72RS0025-01-2020-010903-25
88-6351/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 27.04.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К.,
судей Ишимова И.А., Лезиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-1610/2021 по иску заместителя межрайонного прокурора Тобольской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Россети Тюмень» об обязании разработать проект освоения лесов и предоставить лесные декларации за 2020-2021 годы, по кассационной жалобе акционерного общества «Россети Тюмень» на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 13.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29.11.2021.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Лезиной Л.В. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, представителя АО «Россети Тюмень» – ФИО1, действующего на основании доверенности № 73522 от 24.05.2021, поддержавшего жалобу, пояснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Тепловой М.Н., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель межрайонного прокурора Тобольской межрайонной прокуратуры, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, (далее также прокурор, истец) обратился в суд с иском к АО «Россети Тюмень» (далее также ответчик) об обязании в течение трех месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный по договору аренды лесного участка № 94 от 02.06.2008, с местоположением: <данные изъяты>, и предоставить его в департамент лесного комплекса Тюменской области для проведения государственной экспертизы; обязании предоставить в департамент лесного комплекса Тюменской области лесные декларации за 2020, 2021 годы в течение 1 месяца после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В обоснование требований истец прокурор указал, что между департаментом лесного комплекса Тюменской области и ОАО «Тюменьэнерго» заключен договор аренды лесного участка № 94 от 02.06.2008 с местоположением: Тобольское <данные изъяты> на срок до <данные изъяты>. Передача земельного участка подтверждается актом приема-передачи от 02.06.2008. По условиям договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов, включающий раздел по рекультивации нарушенных земель, для проведения государственной экспертизы, ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию. Заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды утверждено со сроком действия на 10 лет приказом департамента лесного комплекса Тюменской области от 22.12.2008. Однако до настоящего времени с новым проектом освоения лесов АО «Россети Тюмень» не обращалось; лесная декларация за 2020 год не представлена; в связи с отсутствием проекта освоения лесов также не будет представлена лесная декларация за 2021 год. Отсутствие действующего проекта освоения лесов, имеющего положительную государственную экспертизу, непредставление лесной декларации свидетельствует о продолжительном использовании в хозяйственной деятельности АО «Россети Тюмень» лесного участка по своему усмотрению, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 13.01.2021 исковые требования удовлетворены: на АО «Россети Тюмень» возложена обязанность в течение трех месяцев с даты вступления настоящего судебного решения в законную силу разработать проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный по договору аренды лесного участка № 94 от 02.06.2008 с местоположением: <данные изъяты> и предоставить его в департамент лесного комплекса Тюменской области для проведения государственной экспертизы; на АО «Россети Тюмень» возложена обязанность предоставить в департамент лесного комплекса Тюменской области лесную декларацию за 2020 год в течение 1 месяца после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Тюмени от 29.07.2021 в иске прокурора к АО «Россети Тюмень» об обязании к разработке проекта освоения лесов на арендуемый земельный участок и предоставлении лесной декларации за 2021 год отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29.11.2021 решение Центрального районного суда города Тюмени от 13.01.2021 с учетом дополнительного решения Центрального районного суда города Тюмени от 29.07.2021 отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании АО «Россети Тюмень» предоставить лесную декларацию за 2021 г., в отмененной части принято новое решение, которым на АО «Россети Тюмень» возложена обязанность предоставить в департамент лесного комплекса Тюменской области лесную декларацию за 2021 год в течение 1 месяца после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов; в остальной части решение Центрального районного суда города Тюмени от 13.01.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО «Россети Тюмень» просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом кассационного обжалования могут быть только вступившие в законную силу судебные постановления, решение суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы проверяется судебной коллегией с учетом изменений, внесенных обжалуемым апелляционным определением.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Судами установлено, что 02.06.2008 между департаментом лесного комплекса Тюменской области (арендодатель) и ОАО «Тюменьэнерго» (в настоящее время – АО «Россети Тюмень») (ИНН <***>) (арендатор) заключен договор № 94 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование (аренду) часть лесного участка, являющегося составной частью земель лесного фонда Тобольского лесничества, находящегося в собственности Российской Федерации, со следующим местоположением: <данные изъяты> – часть лесного участка с временным условным номером <данные изъяты> (с номером учетной записи в государственном лесном реестре <данные изъяты>), общей площадью 17,1 га (пункты 1, 2 договора). Согласно пункту 4 договора лесной участок передается арендатору в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, наименование объекта: ВЛ-500кВ «Тобольск-Ишим» с ПС 500кВ Заря (Ишим). Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов, включающий раздел по рекультивации нарушенных земель, для проведения государственной экспертизы; ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (пункт. 13 договора аренды). В соответствии с пунктом 23 договор считается заключенным с момента государственной регистрации и действует до 02.06.2057.
Лесной участок принят АО «Россети Тюмень» на основании акта приема-передачи лесного участка в аренду от 02.06.2008.
Приказом департамента лесного комплекса Тюменской области №06/640 от 22.12.2008 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов от 15.12.2008 № 237/ЭПО, связанного с выполнением работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (строительство ВЛ-500 кВ «Тобольск-Ишим» с ПС 500 кВ Заря в Тобольском районе); установлен срок действия государственной экспертизы проекта освоения лесов – 10 лет.
04.12.2020 Тобольской межрайонной прокуратурой АО «Россети Тюмень» вынесено представление № 07-2020 о необходимости принять меры к устранению выявленных нарушений требований действующего законодательства в указанной сфере, причин и условий им способствующих и недопущению в дальнейшем в связи с неисполнением условий договора в части разработки проекта освоения лесов и предоставлении лесной декларации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 15, 42, 58 Конституции Российской Федерации, статей 9, 12, 26, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела в совокупности, в том числе договор аренды, установив, что новый проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы до настоящего времени в департамент лесного комплекса Тюменской области не предоставлен, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, учитывая, что использование ответчиком лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, нарушает основные интересы и принципы Российской Федерации как собственника лесного фонда, выражающиеся, в том числе, в сохранении полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; необходимость разработки проекта освоения лесов, проведения его экспертизы, ежегодной подачи лесной декларации преследует цель предотвращения использования лесных участков с нарушением их целевого назначения во избежание причинения вреда лесу как природному ресурсу, пришел к выводу об удовлетворении требований об обязании ответчика разработать проект освоения лесов, а также представить декларацию за 2020 год. В дополнительном решении суд отметил, что срок предоставления декларации не наступил на дату обращения прокурора с иском (17.12.2020), на дату подачи иска права неопределенного круга лиц не нарушены, в предписании прокурора требований о предоставлении декларации за 2021 год не заявлено, указал в резолютивной части дополнительного решения на отказ прокурору в иске в части требований об обязании к разработке проекта освоения лесов на арендуемый земельный участок и предоставления лесной декларации за 2021 год.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела, установив, что лесная декларация за 2021 год подлежала представлению не позднее 21.12.2020, решение по делу принято судом 13.01.2021, суд апелляционной инстанции с учетом положений частей 1, 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 (действовавшего до 25.12.2020), признал обоснованными доводы апелляционного представления прокурора о неправомерности вывода суда о том, что срока предоставления декларации за 2021 не наступил, не установил оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции с учетом дополнительного решения в части отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании ответчика к разработке проекта освоения лесов на арендуемый земельный участок и предоставлении лесной декларации за 2021 год, в данной части требования удовлетворил.
Суд кассационной инстанции с выводами суда апелляционной инстанции соглашается, поскольку они мотивированы, основаны на надлежащей оценке совокупности представленных в материалы дела доказательств, исследованных по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права.
Ссылка в жалобе на отсутствие нарушения использования лесных ресурсов не по целевому назначению и причинение им вреда, суждения об отсутствии необходимости в разработке проекта освоения лесов, проведения его экспертизы и подачи ежегодно лесной декларации, недоказанности нарушений прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, основаны на неверном толковании ответчиком норм права, правомерности выводов судов о наличии на стороне ответчика обязанностей по разработке проекта освоения лесов и предоставлению деклараций в силу закона и условий договора не опровергают, наличия оснований для освобождения ответчика от исполнения соответствующей обязанности не подтверждают.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 72 данного Кодекса).
Обязанность лиц, которым лесные участки предоставлены в аренду, составлять проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрена частью 1 статьи 88 названного Кодекса. В силу части 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Частью 2 данной статьи предусмотрена ежегодная ее подача лицами, осуществляющими использование лесов на основании договора аренды.
По смыслу указанных норм, а также с учетом условий заключенного ответчиком договора аренды, освоение лесов и использование предоставленных в аренду лесных участков должно осуществляться им в соответствии с утвержденным в соответствующей процедуре проектом освоения лесов, выполнение которого является обязательным для арендатора при осуществлении деятельности. Также положениями законодательства и условиями договора аренды предусмотрена подача лесной декларации ежегодно.
Верно применив указанные выше нормы права, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности разработать проект освоения лесов, а также представить лесные декларации за 2020-2021 годы.
Указания в жалобе на необоснованность решения суда о предоставлении лесных деклараций за 2020, 2021 годы, так как с учетом пункта 2 Приказа Минприроды России от 16.01.2015 № 17 предполагаемым периодом для ответчика является 2022 год, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о возможности освобождения ответчика от имеющейся у него в силу закона и обязательства обязанности и не опровергают правомерности требований истца и выводов судов.
Ссылка на положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», указания на неисполнимость сроков предоставления лесной декларации за 2021 год и по разработке и представлению проекта освоения лесов, суждения о том, что срок должен составлять не менее 5 месяцев с момента проведения закупки и объявления победителя торгов, подлежат отклонению как являющиеся основанием для отмены судебных постановлений. Обстоятельства продолжительности срока исполнения ответчиком возложенной на него обязанности являлись предметом исследования и оценки судов, сроки определены в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установленной законом последовательности соответствующих действий. Принимая во внимание дату представления, неисполнение требований которого явилось основанием для обращения прокурора с соответствующим иском, осведомленность ответчика о ненадлежащем выполнении им условий договора аренды и требований законодательства, возможность своевременно принять разумные и необходимые меры к устранению нарушений, оснований для вывода о необоснованности установленных судами сроков исполнения ответчиком возложенных него обязанностей суд кассационной инстанции не усматривает.
На основании статей 56, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами установлены имеющие значение для дела обстоятельства. Оценка представленных в материалы дела доказательств судами произведена в соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений указанных правил оценки доказательств, влекущих отмену судебных постановлений, не допущено. Несогласие ответчика с оценкой судами конкретных доказательств и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела не является основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений. Переоценка обстоятельств, установленных судами при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Доводы кассационной жалобы, являющиеся фактически позицией ответчика по делу, не содержат оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судами при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения иных судебных актов, влияющих на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергающих выводы судов.
Судебная коллегия полагает, что выводы судебных инстанций соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела. Исходя из установленных обстоятельств, судами правильно применен материальный закон, нарушения норм процессуального права приведших к принятию неправильного судебного постановления, судебными инстанциями не допущено. При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 13.01.2021 с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29.11.2021 и указанное апелляционной определение оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Россети Тюмень» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи