1 к Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области о понуждении предоставить жилое помещение

по кассационной жалобе Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 марта 2022 г.

заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А., заключение прокурора Воеводиина А.В., полагавшего, что оснований для отмены судебных актов не имеется,

установила:

Выгоничская поселковая администрация обратилась с иском к ФИО1 об изъятии жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

ФИО1 обратилась с встречными исковыми требованиями, просила обязать Выгоничскую поселковую администрацию предоставить ей в собственность взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: равнозначное благоустроенное жилое помещение.

Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 20 декабря 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 марта 2022 г., в удовлетворении исковых требований Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области отказано. Встречные исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд обязал Выгоничскую поселковую администрацию Выгоничского района Брянской области предоставить в собственность ФИО1 взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, расположенного по адресу: , равнозначное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 39,1 кв.м, расположенное в черте

В кассационной жалобе Выгоничская поселковая администрация Выгоничского района Брянской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником , площадью 39,1 кв.м.

Постановлением Выгоничской поселковой администрации от 25.02.2019 года «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Выгоничское городское поселение (2019-2024 годы» включен в программу переселения аварийного жилищного фонда.

Как следует из текста названной программы, целями программы являются организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в такой муниципальной адресной программе. Задачами названной программы являются формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Брянской области. Сроки реализации программы определены с 2019 года по 2024 годы.

Исполнителем программы является Выгоничская поселковая администрация, которая также осуществляет контроль за реализацией программы.

Постановлением Правительства Брянской области от 01.04.2019 г. утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» (2019-2024 года), согласно которой предусмотрено софинансирование указанной программы также Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средствами областного бюджета.

Таким образом, судом установлено, что квартира, принадлежащая ответчику ФИО1, включена в вышеуказанную адресную программу, ввиду аварийности ее состояния.

Как следует из материалов дела, постановлением Выгоничской поселковой администрации от 12.05.2021 г. у ответчика ФИО1 подлежит изъятию 13,83/100 доли земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: кадастровым номером , а также жилое помещение площадью 39,1 кв.м, расположенное по адресу: .

В адрес ответчика 14.05.2021 г. направлено предложение заключить соглашение о выкупе аварийного жилого помещения по установленной по результатам оценки выкупной цене 1 083 535 руб., однако собственник – ответчик ФИО1 отказалась от подписания соглашения о выкупе.

Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями статей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», исходил из того, что в рассматриваемом случае ФИО1 в качестве способа обеспечения ее жилищных прав выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, она имеет право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади жилому помещению, занимаемому ранее, которое должно отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что требования Выгоничской поселковой администрации об изъятии земельного участка и жилого помещения удовлетворению не подлежат, а встречные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Учитывая, что жилой дом, в котором находится жилое помещение ответчика, признанный аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, ФИО1 изъявила желание на предоставление ей другого благоустроенного жилого помещения, что подтверждается материалами дела, и не опровергнуто.

Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном понимании норм жилищного законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

Доводы кассационной жалобы о том, что на ответчика не возложена обязанность по оплате разницы, если стоимость жилого помещения, предоставляемого в собственность взамен изымаемого жилого помещения, выше размера возмещения за изымаемое жилое помещение, являются необоснованными.

Региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» (2019-2024 года), утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 01.04.2019 г. № 148, предусмотрено финансирование за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований. Объем средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства определяется пот лимиту средств, установленному Фондом для Брянской области на соответствующий год. Бюджеты Брянской области и муниципальных образований обеспечивают долевое финансирование в объеме, необходимом для расселения аварийного жилищного фонда, включенного в программу.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Указанная позиция соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре судебной практики № 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019 г.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Выгоничского районного суда Брянской области от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 29 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Выгоничской поселковой администрации Выгоничского района Брянской области - без удовлетворения.