Дело № 2-146/2017
Поступило в суд 23.01.2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
р.п. Мошково Новосибирская область «15» февраля 2017 года
Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего Шинко Ж.А.
При секретаре Фоль М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мошковского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности обеспечения доступности интернет-сайта для инвалидов по зрению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мошковского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности обеспечения доступности интернет-сайта для инвалидов по зрению, в котором указал следующее:
Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области разработан и ведется сайт для опубликования информации о деятельности муниципального образования, режим доступа: http://tashara-nso.ru. При этом не обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидов к информации в части предоставления возможности масштабирования (увеличения или уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для инвалидов по зрению) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, поскольку официальным сайтом Администрации версия для инвалидов по зрению не предусмотрена, гиперссылка на нее отсутствует.
Отсутствие на официальном сайте Администрации версии для инвалидов по зрению свидетельствует о несоблюдении муниципальным образованием Конституции Российской Федерации, нарушении им норм международного права, а также неисполнении требований федерального законодательства, в частности:
1. несоблюдении ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты;
2. нарушении пп. b п. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООП от 13.12.2006, вступившей в силу для России 25.10.2012 (далее по тексту - «Конвенция»), в соответствии с которым чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы;
3. неисполнении требований ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которой государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации;
4. неисполнении требования п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту - «Закон об обеспечении доступа к информации»), в соответствии с которым одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также неисполнении требований бланкетной нормы п. 6 ст. 10 «Закона об обеспечении доступа к информации», в соответствии с которой порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5. неисполнении требований Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.11.2015 № 483 (далее по тексту - «Порядок»). В соответствии с п. 2 Порядка органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов но зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 данного Порядка. Согласно п. 4 Порядка версия для инвалидов но зрению должна соответствовать следующим параметрам:
- нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;
- графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
- наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200% шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.
Несоблюдение и нарушение вышеназванных норм международного права и федерального законодательства о социальной защите инвалидов влечет нарушение права инвалидов на беспрепятственный доступ к информации о деятельности Администрации. При этом круг инвалидов, чье право на беспрепятственный доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления нарушено, не может быть конкретизирован, в связи с чем Администрацией нарушено право неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации.
Нарушение Администрацией права инвалидов по зрению на беспрепятственный доступ к информации в результате неразмещения на официальном сайте версии для инвалидов по зрению подтверждается материалами проверки, в том числе объяснениями главы муниципального образования Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области В.В. ФИО1 от 18.01.2017, в соответствии с которыми он показал, что сайтом муниципального образования версия для инвалидов по зрению не предусмотрена. Просит суд обязать администрацию Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области разместить на сайте http://tashara-nso.ru альтернативную текстовую версию этого сайта (версия для инвалидов по зрению) в соответствии с требованиями, установленными Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.11.2015 № 483, в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Милюков И.С. отказался от заявленных требований и просил прекратить производство по делу, в связи с добровольным исполнением требований администрацией Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области.
Представитель ответчика - администрации Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, прекратить производство по делу в связи с добровольным исполнением требований - администрацией на официальном сайте размещена альтернативная текстовая версия сайта.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, который должен быть принят судом.
Суд, принимая во внимание отказ истца от требований, считает, что это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст.220 ГПК РФ производство по делу прекращается при отказе истца от иска. Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, истцу разъяснены.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ прокурора Мошковского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц от искового заявления к администрации Ташаринского сельсовета Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности обеспечения доступности интернет-сайта для инвалидов по зрению и производство по делу № 2-146/2017 прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение пятнадцати дней через Мошковский районный суд Новосибирской области.
Судья Ж.А. Шинко