ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1637/2021 от 20.10.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-19098/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 20 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Благодатских Г.В.,

судей Варнавской Л.С., Татаринцевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1637/2021 (УИД 24RS0040-01-2021-001483-91) по исковому заявлению прокурора Таймырского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Норильсктрансгаз» об обязании проведения мероприятий по установлению санитарно-защитных зон в отношении опасных производственных объектов

по кассационной жалобе представителя акционерного общества «Норильсктрансгаз» Ольховой Е.А. на решение Норильского городского суда Красноярского края от 8 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Прокурор Таймырского района Красноярского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к акционерному обществу «Норильсктрансгаз» (далее также - АО «Норильсктрансгаз») о возложении обязанности проведения мероприятий по установлению санитарно-защитных зон в отношении опасных производственных объектов.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Таймырского района проверки исполнения АО «Норильсктрансгаз» требований законодательства о промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства в п. Тухард Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, установлено, что основным видом деятельности АО «Норильсктрансгаз» является транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки.

На территории п. Тухард находятся принадлежащие на праве собственности АО «Норильсктрансгаз» и эксплуатируемые ответчиком источники повышенной опасности, расположенные в непосредственной близости от места проживания граждан, оказывающие негативное воздействие на среду обитания человека объекты: Площадка парка по хранению и перевалке метанола и Участок магистрального метанолопровода <адрес>, являющиеся опасными производственными объектами в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Ответчиком до настоящего времени меры к установлению санитарно-защитных зон указанных объектов не приняты, обязанности по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и по представлению в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) заявлений об установлении санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов, не исполнены.

Данные объекты были введены в эксплуатацию до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». При этом у ответчика имелась возможность принятия мер по недопущению выявленных нарушений требований нормативных правовых актов.

17 февраля 2021 г. по выявленным нарушениям генеральному директору АО «Норильсктрансгаз» внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.

12 марта 2021 г. указанное представление АО «Норильсктрансгаз» рассмотрено, разработан и утвержден план установления границ санитарно-защитных зон в <адрес>. В соответствии с указанным планом установление границ санитарно-защитных зон в отношении опасных производственных объектов планируется осуществить в срок до 20 апреля 2022 г. Указанный срок устранения нарушений является недопустимым, поскольку столь длительное неустранение нарушений может привести к причинению существенного вреда неопределенному кругу лиц.

Прокурор Таймырского района, уточнив исковые требования, просил обязать АО «Норильсктрансгаз» произвести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром опасных производственных объектов, расположенных в <адрес>: Площадка парка по хранению и перевалке метанола (регистрационный номер ) и Участок магистрального метанолопровода <адрес> (регистрационный номер ) - на участке метанолопровода от <адрес> до здания насосной склада метанола <адрес>, и в срок до 1 декабря 2021 г.: разработать проект санитарно-защитных зон в отношении указанных опасных производственных объектов; получить положительное экспертное заключение по результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитных зон в отношении указанных опасных производственных объектов; обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) с заявлением об установлении санитарно-защитных зон в отношении указанных опасных производственных объектов.

Решением Норильского городского суда Красноярского края от 8 ноября 2021г. исковые требования удовлетворены частично.

На АО «Норильсктрансгаз» возложена обязанность обратиться в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) с заявлением об установлении, санитарно-защитных зон в отношении опасных производственных объектов расположенных в п. Тухард Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на участке метанолопровода от <адрес> до здания насосной склада метанола <адрес> метанолопровода <адрес> и Площадке парка по хранению и перевалке метанола, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С АО «Норильсктрансгаз» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 мая 2022 г. решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель АО «Норильсктрансгаз» Ольхова Е.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права. Кассатор не оспаривает, что площадка парка для хранения и переработки метанола относится к 1 классу санитарной опасности и требует установления санитарно-защитной зоны. Вместе с тем, полагает, что, исходя из положений действующего законодательства метанолопровод, как объект трубопроводного транспорта, не требует установления санитарно-защитной зоны, а также санитарных разрывов.

На кассационную жалобу поступили письменные возражения от прокуратуры Красноярского края.

В заседании суда кассационной инстанции представитель АО «Норильсктрансгаз» Ботяновский А.С. доводы кассационной жалобы поддержал.

Представитель истца прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г.Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошников С.О. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судами, что ответчик АО «Норильсктрансгаз» зарегистрировано 1 ноября 2016 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО «Норильсктрансгаз» является транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки, в качестве дополнительных видов деятельности общество осуществляет, в том числе транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, хранение и складирование газа и продуктов его переработки, хранение и складирование прочих жидких и газообразных грузов.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 14 августа 2020 г., за правообладателем АО «Норильсктрансгаз» 29 декабря 2016 г. зарегистрировано право собственности на сооружение, адрес (местоположение): <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП от 8 декабря 2016 г., на основании передаточного акта от 5 июля 2016 г. за правообладателем АО «Норильсктрансгаз» 8 декабря 2016 г. зарегистрировано право собственности на метанолопровод <адрес>, протяженность 82 000 м, адрес (местоположение): <адрес>.

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдана АО «Норильсктрансгаз» бессрочная лицензия № от 29 июня 2017 г. на осуществление лицензируемого вида деятельности - эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, из приложения к лицензии усматривается, что в составе лицензируемого вида деятельности выполняются (оказываются) работы (услуги): использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах; хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах; транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах; использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточной давлении 0,07 мегапаскаля, указаны места осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе: <адрес>

Из представленных АО «Норильсктрансгаз» в Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведений, характеризующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), следует, что в состав двадцати одного опасного производственного объекта, принадлежащего АО «Норильсктрансгаз» и эксплуатируемого ответчиком, входят в том числе:

- Площадка парка по хранению и перевалке метанола (III класс опасности – ОПО средней опасности), в состав данного ОПО входят четыре резервуара, вместимостью: три резервуара по 1000 куб.м каждый, один резервуар – 994,854 куб.м.; технологический трубопровод «нефтеналивной причал - склад метанола»; технологические трубопроводы склада метанола; насосная склада метанола, характеристика опасности: обращение опасного вещества);

- Участок магистрального метанолопровода <адрес> (II класс опасности – ОПО высокой опасности), в состав данного ОПО (трубопровод, однониточный, надземной прокладки) входят участок <адрес>, характеристика опасности: обращение опасного вещества, использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 Мпа, характеристика опасного вещества: метанол – бесцветная, легко воспламеняющаяся жидкость, сильнодействующий яд, вызывающий поражение ЦНС и сердечнососудистой системы.

Опасный производственный объект II класса опасности (высокой опасности) - Участок магистрального метанолопровода <адрес> (регистрационный номер ) на участке метанолопровода от <адрес> до здания насосной склада метанола <адрес> расположен, в том числе на территории населенного пункта <адрес>, что ответчиком не оспаривается, а также подтверждено техническим паспортом на сооружение - метанолопровод <адрес>, год ввода в эксплуатацию – 1977, протяженность 82000 м, предназначен для подачи метанола от мест его хранения на газовые месторождения, однониточный надземный, на участке <адрес> проложен на одном свайном основании с «газопроводом – отводом к перевалочной базе <адрес>», на участке <адрес> совместно с «конденсатопроводом <адрес>».

Согласно информации от 10 февраля 2021 г., представленной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты санитарно-защитной зоны в отношении вышеназванных производственных объектов АО «Норильсктрансгаз» не выдавались.

17 февраля 2021 г. прокурором Таймырского района внесено представление генеральному директору АО «Норильсктрансгаз» об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности и санитарно-противоэпидемиологического законодательства в п. Тухард Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

12 марта 2021 г. генеральный директор АО «Норильсктрансгаз» сообщил прокурору Таймырского района о результатах рассмотрения представления, в том числе о разработке и утверждении АО «Норильсктрансгаз» плана установления границ санитарно-защитных зон в п. Тухард, предполагающего установление санитарно-защитных зон в отношении 9-ти производственных объектов общества, в том числе резервуарного парка для хранения метанола, и планируемый срок установления границ санитарно-защитных зон в отношении производственных объектов общества в срок до 20 апреля 2022 г.

Разрешая требования прокурора, суды руководствовались положениями статей 1, 2, 8, 11, 12, 20 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 2, 3 и 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222, предписаниями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

При разрешении спора, суды исходили из того, что в ходе судебного разбирательства подтверждено ненадлежащее исполнение АО «Норильсктрансгаз» требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в длительном непредставлении в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны, в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности ответчику и эксплуатируемых в населенном пункте п.Тухард, ответчиком не принято надлежащих мер к полному исполнению обязанности по надлежащему проведению всего комплекса необходимых натурных исследований и измерений уровней химического, физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека в результате эксплуатации опасных производственных объектов, неисполнение АО «Норильсктрансгаз» требований Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, нарушает основные принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и законные интересы неопределенного круга граждан, проживающих (находящихся) в <адрес>, гарантированные в статьях 41 и 42 Конституции Российской Федерации, в связи с чем пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания оспариваемых судебных постановлений не законными.

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гарантировано в статьях 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, такого состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, тем самым достигается реальная реализация права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (преамбула, абзац второй статьи 1, абзац второй статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с абзацем десятым статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Пунктами 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил, вступивших в силу 15 марта 2018 г., правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Указанные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (пункт 1 Правил).

Пункт 3 Правил (в редакции, действовавшей до 12 марта 2022г.) предусматривал, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Пункт 3 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 3 марта 2022 г. №286, действующей с 13 марта 2022г.) предусматривал, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 марта 2022 г. №84 «Об определении видов объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» определено, что в отношении объектов II - V классов опасности, приведенных в главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8 Правил).

Пунктами 14 - 17 Правил предусмотрен порядок подачи и перечень необходимых документов для разрешения вопросов об установлении санитарно-защитной зоны. В том числе предусмотрена обязанность по предоставлению обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 введена в действие с 1 марта 2008 г. новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), и требования данных санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в силу предписаний статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательны к выполнению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, при этом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с 15 марта 2018 г. действуют в части, не противоречащей Правилам № 222.

Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в приложениях 1-6 настоящего документа (пункт 2.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

При этом постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 7, вступившим в силу 13 марта 2022 г., признаны утратившими силу приложения №№ 1-6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха (ПДК), и (или) предельно допустимого уровня физических воздействий на атмосферный воздух (ПДУ).

В соответствии с пунктами 2.2 и 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.

В силу пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.

Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности. Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта (пункт 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу пункта 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

В соответствии с пунктом 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.

Согласно пункту 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.

В абзаце первом главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств определены ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, устанавливаемых для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, так, устанавливается ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств I класса - 1 000 м, II класса - 500 м; III класса - 300 м; IV класса - 100 м; V класса - 50 м.

В раздел «Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м» подпункта 2 пункта 7.1.14 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 были включены места перегрузки и хранения жидких химических грузов из сжиженных газов (метан, пропан, аммиак, хлор и другие), места перегрузки и хранения сжиженного природного газа объемом от 1000 куб.м, производственных соединений галогенов, серы, азота, углеводородов (метанол, бензол, толуол и другие), спиртов, альдегидов и других соединений.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 7, вступившим в силу 13 марта 2022 г., признаны утратившими силу подпункты 7.1.1 - 7.1.14 пункта 7.1 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, одновременно, данные санитарные правила дополнены действующей с 13 марта 2022 г. таблицей 7.1 «Санитарная классификация», в подпункте 14.1.2 раздела 14 которой предусмотрено, что к классу I относятся места перегрузки и хранения жидких химических грузов из сжиженных газов (метан, пропан, аммиак, хлор и другие жидкие химические грузы из сжиженных газов), места перегрузки и хранения сжиженного природного газа объемом от 1 тысячи куб. м, производственных соединений галогенов, серы, азота, углеводородов (метанол, бензол, толуол и другие углеводороды), спиртов, альдегидов и других производственных соединений.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу частей 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

Выводы судов основаны на указанных нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на исследованные доказательства, обстоятельствам, установленным по делу, не противоречат.

Суды, установив, что ответчик является собственником спорных опасных производственных объектов, отнесенных к таковым в силу положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», расположенных в п. Тухард, учитывая требования санитарного законодательства возлагающего на лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты, обязанность по установлению санитарно-защитной зоны в отношении объектов, включенных в санитарную классификацию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также возможность установления ориентировочного размера санитарно-защитной зоны в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию в зависимости от результатов обследования земельных участок, на которых расположены указанные объекты и влияния данных объектов на состояние окружающей природной среды, в том числе, на состояние атмосферного воздуха (пункты 1.2, 2.1, 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), пришли к законному выводу о возложении на АО «Норильсктрансгаз» обязанности обратиться в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) с заявлением об установлении санитарно-защитных зон в отношении опасных производственных объектов, расположенных в <адрес>, и в отношении площадки парка по хранению и перевалке метанола, также расположенной в указанном поселке.

Довод кассационной жалобы о том, что судами произведено смешение понятий классификации опасных производств, изложенной в Федеральном законе №116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, изложенной в СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03, которые не являются тождественными, противоречит материалам дела и содержанию оспариваемых судебных постановлений.

Довод кассационной жалобы о том, что метанолопровод не относится ни к одному классу согласно санитарной классификации промышленных объектов, в связи с чем, как объект трубопроводного транспорта, не требуется установления санитарно-защитной зоны, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из резолютивной части решения суда первой инстанции, на ответчика не возложена обязанность по установлению санитарно-защитной зоны в отношении объекта недвижимого имущества метанолопровода <адрес>. На АО «Норильсктрансгаз» возложена обязанность обратиться в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) с заявлением об установлении санитарно-защитных зон в отношении опасных производственных объектов расположенных в <адрес> (на участке метанолопровода от <адрес> до здания насосной склада метанола <адрес>).

Исходя из положений Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222, до обращения в компетентный орган лицо, использующее опасный производственный объект обязано произвести обследование такого объекта и земельного участка, в том числе, произвести лабораторные исследование с целью установления негативного воздействия объекта на окружающую природную среду, по результатам которых составить необходимые документы и обратиться в компетентный орган с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны.

Установление санитарно-защитных зон в отношении опасных производственных объектов, не включенных в санитарную классификацию, не противоречит положениям Федерального закона №116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пунктам 1.2, 2.1, 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также плану установления границ санитарно-защитных зон в <адрес>, утвержденному генеральным директором АО «Норильсктрансгаз» 3 марта 2021 г. (т.1 л.д.243), согласно которому общество самостоятельно планировало выполнение работ по разработке проектной документации по установлению расчетных и окончательных санитарно-защитных зон для объектов, расположенных в п.Тухард, в том числе, проведение исследований атмосферного воздуха и получение необходимых заключений, и направлено на исполнение ответчиком обязанностей, возложенных на него законом по исполнению обязательных требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания в результате деятельности АО «Норильсктрансгаз», используемых им территорий, зданий, строений, сооружений, транспортных средств, которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарные правила).

Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов, не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Норильского городского суда Красноярского края от 8 ноября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя АО «Норильсктрансгаз» Ольховой Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи