ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-157/20 от 15.06.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88-7952/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 15 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Грудновой А.В., Зеленовой Е.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-157/2020 по иску администрации Ярковского муниципального района Тюменской области к ФИО1 о взыскании части средств предоставленной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Администрация Ярковского муниципального района Тюменской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании части средств предоставленной социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в размере 529 558 руб. 36 коп.

Требования были мотивированы тем, что 27 июня 2014 года ФИО1 обратилась в администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области с заявлением о включении её и членов её семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Распоряжением администрации Ярковского муниципального района от 08 июля 2014 года №1063 семья ФИО1 в составе 3 человек признана нуждающейся в жилом помещении. 08 июля 2014 года семья ФИО1 включена в список молодых семей (молодых специалистов), изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на 2015 год. 19 июня 2015 года между администрацией Ярковского муниципального района, муниципальным автономным учреждением «Молодежный центр Ярковского муниципального района» и ФИО1 заключён договор №<данные изъяты> об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. На основании заявления от 17 июня 2015 года ФИО1 19 июня 2015 года выдано свидетельство №<данные изъяты> о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на состав семьи из 3 человек в размере 1 324 738 руб. 80 коп. Расчётная стоимость строительства жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составила 1 892 484 руб., при этом 387 959 руб. 22 коп. выделены из средств федерального бюджета, 936 779 руб. 58 коп. – из средств областного бюджета, оставшаяся часть средств - 567 745 руб. 20 коп. должна быть привлечена получателем за счёт собственных или заемных средств. Согласно представленной ФИО1 смете на строительство жилого дома по адресу: <данные изъяты> стоимость работ составляет 3 338 496 руб., общая площадь дома 90 кв.м. Актом обследования строящегося индивидуального жилого дома от 10 июня 2016 года установлено, что остаток сметной стоимости строительства составляет 2 270 691 руб. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31 августа 2018 года право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> зарегистрировано 31 августа 2018 года, общая площадь построенного дома составила 158,7 кв.м. Согласно смете на строительство жилого дома, представленной ФИО1, общая стоимость строительства составляет 3 338 496 руб., с учетом общей площади построенного жилого дома, стоимость 1 кв.м. составляет 21 036 руб. 52 коп., что меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определённой уполномоченным исполнительным органом государственной власти в размере 35 046 руб. Исходя из этого, размер социальной выплаты пересчитан Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области до суммы 795 180 руб. 44 коп. Таким образом, ФИО1 излишне перечислена социальная выплата в сумме 529 558 руб. 36 коп. 01 марта 2019 года ФИО1 направлено уведомление о возврате части социальной выплаты в местный бюджет с указанием платёжных реквизитов. До настоящего времени ответ на претензию не получен, часть социальной выплаты в размере 529 558 руб. 36 коп. в бюджет Ярковского муниципального района ФИО1 не возвращена.

Решением Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года, исковые требования администрации Яровского муниципального района Тюменской области удовлетворены. С ФИО1 в пользу администрации Ярковского муниципального района Тюменской области взыскана часть средств предоставленной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 529 558 руб. 36 коп.

В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения Ярковского районного суда Тюменской области от 22 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

В доводах кассационной жалобы указывает, что не согласна с выводами судов о том, что социальная выплата на строительство жилья в сельской местности в размере 1 324 738 руб. 80 коп. предоставлена исходя из площади строящегося индивидуального дома 90 кв.м. Размер субсидии зависит от размера жилой площади, установленного на каждого члена семьи участника программы согласно пункту 1.10 Положения Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года № 106-п и от установленной стоимости одного квадратного метра жилой площади. Отмечает, что в пункте 1.12 Положения указано, что в случае если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади построенного жилья меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья. Таким образом, основанием для перерасчета должны являться данные о фактической стоимости и фактической площади, а не фактическая площадь и предполагаемая стоимость построенного дома. Кроме того, истцом не были произведены осмотр и оценка построенного дома на момент государственной регистрации или обращения в суд, в связи с чем обоснованность исковых требований не подтверждена. Также, данным Положением не предусмотрен порядок и основания уведомления органа об изменении площади строящегося жилого помещения. Указывает, что ей предпринимались попытки по предоставлению новой сметы, свидетельствующей об увеличении затрат на строительство. Помимо этого, ей представлены доказательства, что рыночная стоимость дома составляет 5 630 783 руб. Однако увеличение площади построенного жилья произошло не вследствие увеличения размера субсидии, а за счет собственных денежных средств, оказывалась помощь родственниками, взят кредит в 2018 году для погашения долгов. Считает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие основания для возврата социальной выплаты, а именно унифицированные документы, подтверждающие фактическую стоимость дома в расчете на 1 кв.м.

Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения норм материального и норм процессуального права и они выразились в следующем.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 27 июня 2014 года ФИО1 обратилась в администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области с заявлением о включении её с составом семьи из 3-х человек (<данные изъяты> – супруг, <данные изъяты> – дочь) в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист» путём строительства жилого дома в Ярковском муниципальном районе Тюменской области.

Распоряжением администрации Ярковского муниципального района от 08 июля 2014 года №1063 семья ФИО1 в составе 3-х человек признана нуждающейся в жилом помещении.

На основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 03 июня 2015 года N 440-п ФИО1 с семьёй в составе 3-х человек включена в основной список молодых семей (молодых специалистов) – получателей социальных выплат в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» на 2015 год.

19 июня 2016 года между администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области (администрация), ФИО1 (получатель) и Муниципальным автономным учреждением «Молодежный центр Ярковского муниципального района (работодатель) заключён договор №<данные изъяты> об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, предметом которого согласно пункту 1.1 является реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (молодых специалистов) в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598, путём предоставления социальных выплат за счёт средств федерального, областного и местного бюджетов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года №106-п «О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Пунктом 1.2 Договора установлено, что социальная выплата получателю предоставляется администрацией на условиях участия в софинансировании мероприятий. Расчётная стоимость строительства (приобретения) жилого помещения для исчисления средств государственной поддержки составляет 1 892 484 руб. Доля средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета, составляет 387 959 руб. 22 коп. Доля средств, выделяемых за счёт средств областного бюджета, составляет 936 779 руб. 58 коп. Оставшаяся доля средств расчётной стоимости строительства (приобретения) жилья в размере 567 745 руб. 20 коп. должна быть привлечена получателем за счёт собственных или заемных средств, при этом доля собственных (в том числе заемных), средств должна составлять не менее 30 процентов расчётной стоимости строительства (приобретения) жилья.

В разделе 2 Договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора. Так, получатель социальной выплаты обязуется: использовать социальную выплату на строительство жилого помещения в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года №106-п, при этом построенное жилое помещение должно быть: а) пригодным для проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учётной норме площади жилого помещения в расчёте на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления. Общая площадь жилого помещения должна составлять не менее 45 кв.м. Размер общей площади жилого помещения, используемой для расчёта размера социальной выплаты на семью из 2-х человек – 54 кв.м. (пункт 2.1.1); оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух лет шести месяцев со дня выдачи свидетельства. В случае использования для софинансирования строительства жилья ипотечного жилищного кредита (займа) допускается оформление построенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов (пункт 2.1.2); по окончанию строительства обратиться в администрацию за установлением соответствия построенного жилого помещения требованиям, указанным в пункте 2.1.1 настоящего договора (пункт 2.1.7).

В свою очередь, администрация Ярковского муниципального района Тюменской области обязалась оформить и выдать получателю свидетельство (пункт 2.3.2); предоставить получателю социальную выплату в размере, указанном в разделе 1 настоящего соглашения, в соответствии с требованиями Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельства и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года №106-п (пункт 2.3.3).

19 июня 2015 года ФИО1 выдано свидетельство №<данные изъяты> о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 324 738 руб. 80 коп. на строительство жилого дома в Ярковском муниципальном районе Тюменской области, в том числе за счёт средств федерального бюджета – 387 959 руб. 22 коп., за счёт средств областного бюджета – 936 779 руб. 58 коп. Платёжными поручениями №127922 от 29 апреля 2016 года, №6611 от 29 апреля 2016 года денежные средства в сумме 380 749 руб. 89 коп. и 836 258 руб. 90 коп. соответственно перечислены на счёт ФИО1

Как следует из акта обследования строящегося индивидуального жилого дома, подтверждающего готовность строящегося жилого дома, составленного и утверждённого 10 июня 2016 года первым заместителем главы администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, должностные лица, уполномоченные распоряжением администрации Ярковского муниципального района от 31 октября 2014 года №1785 (в редакции от 11 декабря 2016 года), в присутствии ФИО1 произвели осмотр строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <данные изъяты>. Обследованием на месте установлено, что площадь строящего дома составляет 90 кв.м., этажность – 1 этаж. Фундамент 100%, стоимость 628 545 руб., наружные стены 100%, стоимость 439 260 руб. Сметная стоимость строительства жилого дома согласно смете от 06 июня 2016 года составляет 3 338 496 руб.

Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, зарегистрировано 31 августа 2018 года. Общая площадь дома – 158,7 кв.м. Правообладателями в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости по ? доли каждый являются ФИО1, <данные изъяты>

На основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 05 октября 2018 года осуществлён пересчёт социальной выплаты молодой семье ФИО1 – получателю социальной выплаты в 2015 году. Размер социальной выплаты, с учётом размера общей площади построенного жилого помещения на семью - 158,7 кв.м., стоимости 1 кв. метра общей площади - 21 036 руб. 52 коп., определенной исходя из сметной стоимости строительства жилого дома от 06 июня 2016 года ы размере 3 338 496 руб., составил 795 180 руб. 44 коп.

01 марта 2019 года Администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области в адрес ФИО1 направлена претензия о возврате части средств предоставленной социальной выплаты в размере 529 558 руб. 36 коп., в связи с перерасчётом социальной выплаты исходя из фактической площади жилья.

В связи с неудовлетворением предъявленных требований в добровольном порядке администрация Ярковского муниципального района Тюменской области обратилась в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что социальная выплата на строительство жилья в сельской местности в размере 1 324 738 руб. 80 коп. предоставлена ФИО1 исходя из площади строящегося индивидуального дома 90 кв.м., вместе с тем общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> составила 158,7 кв.м. Поскольку фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определённой уполномоченным исполнительным органом государственной власти, размер социальной выплаты, предоставленной ФИО1, пересчитан верно исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья и общей площади построенного жилого дома. При принятии заявления ФИО1 разъяснена обязанность возврата денежных средств в случае изменения площади построенного жилья. При обращении за получением социальной выплаты по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», ответчиком согласовывалась площадь жилого дома 90 кв.м. ФИО1 представлена смета на строительство жилого дома, которая содержит её подпись, при этом указана в смете площадь дома - 90 кв.м., и стоимость - 3 338 496 руб. 00 коп.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции считает доводы кассационной жалобы обоснованными, поскольку при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.

При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 (действовавшим на момент предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) в сельской местности), которым утверждена федеральная целевая Программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, являющимся приложением N 4 к вышеуказанной федеральной целевой программе.

Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являющееся приложением N 1 к постановлению (далее Положение).

В силу пункта 1.8 Положения социальные выплаты молодым семьям и молодым специалистам предоставляются на условиях софинансирования средств федерального, областного и (или) местного бюджетов и молодых семей и молодых специалистов. Доля собственных и (или) заемных средств молодых семей и молодых специалистов должна составлять не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья обеспечивается социальной выплатой за счет средств федерального, областного и (или) местного бюджетов.

Пунктом 1.9 Положения право молодых семей и молодых специалистов на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, не являющимся ценной бумагой, по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Положению (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. В случае частичного предоставления социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.27 настоящего Положения срок действия свидетельства продлевается на срок, равный периоду со дня предоставления первой части социальной выплаты до дня предоставления социальной выплаты в полном объеме.

Пунктом 1.10 Положения предусмотрено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности в Тюменской области, утвержденной уполномоченным исполнительным органом государственной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий Государственной программы, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в Тюменской области на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года.

Приказом Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области №343-п от 20 мая 2015 года утверждена стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности для расчета социальных выплат на 2015 год в размере 35 046 рублей.

В силу пункта 1.11 Положения молодые семьи и молодые специалисты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 1.10 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты ими за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.

Пунктом 1.12 Положения предусмотрено, что в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Разрешая заявленные администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области требования, суды согласились с позицией истца о том, что ФИО1 предоставлена смета на строительство жилого дома площадью 90 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, стоимость строительства жилого дома составляет 3 338 496 руб. Однако общая площадь фактически построенного дома составила 158,7 кв.м. Поскольку общая стоимость строительства составляет 3 338 496 руб., с учетом общей площади фактически построенного жилого дома 158,7 кв.м., стоимость 1 кв.м. составляет 21 036 руб. 52 коп., что меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определённой уполномоченным исполнительным органом государственной власти в размере 35 046 руб. Исходя из чего судами признан обоснованным перерасчет социальной выплаты, произведенный Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области, со снижением суммы социальной выплаты до 795 180 руб. 44 коп. и принято решение о взыскании с ФИО1 излишне перечисленной социальной выплаты в сумме 529 558 руб. 36 коп.

Приходя к таким выводам, суды приведенными выше нормами Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п, не руководствовались.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В силу части 1 статьи 195 названного кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 2).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).

Указанные требования процессуального закона судами не соблюдены в полной мере.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В свою очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе" Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Как уже указывалось выше постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, являющееся приложением N 1 к постановлению.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2020 года №2-П по делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, Федеральная программа развития сельских территорий направлена на замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни местного населения.

Для создания комфортных условий проживания на селе, в частности, предусмотрена социальная выплата. Эта безвозмездная мера социальной поддержки носит целевой характер. Если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена, средства могут быть затребованы к возвращению. В то же время добросовестным гражданам должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своих действий и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.

Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость тщательного исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, где гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона. И значительное ухудшение его имущественного положения - вопреки целям социального государства - может стать результатом применения правовых норм без учета всех обстоятельств дела.

Не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость, осмотрительность и предпринял все зависящие от него меры для реализации целевой выплаты и регистрации права собственности на приобретенное (построенное) жилье в срок. Взыскание выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению только по формальным основаниям исказило бы саму суть рассматриваемых правоотношений. При подобном подходе предоставление выплаты утрачивало бы характер меры социальной поддержки граждан, избравших место жительства в сельской местности. Их имущественное положение в этой ситуации, напротив, было бы ухудшено, притом, что речь идет о лицах, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, решение суда о взыскании социальной выплаты должно основываться на исследовании всех имеющих значение для дела обстоятельств, иное означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и противоречило Конституции Российской Федерации.

Так при рассмотрении дела судами не дана оценка тому обстоятельству, что при получении социальной выплаты ФИО1 предоставлено разрешение на строительство жилого дома общей площадью 160 кв.м., площадь фактически построенного дома составляет 158,7 кв.м. Договором №<данные изъяты> от 19 июня 2015 года об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты площадь жилого дома не указана, ограничения по площади строящегося жилого дома отсутствуют.

Судами не дана оценка доводам ответчика о том, что в силу пункта 1.11 Положения молодые семьи и молодые специалисты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 1.10 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты ими за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер. Доказательства привлечения заемных денежных средств для строительства дома большей площади ответчиком предоставлялись, но должной оценки судов не получили.

Перерасчет размера социальной выплаты и взыскание денежных средств, предоставленных в качестве социальной выплаты, возможны в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным исполнительным органом государственной власти. Однако судами фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного ответчиком жилья не устанавливалась, указанное обстоятельство в качестве юридически значимого не определялось. Расчет, произведенный истцом исходя из сметной стоимости строительства жилого дома площадью 90 кв.м., при определении фактической стоимости 1 кв. метра общей площади построенного жилья, судами не анализировался. Ответчику не предлагалось представить доказательства указанным обстоятельствам. Вопреки ошибочному мнению ответчика, отчет о рыночной стоимости жилого дома таковым не является.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым обратить внимание на допущенный судом первой инстанции формальный подход к рассмотрению настоящего дела. Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм процессуального права не устранил, при разрешении спора не применил нормы материального права, подлежащие применению.

Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы судов о фактах, имеющих значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.

Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов обжалуемых судебных постановлений, судами при разрешении выполнены не были. Судами не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к нарушению права на справедливую, компетентную полную и эффективную судебную защиту.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований в результате неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права не определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не установили эти обстоятельства, не оценили в совокупности имеющиеся по делу доказательства, не предложили сторонам представить дополнительные доказательства, в связи с чем выводы судебных инстанций не могут быть признаны основанными на законе.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 января 2021 года - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Тюменский областной суд.

Председательствующий

Судьи