ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-11235/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 6 июля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Гусева Д.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1471/2019 по иску Никитиной Марии Никифоровны о признании незаконными решений государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты и об отказе в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой отечественной войны,
по кассационной жалобе Никитиной Марии Никифоровны на решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 15 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 6 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никитина Мария Никифоровна (далее по тексту - Никитина М.Н., истец) обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» (далее по тексту - ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района», ответчик) о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты и об отказе в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и обязании ответчика к выдаче указанного удостоверения и назначении данной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований указано, что она является членом семьи Н.И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ на фронтах Великой Отечественной войны.
Факт родственных отношений и нахождение ее на иждивении погибшего установлен решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 8 апреля 2019 г.
8 мая 2019 г. она в установленном порядке, с предоставлением необходимых документов обратилась в ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» с заявлением о предоставлении ей государственной услуги по выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника BOB и назначении ей ежемесячной денежной выплаты как члену семьи погибшего участника BOB.
Указанное удостоверение ей было необходимо для предъявления в Пенсионный фонд Российской Федерации для оформления пенсии по потере кормильца.
21 мая 2019 г. ее обращение о назначении ежемесячной выплаты было оставлено без удовлетворения с формулировкой «в связи с отсутствием права на получение ежемесячной денежной компенсации установленной частями 9,10 и 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
3 июня 2019 г. ее обращение о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника BOB было оставлено без удовлетворения с формулировкой «в связи с отсутствием у заявителя права на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника BOB».
С указанными решениями ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» не согласна, так как она является получателем пенсии по старости, в судебном порядке признана находящейся в родственных отношениях и на иждивении у погибшего бойца Красной Армии Н.И.Н.., в установленном порядке обратилась в уполномоченный орган социальной поддержки населения с приложением всех подтверждающих документов, однако в предоставлении заявленных услуг было отказано, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд.
Просила признать незаконным решение ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» от 3 июня 2019 г. об отказе в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника BOB и обязать ответчика выдать указанное удостоверение, а также признать незаконным решение ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» от 21 мая 2019 г. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты и обязать ответчика к ее назначению.
Решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 15 августа 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 6 апреля 2021 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Никитина М.Н. просит отменить решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 15 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 6 апреля 2021 г. как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
29 июня 2021 г. в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство директора ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» Б.И.Я. о прекращении производства по делу в связи со смертью Никитиной М.Н.
Согласно записи акта о смерти от 8 июня 2021 г. № №, составленной отделом ЗАГС Тогучинского района управления по делам ЗАГС Новосибирской области, Никитина М.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с абзацем второй статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями, если спорное правоотношение допускает правопреемство, суд обязан приостановить производство по делу до определения правопреемника.
Если же спорное правоотношение не допускает правопреемства, то после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, суд должен прекратить производство по делу (абзац седьмой статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года (вопрос № 2), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2013 года, разъяснено, что с учетом назначения суда второй инстанции поступление в суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы к производству сведений о смерти лица, подавшего апелляционную жалобу, в том числе и в случае, когда характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, не освобождает суд апелляционной инстанции от обязанности рассмотреть апелляционную жалобу и вынести апелляционное определение в пределах полномочий, установленных статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку иное не соответствовало бы общим целям и задачам гражданского судопроизводства, на достижение которых должна быть направлена каждая из составляющих его стадий.
Поскольку производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), руководствуясь разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 03 июля 2013 года (вопрос № 2), судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что кассационная жалоба Никитиной М.Н. подлежит рассмотрению по существу, оснований для приостановления производства по делу судебная коллегия не находит, поскольку характер спорного правоотношения не допускает правопреемства, кроме того с учетом указанных положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу, а также по кассационной жалобе, прекращению не подлежит.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района», своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района».
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» утверждены единый образец бланка такого удостоверения, описание бланка удостоверения и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
В соответствии с пунктом 1 названной инструкции удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее соответственно - член семьи погибшего (умершего), удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.
Статьей 28 Закона СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» было определено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего рабочего, служащего или пенсионера, состоявшие на его иждивении. При этом, нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 16 лет (учащиеся - 18 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 16 лет (учащиеся - 18 лет); при этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
б) отец, мать, жена, муж, если они достигли престарелого возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;
в) один из родителей или супруг, независимо от возраста и трудоспособности, если он занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает;
г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Дети и нетрудоспособные родители умершего, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию по случаю его смерти, если впоследствии они утратили источник средств к существованию.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (пункт 1 части 2).
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, утвержденного приказом Министерства социального развития Новосибирской области от 14 ноября 2013 г. № 1361 для получения государственной услуги должен быть представлен следующий перечень документов:
1) заявление о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению № 2 к Административному регламенту;
2) копия документа, удостоверяющего личность;
3) копия документа о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим) инвалидом войны, участником Великой Отечественной войны или ветераном боевых действий;
4) копия свидетельства о смерти инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий;
5) копия документа, подтверждающего родственное отношение к погибшему (умершему) инвалиду войны, участнику Великой Отечественной войны или ветерану боевых действий (свидетельство о рождении или свидетельство о браке, либо судебное решение)
6) фотография размером 3х4 см.
Кроме того, дополнительно представляются:
- членами семей (за исключением родителей и супругов) погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий в случае, если они не получают пенсию по случаю потери кормильца, но имеют право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, - справка о праве на пенсию по случаю потери кормильца.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что для получения удостоверения необходимо наличие следующих обязательных условий: нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, нахождения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны на иждивении погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны и получения членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 8 апреля 2019 Г. установлен факт того, что Никитина М.Н. приходится родной сестрой и являлась членом семьи НИ.Н.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Архивной справке федерального казенного учреждения «Центральный архив Минобороны Российской Федерации» от 11 мая 2008 г. № №, Н.И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения погиб ДД.ММ.ГГГГ
Истец обращалась в ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» с заявлением о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника Bеликой Отечественной войны.
21 мая 2019 г. уведомлением директора ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» истцу Никитиной М.Н. отказано в предоставлении государственной услуги: ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации ввиду отсутствия у заявителя права на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством.
3 июня 2019 г. решением ГКУ Новосибирской области «Центр социальной поддержки населения Тогучинского района» истцу Никитиной М.Н. отказано в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги» по выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войн и ветерана боевых действий от 14 ноября 2013 г. № 1361 ввиду отсутствия у заявителя права на получение удостоверения члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны, в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Никитина М.Н. является получателем пенсии по старости, обращение за пенсией по случаю потери кормильца не зарегистрировано, что следует из ответа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мошковском районе Новосибирской области от 17 мая 2019 г. № №.
Суд первой инстанции учел, что Никитина М.Н. не представила справку о праве на пенсию по случаю потери кормильца, а также то, что истцом не заявлено каких-либо требований к пенсионному органу.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, пришел к обоснованному выводу, что при отсутствии справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований о выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.
При этом в рамках указанного пункта 12 Административного регламента получение информации (сведений) центром социальной поддержки населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия не предусмотрено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, тогда как доводы жалобы Никитиной М.Н. не содержат указаний на какие-либо новые обстоятельства, не учтенные и не проверенные судами первой и апелляционной инстанций, и не свидетельствуют о несоответствии выводов судов обстоятельствам дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
В связи с тем, что представленным доказательствам дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом апелляционной инстанции обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения, постановленных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 15 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 6 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Никитиной Марии Никифоровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи