ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-1686/2022 от 25.10.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Катюха А.А. УИД RS0-30

Докладчик Марьенкова А.В. Дело №33-2450/2022 (№2-1686/2022)

А П Е Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 октября 2022 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего: Марьенковой А.В.,

судей: Вишнякова О.В., Чемис Е.В.,

при помощнике судьи: Волковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лохмана Михаила Григорьевича к обществу с ограниченной ответственностью «Технологическая компания «Шлюмберже», государственному учреждению – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области о защите пенсионных прав,

по апелляционной жалобе представителя Лохмана М.Г. Смолярова С.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 22 июня 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения представителя Лохмана М.Г. Смолярова С.А., действующего на основании доверенности от 17.03.2022, представителя ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» Малаховой В.С., действующей на основании доверенности от 21.09.2022, представителя Государственного учреждения – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области Точилиной Е.О., действующей на основании доверенности от 12.04.2022, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

22.11.2021 Лохман М.Г. обратился в суд с иском к ООО «Технологическая компания «Шлюмберже», государственному учреждению – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области о защите пенсионных прав. В обоснование заявленных требований указал, что 03 сентября 2021 года обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При проверке ГУ – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области исключило из специального стажа периоды: с 01 января по 31 декабря 2014 года; 1 квартал 2015 года; 1 и 2 квартал 2016 года; с 01 января по 31 декабря 2017 года; 1, 2 и 3 кварталы 2018 года; 2, 3 и 4 кварталы 2019 года; 1 и 2 кварталы 2019 года, что явилось основанием для принятия 20 октября 2021 года решения об отказе в назначении пенсии.

С учетом уточненных исковых требований просил: возложить на ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» обязанность выдать ему справку, уточняющую особых характер работы или условия труда, необходимую для назначения льготной пенсии, подтверждающую постоянную занятость в обществе за период с 01 января 2014 года по 20 апреля 2020 года; представить в ГУ – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области сведения о стаже индивидуального (персонифицированного) учета на него с подтверждением постоянной занятости в соответствии с требованиями действующего законодательства в связи с тяжелыми условиями труда за спорные периоды; признать незаконным решение ГУ – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области от 20.10.2021 в части исключения из стажа работы периодов трудовой деятельности с 01 января 2014 года по 20 апреля 2020 года в качестве инженера – механика по переработке и утилизации отходов бурения ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» и их включении в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии; признать за ним право и назначить досрочно страховую пенсию по старости с 12 декабря 2020 года.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого ставит вопрос представитель Лохмана М.Г. Смоляров С.А. в апелляционной жалобе. Приводит доводы о том, что в спорный период времени истец исполнял обязанности механика на работах с вредными условиями труда. Указывает на несоответствие состоявшегося по делу судебного постановления требованиям гражданского процессуального законодательства.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» Верхоланцева Л.В. указала на законность и обоснованность решения суда.

В суде апелляционной инстанции представитель Лохмана М.Г. Смоляров С.А. настаивает на отмене состоявшегося по делу судебного постановления.

Представители ГУ – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области Точилина Е.О., ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» Малахова В.С. указали на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

Лохман М.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.

Из материалов дела следует и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что Лохман М.Г., <данные изъяты>) 03 сентября 2021 года обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости (т.1, л.д.105-108). В этот же день в адрес истца направлено уведомление о необходимости предоставления в срок до 13 декабря 2021 года дополнительных документов – справки, подтверждающей характер работы в ПАО «НК-Роснефть», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» (т.1, л.д.111-114).

Решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области №92129/21 от 20 октября 2021 года Лохману М.Г. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что его страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера составил 10 лет 04 месяца 09 дней (при требуемых 12 лет 6 месяцев) (т.1, л.д.95).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями пенсионного законодательства и исходил из обоснованного исключения из специального стажа периодов работы истца в ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» в должности инженера – механика по переработке и утилизации отходов бурения с 01 января 2014 года по 20 апреля 2020 года в связи с отсутствием указанной должности в Списке №2, не установленным ее тождеством должности механика, занятой на работах по добыче нефти, газа и газового конденсата, на работах по подземному и капитальному ремонту скважин, поддержания пластового давления, вторичных методов добычи нефти, и предоставлением работодателем Лохмана М.Г. сведений персонифицированного учета без кода особых условий труда, а также отсутствием правовых оснований для отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительных взносов за вредные условия труда.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда отдельных видов работ и с тяжелыми условиями труда; при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (п.2 и п.5 ч.1, ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях") (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 №719-О).

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 – 10 и 16 – 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч.2 ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях").

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Из материалов дела следует, что ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» в сентябре 2021 года представлены в Государственное учреждение – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Лохмана М.Г., из содержания которых следует, что его страховой стаж составил 29 лет 03 месяца 24 дня, стаж в районах Крайнего Севера – 16 лет 10 месяцев 02 дня, специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда по Списку №2 составил 10 лет 04 месяца 09 дней. При этом в связи с отсутствием в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода об особых условиях труда в специальный стаж на соответствующих видах работ не включен период работы Лохмана М.Г. в должности инженера – механика по переработке и утилизации отходов бурения с 01 января 2014 года по 20 апреля 2020 года в связи с отсутствием указанной должности в Списке №2.

Именно приведенные обстоятельства явились основанием для принятия Государственным учреждением – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области решения №92129/21 от 20 октября 2021 года об отказе Лохману М.Г. в назначении страховой пенсии по старости.

В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Между тем, судом может быть решен вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в случае неправильного наименования работодателем должности истца (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2017 №70-КГ17-16).

Судебной коллегией установлено, что позиция 06 раздела В "Добыча нефти и природного газа" ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, включает: добычу нефти; добычу нефтяного (попутного) газа; добычу горючих (битуминозных) сланцев и битуминозных песков и извлечение из них нефти; добычу природного газа и жидких углеводородов (конденсата); деятельность по эксплуатации и/или разработке нефтяных и газовых месторождений. Подобная деятельность может включать оснащение и оборудование скважин, эксплуатацию промысловых сепараторов, деэмульгаторов, илоотделителей, нефтепромысловых трубопроводов и все прочие виды деятельности по подготовке нефти или газа, для перевозки от места их добычи до пункта отгрузки (поставки). Между тем, эта группировка не включает: услуги по добыче нефти и газа за вознаграждение или на контрактной основе (09.10); поисково-разведочные работы на нефтяных и газовых скважинах (09.10); разведочное бурение (09.10); очистку нефтепродуктов (19.20); разведку нефтяных месторождений и другие геофизические, геологические и сейсмические исследования (71.12).

Согласно Выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 13.07.2022 основным видом деятельности ООО «Технологическая компания Шлюмберже» является производство прочих приборов, датчиков, аппаратуры и инструментов для измерения, контроля и испытаний. В качестве дополнительных видов деятельности указано на предоставление услуг: по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата (ОКВЭД 09.10.1); по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек (ОКВЭД 09.10.2); по доразведке месторождений нефти и газа на особых экономических условиях (ОКВЭД 09.10.3); прочих услуг в области добычи нефти и природного газа (ОКВЭД 09.10.9); производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 28.99); ремонт электронного и оптического оборудования (ОКВЭД 33.13).

Предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа включает: предоставление услуг в части добычи нефти и газа за вознаграждение или на договорной основе, в том числе: проведение наземных маршрутов геологического содержания при геологической съемке, геологическом доизучении ранее заснятых площадей, комплексной съемке, гидрогеологическом доизучении ранее заснятых площадей, поисках и поисково-оценочных работах, работах общего назначения; отбор и обработку проб горных пород и полезных ископаемых; проведение геохимических работ; проведение гидрогеологических работ; проведение геоэкологических работ; проведение полевых сейсморазведочных работ; проведение работ с применением методов электроразведки; проведение работ с применением методов гравиразведки и магниторазведки; проведение аэрогеофизических работ; проведение геофизических исследований скважин на нефть и газ; проведение работ по бурению глубоких скважин различных категорий, включая опорные, параметрические, поисково-оценочные и разведочные, на углеводородное сырье; проходку поверхностных и подземных горных выработок; проведение морских геолого-геофизических работ; проведение инженерно-геологических работ; проведение лабораторных работ; проведение топогеодезических работ; направленное бурение и повторное бурение, ударное бурение, монтаж буровой установки на месте, ремонт и демонтаж, цементирование обсадных труб нефтяных и газовых скважин, откачка скважин, заглушка и консервация скважин и т.д.; сжижение и обогащение природного газа на месте добычи для последующей перевозки; услуги по дренажу и откачке воды за вознаграждение или на договорной основе, пробное бурение на месте предполагаемой добычи нефти или газа (позиция 09.10 раздела В "Добыча нефти и природного газа" ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст).

В соответствии со ст.23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах", Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 №118, действующим на момент разрешения спора судом первой инстанции, мероприятия по утилизации отходов бурения и бурового шлама, полученных в ходе строительства скважин, являются составной частью технического проекта на разработку нефтяного месторождения; обезвреживание (переработка) данных отходов является неотъемлемой частью процесса строительства скважин и входит в технологию разработки месторождений полезных ископаемых.

Утилизацией отходов является любой процесс, основным результатом которого является полезное использование отходов на месте их образования (на установке/предприятии или в других отраслях экономики), в котором отходы используют для замены других материалов, могущих быть использованными для выполнения определенных функций, и в котором отходы подвергают предварительной обработке, способствующей выполнению этих функций (пп.3.6 ГОСТ Р 57677-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отходов недропользования, утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 19.09.2017 №1162-ст).

Буровой шлам представляет собой водную суспензию, твердая часть которой состоит из продуктов разрушения горных пород забоя и стенок скважины, продуктов истирания бурового снаряда и обсадных труб, глинистых минералов (при промывке глинистым раствором) (п.Б.2.). Для утилизации бурового шлама используются следующие методы: закачка переработанной смеси из измельченной твердой и жидкой отработки в подземные пласты, где была выкачана нефть; использование твердой отработки для изготовления смесей, необходимых в строительстве; транспортирование на полигоны для захоронения (п.Б.2.2 ГОСТ Р 57677-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отходов недропользования, утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2017 №1162-ст).

В соответствии с пп."б" п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Разделом XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 и подлежащего применению к спорным периодам работы Лохмана М.Г. (с 01 января 2014 года по 20 апреля 2020 года), предусмотрены должности механиков, старших механиков, занятых на работах по добыче нефти, газа и газового конденсата (на нефтегазопромыслах), на работах по подземному и капитальному ремонту скважин, поддержанию пластового давления, вторичных методов добычи нефти, газа и газового конденсата, по повышению нефтеотдачи пластов (код позиции 2130100б-23485, категории руководители и специалисты).

В постановлении Минтруда Российской Федерации от 11.05.1993 №105 "О порядке применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 №10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 09.08.1991 №591" даны разъяснения, согласно которым по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать: по позиции 2130100б-23485 как механикам, старшим механикам, занятым капитальным ремонтом скважин в производственных процессах по бурению скважин, на вышкостроении, опробовании (испытании) скважин.

Должность инженера – механика по переработке и утилизации отходов бурения Списком №2 не предусмотрена.

При этом, должность инженера – механика согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 №367, имеет код по ОК 016-94 22509, код Общероссийского классификатора занятий. ОК 010-93 (ОКЗ), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 №298 и действующего до 01 июля 2015 года, 2145 (инженеры-механики и технологи машиностроения) и относится к должностям служащих.

Вступившим в силу с 01 июля 2015 года ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий, принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2020-ст, код по ОКЗ 2145 изменен на 2144. Так, инженеры-механики проводят исследования, консультации и разработки, руководят производством машин, воздушных судов, морских и речных судов, производственного оборудования и промышленных установок, оборудования и систем; консультируют и заведуют вопросами их эксплуатации, технического обслуживания и ремонта; а также изучают и консультируют по механическим аспектам определенных материалов, изделий и процессов.

Судебной коллегией на основании вступившего в законную силу 19 марта 2019 года решения Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 19.10.2018 установлено, что Лохман М.Г. на основании приказа и трудового договора №ТЮТ-607 от 09.10.2013 принят на должность инженера-механика по переработке и утилизации отходов бурения в филиал «ЭМ-Ай СВАКО, г. Южно-Сахалинск» ООО «Технологическая компания Шлюмберже», служба экологических решений на полный рабочий день по основному месту работы с 01 января 2014 года. Местом работы является буровая платформа "Пильтун". Впоследствии, дополнительным соглашением к трудовому договору от 01 октября 2014 года, подписанному Лохманом М.Г. 05 февраля 2018 года, пункт 5.3 трудового договора дополнен сведениями о классе вредности условий труда.

Трудовая функция Лохмана М.Г. заключалась в эксплуатации и обслуживании оборудования, используемого работодателем при переработке и утилизации отходов бурения и вспомогательного оборудования, оказании содействия уполномоченным работникам работодателя в контроле и ведении учета действий работ, проводимых службой экологических решений, но не ограничиваясь объемами сгенерированного бурового шлама, бурового раствора и нефтесодержащих вод.

Исследуя доводы Лохмана М.Г. о том, что с 17 октября 2016 года он фактически был допущен к должности руководителя группы по обратной закачке отходов бурения, а также был непосредственным руководителем для инженеров–механиков, работающих на платформах «Пильтун-Астохская-Б», судом исследована должностная инструкция старшего инженера-механика, из содержания которой установлено, что он несет ответственность за инженерный персонал и обеспечивает необходимый уровень профессионализма каждого члена бригады; поддерживает контакт с заказчиком по текущим эксплуатационным вопросам и предусматривает возможное развитие событий по конкретным участкам скважины в отношении последовательности бурения или буровых; контролирует работы по монтажу и вводу в строй оборудования в соответствии с принятой в Компании технологической схемой, работы по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования; готовит ежедневные аналитические отчеты по работе оборудования, еженедельные отчеты по техническом у обслуживанию; проводит проверки техники безопасности и др.

Из содержания приведенного судебного постановления следует, что при оценке показаний свидетелей, суд установил, что Лохман М.Г. фактически выполнял обязанности дневного супервайзера, полагая, что это в полном объеме соответствует обязанностям старшего инженера-механика общества.

Между тем, отсутствие в материалах дела допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что Лохман М.Г. выполнял с 17 октября 2016 года именно трудовую функцию старшего инженера – механика в соответствии с перечнем должностных обязанностей, отраженных в должностной инструкции старшего инженера-механика ООО «Технологической Компании Шлюмберже» не позволило суду первой инстанции прийти к выводу о полной тождественности трудовой функции старшего инженера-механика и дневного супервайзера платформы. При этом высказано суждение о том, что периодическое, частичное выполнение обязанностей супервайзера, как указал суд, не может свидетельствовать о возникновении трудовых отношений и выполнении Лохманом М.Г. трудовой функции по должности старшего инженера-механика общества.

Приведенное судебное постановление судебной коллегией на основании ч.1 ст.71 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации принимается во внимание в качестве письменного доказательства, содержащего сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.

Из содержания должностной инструкции инженера – механика по переработке и утилизации отходов бурения следует, что в его должностные обязанности входит, в том числе, обеспечение надлежащей работы системы очистки оборудования от бурового раствора, проверка, наладка, настройка и обслуживание такой системы, проведение текущего (среднего или мелкого) ремонта и техническое обслуживание оборудования (т.1, л.д.56-57).

При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, правовых оснований для применения к спорным периодам работы Лохмана М.Г. (с 01 января 2014 года по 20 апреля 2020 года) позиции 2130100б-23485 Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, судебная коллегия не усматривает, поскольку должностные обязанности Лохмана М.Г. не были связаны с капитальным ремонтом скважин в производственных процессах по их бурению, на вышкостроении, опробовании (испытании) скважин, а фактическое исполнение Лохманом М.Г. обязанностей, предусмотренных при замещении работником должности инженера – механика (код по ОК 016-94 22509), не свидетельствует о возникновении у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об обоснованном исключении Государственным учреждением – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области из льготного стажа Лохмана М.Г. периодов его работы в должности инженера – механика по переработке и утилизации отходов бурения в филиале «ЭМ-Ай СВАКО, г. Южно-Сахалинск» ООО «Технологическая компания Шлюмберже» и, как следствие, законности решения №92129/21 от 20 октября 2021 года об отказе ему в назначении страховой пенсии по старости, является правильным.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице; профессиональный стаж застрахованного лица – суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались пенсионные взносы в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд (ст.14 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования")

Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (ст.15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным (ст.16 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

На основании п.2 ч.4 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда (ч.1 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

В информационной системе учета объектами учета являются сведения, в том числе в отношении рабочего места: а) индивидуальный номер рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места; б) код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; в) страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте; е) основание для формирования прав работников, занятых на данном рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав) и др. (ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Судебной коллегией установлено, что 24 апреля 2014 года подготовлена карта специальной оценки условий труда работников филиала «ЭМ-Ай СВАКО, г. Южно-Сахалинск» ООО «Технологическая компания Шлюмберже» №53, замещающих должность инженер – механик (по переработке и утилизации отходов бурения) код по ОК 016-94 – 22509, в том числе работника Лохмана М.Г. (<данные изъяты>), которой для рабочего места истца установлен класс условий труда по вредным факторам (химический) – 2; шум – 3,2; общая вибрация – 2; параметры микроклимата – 2; параметры световой среды – 2; тяжесть трудового процесса – 2; итоговый класс условий труда по вредным (опасным) факторам определен 3.2. Кроме того, установлен факт использования при осуществлении трудовых обязанностей такого сырья и материалов как шлам, кальций дихлорид; сведения об используемом работниками оборудовании отсутствуют. В строке 040 карты специальной оценки условий труда работников №53 от 24.04.2014 указано на отсутствие у работников, замещающих должность инженер – механик (по переработке и утилизации отходов бурения) права на досрочное назначение трудовой пенсии (т.1, л.д.70-71).

Карта специальной оценки условий труда работников филиала «ЭМ-Ай СВАКО, г. Южно-Сахалинск» ООО «Технологическая компания Шлюмберже» №53, замещающих должность инженер – механик, не оспорена, недействительной не признана.

На основании п.2 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 №507п утверждены формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений.

В соответствии с п.2.3.7. постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 №507п при заполнении формы СЗВ-СТАЖ в графе 9 "Особые условия труда (код)" указываются периоды работы застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии. Коды особых условий указываются в соответствии с разделом "Коды особых условий труда, используемые при заполнении форм "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)" Классификатора.

Код особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии указывается за периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 – 18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (п.2.3.8 постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 №507п).

При выполнении работником видов работ, дающих застрахованному лицу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ и со Списками 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное обеспечение, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение", код профессии работника указывается в соответствии с Классификатором в следующей строке, начиная с графы "Особые условия труда". Запись кода не ограничена шириной графы (п.2.3.9. постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 №507п).

Графы 9 "Особые условия труда (код)", 12 "Основание (код)" и 13 "Дополнительные сведения" раздела не заполняются, если особые условия труда не подтверждены документально либо занятость работника в этих условиях не соответствует требованиям действующих нормативных документов, либо уплата страховых взносов по дополнительному тарифу или пенсионных взносов в соответствии с пенсионными договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения отсутствует (п.2.3.10 постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 №507п).

При заполнении формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)" раздел 5 "Основание для отражения данных о периодах работы застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с ч.1 ст.30 и ст.31 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ" и СЗВ-ИСХ, представленных одновременно с формой ОДВ-1, содержатся сведения о застрахованных лицах, занятых на соответствующих видах работ, предусмотренных ч.1 ст.30 и ст.31 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (п.3.7 постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 №507п).

При этом, раздел 5 "Основание для отражения данных о периодах работы застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с ч.1 ст.30 и ст.31 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ", оформляется с указанием кода позиции по Спискам №1 и №2.

Судебной коллегией установлено, что в предоставленных в Государственное учреждение – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Лохмана М.Г. отсутствуют сведения об особых условиях его труда в ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» (л.д.122-132).

Принимая во внимание установленный по делу факт того, что трудовая деятельность Лохмана М.Г. не была связана с капитальным ремонтом скважин в производственных процессах по их бурению, на вышкостроении, опробовании (испытании) скважин, а равно как и факт отсутствия правовых оснований для включения периодов работы истца в ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» в стаж на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для возложения на ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» обязанности внести в индивидуальный персонифицированный учет сведения о стаже с тяжелыми условиями труда за спорные периоды и направлении их в Государственное учреждение – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе работы с тяжелыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.27, ст.27.1 и пп.2, пп.6 и пп.13 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 3 которого предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.6 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н).

В период рассмотрения спора судом апелляционной инстанции ООО «Технологическая компания Шлюмберже» выдало Лохману М.Г. справку -ТСS-МI от 12 октября 2022 года, согласно которой за период работы в компании на выплаты и иные вознаграждения в пользу Лохмана М.Г. начислялись и производились все предусмотренные законодательством Российской Федерации отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации. Результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте инженера – механика по переработке и утилизации отходов бурения отражены в картах СОУТ , , , а условия труда не предполагают право на досрочное назначение страховой пенсии.

Истцу также предоставлены карты специальной оценки условий труда работников , , от 24 апреля 2014 года.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления в части отказа в удовлетворении исковых требований Лохмана М.Г. о возложении на ООО «Технологическая компания «Шлюмберже» обязанности выдать справку, уточняющую характер работы и условия труда, подтверждающую занятость в обществе за период с 01 января 2014 года по 20 апреля 2020 года, и ее представлении в Государственное учреждение – отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сахалинской области.

С учётом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, иной оценке имеющихся в нем доказательств, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 22 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лохмана М.Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01 ноября 2022 года.

Председательствующий: Марьенкова А.В.

Судьи: Вишняков О.В.

Чемис Е.В.