ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18396/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 5 августа 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Рыжова В.М., Курдюковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1668/2020 по иску ФИО1 к администрации Белгородского района о признании решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства об исключении из списка претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 году незаконным
по кассационной жалобе администрации Белгородского района на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 27 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 16 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
решением Белгородского районного суда Белгородской области от 27 октября 2020 г. иск ФИО1 к администрации Белгородского района о признании решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства об исключении из списка претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 году, незаконным удовлетворен.
Судом постановлено: признать решение комиссии по соблюдению жилищного законодательства при администрации Белгородского района от 10 апреля 2020 г. об исключении ФИО1 и ее членов семьи из списка -претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 году, незаконным;
обязать администрацию Белгородского района включить ФИО1 и ее членов семьи в список - претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 году.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 16 марта 2021 г. решение Белгородского районного суда Белгородской области от 27 октября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Белгородского района оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений и просит их отменить, указывая на то, что семья ФИО1 была исключена из списка – претендентов на участие в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в 2020 г., поскольку уже воспользовалась формой государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, и реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательства по ипотечным жилищным кредитам (займам). На дату исключения семьи ФИО1 из списка, действовала редакция постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 2020 г. № 1050, в соответствии с которой основанием для исключения молодой семьи являлось ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств материнского капитала. Аналогичные положения содержались в пункте 41 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 10 ноября 2014 г. № 410-пп. Кроме того, указанное мероприятие завершено в 2020 году, в связи с чем включить ФИО1 в список претендентов на участие в мероприятии прошлым периодом не представляется возможным.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, обсудив возражения ФИО1, просившей об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что молодая семья К-вых является многодетной и состоит из супругов ФИО1, ФИО2 и их детей – ФИО3, ФИО4, ФИО5
Решением комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации муниципального района «Белгородский район» от 20 марта 2012 г. семья К-вых составом 4 человека была признана нуждающейся в жилом помещении, и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2015-2020» как молодая семья.
Протоколом заседании комиссии по соблюдению жилищного законодательства № 4 от 25 апреля 2019 г. подтверждена нуждаемость семьи К-вых из пяти человек, участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно списку молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 семья К-вых состояла в списке под номером 9.
Семья К-вых, составом 5 человек проживает в жилом доме общей площадью 35,4 кв.м по адресу: <адрес>, приобретенном 25 сентября 2012 г. по договору купли-продажи, который зарегистрирован за ФИО2 на праве собственности, что не оспаривалось ответчиком.
Таким образом, на одного человека семьи приходится 7 кв.м, что менее размера учетной нормы (15 кв.м) по Белгородскому району, утвержденного решением Белгородского районного Совета депутатов от 27 июня 2006 г. № 210 «Об утверждении Порядка осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В связи с рождением третьего ребенка, супруги К-вы воспользовались мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
Протоколом комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 10 апреля 2020 г. № 4 семья К-вых исключена из списка претендентов на участие в мероприятии в 2020 году.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылается на то, что семья истца в связи с получением в установленном порядке мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета утратила право на участие в мероприятии по основанию, определенному в подпункте «г» пункта 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
Правильно определив характер спорных отношений, а также закон, подлежащий применению (пункт 38 постановления Правительства Белгородской области от 10 ноября 2014 г. № 410-пп, статья 1 Федерального закона от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займов) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»), исходя из того, что семья К-вых на момент получения государственных мер поддержки в рамках ФЗ № 157-ФЗ, положения которого распространяются на родителей-граждан РФ, в семьях которых родился третий или последующий ребенок, что названная семья уже была включена в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» по федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050, что законность и исполнимость решения проверяется на момент вынесения решения судом первой инстанции, суд пришел к правильному выводу о том, что решение ответчика, основанное на применении подпункта «г» пункта 22 вышеназванного нормативного акта, неправомерно и противоречит действующему законодательству, которое допускает участие в иных программах поддержки семей, независимо от получения денежных средств для погашения ипотечного кредита молодой семьей, удовлетворив исковые требования истицы.
Судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что во исполнение Федерального закона № 157-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 г. № 1170).
Указанное Положение определяет порядок реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
Меры государственной поддержки реализуются однократно путем направления акционерным обществом «ДОМ.РФ» собственных денежных средств с последующим возмещением обществу недополученных доходов и затрат из федерального бюджета на цели полного или частичного погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) граждан Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящего Положения (далее - погашение кредита (займа), в размере их задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование кредитом (займом).
Однако, правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющих детей, утвержденные постановлением № 1170, изданы в целях поддержки первичного рынка ипотечного кредитования в части обеспечения объемов выдачи ипотечных жилищных кредитов, в контексте пункта 22 Правил субсидии, предоставляемые кредитными организациями, а, следовательно, не могут рассматриваться в качестве формы государственной поддержки граждан по улучшению жилищных условий, которая ограничивает право молодой семьи участвовать в иной программе.
Следовательно, получение заемщиками мер поддержки в соответствии с постановлением № 1170 не является основанием для отказа в предоставлении данным семьям государственной поддержки в рамках иных программ.
АО «ДОМ.РФ» в рамках Постановления № 1170 гражданам предоставляется выплата за счет собственных средств АО «ДОМ.РФ» с последующим возмещением фактически понесенных затрат из федерального бюджета, получателем бюджетных средств является АО «ДОМ.РФ».
Критерием участия молодой семьи в программе «Обеспечение жильем молодых семей» является возраст и нуждаемость в улучшении жилищных условий, а в программе государственных мер поддержки в рамках ФЗ № 157-ФЗ - рождение третьего или последующего ребенка.
Доводы кассационной жалобы о том, что семья истицы в связи с получением мер государственной поддержки за счет средств федерального бюджета утратила право на участие в программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (подпункт г пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья 9в редакции от 29 января 2020 г.), повторяют доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, которые проверялись судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по вышеизложенным основаниям.
Кроме того, подпункт г пункта 22 названных Правил изменен Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2020 г., и погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей..» не является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы, т.е. законодателем признана необходимость соблюдения конституционного принципа равенства и запрета вводить ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств дела, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка в обжалуемых судебных постановлениях по правилам ст.67 ГПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В своей прецедентной практике Европейский Суд по правам человека исходит из того, что согласно принципу правовой определенности стороны не вправе добиваться пересмотра судебного решения лишь в целях повторного рассмотрения дела и вынесения нового решения. Полномочия вышестоящих судов по отмене или внесению изменений в окончательные и подлежащие неукоснительному исполнению судебные решения должны осуществляться в целях исправления существенных судебных ошибок. Одна лишь возможность существования двух взглядов по делу не может служить основанием для пересмотра. Отклонение от этого принципа оправдано, только если это необходимо при наличии существенных и бесспорных обстоятельств. Вступившее в законную силу и подлежащее неукоснительному исполнению судебное решение не должно отменяться вышестоящим судом по жалобе стороны, которая не согласилась с оценкой фактических обстоятельств дела или применимого материального права, при отсутствии существенных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя кассационной жалобы по настоящему делу не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Белгородского районного суда Белгородской области от 27 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 16 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Белгородского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи