УИД 72RS0026-01-2020-000306-44
Дело № 88-238/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 11 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-157/2020 по иску Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области к ФИО1 о взыскании части средств предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
по кассационной жалобе Департамента Агропромышленного комплекса Тюменской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., объяснения представителя Департамента Агропромышленного комплекса Тюменской области ФИО2, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Администрация Ярковского муниципального района Тюменской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании части средств предоставленной социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в размере 529 558 руб. 36 коп.
Требования были мотивированы тем, что 27 июня 2014 года ФИО1 обратилась в администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области с заявлением о включении её и членов её семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Распоряжением администрации Ярковского муниципального района от 08 июля 2014 года №1063 семья ФИО1 в составе 3 человек признана нуждающейся в жилом помещении. 08 июля 2014 года семья ФИО1 включена в список молодых семей (молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на 2015 год. 19 июня 2015 года между администрацией Ярковского муниципального района, муниципальным автономным учреждением «Молодежный центр Ярковского муниципального района» и ФИО1 заключён договор №302-205 об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. На основании заявления от 17 июня 2015 года ФИО1 19 июня 2015 года выдано свидетельство №0461 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на состав семьи из 3 человек в размере 1 324 738 руб. 80 коп. Расчётная стоимость строительства жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составила 1 892 484 руб., при этом 387 959 руб. 22 коп. выделены из средств федерального бюджета, 936 779 руб. 58 коп. – из средств областного бюджета, оставшаяся часть средств - 567 745 руб. 20 коп. должна быть привлечена получателем за счёт собственных или заемных средств. Согласно представленной ФИО1 смете на строительство жилого дома по адресу: <данные изъяты> стоимость работ составляет 3 338 496 руб., общая площадь дома 90 кв.м. Актом обследования строящегося индивидуального жилого дома от 10 июня 2016 года установлено, что остаток сметной стоимости строительства составляет 2 270 691 руб. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31 августа 2018 года право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> зарегистрировано 31 августа 2018 года, общая площадь построенного дома составила 158,7 кв.м. Согласно смете на строительство жилого дома, представленной ФИО1, общая стоимость строительства составляет 3 338 496 руб., с учетом общей площади построенного жилого дома, стоимость 1 кв.м. составляет 21 036 руб. 52 коп., что меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определённой уполномоченным исполнительным органом государственной власти в размере 35 046 руб. Исходя из этого, размер социальной выплаты пересчитан Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области до суммы 795 180 руб. 44 коп. Таким образом, ФИО1 излишне перечислена социальная выплата в сумме 529 558 руб. 36 коп. 01 марта 2019 года ФИО1 направлено уведомление о возврате части социальной выплаты в местный бюджет с указанием платёжных реквизитов. До настоящего времени ответ на претензию не получен, часть социальной выплаты в размере 529 558 руб. 36 коп. в бюджет Ярковского муниципального района ФИО1 не возвращена.
Решением Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года, исковые требования администрации Яровского муниципального района Тюменской области удовлетворены. С ФИО1 в пользу администрации Ярковского муниципального района Тюменской области взыскана часть средств предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529 558 руб. 36 коп.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 августа 2021 года решение Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым администрации Ярковского муниципального района Тюменской области в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании части средств предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отказано. Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года отменено, в части взыскания с ФИО1 в бюджет Ярковского муниципального района государственной пошлины в размере 8 495 руб. 58 коп.
В кассационной жалобе Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 августа 2021 года, как незаконного, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований либо с направлением дела на новое рассмотрение.
В доводах кассационной жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что Т-вы сверх полученной суммы из федерального и областного бюджетов в размере 1 324 738 руб. 80 коп. привлекали еще заемные денежные средства для строительства дома большей площади. Судом установлен размер заемных денежных средств в сумме 754 026 руб. Однако судом апелляционной инстанции не учтено, что при составлении акта обследования строящегося жилого дома от 10 июня 2016 года, которым подтверждалась 30% готовность строящегося жилого дома площадью 90 кв.м этажностью 1 (один этаж), уже были учтены затраты ФИО1 на строительство фундамента и стен общей стоимостью 1 067 805 руб. В материалах дела какие-либо первичные документы, подтверждающие фактические затраты ФИО1 на строительство жилого дома сверх установленной площади отсутствуют. Кроме того, суд апелляционной инстанции не установил на какие затраты и виды работ направлены указанные денежные средства, и без исследования доказательств и обстоятельств дела указал, что денежные средства в размере 754 026 руб. направлены ФИО1 на строительство части жилья, превышающей установленный размер. Таким образом, выводы Тюменского областного суда о направлении ФИО1 денежных средств на строительство сверх установленного пунктом 1.10 Положения № 106-п размера общей площади жилого помещения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Также выражает несогласие с тем, что суд апелляционной инстанции в качестве определения фактической стоимости 1 кв. метра общей площади фактически построенного жилья применил отчет от 05 августа 2020 года о рыночной стоимости дома № <данные изъяты>, согласно которому рыночная стоимость дома по состоянию на 05 августа 2020 года составила 5 630 783 руб. Между тем, указанный отчет определяет рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на определенную дату, а не фактическую стоимость построенного жилья. Кроме того, указанный отчет об оценке составлен в рыночных ценах по состоянию на 2020 год, тогда как право собственности на построенный жилой дом ФИО1 зарегистрировано 31 августа 2018 года. Таким образом, полагает, суд ошибочно определил фактическую стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по отчету о рыночной оценке объекта недвижимости, что противоречит требованиям Положения №106-п. Отчет о рыночной стоимости в 2020 году жилого дома, построенного в 2018 году, не может применяться для определения фактической стоимости построенного жилья, поскольку в Типовом положении №598, Положении №106-п отсутствуют нормы, позволяющие определять фактическую стоимость построенного (приобретенного) жилья) по отчету о рыночной оценке. Кроме этого, приказ Департамента Агропромышленного комплекса Тюменской области от 02 октября 2018 года № 1053 «О пересчете размера социальной выплаты» издан в порядке и в соответствии с требованиями, установленными Положением №106-п. Указанный приказ Департамента Агропромышленного комплекса соответствует требованиям Типового положения № 598, Положения № 106-п, является действующим, не оспорен и не признан незаконным. Таким образом, считает, что оспариваемое апелляционное определение противоречит требованиям Типового положения № 598, Положения № 106-п и нарушает нормы материального права.
Представитель администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, ФИО1 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, заслушав доводы представителя заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, поскольку при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции повторно допущены грубые нарушения норм материального и процессуального права и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27 июня 2014 года ФИО1 обратилась в администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области с заявлением о включении её с составом семьи из 3-х человек (ФИО3 – супруг, ФИО4 – дочь) в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист» путём строительства жилого дома в Ярковском муниципальном районе Тюменской области.
Распоряжением администрации Ярковского муниципального района от 08 июля 2014 года №1063 семья ФИО1 в составе 3-х человек признана нуждающейся в жилом помещении.
На основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 03 июня 2015 года N 440-п ФИО1 с семьёй в составе 3-х человек включена в основной список молодых семей (молодых специалистов) – получателей социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» на 2015 год.
19 июня 2016 года между администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области (администрация), ФИО1 (получатель) и Муниципальным автономным учреждением «Молодежный центр Ярковского муниципального района (работодатель) заключён договор №302-2015 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, предметом которого согласно пункту 1.1 является реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов) в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598, путём предоставления социальных выплат за счёт средств федерального, областного и местного бюджетов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года №106-п «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Пунктом 1.2 Договора установлено, что социальная выплата получателю предоставляется администрацией на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчётная стоимость строительства (приобретения) жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 1 892 484 руб. Доля средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета, составляет 387 959 руб. 22 коп. Доля средств, выделяемых за счёт средств областного бюджета, составляет 936 779 руб. 58 коп. Оставшаяся доля средств расчётной стоимости строительства (приобретения) жилья в размере 567 745 руб. 20 коп. должна быть привлечена получателем за счёт собственных или заемных средств, при этом доля собственных (в том числе заемных), средств должна составлять не менее 30 процентов расчётной стоимости строительства (приобретения) жилья.
В разделе 2 Договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора. Так, получатель социальной выплаты обязуется: использовать социальную выплату на строительство жилого помещения в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года №106-п, при этом построенное жилое помещение должно быть: а) пригодным для проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учётной норме площади жилого помещения в расчёте на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления. Общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 45 кв.м. Размер общей площади жилого помещения, используемой для расчёта размера социальной выплаты на семью из 2-х человек – 54 кв.м. (пункт 2.1.1); оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух лет шести месяцев со дня выдачи свидетельства. В случае использования для софинансирования строительства жилья ипотечного жилищного кредита (займа) допускается оформление построенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов (пункт 2.1.2); по окончанию строительства обратиться в администрацию за установлением соответствия построенного жилого помещения требованиям, указанным в пункте 2.1.1 настоящего договора (пункт 2.1.7).
В свою очередь, администрация Ярковского муниципального района Тюменской области обязалась оформить и выдать получателю свидетельство (пункт 2.3.2); предоставить получателю социальную выплату в размере, указанном в разделе 1 настоящего соглашения, в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года №106-п (пункт 2.3.3).
19 июня 2015 года ФИО1 выдано свидетельство №0461 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 324 738 руб. 80 коп. на строительство жилого дома в Ярковском муниципальном районе Тюменской области, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 387 959 руб. 22 коп., за счёт средств областного бюджета – 936 779 руб. 58 коп. Платёжными поручениями №127922 от 29 апреля 2016 года, №6611 от 29 апреля 2016 года денежные средства в сумме 380 749 руб. 89 коп. и 836 258 руб. 90 коп. соответственно перечислены на счёт ФИО1
Как следует из акта обследования строящегося индивидуального жилого дома, подтверждающего готовность строящегося жилого дома, составленного и утверждённого 10 июня 2016 года первым заместителем главы администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, должностные лица, уполномоченные распоряжением администрации Ярковского муниципального района от 31 октября 2014 года №1785 (в редакции от 11 декабря 2016 года), в присутствии ФИО1 произвели осмотр строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <данные изъяты>. Обследованием на месте установлено, что площадь строящего дома составляет 90 кв.м., этажность – 1 этаж. Фундамент 100%, стоимость 628 545 руб., наружные стены 100%, стоимость 439 260 руб. Сметная стоимость строительства жилого дома согласно смете от 06 июня 2016 года составляет 3 338 496 руб.
Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, зарегистрировано 31 августа 2018 года. Общая площадь дома – 158,7 кв.м. Правообладателями в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости по ? доли каждый являются ФИО1, <данные изъяты>
На основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 05 октября 2018 года осуществлён пересчёт социальной выплаты молодой семье ФИО1 – получателю социальной выплаты в 2015 году. Размер социальной выплаты, с учётом размера общей площади построенного жилого помещения на семью - 158,7 кв.м., стоимости 1 кв. метра общей площади - 21 036 руб. 52 коп., определенной исходя из сметной стоимости строительства жилого дома от 06 июня 2016 года ы размере 3 338 496 руб., составил 795 180 руб. 44 коп.
01 марта 2019 года Администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области в адрес ФИО1 направлена претензия о возврате части средств предоставленной социальной выплаты в размере 529 558 руб. 36 коп., в связи с перерасчётом социальной выплаты исходя из фактической площади жилья.
В связи с неудовлетворением предъявленных требований в добровольном порядке администрация Ярковского муниципального района Тюменской области обратилась в суд.
Первоначально разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что социальная выплата на строительство жилья в сельской местности в размере 1 324 738 руб. 80 коп. предоставлена ФИО1 исходя из площади строящегося индивидуального дома 90 кв.м., вместе с тем общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> составила 158,7 кв.м. Поскольку фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определённой уполномоченным исполнительным органом государственной власти, размер социальной выплаты, предоставленной ФИО1, пересчитан верно исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья и общей площади построенного жилого дома. При принятии заявления ФИО1 разъяснена обязанность возврата денежных средств в случае изменения площади построенного жилья. При обращении за получением социальной выплаты по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», ответчиком согласовывалась площадь жилого дома 90 кв.м. ФИО1 представлена смета на строительство жилого дома, которая содержит её подпись, при этом указана в смете площадь дома - 90 кв.м., и стоимость - 3 338 496 руб. 00 коп.
Повторно рассматривая дело, отменяя решение суда первой инстанции, отказывая администрации Ярковского муниципального района Тюменской области в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что перерасчет размера социальной выплаты и взыскание денежных средств, предоставленных в качестве социальной выплаты, возможны в случае если фактическая стоимость 1 квадратного метра общей площади построенного жилья меньше стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти.
Судом апелляционной инстанции указано, что для получения социальной выплаты ФИО1 администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области предоставлено разрешение на строительство жилого дома общей площадью 160 кв.м. Договором от 19 июня 2015 года об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты заключенным между Администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области и ФИО1 площадь жилого дома не указана, ограничения по площади строящегося жилого дома отсутствуют. Семья ФИО1 сверх полученной суммы из федерального и областного бюджетов субсидии в размере 1 324 738,80 рублей использовала личные и привлекала заемные денежные средства для строительства дома большей площади. Установив на основании отчета оценщика №0724 от 05 августа 2020 года, что рыночная стоимость построенного семьей Т-вых жилого дома составляет 5 630 783 рублей, суд пришел к выводу о том, что стоимость 1 квадратного метра составляет 35 480 рублей 67 копеек исходя из расчета 5 630 783 рублей : 158,70 квадратных метров, что больше стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти в размере 35 046 рублей. Указанное явилось основанием для отмены судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции и для отказа администрации Ярковского муниципального района Тюменской области в удовлетворении исковых требований.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций повторно допущено неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являющееся приложением N 1 к постановлению (далее Положение).
В силу пункта 1.8 Положения социальные выплаты молодым семьям и молодым специалистам предоставляются на условиях софинансирования средств федерального, областного и (или) местного бюджетов и молодых семей и молодых специалистов. Доля собственных и (или) заемных средств молодых семей и молодых специалистов должна составлять не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья обеспечивается социальной выплатой за счет средств федерального, областного и (или) местного бюджетов.
Пунктом 1.9 Положения право молодых семей и молодых специалистов на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, не являющимся ценной бумагой, по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Положению (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. В случае частичного предоставления социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.27 настоящего Положения срок действия свидетельства продлевается на срок, равный периоду со дня предоставления первой части социальной выплаты до дня предоставления социальной выплаты в полном объеме.
Пунктом 1.10 Положения предусмотрено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности в Тюменской области, утвержденной уполномоченным исполнительным органом государственной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий Государственной программы, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в Тюменской области на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года.
Приказом Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области №343-п от 20 мая 2015 года утверждена стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности для расчета социальных выплат на 2015 год в размере 35 046 рублей.
В силу пункта 1.11 Положения молодые семьи и молодые специалисты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 1.10 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты ими за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
Пунктом 1.12 Положения предусмотрено, что в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных положений процессуального закона каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для данного дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
В нарушение части 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции указания суда вышестоящей инстанции не выполнил, уклонившись от установления юридически значимых обстоятельств и от рассмотрения в полном объеме заявленных требований.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанции, не смотря на указания, содержащиеся в определении суда кассационной инстанции, вновь не основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не подтверждаются материалами дела.
Так, отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года, судом кассационной инстанции указано, что решение суда о взыскании социальной выплаты должно основываться на исследовании всех имеющих значение для дела обстоятельств, иное означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия. Судом кассационной инстанции указано на невозможность взыскания денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость, осмотрительность и предпринял все зависящие от него меры для реализации целевой выплаты. Взыскание выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению только по формальным основаниям исказило бы саму суть рассматриваемых правоотношений.
При первоначальном рассмотрении спора судами не дана оценка тому обстоятельству, что в силу пункта 1.11 Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п, молодые семьи и молодые специалисты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 1.10 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения, но при условии оплаты ими за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер. Доказательства наличия собственных и (или) заемных средств для строительства дома большей площади подлежали предоставлению ответчиком исходя из правового регулирования спорных правоотношений и существа заявленного спора. Представленные доказательства подлежали оценке судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом кассационной инстанции обращено внимание суда апелляционной инстанции на то, что перерасчет размера социальной выплаты и взыскание денежных средств, предоставленных в качестве социальной выплаты, возможно в случае если фактическая стоимость строительства 1 квадратного метра общей площади жилья меньше стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти. Однако судами при первоначальном рассмотрении дела фактическая стоимость строительства 1 квадратного метра общей площади построенного ответчиком жилья не устанавливалась, указанное обстоятельство в качестве юридически значимого не определялось, ответчику не предлагалось представить доказательства указанным обстоятельствам. Судом кассационной инстанции отмечено, что представленный ответчиком отчет о рыночной стоимости жилого дома, строительство которого завершено в 2018 году, по состоянию на июль 2020 года таковым не является.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции приведенные указания суда кассационной инстанции не исполнены, названные юридически значимые обстоятельства вновь не установлены.
Приведенное свидетельствует об уклонении суда апелляционной инстанции, в нарушение требований статьи 327, части 1 статьи 327.1, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющих порядок, пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и содержание постановления суда апелляционной инстанции, от проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции, с учетом указаний суда кассационной инстанции, и от рассмотрения дела по существу.
Об уклонении суда апелляционной инстанции от повторного рассмотрения дела также свидетельствует и то, что подготовка к рассмотрению дела с учетом указаний суда кассационной инстанции судом не проводилась, ответчику не предлагалось представить дополнительные доказательства, подтверждающие обоснованность своих возражений и доводов апелляционной жалобы, свидетельствующих о том, что фактическая стоимость строительства 1 квадратного метра общей площади жилья меньше стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти, ответчику не предлагалось представить доказательства размера фактических расходов, понесенных семьей Т-вых на строительство жилого дома, а также сведения об объемах и источниках финансирования строительства жилого дома больше площади. Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в одном судебном заседании в отсутствии ответчика ФИО1, вопрос об отложении рассмотрения дела в связи с неявкой ответчика судом на обсуждение не ставился. Дело рассматривалось судом 9 минут, письменный протокол судебного заседания суда апелляционной инстанции от 09 августа 2021 года не содержит сведений о том, какие конкретно обстоятельства по настоящему делу выяснялись судом. Аудиопротокол судебного заседания в нарушение положений статьи 228 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалах дела отсутствует.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исключить формальный подход к рассмотрению спора, установить в полном объеме все юридически значимые обстоятельства и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09 августа 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Тюменский областной суд.
Председательствующий
Судьи