Дело № 2-1535/17 Председательствующий – судья Стольникова А.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-4024/17
гор. Брянск 10 октября 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Маклашова В.И.
судей областного суда Алейниковой С.А., Горбачевской Ю.В.
при секретаре Польшаковой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика военного комиссариата Брянской области ФИО1 на решение Советского районного суда гор. Брянска от 22 июня 2017г. по иску ФИО4 к Военному комиссариату Брянской области, Департаменту социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации о включении периодов службы в стаж, необходимый для выплаты пенсии за выслугу лет и понуждении произвести перерасчет размера пенсии.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения представителей военного комиссариата Брянской области ФИО2, ФИО3, возражения ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в 1976г. он по окончании Одесского Высшего Артиллерийского Командного училища (ВАКУ) им. М.В. Фрунзе был направлен для дальнейшего прохождения службы в Вооруженных Силах СССР на территорию Молдавской ССР. 28.11.1997г. Объединённым Рыбницким Военным комиссариатом Приднестровской Молдавской Республики истцу была назначена пенсия по выслуге лет в звании подполковник, выслуга составила 25 лет. Дальнейшую службу до фактического увольнения - 22.03.2012г. истец проходил на контрактной основе. На дату увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 33 года 3 мес. 10 дн.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 13.05.2016г. на ответчика возложена обязанность произвести расчет пенсии по аналогии как военнослужащему вооруженных сил СССР с учетом звания и занимаемой на дату увольнения должности, по состоянию на 21.02.1995г. составившей 22 года. 06 мес. 20 дней.
22.11.2016г. истец обратился в военный комиссариат Брянской области с заявлением о включении в выслугу лет периода его службы в Вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республики с 21.02.1995 г. по 22.03.2012г. Сообщением от 20.12.2016г. №АН-49791 ответчик отказал в указанном заявлении, ссылаясь на то, что период прохождения истцом военной службы в вооруженных формированиях непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не входит в стаж для начисления военной пенсии в Республике Молдова и Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просил суд обязать военный комиссариат Брянской области включить в военный стаж (календарную выслугу лет) подполковнику ФИО4 периоды военной службы в Объединенном Рыбницком военном комиссариате Приднестровской Молдавской Республики с 22.02.1995г. по 28.10.1997г. - 02 года 08 мес. 07 дн., с 29.10.1997г. по 06.11.2000г. - 03 года 00 мес. 08 дн., с 29.06.2001г. по 28.06.2006г. - 04 года 11 мес. 29дн., с 15.04.2010г. по 22.03.2012г. - 01 год 11 мес. 08 дн. Итого: 12 лет 07 мес. 22 дн.; обязать Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации произвести расчет размера пенсии подполковнику ФИО4 с учетом общей выслуги лет в календарном исчислении - 35 лет 2 мес. 12 дн.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 22 июня 2017г. исковые требования ФИО4 удовлетворены частично.
Суд обязал военный комиссариат Брянской области включить период службы ФИО4 в Рыбницком объединенном городском военном комиссариате ПМР, находящемся на территории Республики Молдова, с 22 февраля 1995г. по 28 октября 1997г. (2 года 8 месяцев 7 дней) в стаж, необходимый для выплаты пенсии за выслугу лет.
Обязал военный комиссариат Брянской области произвести перерасчет размера пенсии ФИО4 с учетом службы в Рыбницком объединенном городском военном комиссариате ПМР, находящемся на территории Республики Молдова, в период с 22 февраля 1995г. по 28 октября 1997г. (2 года 8 месяцев 7 дней).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Брянской области К.Н.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным, вынесенным с нарушениям норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что период прохождения военной службы в вооруженных формированиях непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не входит в стаж для начисления военной пенсии в Республике Молдова и Российской Федерации. Кроме того, военный комиссариат не имеет право устанавливать оклады по воинским должностям и воинским званиям, составлять расчеты выслуги лет на пенсию, поскольку обязанность по составлению расчетов выслуги лет возложена на Департамент социальных гарантий Минобороны России.
На доводы жалобы принесены возражения ФИО4, который просит оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители военного комиссариата Брянской области ФИО2, ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержали.
Истец ФИО4 просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО4 является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей».
22.11.2016г. истец обратился в Военный комиссариат Брянской области с заявлением, в котором просил произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом периода прохождения службы в Вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республики с 21.02.1995г. по 22.03.2012г.
Письмом от 20.12.2016г. №АН-49791 военный комиссариат Брянской области отказал истцу в перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом прохождения им службы в Вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республики, ссылаясь на то, что поскольку Приднестровская Молдавская Республика в соответствии с Соглашением от 13.03.1992г. не является государством-участником стран СНГ, период прохождения военной службы в вооруженных формированиях непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не входит в стаж для начисления военной пенсии в Республике Молдова и Российской Федерации.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные ФИО4 требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей», Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, заключенным в г.Минске 14.02.1992г., Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников СНГ, заключенным в г. Ташкенте 15.05.1992г., Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей (заключенного в г.Москве 10.02.1995г., ратифицировано Федеральным законом от 27.05.1996г. №58-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей») и пришел к выводу о том, что в выслугу лет ФИО4 подлежит включению период его военной службы в Рыбницком Объединенном городском военном комиссариате ПМР, находящемся на территории Республики Молдова, с 22 февраля 1995г. по 28 октября 1997г. включительно (2 года 8 месяцев 7 дней), в связи с чем, возложил на военный комиссариат Брянской области обязанность произвести перерасчет размера пенсии ФИО4 с учетом указанного периода.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно п.4 ст.15 Конституции Российской Федерацией общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
21 декабря 1991г. Постановлением Верховного Совета РСФСР N 2014-1 ратифицировано Соглашение между Республикой Беларусь, РСФСР и Украиной о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, указанное Соглашение 08 августа 1994г. также ратифицировано Республикой Молдова.
13 марта 1992г. было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). По условиям Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения. При этом, как установлено ст. 7 Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Применительно к переселенцам из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г. государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.
Основываясь на ранее имевших место договоренностях о социальных, правовых гарантиях военнослужащих, в целях дальнейшего сотрудничества в области социального обеспечения этих лиц и их семей, 15 мая 1992г. государства – участники Содружества Независимых Государств подписали Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Ташкенте 15.05.1992г.)
В силу ст.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей (заключенного в г.Москве 10.02.1995г., ратифицировано Федеральным законом от 27.05.1996г. № 58-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей») пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации или Республики Молдова уволенных с военной службы офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил бывшего Союза ССР, лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках бывшего Союза ССР, Российской Федерации и Республики Молдова, а также потерявших кормильца членов семьей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством соответственно Российской Федерации и Республики Молдова, на территории которых проживают указанные военнослужащие и члены их семей. При этом пенсии им назначаются и выплачиваются соответствующими уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Молдова по месту их постоянного жительства.
Статья 2 Соглашения предусматривает, что в выслугу лет для назначении пенсий уволенным с военной службы военнослужащим засчитывается их служба (в том числе и на льготных условиях) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государства - участника настоящего Соглашения, на территории которого проходили службу военнослужащие, а до принятия Российской Федерацией и Республикой Молдова соответствующих нормативных актов по данному вопросу - в порядке, установленном законодательными актами бывшего Союза ССР. Денежное довольствие, из которого подлежат исчислению пенсии военнослужащим и членам их семей, указанным в статье 1 настоящего Соглашения, определяется в порядке, установленном законодательством государства - участника настоящего Соглашения, на территории которого они проживают.
Таким образом, в соответствии с подписанным между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова Соглашением о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей от 10.02.1995г., во взаимосвязи со ст. 3 Закона Республики Молдова от 22.05.2005г. N 162-XV1 «О статусе военнослужащих», пунктом 2 Постановления Правительства Республики Молдова от 17 августа 2006г. N 941 «Об утверждении Положения о порядке исполнения военной службы в Вооруженных силах», Законом о статусе военнослужащих N 162-XVI от 22 июля 2005г., Законом о подготовке граждан к защите Родины N 1245-XV от 18 июля 2002г., иными нормативными актами в области национальной обороны, а также с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова – лица, уволенные непосредственно из вооруженных сил Республики Молдова, имеют право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Из материалов дела усматривается, что ФИО4 проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 1972г.
На основании приказа военного комиссара г. Рыбница № 27 от 22 февраля 1995г., в связи с переходом военных комиссаров под юрисдикцию Приднестровской Молдавской Республики, ФИО4 был определен в добровольном порядке на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Приднестровской Молдавской Республики. 22 февраля 1995г. принял военную присягу Приднестровской Молдавской Республики. Уволен со службы приказом Министра обороны Приднестровской Молдавской Республики N 029 от 15 марта 2012г. и с 22 марта 2012г. исключен из списков личного состава Рыбницкого ОГВК.
При назначении пенсии военный комиссариат Брянской области исходил из периода военной службы истца с августа 1972г. по сентябрь 1991г. (19 лет 2 месяца).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Брянского областного суда от 13.05.2016г. на военный комиссариат Брянской области возложена обязанность произвести ФИО4 перерасчет пенсии по выслуге лет, исходя из суммы денежного довольствия, установленного законодательством Российской Федерации для соответствующей категории военнослужащих России при аналогичном служебном положении ФИО4 с учетом его выслуги лет - 22 года 06 месяцев 20 дней на дату 21.02.1995г., воинского звания - подполковник, занимаемой должности – <данные изъяты>, находящегося на территории Республика Молдова.
При этом судебной коллегией установлено, что период военной службы ФИО4 с октября 1991г. по 20 февраля 1995г. подлежит включению в выслугу лет, как лицу, проходившему военную службу на территории Республики Молдова, которая является участником Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Ташкенте 15.05.1992г.)
Согласно ст. ст. 3, 5 Парламентского закона Республики Молдова от 22 июля 2005г. N 173 «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» в составе Республики Молдова учреждается автономно-территориальное образование с особым правовым статусом - Приднестровье. Приднестровье является неотъемлемой составной частью Республики Молдова. Суды, органы Прокуратуры, Управление Службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и единой системы правоохранительных органов Республики Молдова.
Из этого следует, что Министерство обороны непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не является составной частью единой системы Министерства обороны Республики Молдова.
То есть, после перехода военных комиссариатов под юрисдикцию Приднестровской Молдавской Республики, период прохождения военной службы в вооруженных формированиях непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не может быть включен для начисления военной пенсии в Республике Молдова и Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также отсутствие каких-либо отдельных соглашений по пенсионному обеспечению лиц, проходивших военную службу в составе воинских формирований Приднестровской Молдавской Республики, оснований для зачета ФИО4 периода его службы в Рыбницком Объединенном городском военном комиссариате ПМР с 22 февраля 1995г. по 22 марта 2012г. не имеется.
При таких обстоятельствах у суда не имелось законных оснований для возложения на военный комиссариат Брянской области обязанности включить период службы ФИО4 с 22 февраля 1995г. по 28 октября 1997г. в Рыбницком объединенном городском военном комиссариате ПМР в стаж, необходимый для выплаты пенсии за выслугу лет и обязанности произвести перерасчет размера пенсии ФИО4 с учетом указанного периода, в связи с чем, на основании п. 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
Поскольку в удовлетворении требований ФИО4 в части включения в выслугу лет периода службы с 29.10.1997г. по 22.03.2012г. отказано, в указанной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 22 июня 2017г. в части удовлетворения требований ФИО4 о возложении на военный комиссариат Брянской области обязанности включить период службы ФИО4 в Рыбницком объединенном городском военном комиссариате ПМР, находящемся на территории Республики Молдова, с 22 февраля 1995г. по 28 октября 1997г. (2 года 8 месяцев 7 дней) в стаж, необходимый для выплаты пенсии за выслугу лет и об обязанности произвести перерасчет размера пенсии ФИО4 с учетом указанного периода отменить и принять в указанной части новое.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Военному комиссариату Брянской области отказать в полном объеме.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий В.И. Маклашов
Судьи областного суда С.А. Алейникова
Ю.В. Горбачевская