ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1681/2022 от 21.07.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное определение составлено 27.07.2022

УИД 66RS0003-01-2022-000468-86

дело № 2-1681/2022 (№ 33-8622/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 21.07.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Волковой Я.Ю., судей Кокшарова Е.В., Сорокиной С.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубаревой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности по назначению страховой пенсии по старости

по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.03.2022.

Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения истца, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что 08.11.2021 обратился в ГУ – Отделение Пенсионного фонда России по Свердловской области (далее по тексту – Отделение) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставил справку о стаже и заработной плате № 210, выданную Государственным архивным управлением Республики Абхазия, ответ ГУ Министерства социального обеспечения и демографической политики Республики Абхазия «Пенсионный фонд Республики Абхазия» № 112, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Трудовая книжка предоставлялась ранее в марте 2021 г. Решением № 1183120/21 в назначении страховой пенсии по старости отказано, не включены периоды с 01.01.1991 по 14.12.1992 в качестве грузчика, с 06.07.1993 по 20.07.2013 - в качестве экспедитора. Истец считал указанное решение незаконным, указывая, что в названные периоды он работал, за эти периоды уплачены страховые взносы, его общий трудовой стаж с учетом периодов с 20.04.1983 по 14.12.1992 и с 06.07.1993 по 20.07.2013 составил 21 год 7 месяцев 29 дней, сведения о подтверждении уполномоченными органами Республики Абхазия стажа и заработка, документы, свидетельствующие об уплате за заявителя в указанный период страховых взносов на пенсионное обеспечение, в Отделение представлены. Истец просил признать решение Отделения № 1183120/21 об отказе в установлении пенсии незаконным, возложить на Отделение обязанность включить период работы названные периоды в стаж, предоставляющий право на назначение страховой пенсии по старости, возложить обязанность назначить страховую пенсию по старости с даты обращения за ее начислением, с 08.11.2021.

Определением суда первой инстанции от 08.02.2021 указанный в исковом заявлении ответчик – Пенсионный фонд России в Кировском районе г. Екатеринбурга заменен на Отделение.

Ответчик иск не признал, указав, что требуемая продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в 2021 г., составляет 12 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) - не ниже 21. Страховой стаж ФИО1, принятый к зачету, - 07 лет 08 месяцев 12 дней, ИПК - 20,608. Оснований для включения спорных периодов в страховой стаж истца не имеется, т.к. вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Республики Абхазии урегулированы Соглашением от 14.04.2015 о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия (далее по тексту – Соглашение), нормы Соглашения на истца не распространяются, спорные периоды после 01.01.1991 могут быть зачтены в стаж при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, тогда как из ответа № 112 сделать вывод о том, что Пицундский курортторг уплачивал страховые взносы за спорные периоды работы истца в Пенсионный фонд Российской Федерации, не представляется возможным.

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.03.2022 иск ФИО1 к Отделению о включении периодов в стаж, назначении пенсии удовлетворен частично: в общий страховой стаж ФИО1 зачтены периоды работы с 01.01.1991 по 14.12.1992 в должности грузчика в Пицундском курортторге, с 06.07.1993 по 20.07.2013 в должности экспедитора в Пицундском курортторге (с 05.04.1995 – Пицунда торг, с 29.06.2000 - Пицундское хозрасчетное предприятие торговли и общепита), на Отделение возложена обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 24.11.2021, в удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) ответчик просит решение суда в части включения периодов работы истца в стаж и возложении обязанности по назначению пенсии отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом закона (Соглашения, ч. 2 ст. 11, ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», далее по тексту – Закон № 400-ФЗ), возможность зачета спорных периодов лишь при условии уплаты страховых взносов в ПФР, отсутствие надлежащих доказательств в подтверждение этого факта, отсутствие у истца ИПК и стажа, необходимой продолжительности, для назначения пенсии.

В возражениях на жалобу истец указывает на законность решения суда, прося его оставить без изменения.

На стадии апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия истребовала от Отделения выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении истца, предложила истцу представить дополнительные доказательства уплаты страховых взносов за спорные периоды в бюджет ПФР, справку о заработке за иной период работы, чем представлена в Отделение. По ходатайству истца в судебном заседании 14.06.2022 объявлен перерыв до 21.07.2022 (истец пояснил, что дополнительные доказательства будет получать самостоятельно в Республике Абхазия). В адрес суда от Министерства социального обеспечения и демографической политики Республики Абхазия поступило письмо от 04.07.2022 с приложением документов, подтверждающих факт работы ФИО1, в т.ч. приложены справка Пицундинского хозрасчетного предприятия торговли и общественного питания от 30.06.2016 о заработке истца за период с 1988 по 1991 г.г., справка Государственного предприятия «ФИО2 райсельхоззаготовка» от 04.07.2022 о работе истца с 04.08.1977 по 14.04.1983 в Гальском районном межхозяйственном объединении по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья «Абхазсельхоззаготовка» учеником сборщика, сборщиком 2 разряда, слесарем-сборщиком 3 разряда, указано, что с 01.02.1994 Гальское районное межхозяйственное объединение по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья «Абхазсельхоззаготовка» переименовано в ГП «ФИО2 райсельхоззаготовка» на основании приказа Министерства сельского хозяйства РА от 28.01.1994 № 12, основание выдачи – книги приказов за период с 1977 по 1994 г.г.

После получения названных дополнительных доказательств они были направлены в Отделение, которому судебной коллегией предложено определить ИПК истца с учетом этих документов.

Из поступившего ответа Отделения от 14.07.2022 следует, что с учетом дополнительных документов ИПК истца составит 36, 671, страховой стаж истца составит 13 лет 0 мес. 12 дней, в случае обращения в Отделение с заявлением о назначении пенсии и предоставлением оригинала данной справки ФИО1 будет иметь право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

Судебной коллегией приняты названные выше дополнительные доказательства, т.к. они необходимы для разрешения спора по существу, суд не разъяснял право их представить.

В заседание судебной коллегии представитель Отделения не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, изначально посредством электронной почты и размещением информации на сайте областного суда, о дате продолжения судебного заседания после окончания перерыва – посредством уведомления в тексте судебного запроса от 07.07.2022 и размещением информации на сайте суда. Доказательств уважительности причин неявки представителя в судебное заседание Отделение не представило, об отложении процесса не просило. С учетом ч. 1 ст. 327, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 08.11.2021 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, обратился в Отделение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ и в соответствии с Соглашением от 14.04.2015 между Российской Федерации и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия. На рассмотрении Отделения находились, помимо заявления ФИО1, следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации ФИО1, справка о стаже и заработной плате № 210 от 20.04.2021, выданная Государственным архивным управлением Республики Абхазия, ответ Государственного учреждения Министерства социального обеспечения и демографической политики Республики Абхазия «Пенсионный фонд Республики Абхазия» № 112 от 21.04.2021, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Отделением к зачету принят стаж с 20.04.1983 по 31.12.1990 – период работы по справке о стаже и заработной плате № 210 от 20.04.2021, выданной Государственным архивным управлением Республики Абхазия. Не приняты к зачету периоды работы с 01.01.1991 по 14.12.1992 и с 06.07.1993 по 20.07.2017 в Пицундском курортторге – работа за пределами территории Российской Федерации со ссылкой на то, что из ответа № 112 не представляется возможным сделать вывод о том, что Пицундский курортторг уплачивал страховые взносы за эти периоды работы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ.

ФИО1 определен страховой стаж 07 лет 08 месяцев 12 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент 20,608, при минимально необходимых значениях стажа – 12 лет, ИПК – 21.

Как следует из поступившего в адрес судебной коллегии письма от 04.07.2022 от Министерства социального обеспечения и демографической политики Республики Абхазия, к которому приложена справка Государственного предприятия «ФИО2 райсельхоззаготовка» от 04.07.2022 № 88, ФИО1 работал с 04.08.1977 по 14.04.1983 в Гальском районном межхозяйственном объединении по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья «Абхазсельхоззаготовка» учеником сборщика, сборщиком 2 разряда, слесарем-сборщиком 3 разряда. В этой же справке указано, что с 01.02.1994 Гальское районное межхозяйственное объединение по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья «Абхазсельхоззаготовка» переименовано в ГП «ФИО2 райсельхоззаготовка» на основании приказа Министерства сельского хозяйства РА от 28.01.1994 № 12, основание выдачи – книги приказов за период с 1977 по 1994 г.г.

Согласно трудовой книжке ФИО1 АТ-VI № 8704783, ФИО1 20.04.1983 принят грузчиком продовольственного склада Пицундского отделения Гагрского курорторга. 24.05.1983 Пицундское отделение Гагрского курортторга переименовано в Пицундский курортторг. 14.12.1992 ФИО1 уволен по сокращению. 06.07.1993 ФИО1 принят на работу экспедитором продовольственного склада в Пицундский курортторг. 05.04.1995 эта организация переименована в Пицунда торг, 08.09.2000 переименована в Пицундское хозрасчетное предприятие торговли и общепита. 20.07.2013 истец уволен по собственному желанию.

Согласно ответу Государственного учреждения Министерства социального обеспечения и демографической политики Республики Абхазия «Пенсионный фонд Республики Абхазия» № 112 от 21.04.2021, Пицундский курортторг с 20.04.1993 по 20.07.2013 уплачивал страховые взносы, ответ дан на основании книги учета страховых взносов.

Согласно справке Государственного архивного управления Республики Абхазия № 210 от 20.04.2021, в документах Пицундского курортторга по книгам приказом и платежным ведомостям ФИО1 значится грузчиком с 20.04.1983 года (приказ № 67 от 25.04.1983) по 14.12.1992 (приказ № 31 от 14.12.1992). Вновь назначен экспедитором с 06.07.1993 (приказ № 39 от 06.07.1993) по 20.07.2013 (приказ № 2 от 20.07.2013). Указана заработная плата за периоды с 1983 по 1988 г.г.

В дополнительно представленной в судебную коллегию справке Пицундинского хозрасчетного предприятия торговли и общественного питания от 30.06.2016 содержатся сведения о заработке истца за период с 1988 по 1991 г.г.

В адрес пенсионного органа 21.04.2021 Министерством социального обеспечения и демографической политики направлены сведения за № 670 в отношении ФИО1 о заработной плате, справка Пицундского хозрасчетного предприятия торговли и общепита от 30.06.2016, справка Пицундского хозрасчетного предприятия торговли и общепита № 44 от 30.06.2016 с указанием о переименованиях организации-работодателя.

Справки с аналогичными сведениями о периодах работы и заработной плате ФИО1 выданы Государственным архивным управлением Республики Абхазия № 361 от 20.08.2020, а также № 361 от 20.08.2020.

Трудовая книжка ФИО1 в пенсионный орган предоставлена 26.03.2020. ФИО1 зарегистрирован в системе пенсионного страхования 25.03.2020.

26.03.2020 ФИО1 уведомлен о возможности в период с 25.10.2021 по 24.11.2021 подать заявление о назначении пенсии, доставке пенсии, единовременной выплате средств пенсионных накоплений.

На стадии апелляционного рассмотрения дела от Отделения поступил ответ от 14.07.2022 на судебный запрос, из этого ответа следует, что с учетом дополнительных документов ИПК истца составит 36, 671, страховой стаж истца составит 13 лет 0 мес. 12 дней, Отделение подтверждает, что в случае обращения в Отделение с заявлением о назначении пенсии и предоставлением оригинала справки Государственного предприятия «ФИО2 райсельхоззаготовка» от 04.07.2022 № 88 ФИО1 будет иметь право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

Разрешая спор, суд первой инстанции ссылался на нормы ст.ст. 2, 8, 11, 14 Закона № 400-ФЗ, ст.ст. 3, 8.1, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», Указа Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1260 «О признании Республики Абхазия», Соглашения от 14.04.2015, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия, п.п. 10, 11, 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.

Суд первой инстанции указал, что действие Соглашения от 14.04.2015 между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия, распространяется на лиц, круг которых определен пунктом 1 статьи 2 Соглашения, к ним отнесены граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Абхазия, за исключением граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, имеющим периоды работы на территории Республики Абхазии, при установлении пенсии могут быть учтены только периоды работы до 01.01.1991 (как периоды бывшего СССР), а после этой даты только при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Установив, что ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в 2020 г., периоды работы в Республике Абхазия подтверждены и трудовой книжкой истца, и справками, выданными Государственным архивом республики Абхазия и Государственным учреждение Министерства социального обеспечения и демографической политики Республики Абхазия «Пенсионный фонд Республики Абхазия», данные трудовой книжки и документов, выданных компетентными органами Республики Абхазия, идентичны, Пенсионным фондом Республики Абхазия подтвержден факт уплаты Пицундским курортторгом страховых взносов за истца, суд, с целью соблюдения пенсионных прав истца – гражданина Российской Федерации, осуществлявшего свою трудовую деятельность в Республике Абхазия, счел возможным зачесть в общий страховой стаж ФИО1 периоды работы спорные периоды работы.

Отказывая истцу в иске о признании незаконным решения Отделения, суд отметил, что при назначении пенсии трудовая книжка истцом представлена не была, при принятии решения о назначении пенсии предметом оценки не являлась, трудовая книжка предоставлялась истцом в 2020 г. для внесения сведений в индивидуальный (персонифицированный) учет.

С учетом положений Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» суд пришел к выводу, что право ФИО1 на назначение пенсии возникает в 61 год и 6 месяцев, то есть 24.11.2021, с указанной даты страховая пенсия подлежит назначению истцу.

Проверяя доводы жалобы ответчика об отсутствии у истца права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства, судебная коллегия учитывает следующее.

В силу ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 18-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Для лиц, достигших 60 лет (мужчины) в первом полугодии 2020 г. (как истец) право на назначение страховой пенсии по старости возникает в 61 год 6 месяцев. Этого возраста истец достиг 24.11.2021, подав 08.11.2021 заявление о назначении пенсии.

Как верно указало в решении № 1183120/21 Отделение, право на пенсию у истца будет в указанную дату при наличии общего страхового стажа – 12 лет и ИПК – 21.

Правомерна и ссылка ответчика на нормы ст. 11 Закона № 400-ФЗ, которые подлежат применению к спорным отношениям.

В силу ч. 2 ст. 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В период работы истца до прекращения существования СССР (12.12.1991, Соглашение от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», вступившего в силу для Российской Федерации с 12.12.1991) действовали Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, которыми предусматривалось право на государственную пенсию рабочих и служащих СССР, имеющих стаж работы в СССР.

С учетом этих норм Отделение неправомерно не зачло в стаж истца период его работы 01.01.1991 по 12.12.1991 (11 мес. 12 дней).

Как следует из справки Государственного предприятия «ФИО2 райсельхоззаготовка» от 04.07.2022 № 88, ФИО1 работал с 04.08.1977 по 14.04.1983 в Гальском районном межхозяйственном объединении по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья «Абхазсельхоззаготовка» учеником сборщика, сборщиком 2 разряда, слесарем-сборщиком 3 разряда. В этой же справке указано, что с 01.02.1994 Гальское районное межхозяйственное объединение по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья «Абхазсельхоззаготовка» переименовано в ГП «ФИО2 райсельхоззаготовка» на основании приказа Министерства сельского хозяйства РА от 28.01.1994 № 12, основание выдачи – книги приказов за период с 1977 по 1994 г.г.

Истец пояснил, что трудовая книжка, в которой был отражен этот стаж, была утрачена, вследствие чего заведена трудовая книжка в 1983 г., не содержащая записей об этой работе. Поскольку в адрес суда данная справка в оригинале поступила как приложение к письму от 04.07.2022 уполномоченного государственного органа - Министерства социального обеспечения и демографической политики Республики Абхазия, данных о недостоверности сведений, указанных в этой справке, нет, в справке отражены основания ее выдачи, она принимается во внимание судебной коллегией в качестве достоверного и допустимого доказательства, имея ввиду, что истец в системе персонифицированного учета зарегистрирован в 2020 г., а потому письменные доказательства от работодателей даже в отсутствие данных в ИЛС могут быть учтены (ч. 1 ст. 14 Закона № 400-ФЗ).

Период работы истца в СССР с 04.08.1977 по 14.04.1983 (5 лет 08 месяцев 11 дней) подлежит зачету в общий страховой стаж, принимая во внимание указанные выше нормы права, с учетом только периодов работы истца в период существования СССР, стаж истца для назначения пенсии составит 14 лет 04 месяца 05 дней, что больше требуемого по закону 12-летнего стажа.

Отделение при решении вопроса о праве истца на назначение пенсии не выясняло вопрос о наличии у истца иного стажа работы, не разъясняло истцу право представить доказательства такой работы. При этом Отделение не возражает против того, что с учетом названной справки № 88 у истца право на назначение пенсии будет, в том числе и с учетом того, что при представленных дополнительно справках о работе и заработке истца за иной период размер ИПК составит, по расчету Отделения, 36, 671, что превышает требуемый ИПК - 21.

При таких обстоятельствах решение суда о признании права истца на назначение пенсии с 24.11.2021 и возложении на Отделение обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости с 24.11.2021 закону не противоречит, является правильным.

Судебная коллегия, проверяя доводы жалобы ответчика о том, что к спорным отношениям не подлежат применению нормы Соглашения, отмечает следующее.

Действительно, из преамбулы Соглашения следует, что оно заключено с целью урегулировать отношения в сфере пенсионного обеспечения и повысить уровень его в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, а в соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Соглашения определено, что установление и выплата страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Абхазия (далее - граждане), за исключением граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, производятся в порядке и на условиях, которые определены законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Соглашением.

Соответственно, Соглашением регламентированы вопросы пенсионного обеспечения граждан России, постоянно проживающих в Республике Абхазия, в т.ч. и назначение, перерасчет и выплата гражданам трудовых пенсий за трудовой стаж, выработанный на территории Республики Абхазия в соответствии с законодательством Республики Абхазия за период, начиная с 01.01.2002 по законодательству Республики Абхазия, учет трудового стажа, выработанного до указанной даты (п. 2 ст. 2 Соглашения), гарантию минимального уровня размера пенсии за счет бюджетных средств Российской Федерации (ст.ст. 3-5 Соглашения). Истец, постоянно проживающий на территории Российской Федерации и претендующий на назначение пенсии по российскому законодательству, к таким гражданам не относится, а потому нормы данного Соглашения не могут применяться к спорным отношениям.

Но и без учета данного Соглашения решение суда о праве истца на пенсионное обеспечение по нормам ст. 8 Закона № 400-ФЗ является правильным по обстоятельствам, приведенным выше.

К спорным отношениям по периодам работы до 31.12.2001, с учетом положений ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ, подлежат применению нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые действовали в названный период.

Статья 4 этого Закона предусматривала, что проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.

В силу ст. 10 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия устанавливалась на общих основаниях мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет. Нормы этого закона, действовавшие до 01.01.2002, не предусматривали уплаты страховых взносов в качестве обязательного условия зачета периодов работы в стаж для назначения пенсии, т.к. с 01.01.2002, даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, в страховой стаж стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов. Эти же нормы не предусматривали возможности зачета периода работы за пределами Российской Федерации лишь при условии уплаты в бюджет ПФР взносов на пенсионное страхование. Впервые такая норма предусмотрена 01.10.2002 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Российской Федерацией Республика Абхазия в качестве суверенного и независимого государства признана вступившим в законную силу 26.08.2008 Указом Президента Российской Федерации от 26.08.2008 № 1260 «О признании Республики Абхазия». Подлежащего применению к спорным отношениям международного договора с Республикой Абхазия у Российской Федерации нет.

Но до указанной даты применимо заключенное 16.05.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (ратифицировано Федеральным законом от 08.10.2000 № 128-ФЗ, вступило в силу 28.06.2002, далее - Соглашение от 16.05.1997).

В статье 1 Соглашения от 16.05.1997 дано определение трудового (страхового) стажа, под которым понимается продолжительность трудовой деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения для определения права на пенсию, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Грузии (в том числе до вступления в силу данного соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991.

С учетом указанной нормы и период работы истца с 13.12.1991 по 31.12.1991 должен быть зачтен в его стаж.

Из приведенных нормативных положений и международного договора следует, что при назначении страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и имели место до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов, в т.ч. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из изложенного, периоды работы истца с 01.01.1992 по 14.12.1992, с 06.07.1993 по 31.12.2001 правомерно зачтены в общий трудовой (страховой) стаж истца.

Относительно периода работы с 01.01.2002 по 20.07.2013 судебная коллегия отмечает, что этот период подлежал зачету в стаж при условии уплаты страховых взносов в бюджет ПФ РФ (ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч. 2 ст. 11 Закона № 400-ФЗ). Достаточных и допустимых доказательств непоступления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взносов за данный период работы Отделение суду не представило, данный вопрос при назначении пенсии фактически не исследовало, учитывая лишь выписку из ИЛС в отношении истца, при том, что в системе персонифицированного учета истец зарегистрирован значительно позднее даты окончания периода работы, в 2020 г. Никаких справок об отсутствии страховых взносов за истца за период с 2002 по 2013 г.г. суду не представлено, при том, что Отделение имело возможность представить указанные документы, об оказании судом помощи в получении доказательств не просило (ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия отмечает, что включение данного периода (с 2002 по 2013 г.г.) в страховой стаж истца решающего правового значения не имеет ни для определения права истца на пенсию (с учетом выработки истцом необходимого для назначения пенсии общего стажа еще в период СССР), ни для расчета размера пенсии (относительно периода после 2002 г. учитываются только страховые взносы, а не сам стаж работы – ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), права Отделения включением в стаж истца названного периода не нарушаются.

По приведенным мотивам решение суда не подлежит отмене.

Доводы жалобы Отделения о неприменении к спорным отношениям Соглашения, необходимости применения ч. 2 ст. 11 Закона № 400-ФЗ правомерны, но не могут быть основанием к отмене правильного по существу решения суда о праве истца на назначение пенсии по ст. 8 Закона № 400-ФЗ, с чем в итоге согласился и сам ответчик, указав на это в ответе от 14.07.2022 на судебный запрос (с учетом указанных выше норм права и их применения к спорным отношениям).

Оснований к отмене решения суда по доводам жалобы нет, равно как и нет названных в ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда независимо от доводов жалобы.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 17.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий Я.Ю. Волкова

Судьи Е.В. Кокшаров

С.В. Сорокина

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...