ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-143/2022 от 21.09.2022 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

  • Определение

Судья Костина Л.В. №2-143/2022

Докладчик Смелкова Г.Ф. Дело №33-1755/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Пужаева В.А.,

судей Лесновой И.С., Смелковой Г.Ф.

при секретаре Галимовой Л.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 сентября 2022 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия к Елеськиной М. С. о возврате гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по апелляционной жалобе представителя Минсельхозпрода Республики Мордовия Удалкиной В.М. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 30 июня 2022 г.

Заслушав доклад судьи Смелковой Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Минсельхозпрода Республики Мордовия) обратилось в суд с указанным иском к Елеськиной М.С.

В обоснование иска указано, что на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 19 марта 2012 г. № 83 «О порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единственной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам» Елеськиной М.С. как индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Главе КФХ) в соответствии с соглашением от 26 апреля 2016 г. был предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы в размере 870 000 руб. Глава КФХ Елеськина М.С. обязалась использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет, а также осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта, то есть до 26 апреля 2021 г. Однако, Елеськина М.С. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 4 августа 2020 г., чем нарушила взятые на себя обязательства. К тому же, в нарушение принятых на себя обязательств Елеськиной М.С. не достигнуты показатели результативности развития крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно: поголовье кур-несушек составляет 240 голов вместо 280 голов, производство яйца куриного 6,5 тыс. штук вместо 34 тыс. штук, производство мяса овец (в живом весе) вместо заявленных 0,66 тонн отсутствует. Во внесудебном порядке ответчик денежные средства не возвращает.

По данным основаниям истец просил суд взыскать с Елеськиной М.С. в пользу республиканского бюджета Республики Мордовия 870 000 руб.

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 30 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель Минсельхозпрода Республики Мордовия Удалкина В.М. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что Елеськина М.С. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ранее установленного срока, не проинформировав истца о намерении ликвидации. Отмечает, что заболевание новая коронавирусная инфекция COVID-19 ответчик перенесла в октябре 2021 года, в то время как деятельность КФХ прекратилась в августе 2020 года. Полагает, что производственная деятельность КФХ стала невозможной по независящим от здоровья ответчика обстоятельствам. Указывает, что ответчиком как Главой КФХ не достигнуты показатели результативности развития КФХ на 2016-2020 годы, чем нарушены взятые на себя обязательства при заключении соглашения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Елеськиной М.С. Лесникова Н.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда, заслушав представителя истца Минсельхозпрода Республики Мордовия Удалкину В.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, ответчика Елеськину М.С. и ее представителя Лесникову Н.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возраженя на нее, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзаца 4 пункта 8 и пункта 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

По смыслу приведенных норм права, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.

Из материалов дела следует, что 6 апреля 2015 г. Елеськина М.С. зарегистрировала КФХ с основными видами деятельности разведение сельскохозяйственной птицы и прочих животных.

13 апреля 2016 г. она подала в Минсельхозпрод Республики Мордовия заявление о намерении участия в конкурсе по отбору КФХ для получения гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство.

26 апреля 2016 г. Минсельхозпрод Республики Мордовия и Елеськина М.С. заключили соглашение о предоставлении гранта, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и достижение показателей результативности в целях реализации мероприятий в рамках Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. №404, Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия на 201-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной приказом Первого заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 24 декабря 2014 г. №319-П и в соответствии с Порядком предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единственной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утверждённым постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 марта 2012 г. № 83 (далее - Порядок).

По условиям данного соглашения Минсельхозпрод Республики Мордовия предоставил Елеськиной М.С. грант и единовременную помощь на бытовое обустройство в размере 870 000 руб., в том числе из бюджета Российской Федерации 750810 руб. и из республиканского бюджета 119 190 руб.

Пунктом 2.1.4 соглашения установлено, что Министерство в случае выявления нарушения условий, установленных Порядком при предоставлении гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство, и/или непредставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое использование гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство, и/или использования начинающим фермером средств гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство на цели, не предусмотренные приложением 1 к настоящему Соглашению, Министерство в течение 30 дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование начинающему фермеру о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы незаконно полученного гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство в полном объеме.

В случае невозврата гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство в республиканский бюджет Республики Мордовия по истечении 20 дней со дня получения начинающим фермером письменного требования, Министерство обращается в суд с целью их принудительного взыскания.

В пункте 2.2.7 соглашения установлены сроки, в которые начинающий фермер обязуется предоставлять отчетность, согласно которым срок предоставления годового отчета до 20 марта года, следующего за отчетным; отчета о выполнении значений показателей результативности до 10 января года, следующего за отчетным; отчет о деятельности до 10 числа месяца, следующего за полугодием.

В свою очередь по условиям соглашения ответчик приняла на себя обязательства соблюдать цели, порядок и условия предоставления гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство, установленные Порядком. В течение 20 дней со дня получения письменного требования, предусмотренного пунктом 2.1.4. настоящего соглашения, перечислить в республиканский бюджет Республики Мордовия сумму незаконно полученного гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство в полном объеме (пункты 2.2.1, 2.2.2).

Условиями пункта 3.4 соглашения стороны договорились, что в случае нарушения условий, установленных при предоставлении гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство, нецелевого использования гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающий фермер несет ответственность в виде возврата в полном объеме суммы гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство в соответствующие бюджеты.

В случае не представления в течение 18 месяцев со дня получения гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство, подтверждающих целевое использование согласно Порядку, начинающий фермер несет ответственность в виде возврата в полном объеме гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство в соответствующие бюджеты в порядке, установленном пунктом 2.2.2 настоящего соглашения (пункт 3.5 соглашения).

Стороной истца не оспаривается, что полученные в виде гранта денежные средства Елеськина М.С. использовала в полном объеме по целевому назначению, представив в установленный срок всю необходимую подтверждающую отчётность.

Так, согласно представленным отчетам Елеськиной М.С. в целях осуществления деятельности КФХ приобретались куры несушки, овцематки, построены помещение для содержания кур несушек и овец (сетка рабица, пиломатериал, шифер).

Не оспаривается стороной истца и то, что Елеськина М.С. фактически осуществляла деятельность в качестве Главы КФХ, представляя отчеты о результатах свой деятельности за 2016, 2017 и 2018 год.

Минсельхозпродом Республики Мордовия в адрес Елеськиной М.С. в период деятельности ее как Главы КФХ неоднократно выносились благодарности.

Согласно представленным выпискам из историй болезни в 2019 году у Елеськиной М.С. были впервые диагностированы заболевания <данные изъяты>, в связи с которыми она проходила стационарное и амбулаторное лечение.

Кроме того, согласно сведениям из медицинских организаций в 2019 - 2020 годы у Елеськиной М.С. были обострения заболеваний: <данные изъяты>.

В целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории р.п. Атяшево Атяшевского городского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в период с 30 апреля по 14 июля 2020 г. были введены ограничительные мероприятия во всех сферах деятельности, в том числе и в деятельности КФХ, также были ограничены въезд на территорию р.п. Атяшево, перемещение граждан по территории р.п. Атяшево.

4 августа 2020 г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены сведения о прекращение Елеськиной М.С. деятельности КФХ.

28 мая 2021 г. Минсельхозпродом Республики Мордовия Елеськиной М.С. направлено требование о возврате в двадцатидневный срок полученного гранта в полном объеме в связи несоблюдением условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утверждённых приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. №197, предусматривающих осуществление деятельности хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта; а также в связи с не достижением в 2018 году показателей результативности развития КФХ и не информированием Министерства о намерении ликвидации в пятидневный срок.

17 января 2022 г. в связи с невыполнением Елеськиной М.С. указанного требования истец обратился в суд с настоящим иском.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнений в их достоверности не вызывают.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что использование гранта ответчиком произведено на цели предусмотренные соглашением, деятельность КФХ осуществлялась более 4 лет с момента получения гранта, прекращение деятельности КФХ не связанно с не добросовестностью ответчика, исходя из установленных обстоятельств дела, вина ответчика в частичном неисполнении соглашения отсутствует.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.

Пунктом 25 указанного Порядка, действовавшего до 30 января 2017 г., предусматривалось, что требование получателю гранта о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы незаконно полученного гранта направляется Министерством в случае выявления нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, и/или непредставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое использование гранта, и/или использования получателем гранта средств гранта на цели, не предусмотренные Планом, в течение 30 дней со дня обнаружения факта нарушения.

Получатель гранта в течение 20 дней со дня получения письменного требования обязан перечислить в республиканский бюджет Республики Мордовия сумму незаконно полученного гранта.

В случае невозврата гранта в республиканский бюджет Республики Мордовия по истечении 20 дней со дня получения получателем гранта письменного требования Министерство обращается в суд с целью его принудительного взыскания.

Действующим в настоящее время Порядком предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам, утвержденным Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 января 2017 г. № 74, предусмотрено аналогичные условия возраста полученного гранта в полном объеме (пункт 26).

При том абзацем вторым пункта 26 данного Порядка установлено, что в случае недостижения получателем гранта показателей (ежегодно в течение 5 лет), необходимых для достижения результатов предоставления гранта, предусмотренных в соглашении, если фактически выполненные показатели ниже запланированных показателей, необходимых для достижения результата предоставления гранта, Министерство в течение 30 календарных дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю гранта о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученного гранта пропорционально невыполнению показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном Кодексе. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пунктах 8 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что в силу пунктов 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Так, согласно пункту 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с условиями соглашения денежные средства были предоставлены ответчику для реализации двух целей: на создание и развитие КФХ и на бытовое обустройство; полученные денежные средства ответчиком потрачены на создание и развитие КФХ в полном объеме, хозяйственная деятельность ответчиком велась более 4 лет и прекращена в связи с заболеваниями Елеськиной М.С., которые объективно препятствовали ей в продолжении осуществлении деятельности, от воли или действий ответчика не завесили.

Прекращению деятельности ответчика предшествовало введение ограничительных мероприятий в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции. При этом, после прекращения деятельности, Елеськина М.С. перенесла кроме имеющихся заболеваний также короновирусную инфекцию, проходила длительное стационарное лечение, имела осложнения, что также исключало возможность продолжения хозяйственной деятельности.

По результатам исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание наличие правовых оснований для применения положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что денежные средства, полученные в виде гранта использованы ответчиком по целевому назначению, все затраты, произведенные главой КФХ, свидетельствуют о направлении средств гранта на осуществление хозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, установив, что цели, изложенные в государственной программе частично достигнуты, при этом надлежащие доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования денежных средств в материалы дела не представлены, принимая во внимание, что субсидии в виде грантов предоставляются получателям на безвозмездной основе, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.

Кроме того, судом первой инстанции правомерно отмечено, что правовая природа договорного обязательства о гранте предполагает безвозмездную передачу грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании, при этом обязанность возврата гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. Вместе с тем при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, при этом достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта уменьшится.

При таких обстоятельствах, с учетом оценки соразмерности заявленных к взысканию сумм и возможных финансовых последствий для ответчика, достигшую возраста 61 лет и имеющую указанные выше заболевания, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возврата гранта.

В этой связи отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае имелись основания для возврата гранта в виду невыполнения истцом требования о необходимости осуществления деятельности не менее пяти лет, при осуществлении ее более 4 лет, поскольку прекращение такой деятельности произошло по обстоятельствам непреодолимой силы, связанными с возникновением у истца тяжелых неизлечимых заболеваний, препятствующих ей заниматься физическим тяжелым трудом.

По этим же основаниям судебной коллегий признаются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о не достижении ответчиком показателей результативности.

В суде апелляционной инстанции представитель Минсельхозпрода Республики Мордовия Удалкина В.М. пояснила, что само по себе не достижение показателей результативности не явилось бы основанием для обращения в суд, если бы ответчик не прекратила деятельность. Ранее на не достижение результативности не было обращено внимание, поскольку продолжая деятельность, Елеськина М.С. могла достигнуть заявленных показателей. Отчетность в установленные сроки не контролировалась по причине большой занятости сотрудников министерства.

Елеськина М.С. утверждает, что сотрудникам Минсельхозпрода Республики Мордовия было известно о ее состоянии здоровья, невозможности продолжения деятельности в качестве Главы КФХ.

В полной мере оценить результативность деятельности ответчика на момент прекращения деятельности КФХ судебная коллегия лишена возможности, поскольку ответчиком не была представлена, а Минсельхозпродом Республики Мордовия не была истребована отчетность о результатах деятельности КФХ за 2019, 2020 годы.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ответчик не уведомила истца о прекращении деятельности отклоняется, поскольку согласно приведенному нормативному регулированию данное обстоятельство само по себе основанием для истребования средств гранта не является.

Не влекут отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, заболевание новая коронавирусная инфекция COVID-19 ответчик перенесла в октябре 2021 года, поскольку прекращению деятельности истца в качестве главы КФХ предшествовали иные возникшие у Елеськиной М.С. заболевания, что подтверждается представленными медицинскими документами.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 30 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Удалкиной В.М. - без удовлетворения.

Председательствующий В.А. Пужаев

Судьи И.С. Леснова

Г.Ф. Смелкова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 сентября 2022 г.

Судья Г.Ф. Смелкова

1версия для печатиДело № 33-1755/2022 (Определение)