О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении заявления без рассмотрения
11 июля 2011 г. с. Петропавловка
Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Яндановой А.С. единолично, при секретаре Санкировой М.Д., с участием представителей ответчиков (физических лиц) адвоката КА РБ Корытовой Н.А., представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей истца Ринчиной Б.А., Табинаевой М.С. и Батодоржиевой В.В., действовавших на основании доверенностей соответственно № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей Бурятской таможни Хромина А.Е. и Дышиновой Е.Д., действовавших на основании доверенностей соответственно от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя ФГУ Земельная кадастровая палата по РБ Сажиновой Н.В., представителя ООО Терра плюс» Жамсоева Б.Д., действовавших на основании доверенностей соответственно от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Комитета имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования «Джидинский район» и Бурятской таможни к ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Бурятия», ООО «Терра плюс», Бальчугову В.Ф., Бальчуговой Г.Н., Бальчугову В.В., Заугарову А.И., Заугаровой В.А., Жаркой Н.М. и Жаркой С.А. о признании кадастровой ошибки, признании кадастровых работ недействительными, снятии земельного участка с кадастрового учета, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет имущественных и земельных отношений администрации Джидинского района обратился в суд с иском, в котором просит признать кадастровую ошибку при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № и исправить данную кадастровую ошибку путем изменения границ ранее учтенного земельного участка, исключив спорный земельный участок (контур № 60); признать недействительными кадастровые работы изготовленные кадастровым инженером ООО «Терра плюс» в отношении земельного участка №; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, выделенный в счет земельных долей в праве общей долевой собственности Заугарову А.И., Заугаровой В.А., Бальчугову В.Ф., Бальчугову В.В., Бальчуговой Г.Н., Жаркой Н.М., Жаркой С.А.
В обоснование иска приведено следующее. Постановлением Джидинского районного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка под строительство автоперехода в районе пункта упрощенного перехода «Желтура» Наушкинской Таможне (в соответствии с Приказом от 18 сентября 2008г. №1146 «О реорганизации таможенных органов, расположенных в Сибирском федеральном округе» Наушкинская таможня была реорганизована в форме присоединения к Бурятской таможне) на праве постоянного бессрочного пользования для строительства автомобильного перехода был предоставлен земельный участок общей площадью <данные изъяты> га, расположенный у Государственной границы Российской Федерации в местности «<данные изъяты>» села Желтура Джидинского района РБ. Земельный участок был предоставлен Таможне из земель колхоза «Желтуринский».
Сведения о предоставлении данного земельного участка внесены в Годовой землеустроительный отчет Управления Росреестра по РБ, утвержденный постановлением Джидинской районной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, и значатся как земли Наушкинской таможни (<данные изъяты> га - пашня). В Приложении к региональному докладу к земельному отчету за 1994 год Джидинского района также изложено, что в «текущем году были выделены <данные изъяты> га пашни Наушкинской таможне в колхозе Желтуринский».
Протоколом о торгово-экономическом сотрудничестве и гуманитарном сотрудничестве между Республикой Бурятия Российской Федерации и Монголией на 2010-2012 годы от 05.10.2009 г., Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 27 ноября 2009 года № б34-р, а также Протоколом о торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве между Правительством РБ (Российская Федерация) и Администрацией Селенгинского аймака Монголии от 05.04.2011 г. предусмотрено развитие международных отношений в области торгово-экономических отношений, развития социальной сферы, туризма и спорта, охраны природы и экологии. Одним из пунктов исполнения данного Распоряжения было предусмотрено строительство пункта упрощенного перехода через границу с Монголией «Желтура». 15.072010 г. состоялось совещание Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, где было принято решение включить в проект ФЦП «Государственная граница (2012-2017гг.)» строительство пункта пропуска «Желтура». По Федеральной программе в 2011 году запланировано начало строительства двустороннего автомобильного пункта пропуска (ДАПП) «Монголия-Желтура» общей стоимостью более 300 млн. руб., был проведен аукцион, изготовлена проектно-сметная документация.
Распределение земельных участков колхозов, совхозов между гражданами осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", а также утвержденного Правительством РФ 4 сентября 1992 г. Положения о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных предприятий агропромышленного комплекса.
Согласно п. 1.3 Рекомендации Минсельхоза РФ от 14.01.1992 г. «По реорганизации колхозов и совхозов» разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья хозяйства за исключением земельных участков, установленных данным пунктом. По смыслу указанного положения в коллективно-долевую собственность граждан может быть передан только земельный участок, находящийся у колхоза на момент реорганизации и передачи земель гражданам в пользовании.
До передачи в коллективно-долевую собственность граждан Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № спорный земельный участок уже был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования Таможне в целях строительства автоперехода и соответственно не подлежал такой передаче в коллективно-долевую собственность.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» Постановлением Джидинского районного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ (прил. 8) земельный участок, находившийся у колхоза «Желтуринский» на праве пользовании был передан в коллективно-долевую собственность граждан. Сведения о данном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости, как ранее учтенного земельного участка, и ему был присвоен кадастровый номер №. Определением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ дело № № колхоз «Желтуринский» был признан банкротом и ликвидирован.
Постановлением Администрации Джидинского района № от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение в Постановление Джидинского районного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ в виде ограничения на земельный участок, предоставленный Наушкинской таможне (контур № 60).
Спорный земельный участок является муниципальной собственностью муниципального района, так как в соответствии со ст.3.1 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г."О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ст. 30 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса» «...Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».
Истцом, в целях осуществления надлежащего предоставления и оформления в собственность спорного земельного участка, как распорядителя земель муниципальной собственности и кадастрового учета земельного участка, предоставленного Таможне, был подготовлен межевой план спорного участка для строительства ДАПП «Желтура». Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № в осуществлении государственного кадастрового учета спорного участка истцу было отказано. Причиной отказа послужило «наличие пересечения границ» спорного участка (контур №60) с границами земельного участка с кадастровым номером №, образовавшегося путем выдела дольщиками (Заугаров А.И., Заугарова В.А., Бальчугов В. Ф., Бальчугов В.В., Бальчугова Г.Н., Жаркой Н.М., Жаркой С.А.) в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель кадастровых работ - ООО «Терра плюс».
В соответствии со п. 24 Приказа Минэкономразвития от 24.11.2008г №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» «При выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»».
В соответствии с упомянутым Законом (ч.3 ст. 13), регламентирующей процедуру выделения земельных участков в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения «... указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на Местности...». В сообщении же дольщиков о местоположении выделяемого земельного участка были указаны лишь номера контуров сельхозугодий, что не является надлежащим описанием и не позволяет другим участникам общедолевой собственности определить местоположение выделяемого земельного участка. Кроме того, номера контуров сельхозугодий содержатся только лишь в «Схемах перераспределения земель колхозов», которые в свою очередь, являются рабочим материалом со штампом «Для служебного использования» федеральными органами, осуществляющих внесение сведений в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, кадастровым инженером ООО «Терра плюс» был подготовлен межевой план, не соответствующий требованиям действующего законодательства. Следовательно, не является законным основанием для постановки данного земельного участка на кадастровый учет.
Помимо этого, ФГУ «Земельная кадастровая палата», при представлении сведений ООО «Терра плюс» о выделяемом дольщиками земельном участке для формирования и подготовки межевого плана, не были исследованы и учтены данные о спорном участке, которые содержатся в Годовом землеустроительном отчете Управления Росреестра по РБ и в Постановлении Джидинского районного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ, что повлекло ненадлежащее предоставление сведений о земельном участке.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона №221-ФЗ от 24.12.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» «Ошибками в государственном кадастре недвижимости считаются техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая либо подобная ошибка)... и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях)».
Таким образом, ФГУ «Земельная кадастровая палата» допустила кадастровую ошибку (как воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости) при постановке на кадастровый учет как ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № (колхоз «Желтуринский») включив в него спорный земельный участок.
Представители истца Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Джидинского района и соистца Бурятской таможни, представители ответчиков ФГУ Земельная кадастровая палата РБ в суд не явились дважды, также не явились представитель ООО «Терра плюс», представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ. Соответчики Заугарова В.А., Бальчугова Г.Н., Жаркой Н.М. и Жаркой С.А. и представитель Бурятской таможни просили рассмотреть дело без их участия. Суд, учитывая мнение явившихся участников судебного процесса, настаивавших на рассмотрение дела, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Ранее в судебном заседании представители истца и соистца исковые требования и доводы иска поддерживали.
На предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика ФГУ Земельная кадастровая палата РБ» Сажинова Н.В. иск не признала. Представитель ООО «Терра плюс» Жамсоев Б.Д. исковые требования признал частично.
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ выразила несогласие с заявленными требованиями по следующим основаниям. Сведения о земельном участке с кадастровым номером №, внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков в кадастровом квартале <данные изъяты>, подготовленной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Джидинского района РБ ДД.ММ.ГГГГ
Земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, присвоен статус кадастровых сведений «ранее учтенные», граница земельного участка в государственном кадастре недвижимости однозначно не определена (не установлена).
Согласно п. 3.2. Приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001г. № П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» внесение сведений, в государственный реестр земель кадастрового района, о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью. Инвентаризационная опись подготовлена в соответствии с требованиями документа «Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках» ГЗК-1-Т.Р-11-02-01.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.07г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая ошибка - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Так как при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости были воспроизведены сведения, указанные в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков в кадастровом квартале №, считают, что требование о признании кадастровой ошибки при постановке на государственный кадастровый учет не соответствует нормам федерального законодательства.
Данные, содержащиеся в Годовом землеустроительном отчете Управления Росреестра по РБ, не являются основанием внесения сведений о земельном участке, кадастровый номер №.
Так как инвентаризационная опись ранее учтенных земельных участков, не является документом, представляемым в соответствии со ст.22 Закона о кадастре, поступление документа в орган кадастрового учета осуществлялось без использования порядка информационного взаимодействия, такая кадастровая ошибка может быть исправлена на основании решения суда. Для того, чтобы исправить кадастровую ошибку путем исключения спорного земельного участка (контур №60), необходимо определить границы данного контура, так как сведения о контуре № 60 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Таким образом, исправление кадастровой ошибки, путем изменения границ ранее учтенного земельного участка, исключением контура №60, возможно только при условии проведения работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка, кадастровый номер №.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и межевого плана, подготовленного с учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Земельный участок с кадастровым номером 03:04:400104:83 может быть снят с государственного кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Указания истца о том, что ссылка в сообщении (публикации) о местоположении выделяемого земельного участка лишь на номера контуров не является надлежащим описанием, необоснованно, так как ознакомиться со сведениями, содержащимися в «Схемах перераспределения земель колхозов», возможно в Управлении Росреестра по РБ при соблюдении установленного порядка.
Из отзыва ООО «Терра плюю» следует. В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации», участники долевой собственности вправе выделить земельный участок в счет своих земельных долей для распоряжения своим земельным участком. При этом процедура согласования местоположения земельного участка определяется в соответствии п.2,3,4 ст.13 Закона №101-ФЗ «Об обороте земель...». В уведомлении о намерении выделить земельные участки, опубликованном в газете «Бурятия» № (4620) действительно указаны лишь номера контуров земельных участков без указания названия местности, на которых они расположены.
При обращении ООО «Терра плюс» в ФГУ «Земельная кадастровая палата» с запросом сведений на данный земельный участок, за № от ДД.ММ.ГГГГ была получена Кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером №, по которому в границах земельного участка бывшего колхоза «Желтуринский» ранее учтенных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков нет.
Одним из условий постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, в соответствии с Федеральным законом «О кадастре недвижимости» является согласование местоположения земельного участка. Согласно справкам, полученным из Джидинского Отдела УФСР по РБ и Администрации сельского поселения «Желтуринское», возражений на уведомление о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей долевой собственности, опубликованное в газете «Бурятия» № (4620) от ДД.ММ.ГГГГ, не поступало.
По смыслу Федерального закона №221-ФЗ, кадастровая ошибка - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения. В данном случае, таким документом является межевой план земельного участка, изготовленный ООО «Терра плюс», который изготовлен на основании исходных материалов: свидетельства о праве собственности на земельный участок, выданный участникам долевой собственности земель бывшего колхоза «Желтуринский»; сведения о земельном участке из ФГУ «Земельная кадастровая палата»; уведомления, опубликованные в газете «Бурятия»; справки об отсутствии возражений на публикацию. Таким образом, ООО «Терра плюс» признает допущение ошибки только в одном из исходных материалов.
Соответчики Заугаров А.И. и Бальчугов В.В. исковые требования не признали, поддержав возражение их представителя Корытовой Н.А. В возражении ответчики просят прекратить производство по делу, считая, что Комитет имущественных и земельных отношений Администрация Джидинского района не имеет полномочий подачи иска, так как спорный земельный участок был предоставлен Наушкинской Таможне, интересы которого он не может представлять. Также отмечают, что нарушена процедура выявления кадастровой ошибки. В соответствие с ч.5 ст. 28 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выявление и установление наличия кадастровой ошибки в сведениях отнесено к компетенции органов кадастрового учета. Факт кадастровой ошибки не доказан. Отсутствует решение органов государственного кадастрового учета о выявлении кадастровой ошибки. О выявлении кадастровой ошибки ответчики (граждане) не извещались.
Процедура выявления кадастровой ошибки в сведениях является техническим действием и сама по себе не изменяет правовое положение сторон, поэтому спор о праве отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Земельная кадастровая палата» было вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости МО «Джидинский район», в котором были указаны допущенные нарушения, а также рекомендации органа кадастрового учета по устранению указанных причин. Причиной обращения в суд является отказ истцу ФГУ «Земельная кадастровая палата» в проведении учета изменений объекта недвижимости без выявления в установленном законом порядке наличия кадастровой ошибки, что было рекомендовано. Эти требования при отсутствии спора о праве гражданском, подведомственном суду, подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ как требование об оспаривании решений, действий органов государственной власти и должностных лиц.
Суд, выслушав доводы заявление, пояснения участников судебного процесса, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
Согласно Постановлению Джидинского районного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка под строительство автоперехода в районе пункта упрощенного перехода «Желтура», Наушкинской Таможне выделен в постоянное бессрочное пользование под строительство автоперехода в районе пункта упрощенного перехода «Желтура» земельный участок площадью 25,5 га из земель колхоза «Желтуринский».
Определением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ. завершено конкурсное производство в отношении колхоза «Желтуринский». Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ колхоз «Желтуринский» признан банкротом.
Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В законе не конкретизировано, какое лицо может обратиться с требованием об исправлении кадастровой ошибки в суд. Из чего следует вывод, что любое заинтересованное лицо может обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В силу п. 6 ч.1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены, в числе других необходимых для кадастрового учета документов, при учете изменений такого объекта недвижимости: копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.
Комитет имущественных и земельных отношений обращался в Кадастровую палату с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. После принятия заявления вынесено ФГУ Земельная кадастровая палата по РБ решение от ДД.ММ.ГГГГ, где указано о необходимости исправления межевого плана и устранения пересечения границ земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером №. Значит, заявление Комитета имущественных и земельных отношений Джидинского района о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости было принято к рассмотрению ФГУ Земельная кадастровая палата по РБ. Из чего следует, что представленные документы удостоверяли право истца на объект недвижимости. Следовательно, Комитет имущественных и земельных отношений является заинтересованным лицом в исправлении кадастровой ошибки при ее наличии.
Колхоз «Желтуринский» признан банкротом. Из показаний свидетеля ФИО1 следовало, что он ранее работал в колхозе «Желтуринский» главным агрономом. После ликвидации колхоза земли колхоза перешли во вновь созданный СПК «Желтуринский». До выдачи согласия на выделение земельного участка Наушкинской Таможне, земельные участки не были распределены работникам колхоза на паи.
Между тем, доказательства того, что при ликвидации колхоза его земли были переданы (выкуплены) в созданный СПК в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", не имеются. По смыслу названного Постановления колхозы, не обладающие финансовыми ресурсами для погашения задолженности по оплате труда и кредитам, объявляются несостоятельными (банкротами). Участки земель передаются членам колхоза (земельные паи). Невыкупленные участки земли продаются на аукционе жителям населенных пунктов на территории данного хозяйства, а по истечении трех месяцев - любым иным покупателям. Создаваемые предприятия имеют право покупать землю у работников хозяйства, фонда государственного имущества, сельского (поселкового) Совета народных депутатов. Постановление Джидинского районного самоуправления № издано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до объявления колхоза банкротом по решению Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Из чего следует, что ранее выделенные земельные участки при ликвидации колхоза не могли быть выкуплены создаваемыми предприятиями. Земельный участок Наушкинской таможне предоставлен решением районной администрации. Данный земельный участок расположен на территории муниципального образования «Джидинский район». Кроме того, правопреемник Наушкинской таможни - Бурятская таможня не оспаривает право обращения Комитета имущественных и земельных отношений с заявлением в суд. Бурятская Таможня не обращалась с заявлением в Кадастровую палату.
Согласно ст. 11 Земельного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований… Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в интересах муниципального образования обратиться в заявлением в суд. Запланированное строительство двустороннего пункта пропуска «Монголия – Желтура» предусматривает развитие экономики, социальной сферы муниципального образования «Джидинский район», то есть затрагивает его интересы.
Вместе с тем, истцом нарушен порядок обращения в суд, что следует из Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Перед подачей заявления истец должен был обратиться в Земельную кадастровую палату с заявлением об исправлении кадастровой ошибки. После получения ответа в случае несогласия с ним обжаловать его в установленном законом порядке.
В соответствие в абз 2 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.225 и 222 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Комитета имущественных и земельных отношений Джидинского района РБ об исправлении кадастровой ошибки оставить без рассмотрения.
Разъяснить истцу, что после получения решения ФГУ «Земельная кадастровая палата по РБ» по заявлению об устранении кадастровой ошибки, в случае несогласия с ним, он вправе обратиться в суд в общем порядке с заявлением об оспаривании данного решения.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в кассационном порядке через Джидинский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.
Председательствующий судья А.С. Янданова
вступило в законную силу 22.07.2011г.