88 - 11146/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 29 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Руновой Т.Д, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1428/2021 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области о перерасчете размера пенсии по выслуге лет,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав истца ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - УФСИН России по Курганской области) о перерасчете размера пенсии.
В обоснование иска указал, что с 18 декабря 2003 года является получателем пенсии за выслугу лет, которая составила 23 года 11 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 28 лет 2 месяца 2 дня. Указывает, что уволился из УФСИН России по Курганской области в звании старший прапорщик внутренней службы с должности начальник караула. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в денежное довольствие входит должностной оклад (начальник караула), оклад по званию (старший прапорщик внутренней службы) и процентная надбавка за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Полагает, что ответчик при исчислении его пенсии неправильно применяет законодательство при начислении пенсии, так как необходимо применять Перечень типовых должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и соответствующих специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2019 года № 382, где в разделе должности старшего и среднего начальствующего состава есть его должность начальника караула. В постановлении от 13 ноября 2019 года № 1440 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной исполнительной системы Российской Федерации» в пункте 3.2. Учреждения, исполняющие наказания и следственные изоляторы, подведомственные территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний, указана должность начальник караула, по которой оклад составляет 16 814 руб. Считает, что размер пенсии подлежит перерасчету с применением оклада в размере 16 814 руб., соответственно, размер его пенсии должен составлять 21 221 руб. 70 коп., а не 16 800 руб. которую он получает в настоящее время. Просил суд обязать ответчика произвести перерасчет размера его пенсии с учетом оклада в размере 16 814 руб. месячного денежного довольствия начальника караула уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 25 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Представитель ответчика УФСИН России по Курганской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходил службу в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области и уволен 17 декабря 2003 года по пункту «б» статьи 58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел с должности начальника караула в звании старший прапорщик внутренней службы.
Выслуга лет по состоянию на 17 декабря 2003 года составляет в календарном исчислении 23 года 11 месяцев 23 дня, в льготном - 28 лет 02 месяца 02 дня. С 18 декабря 2003 года ФИО1 назначена пенсия за выслугу лег.
В соответствии с денежным аттестатом истца размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии на 18 декабря 2003 года составлял: оклад по должности начальника караула - 1 570 руб. 65 коп., что соответствовало должности младшего начальствующего состава, оклад по званию - 621 руб. 60 коп., процентная надбавка за выслугу лет - 65% - 1 424 руб. 96 коп., стоимость продовольственного пайка - 608 руб. 33 коп., всего 4 225 руб. 54 коп. Исходя из 74% денежного довольствия размер пенсии составлял 3 126 руб. 90 коп., с учетом районного коэффициента - 3 595 руб. 94 коп.
Обращаясь в суд, истец полагал, правильным исчисление оклада по должности на основании пункта 3.2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2019 года № 1440 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», где оклад по должности начальник караула составляет 16 814 руб., а не 11 390 руб. который применяется ответчиком. Указывал, что его должность относится к типовым и к среднему начальствующему составу.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о перерасчете размера пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом «е» пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», абзацем 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подпунктом 3.1. пункта 3 Приложения № 5 «Размеры месячных окладов по нетипичным должностям, замещаемых лицами рядового состава и младшего начальствующего состава» к приказу ФСИН Российской Федерации от 15 декабря 2011 года № 773 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы», подпунктом 2.1. пункта 2 Приложения № 11 «Размеры месячных окладов по нетиповым должностям, замещаемым лицами рядового состава и младшего начальствующего состава» к Приказу ФСИН России от 14 августа 2020 года № 554 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», пришел к выводу, что истцу правильно применен размер оклада при расчете получаемой пенсии по выслуге лет, в связи с чем оснований для возложения обязанности на ответчика по перерасчету размера пенсии ФИО1 с учетом оклада в размере 16 814 руб. не имеется.
Суд первой инстанции отметил, что в решении Курганского городского суда Курганской области от 01 ноября 2012 года, вступившим в законную силу 17 января 2013 года, правильность установления истцу оклада по должности начальника караула из числа младшего начальствующего состава в соответствии с присвоенным званием старший прапорщик уже проверялась. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ответчиком производилась индексация окладов по должности и специальным званиям (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 1598 в 1,04 раза, постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 года № 820 в 1,043 раза, постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 года № 939 в 1,03 раза и в соответствии с Приказом ФСИН России от 14 августа 2020 года № 554 по состоянию на 01 октября 2020 года размер оклада по нетиповой должности начальника караула составляет 11 732 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что ФИО1 на момент увольнения замещал должность начальника караула в звании старший прапорщик внутренней службы, которое в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 № 4202-1, относится к должностям младшего начальствующего состава, пенсия истцу была назначена с учетом оклада по должности, которую он занимал.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, все представленные в дело доказательства, включая объяснения истца, оценены судами в совокупности, что отвечает требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие заявителя с оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности судебных постановлений.
Так, согласно подпункту «е» пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», звание старшего прапорщика внутренней службы, относится к младшему начальствующему составу.
В силу статьи 72 указанного Федерального закона порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 этого Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).
Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, и их семьям, подлежат пересмотру с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона (пункт «б» части 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).
В силу пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям.
В соответствии с абзацем 1 подпункта «б» пункта 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего постановления, включать: уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации (кроме указанных в подпунктах «д» и «е» настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.
В соответствии с действовавшим ранее законодательством, размеры окладов по типовым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы устанавливались постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2002 года № 487, а размеры окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы - приказами ФСИН России.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники; размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.
Во исполнение Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» с 01 января 2012 года пенсионерам МВД произведен перерасчет пенсии с учетом новых размеров денежного довольствия.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 1022 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» установлено, что с 01 января 2012 года оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно нормам указанного выше постановления размеры месячных окладов по типовым и нетиповым должностям устанавливаются в соответствии с замещаемой должностью сотрудника уголовно-исполнительной системы и в соответствии с присвоенным специальным званием.
Приказами ФСИН Российской Федерации от 15 декабря 2011 года № 773 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы» и от 14 ноября 2013 года № 654 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы» оклад начальника караула по нетиповой должности составлял 10 500 руб.
Подпунктом 2.1. пункта 2 Приложения № 11 «Размеры месячных окладов по нетиповым должностям, замещаемым лицами рядового состава и младшего начальствующего состава» к Приказу ФСИН России от 14 августа 2020 года № 554 «Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» оклад по должности начальник караула младшего начальствующего состава установлен в размере 11 732 руб.
В последующем приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 августа 2007 года № 163 «Об утверждении перечней должностей начальствующего состава, замещаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы в исправительных, лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, и соответствующих этим должностям специальных званий» была введена должность начальника караула, которой соответствовало специальное звание капитана внутренней службы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, приведенные нормы материального права суды применили и истолковали правильно, вследствие чего пришли к обоснованному выводу о том, что истец на момент увольнения занимал должность старшего прапорщика внутренней службы, которая отнесена к нетиповым и с учетом звания - к младшему начальствующему составу.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что поскольку ФИО1 на момент увольнения замещал должность начальника караула в звании старший прапорщик внутренней службы, которое относится к должностям младшего начальствующего состава, пенсия истцу была назначена с учетом оклада по должности, которую он занимал, соответственно, оснований для перерасчета размера пенсии исходя из должностного оклада по типовой должности начальника караула среднего начальствующего состава капитана внутренней службы не имелось, поскольку такую должность истец не занимал, являются законными и обоснованными.
Истец ошибочно полагает, что при расчете его пенсии подлежит применению перечень типовых должностей в уголовно-исполнительной системе, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2019 года № 382.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов со ссылкой на то, что материалы дела подтверждают право истца на перерасчет размера пенсии, направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения норм материального права, вследствие чего не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы о неверной оценке судами представленных в дело доказательств не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценки доказательств. В силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Таким образом, состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи