ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1524/20 от 17.11.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-24754/2021

№ 2-1524/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 17 ноября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Изоткиной И.В.,

судей Черновой Н.В., Потеминой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и понуждении включить в реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны для обеспечения жильем,

по кассационной жалобе ФИО1

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 1 июня 2021 г.,

заслушав доклад судьи Черновой Н.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет и понуждении включить в реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны для обеспечения жильем.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. 23 июня 2020 г. истец обратилась в администрацию Брянского района с заявлением на получении субсидии для улучшения жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». 7 июля 2020 г. ей было отказано в постановке на такой учет в связи с тем, что супруг истца -ФИО2 не соответствует требованиям, предъявляемым ст. 15 ФЗ «О ветеранах» к данным лицам.

Истец просила суд признать незаконным и отменить решение администрации Брянского района Брянской области об отказе в постановке на учет, обязать администрацию Брянского района Брянской области включить ее в список граждан на получение субсидии за счет средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий, направить в департамент строительства Брянской области копии документов истца для выделения данной субсидии в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Решением Брянского районного суда Брянской области от 30 ноября 2020 г. исковые требования удовлетворены частично.

Признано незаконным и отменено решение администрации Брянского района от 2 июля 2020 года №5-1154А об отказе во включении ФИО1 в список граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На администрацию Брянского района Брянской области возложена обязанность включить ФИО1 в список граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение субсидий за счет средств федерального бюджета, с момента подачи ею заявления о постановке на учет.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 1 июня 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение как вынесенное с нарушением норм права.

При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения проходил действительную военную службу в период Великой Отечественной войны с июня 1941 г. по май 1945 г. в воинских частях, не входящих в состав действующей Армии.

Согласно справке военного комиссариата Брянской области от 20 мая 2020 г. № 269, ФИО2 проходил службу в рядах Советской Армии в период с июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., в том числе в составе действующей Армии в период с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г. (период войны с Японией).

ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1 является его вдовой и имеет удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Постановлением Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области № 10 от 1 июня 2020 г. ФИО1 член семьи погибшего (умершего) Великой Отечественной войны признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решением Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области (письмо № 5-1154А от 2 июля 2020 г.) отказано во включении ФИО1 в реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области и имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714, поскольку период ведения боевых действий с Японией с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г. не входит в годы ведения Великой Отечественной войны.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО2, как участник действующей Армии в период войны с Японией, приравнивается к участникам Великой Отечественной войны по подпункту «а» подпункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» и, соответственно, имел право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, а его супруга ФИО1, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право в настоящее время на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствуясь подпунктами «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2, пунктом 2 статьи 2, статьями 21, 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктами 1, 3, 4, 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. № 614, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», исходил из того, то что перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации. Данный Перечень является приложением к Федеральному закону «О ветеранах». Из указанного Перечня следует, что Великая Отечественная война выделена в отдельную категорию, период ее ведения с 22 июня 1941 г. по 9 (11) мая 1945 г. Война 1 с Японией поименована отдельным боевым действием с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г. (период ведения 27 дней). В связи с тем, что Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 предусматривает обеспечение жильем конкретных категорий граждан непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а война с Японией не является частью Великой Отечественной войны, и определена законодателем и исторически как самостоятельное событие, пришел к выводу о том, что истец не имеет право на обеспечение жильем в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714, поскольку названная в нем мера социальной поддержки распространяется на лиц, поименованных в данном нормативном акте, перечень которых не подлежит расширительному толкованию. В этой связи реализовать право на соответствующую меру социальной поддержки могут только члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. К данной категории истец не относится.

Данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства, подробно мотивированы со ссылкой на доказательства, оцененные по правилам статьи 67 ГПК РФ, и сомнений в законности не вызывают.

Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»)).

При этом согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.

Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 427 «О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предписано руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона «О ветеранах».

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах»).

Согласно статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки относятся обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О Ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 г. № 614).

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 г. № 614).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах". При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, принимавшие участие в боевых действиях в Японии, не включены.

В статьях 2, 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах» определен круг лиц, которые относятся к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий.

В приложении к Федеральному закону «О ветеранах» приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в раздел 1 которого входят боевые действия в Японии: с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г.

Разделами 1 и II указанного приложения определено, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

Проанализировав выше приведенные нормативные правовые акты, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях в Японии с 9 августа 1945 г. по 3 сентября 1945 г., в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименованы, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта.

Оценивая доводы кассационной жалобы, судебная коллегия также считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу.

Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит.

Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 1 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи