ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1464/20 от 08.04.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело

№ дела суда 1-й инстанции 2-1464/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 08 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Думушкиной В.М.,

судей Борс Х.З., Каминской Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетних ФИО3, ФИО4 к ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по кассационной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> на решение Гулькевичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи ФИО9, пояснения представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес>ФИО8, поддержавшей требования кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику с требованиями о признании в порядке приватизации права общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в размере по 1/4 доле за каждым на помещение, наименование: жилое помещение, назначение: жилое помещение, вид жилого помещения: квартира, площадь: общая 52,8 кв.м., этаж 5, кадастровый (условный) , расположенное по адресу: <адрес>-а, <адрес>; погашении в Едином государственном реестре прав записи от ДД.ММ.ГГГГ; указании в решении суда, что оно является основанием для внесения изменений в ЕГРН.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес>, где был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека. Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества в <адрес> и Республики Адыгея квартира по адресу: <адрес>-а, <адрес> закреплена на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, за ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес>. Актом приема-передачи федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира передана на праве оперативного управления ответчику. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> заключен договор социального найма жилого помещения , по которому ФИО1 была передана указанная квартира. Согласно п. 3 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО2 - супруга; ФИО3 - сын; ФИО4 - дочь. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истцы изъявили желание приватизировать квартиру. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в МТУ Росимущества в <адрес> и Республики Адыгея с заявлением, в котором просил передать ему в собственность в порядке приватизации спорную квартиру. ФИО1 было разъяснено право на обращение с этим заявлением в ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес>, поскольку только оно имеет право на принятие подобного решения. Квартира, в которой проживают истцы, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии, а также не является служебным жилым помещением. В связи с этим ограничений для приватизации квартиры, в которой проживают истцы, законом не установлено.

Решением Гулькевичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Гулькевичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права.

В обоснование кассационной жалобы ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> указано, что учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, а также приобретенным за счет средств федерального бюджета, без согласия собственника этого имущества.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В судебное заседание истцы не явились.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что ДД.ММ.ГГГГ между (ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес>, именуемым в дальнейшем «Наймодатель», и ФИО1, именуемым в дальнейшем «Наниматель» был заключен договор социального найма жилого помещения , согласно которому «Наймодатель» передает «Нанимателю» и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение: 2-х комнатную <адрес> общей площадью 52,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>-а, закрепленную на праве оперативного управления за «Нанимателем», для проживания в ней.

В соответствии с п. 3 договора совместно с «Нанимателем» в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО2 - супруга; ФИО3 - сын; ФИО4 - дочь.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение общей площадью 52,8 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, д. <адрес>-а, <адрес>, находится в оперативном управлении ФКУ «ИК » УФСИН по <адрес> на основании Акта приема-передачи федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжения «О закреплении на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, составляющего имущество казны Российской Федерации, за Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония » Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ Правообладателем значится Российская Федерация.

Истцы ранее не участвовали в приватизации и не реализовали право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, собственниками объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации не являются, что подтверждается справками отдела ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации квартиры, занимаемой по договору социального найма, расположенную по адресу: <адрес>-а, <адрес>.

Сообщением МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> истцу разъяснено, что согласно сведениям, содержащимся в Реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется на основании Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании учета федерального имущества», объект недвижимого имущества квартира, расположенная по адресу: <адрес>-а, <адрес> имеет реестровый номер № П13510009737, правообладателем которого является Учреждение. Вопросы приобретения гражданами жилых помещений в порядке приватизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Положениями ст. 6 указанного закона определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В связи с этим для принятия решения по существу указанного в обращении вопроса необходимо на основании ст. 6 Закона обратиться в адрес Учреждения, а Учреждению надлежит рассмотреть соответствующее заявление в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> с заявлением о передаче в долевую собственность занимаемого ими на основании договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>-а, <адрес>.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> указало истцам, что основания для заключения договора приватизации между ними и учреждением отсутствуют. Отказ мотивирован тем, что в соответствии со ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

УФСИН России по <адрес> истцам направлен письменный ответ по вопросу приватизации, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения для дальнейшей передачи вышеуказанного имущества в муниципальную собственность. Далее, руководствуясь ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», указанием ФСИН России, необходимо было собрать пакет документов для направления во ФСИН России в целях согласования дальнейшей передачи жилого помещения в муниципальную собственность, в который входит: согласие муниципального образования на прием имущества. ДД.ММ.ГГГГ от главы Гулькевичского городского поселения получен ответ о том, что администрация не возражает принять в муниципальную собственность жилое помещения, но не для передачи в дальнейшем ФИО1, а для передачи гражданам, которые уже состоят на очереди, принятых на учет в качестве нуждающихся в администрации города. ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> предоставило для согласования и направления во ФСИН России пакет документов для решения вопроса передачи жилого помещения. Согласно ст. 11 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества. Из этого следует, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> и УФСИН России по <адрес> не могут принимать решения о передаче имущества. ДД.ММ.ГГГГ пакет документов был направлен во ФСИН России для принятия решения и согласования передачи жилого помещения ФИО1 В соответствии с письмом ФСИН России основание для заключения договора приватизации между ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> и ФИО1 отсутствует, необходимо предоставить пакет документов для передачи жилого помещения в муниципальную собственность. В случае согласования ФСИН России передачи жилого помещения в муниципальную собственность, жилое помещение будет передано. Стороне истца необходимо будет обращаться в муниципалитет для дальнейшей приватизации жилого помещения.

Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам ст. 55, 59-61, 67, 195 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцы ранее правом приватизации не воспользовались, спорное жилое помещение предоставлено ФИО1 и членам его семьи на условиях социального найма, право на заключение которого ответчиком не оспаривалось, жилое помещение не относится к жилым помещениям, приватизация которых запрещена ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Апелляционная инстанция признала выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установила.

Судебная коллегия ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Нормами ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (абз. 2 ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Таким образом, по смыслу данных норм приватизации подлежат жилые помещения, предоставленные по договору социального найма, а также служебные жилые помещения с согласия собственника жилищного фонда.

Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению кассатором своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ст. 123, ч. 3 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были. Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.

В соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Нарушений правил оценки доказательств судебной коллегий по гражданским делам ФИО5 кассационного суда общей юрисдикции не установлено. Выводы судов, содержащиеся в оспариваемых судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд (абз. 1 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Соответствующие положения содержатся также в ст. 56, 67 и 148 названного Кодекса.

Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61 и 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно, и в противоречии с законом.

Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими.

Судами обеих инстанций установлены все обстоятельства дела, которые получили правовую оценку во взаимосвязи, в оспариваемых судебных актах отражены все юридически значимые обстоятельства, приведены мотивы, по которым суды пришли к тем или иным выводам и постановили обжалуемые решение и апелляционное определение.

Судебные акты отвечают требованиям ст. 195, 196 ГПК РФ.

Кассационная жалоба ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> не содержит оснований, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на допущение процессуальных нарушений или неверное применение норм материального права, являющиеся основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес>.

Руководствуясь ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гулькевичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий В.М. Думушкина

Судьи Х.З. Борс

Е.Е. Каминская

Постановление15.04.2021