УИД 45RS0025-01-2023-000072-67
Дело № 88-825/2024
Мотивированное определение изготовлено 17 января 2024 г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 11 января 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Карповой О.Н., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-161/2023 по иску Бердниковой Ирины Ивановны, Коростелёвой Татьяны Викторовны, Яцко Натальи Николаевны к администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области о взыскании задолженности по заработной плате,
по кассационной жалобе администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бердникова И.И., Яцко Н.Н., Коростелёва Т.В. обратились в суд с иском к администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области (далее - администрация), в котором, уточнив заявленные требования:
Бердникова И.И. просила взыскать задолженность по заработной плате за период с 1 октября 2022 г. по 31 января 2023 г. в размере 29 818,25 руб., компенсацию за задержку в выплате заработной платы в размере 627,63 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы на оплату услуг представителя - 7 000 руб. (том 1 л.д. 5-8);
Яцко Н.Н. просила обязать ответчика внести изменения в пункт 7.2 заключенного с ней трудового договора от 1 октября 2022 г. в части указания оклада в размере 10 820 руб., взыскать задолженность по заработной плате за период с 1 октября 2022 г. по 31 января 2023 г. в размере 32 532,76 руб., компенсацию за задержку в выплате заработной платы в размере 717,08 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы на оплату услуг представителя - 7 000 руб. (том 1 л.д. 151-154);
Коростелёвой Т.В. просила взыскать задолженность по заработной плате за период с 1 октября 2022 г. по 31 января 2023 г. в размере 32 969,48 руб., компенсацию за задержку в выплате заработной платы в размере 719,94 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы на оплату услуг представителя - 7 000 руб. (том 2 л.д. 1).
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что являются военно-учетными работниками военно-учетного стола администрации на основании трудовых договоров. Бердникова И.И. состоит с ответчиком в трудовых отношениях с 3 октября 2022 г.; Яцко Н.Н. - с 1 сентября 2022 г.; Коростелёва Т.В. - в качестве начальника военно-учетного стола с 13 октября 2022 г. Сроки выплаты заработной платы определены в пункте 5.1.5 трудового договора. Полагали, что работодатель наделен правом устанавливать стимулирующие и компенсационные выплаты, условия выплат которых определены в Положении об оплате труда работников военно-учетного стола администрации, утвержденном постановлением администрации от 11 августа 2022 г. № 80. Пунктом 1.8 данного Положения предусмотрено, что индексация или повышение должностных окладов работников производится в размерах и сроки, предусмотренные приказом министра обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 587 «Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации» с 1 октября 2022 г. размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала были увеличены на 4 %. В связи с этим 23 ноября 2022 г. военным комиссаром Мишкинского и Юргамышского районов на имя главы Юргамышского муниципального округа было направлено письмо о необходимости внесения изменений в размер оплаты труда в связи с данными нормативными актами. Кроме того, в письме указано, что в соответствии приказом министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 г. гражданскому персоналу начисляется премия в размере 3 755 руб. за фактически отработанное время за месяц. О данных приказах им стало известно в декабре 2022 г., в связи с чем они обратились к ответчику за перерасчетом недоплаченной заработной платы, но им было отказано.
Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 23 июня 2023 г. в удовлетворении исковых требований Бердниковой И.И., Яцко Н.Н., Коростелевой Т.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 октября 2023 г., с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 31 октября 2023 г. об исправлении описки, указанное решение отменено в части отказа в удовлетворении иска Бердниковой И.И., Коростелевой Т.В. к администрации о взыскании задолженности по оплате труда, процентов за несвоевременно выплаченную заработную плату, компенсации морального вреда, судебных расходов, данные требования удовлетворены частично. Взыскана с администрации в пользу Коростелевой Т.В. задолженность по оплате труда в размере 3 325,77 руб., проценты за несвоевременно выплаченную заработную плату - 570 руб. 61 коп., компенсация морального вреда - 10 000 руб., расходы по оплате услуг представителя - 7 000 руб., в пользу Бердниковой И.И. взыскана задолженность по оплате труда в размере 3 888,16 руб., проценты за несвоевременно выплаченную заработную плату - 682 руб. 05 коп., компенсация морального вреда - 10 000 руб., расходы по оплате услуг представителя - 7 000 руб. В остальной части иск Коростелевой Т.В., Бердниковой И.И. оставлен без удовлетворения. Взыскана с Администрации Юргамышского МО государственная пошлина в пользу муниципального образования Юргамышский МО в размере 800 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
От Бердниковой И.И., Коростелевой И.И. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых истцы просят жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, истец Бердникова И.И. в соответствии с трудовым договором от 3 октября 2022 г., Яцко Н.Н. в соответствии с трудовым договором от 1 сентября 2022 г. были приняты на должность работников военно-учетного стола администрации на неопределенный срок.
На основании пункта 7.1 договора данным истцам была установлена оплата труда в следующем размере: оклад в размере 10 403 руб., ежемесячная премия 25%, уральский коэффициент 15%.
Коростелёва Т.В. в соответствии с трудовым договором от 13 октября 2022 г. и должностной инструкцией принята на должность начальника военно-учетного стола администрации на неопределенный срок, с установлением оклада в размере 10 403 руб., ежемесячной премии 25%, уральского коэффициента 15%.
Согласно штатному расписанию на 2022-2023 гг. заработная плата по фонду оплаты труда составила в год 1 017 186 руб.76 коп., из которых ежемесячно:
Яцко Н.Н. установлен должностной оклад в размере 10 403 руб., за сложность 40%, за выслугу лет 4 161 руб. 20 коп., премия 25% - 2 600 руб., доплата до МРОТ - 0, уральский коэффициент 15%, премия за год 23 926 руб. 90 коп.;
Бердниковой И.И. установлен должностной оклад в размере 10 403 руб., за выслугу лет 4 161 руб. 20 коп., премия 25% - 2 600 руб., доплата до МРОТ - 0, уральский коэффициент 15%, премия за год 23 926 руб. 90 коп.;
Коростелёвой Т.В. установлен должностной оклад в размере 10 403 руб., за выслугу лет 4 161 руб. 20 коп., премия 25% - 2 600 руб., доплата до МРОТ - 0, уральский коэффициент 15%, премия за год 23 926 руб. 90 коп.
Свободная ставка также финансируется по аналогичным начислениям по заработной плате и распределена между Яцко Н.Н. и Коростелёвой Т.В.
Распоряжением главы администрации от 17 октября 2022 г. № 107 р/л Яцко Н.Н. установлена доплата за совмещение профессий в сумме 6 866 руб., Коростелёвой Т.В. в сумме 10 299 руб.
22 июня 2023 г. в ответе администрации указано, что доплата за исполнение обязанностей военно-учетного стола работника военно-учетный стол (далее - ВУС), в порядке совмещения, в размере 10 299 руб. у Коростелёвой Т.В. обусловлена исполнением ею дополнительных обязанностей.
На основании личного заявления с Бердниковой И.И. и Коростелёвой Т.В. прекращены трудовые отношения с 14 февраля 2023 г. (распоряжение от 14 февраля 2023 г. № 39 р-л), с 23 мая 2023 г. (распоряжение от 28 апреля 2023 г. № 22р-л).
Согласно расчетным листам заработная плата истцам начислялась и выплачивалась в размере, определенном трудовыми договорами и установленными доплатами.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» администрация, как орган местного самоуправления территории, где отсутствует военный комиссариат, осуществляет государственные полномочия по первичному воинскому учету.
Распоряжением администрации от 21 июня 2022 г. № 2-р «О структуре и предельной штатной численности администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области» утвержден перечень должностных лиц и структурных подразделений администрации, в котором содержится отдел, исполняющий отдельные государственные полномочия (2 группа), - военно-учетный стол в количестве четырех штатных единиц, исполняющих должность работника военно-учетного стола, без выделения штатной единицы исполняющей должность начальника военно-учетного стола.
Постановлением администрации от 11 августа 2022 г. № 80 утверждено Положение об оплате работников военно-учетного стола администрации, разработанное в целях установления оплаты труда работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы и осуществляющих первичный учет на территории Юргамышского МО Курганской области.
Согласно пункту 1.6. Положения при наличии в органах местного самоуправления 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение: военно-учетный стол.
Пунктом 1.8. Положения предусмотрено, что индексация или повышение должностных окладов работников производится в размерах и сроки, предусмотренные приказом Министерства обороны Российской Федерации.
На основании пункта 1.9 Положения оплата труда военно-учетных работников производится из средств субвенции, предоставленной бюджету Юргамышского муниципального образования из федерального бюджета.
В разделе 3 Положения предусмотрено, что в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат: ежемесячная премия в размере 25%, за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы за год.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения в целях заинтересованности в своевременном и добросовестном выполнении своих обязанностей выплачивается денежное вознаграждение:
по окончанию года в декабре работнику выплачивается 13 заработная плата в размере 2 должностных окладов, 15% уральский коэффициент, при наличии экономии средств такие средства направляются на премирование, не превышающие суммы МРОТ.
Пунктом 4.2 Положения предусмотрена доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
На основании пункта 5.2. Положения при расчете годового фонда оплаты труда военно-учетных работников учитываются следующие показатели: численность и должностные оклады, утвержденные штатным расписанием; выплаты стимулирующего характера; выплаты компенсационного характера.
Постановлением администрации от 14 ноября 2022 г. № 360 введена должность начальника военно-учетного стола администрации.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 129, 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 2 и 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходил из того, что оклады истцов были приравнены к окладам, установленным по должности помощника отделения (социального и пенсионного обеспечения, финансово-экономического), отраженных в приказе министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации); средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Порядок и условия оплаты труда военно-учетных работников устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно в пределах субвенций из федерального бюджета. Условия трудового договора, должностных инструкций, Положения об оплате работников военно-учетного стола администрации в части оплаты труда истцов администрацией произведены в полном объеме; истцы не отнесены к категории лиц, обладающих правом на повышение оплаты труда в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации приказа от 30 сентября 2022 г. № 587. Бюджетные средства для исполнения заявленных истцами требований у администрации отсутствовали.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда в части отказа в удовлетворении иска Бердниковой И.И., Коростелёвой Т.В. о взыскании задолженности по оплате труда, процентов за несвоевременно выплаченную заработную плату, компенсации морального вреда, судебных расходов, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отменяя решение суда первой инстанции в данной части и принимая новое решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 1, 8, 9, 57, 130, 134, 135, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. № 2250-р «О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2020 г. оплаты труда работников подведомственных учреждений», распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 2611-р «О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2022 г. оплаты труда работников подведомственных учреждений», приказом министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», исходил из того, что истцы до заключения трудового договора с администрацией являлись военно-учетными работниками администраций сельских советов Юргамышского района. В связи с преобразованием органов местного самоуправления Юргамышского района в Юргамышский муниципальный округ Курганской области в соответствии с Законом Курганской области от 10 декабря 2021 г. № 143, трудовой договор с истцами был заключен администрацией с утверждением истцам должностного оклада в размере 10 403 руб.
В период работы истцов в администрации Юргамышского поселкового совета порядок индексации был предусмотрен аналогичный, что и был утвержден администрацией в 2022 г., при этом право истцов на взыскание индексации признавалось ответчиками, о чем вынесены соответствующие решения суда.
Последнее увеличение оплаты труда в виде увеличения окладов было произведено в 2020 г. распоряжением от 3 декабря 2020 г. № 95-р-л, когда истцам был установлен оклад 10 403 руб., сохраненный при утверждении штатного расписания и в 2022 г.
Учитывая, что право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, а работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации, ответчик не доказал, что истцам была произведена индексация заработной платы в 2022 г. в ином порядке, чем это предусмотрено внутренним локальным актом, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований истцов, положив в основу решения условный расчет, предоставленный ответчиком, определил к взысканию с администрации задолженности по оплате труда вследствие отсутствия индексации в порядке, предусмотренном локальным актом работодателя перед Коростелёвой Т.В. в размере 3 325,77 руб., перед Бердниковой И.И. - 3 888,16 руб.
Делая вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения иска, суд апелляционной инстанции дал оценку доводам и возражениям ответчика по существу заявленных требований.
Так, судом признаны несостоятельными доводы ответчика об отсутствии средств бюджетного финансирования в виде субвенций из Министерства обороны Российской Федерации, указав, что они опровергаются сведениями Департамента финансов Правительства Курганской области. В 2022 г. бюджету Юргамышского района на осуществление полномочий по первичному воинскому учету из областного бюджета предоставлены субвенции в общей сумме 1 907,3 тыс. руб., источником которых являлись субвенции из федерального бюджета. В соответствии с Законом Курганской области от 3 октября 2006 г. № 183 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Курганской области полномочиями органов государственной власти Курганской области по расчету и предоставлению бюджетам городских, сельских поселений Курганской области субвенций из областного бюджета на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по первичному воинскому учету органами местного самоуправления муниципальных образований и утверждении методики распределения между муниципальными округами Курганской области указанных субвенций» органами местного самоуправления распределение субвенции сельским поселениям по статьям расходов осуществляется самостоятельно. Сведениями о расходовании данных субвенций администрацией за 2022 г. подтверждено наличие неиспользованных субвенций, возвращенных в федеральный бюджет.
Установив наличие задолженности по заработной плате, суд апелляционной инстанции произвел расчет компенсации, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, с 1 ноября 2022 г. по 31 января 2023 г., взыскал в пользу Коростелёвой Т.В. компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату по день вынесения апелляционного определения в размере 570,61 руб., в пользу Бердниковой И.И. - в размере 682,05 руб.
Полагая нарушенными трудовые права истцов, выразившиеся в невыплате заработной платы, в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в пунктах 1, 11, 24, 25, 46, 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», учитывая характер спорных правоотношений, длительность нарушения прав истцов, степень вины ответчика, характер нравственных страданий истцов, требования разумности и справедливости, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу Бердниковой И.И., Коростелёвой Т.В. компенсацию морального вреда в размере по 10 000 руб.
Установив, что истцами понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб., с учетом объема проделанной работы, категории и сложности спора, требований разумности и справедливости, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истцов расходов по оплате услуг представителя в размере по 7 000 руб. каждому.
Отказывая в удовлетворении требований истцов о взыскании ежемесячной премии в заявленном ими размере, суд апелляционной инстанции, руководствуясь приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», приказом от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации», исходил из того, что истцы не отнесены к гражданскому персоналу вооруженных сил.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев дела в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и с соблюдением требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы исковых требований, самостоятельно пересмотрел и изменил основание заявленных исковых требований, фактически принял новое решение по новым основаниям, судебная коллегия отклоняет, поскольку из содержания искового заявления следует, что истцами заявлены требования о взыскании задолженности по заработной платы со ссылкой на отсутствие индексации оплаты труда в порядке, установленным Положением об оплате труда, а именно в связи с изданием министром обороны Российской Федерации приказа от 30 сентября 2022 г. № 587 «Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» об увеличении с 1 октября 2022 г. размеров должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала, в связи с чем данный довод не может являться основанием для отмены апелляционного определения.
Иных доводов к отмене апелляционного определения кассационная жалоба не содержит, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не выявлено, нарушений либо неправильного применения судебными инстанциями норм права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено, вследствие чего основания для отмены обжалуемого судебного постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 3795, 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи