ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-7870/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-1581/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 19 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горковенко В.А.,
судей Макаровой Е.В. и Мартыновой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску заместителя прокурора города Севастополя в интересах Вашкевич Ольги Евгеньевны и ее несовершеннолетних детей <данные изъяты> к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Н. Кесаева», департаменту образования и науки города Севастополя о понуждении обеспечить несовершеннолетних детей из многодетной семьи бесплатным питанием,
по кассационному представлению прокурора города Севастополя и кассационной жалобе Вашкевич Ольги Евгеньевны на решение Ленинского районного суда города Севастополя Республики Крым от 17 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда Республики Крым от 28 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А., выслушав объяснения прокурора Стрелковского С.Н., не поддержавшего доводы кассационного представления, объяснения Вашкевич О.Е., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Севастополя в интересах Вашкевич О.Е. и ее несовершеннолетних детей <данные изъяты> обратился в суд с иском к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Н. Кесаева» (далее - СОШ №4), департаменту образования и науки города Севастополя о понуждении обеспечить несовершеннолетних детей из многодетной семьи бесплатным питанием, указав, что семья Вашкевич является многодетной. Несовершеннолетние <данные изъяты> являются учащимися СОШ №4. Вашкевич О.Е. отказано образовательным учреждением в обеспечении ее детей, как членов многодетной семьи, бесплатным питанием. Письмом департамента образования города Севастополя бесплатное питание для детей из многодетных семей за счет средств бюджета города Севастополя региональными правовыми актами не предусмотрено. Полагая отказ в предоставлении детям бесплатного питания не отвечает требованиям Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», просил суд возложить на СОШ №4 обязанность обеспечить несовершеннолетних <данные изъяты> бесплатным питанием (завтраки и обеды) на весь период обучения, возложить на департамент образования и науки города Севастополя обязанность по выделению СОШ №4 средств для обеспечения несовершеннолетних Вашкевич бесплатным питанием (завтраки и обеды) на весь период обучения.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 17 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда Республики Крым от 28 октября 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении прокурор ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального права, просит постановить по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Просит постановить по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационные представление и жалобу не подлежащими удовлетворению.
Судами установлено, что Вашкевич О.Е. является матерью троих несовершеннолетних детей: <данные изъяты>.
Семья Вашкевич О.Е. признана многодетной в соответствии с законодательством Курской области по месту их регистрации, на момент обращения в суд с иском фактически проживает в городе Севастополе, сведения о регистрации по месту пребывания в материалах дела отсутствуют.
Несовершеннолетние <данные изъяты>, являются учащимися ГБОУ СОШ №4, зачислены в образовательное учреждение в связи с переводом из МБОУ «Гимназия №25» города Курска.
31 января 2019 года истец обратилась в ГБОУ СОШ №4 с заявлением об обеспечении ее детей бесплатным питанием как членов многодетной семьи на основании Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Письмами ГБОУ СОШ №4 и департамента образования города Севастополя Вашкевич О.Е. разъяснено, что питание детей из многодетных семей на бесплатной основе за счет средств бюджета города Севастополя не предусмотрено, вместе с тем, Порядком организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года №245-ПП, определены категории обучающихся, для которых установлено бесплатное питание в образовательных учреждениях.
Разрешая исковые требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что дети истца не относятся к категориям граждан, имеющих право на бесплатное питание в государственных образовательных организациях города Севастополя, указанных в статье 14 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе», Порядке организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных организациях (учреждениях) города Севастополя, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 245-П.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
С такими выводами суда апелляционной инстанции согласна судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.
В соответствии с Законом города Севастополя от 23 января 2015 года № 107-ЗС «Об образовании в городе Севастополе» порядок и нормативы обеспечения обучающихся питанием, предоставления иных мер социальной поддержки в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя установлены постановлением Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года №245-ПГ1, которым утвержден Порядок организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных организациях (учреждениях) города Севастополя.
В соответствии с указанным Порядком предусмотрено бесплатное питание в образовательных организациях для категорий обучающихся, к которым не относятся несовершеннолетние дети Вашкевич О.Е.
При таких данных суды обоснованно не нашли оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку субъект Российской Федерации – город Севастополь вправе был самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, в том числе предусмотреть компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений.
Приведенные в жалобе и представлении доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя Республики Крым от 17 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда Республики Крым от 28 октября 2019 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора города Севастополя и кассационную жалобу Вашкевич Ольги Евгеньевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи